Дело № 2а-1184/2018
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
09 февраля 2018г. Центральный районный суд г.Читы в составе:
председательствующего судьи Жалсаповой Д.Б.,
при секретаре Долозиной М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чите административное дело по административному иску Министерства финансов Забайкальского края к УФССП России по Забайкальскому краю, МО по ИОВИП УФССП России по Забайкальскому краю об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с вышеназванным заявлением, ссылаясь на следующее. В производстве МО по ИОВИП УФССП России по Забайкальскому краю находится исполнительное производство № о возложении обязанности в срок до ДД.ММ.ГГГГ выделить за счет средств казны Забайкальского края Министерству образования, науки и молодежной политики Забайкальского края денежные средства для проведения государственным образовательным учреждением для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Балейский детский дом» реконструкции электроустановок и электрооборудования. ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем МО по ИОВИП УФССП России по Забайкальскому краю в рамках указанного исполнительного производства было вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора в размере 50 000 рублей. Ссылаясь на то, что Министерство финансов Забайкальского края является финансовым органом края, организует исполнение бюджета в рамках действующего бюджетного законодательства. Финансирование из бюджета края осуществляется при наличии расходных обязательств края в том объеме бюджетных ассигнований, который утвержден законом о бюджете. Министерство финансов Забайкальского края осуществляет финансирование Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края в соответствии со сводными заявками на финансирование, которое в свою очередь финансирует подведомственные учреждения. Учет бюджетных ассигнований, предоставляемых в виде субсидий, их финансирование и исполнение в разрезе конкретных бюджетных учреждений осуществляется Министерством образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, и не входит в полномочия финансового органа субъекта РФ -Министерства финансов Забайкальского края. Министерство финансов Забайкальского края не располагает информацией о конкретных получателях субсидий. Установленный действующим законодательством порядок финансового обеспечения выполнения государственного задания бюджетными учреждениями со стороны Министерства финансов Забайкальского края, не предусматривает персонифицированного перечисления средств бюджета главному распорядителю средств бюджета Забайкальского края, в данном случае Министерству образования, науки и молодежной политики Забайкальского края. Министерство финансов Забайкальского края осуществляет финансирование данных расходов в текущем году до ДД.ММ.ГГГГ, в рамках исполнения закона о краевом бюджете на 2015год. Таким образом, Министерство финансов Забайкальского края фактически исполнило требования, содержащиеся в исполнительном листе. Просит освободить Министерство финансов Забайкальского края от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей установленного постановлением судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству № от ДД.ММ.ГГГГ.
Представители административного истца, административного ответчика МО по ИОВИП УФССП России по Забайкальскому краю в суд не явились, просили о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель УФССП России по Забайкальскому краю в суд не явился, причины неявки не сообщил.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 ФЗ "Об исполнительном производстве" законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 указанной нормы в случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Одной из мер ответственности за несвоевременное исполнение решения суда является взыскание исполнительского сбора.
В случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения (ст. 105 ФЗ "Об исполнительном производстве").
Исполнительский сбор согласно ч. 1 ст. 112 указанного Закона является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
В соответствии с ч. 2 ст. 112 названного Закона исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Бремя доказывания наличия обстоятельств, препятствующих своевременному исполнению требований исполнительного документа, как и его своевременное исполнение возлагается на должника.
В судебном заседании установлено, что 02.04.2015г. судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство № о возложении на Министерство финансов Забайкальского края обязанности в срок до ДД.ММ.ГГГГ выделить за счет средств казны Забайкальского края Министерству образования, науки и молодежной политики Забайкальского края денежные средства для проведения государственным образовательным учреждением для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Балейский детский дом» реконструкции электроустановок и электрооборудования.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем МО по ИОВИП УФССП России по Забайкальскому краю рамках вышеуказанного исполнительного производства было вынесено постановление о взыскании с Министерства финансов Забайкальского края исполнительского сбора в размере 50000 рублей в связи с неисполнением требований исполнительного документа в добровольном порядке в установленный срок.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года № 13-П, должнику должна быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанностей.
Как установлено в ходе судебного заседания, должником предпринимались возможные и необходимые меры для исполнения решения суда в установленный срок. При этом суд учитывает, что в соответствии с Постановлением Правительства Забайкальского края от 25.02.2014 г. № 93 «Об утверждении Положения о Министерстве финансов Забайкальского края» Министерство финансов Забайкальского края является исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, определяющим перспективные направления развития в области финансов Забайкальского края, межбюджетных отношений, организации региональных лотерей и их проведения и осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, по оказанию государственных услуг, по контролю и надзору в пределах установленных полномочий. Министерство финансов Забайкальского края является финансовым органом края, организует исполнение бюджета края. В силу норм Бюджетного кодекса РФ субвенция именной быть не может, поскольку предоставляется не для конкретного субъекта, а для обеспечения государственного полномочия. Финансирование из бюджета края не может осуществляться произвольно, формирование бюджета осуществляется с соблюдением требований законодательства, в том числе закона Забайкальского края «О бюджетном процессе в Забайкальском крае».
Суд находит обоснованным довод истца о том, что Министерство финансов Забайкальского края вправе выделять бюджетные денежные средства в размере, предусмотренном законом о бюджете Забайкальского края на определённый финансовый год на соответствующие цели. Финансирование из бюджета края не может осуществляться произвольно (сверх объёмов бюджетных ассигнований, а также с нарушением сроков), формирование бюджета осуществляется с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и Законом Забайкальского края «О бюджетном процессе в Забайкальском крае» от 07.04.2009 г. №155-ЗЗК. Распределение средств краевого бюджета между муниципальными образованиями, в пределах полномочий бюджета, осуществляется Министерством образования, науки и молодёжной политики Забайкальского края.
Вышеизложенное указывает на наличие объективной невозможности для Министерства финансов Забайкальского края исполнить требования исполнительного документа в установленный законом срок, и отсутствие бездействия со стороны должника по исполнительным производствам.
При этом, доказательств, что должник имел возможность в установленный срок исполнить требование исполнительных листов, однако умышленно или вследствие халатности, небрежности, или не должной осмотрительности, необходимые действия не совершил, судом не установлено, ответчиком не представлено.
При таких обстоятельствах, суд соглашается с доводами истца о затруднительности исполнения решения в срок, а соответственно, отсутствии виновного неисполнения требований Закона об исполнительном производстве и полагает возможным удовлетворить заявление истца.
руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Освободить Министерство финансов Забайкальского края от взыскания исполнительского сбора 50000 рублей, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела по исполнению особо важных ИП УФССП России по Забайкальскому краю по исполнительному производству №.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме в Забайкальский краевой суд через Центральный районный суд г. Читы.
Судья Д.Б. Жалсапова