Дело № 2а-1184/2021
УИД 29RS0005-01-2021-001563-29
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 декабря 2021 г. г.Архангельск
Исакогорский районный суд города Архангельска в составе
председательствующего судьи Бузиной Т.Ю.,
при секретаре Короткой С.М.,
с участием помощника Архангельского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях ФИО1,
представителя административного истца ФКУ ИК-1 УФСИН России по Архангельской области ФИО2,
административного ответчика ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Исакогорского районного суда города Архангельска с использованием системы видеоконференц-связи административное дело по административному исковому заявлению федерального казённого учреждения «Исправительная колония № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» об установлении административного надзора в отношении ФИО3,
у с т а н о в и л:
федеральное казённое учреждение «Исправительная колония № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» (далее - ФКУ ИК-1 УФСИН России по Архангельской области) обратилось в суд с указанным административным исковым заявлением, попросив установить осуждённому ФИО3 административный надзор на срок три года, а также установить ему на этот период административные ограничения в виде: обязательной явки четыре раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
В обоснование данного требования административный истец сослался на то, что срок отбывания наказания в местах лишения свободы у ФИО3 оканчивается 27 февраля 2022 г., он имеет неснятую и непогашенную судимость за совершение тяжкого преступления, совершенного при рецидиве преступлений, при этом в период отбывания наказания признавался злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания. Указанные обстоятельства в силу закона являются основанием для установления административного надзора.
Представитель административного истца ФКУ ИК-1 УФСИН России по Архангельской области ФИО2 в судебном заседании исковые требования поддержал.
Административный ответчик ФИО3 в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на несогласие с постановлением о признании его злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, о чем он также указывал на личном приеме у представителя Архангельской прокуратуры по надзору за соблюдением законов.
Выслушав объяснения представителя административного истца, административного ответчика, а также заключение помощника прокурора, полагавшего административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, исследовав письменные материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.1 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее - Закон) административный надзор - осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с настоящим Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом; административное ограничение - временное ограничение прав и свобод лица, освобожденного из мест лишения свободы, установленное судом в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч.1 ст.3 Закона административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных ч.3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступлений, умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего, двух и более преступлений, предусмотренных частью первой статьи 228, статьей 228.3, частью первой статьи 231, частью первой статьи 234.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Согласно ч.2 ст.3 Закона административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за: совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи); совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений; совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, предусмотренного пунктом «л» части второй статьи 105, пунктом «е» части второй статьи 111, пунктом «з» части второй статьи 117, частью четвертой статьи 150 (в случае совершения преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы), статьями 205 - 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277 - 279, 282 - 282.3, 295, 317, 357, 360 и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации; совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи); совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи)
На основании ч.3 ст.3 поименованного Закона в отношении указанного в ч.1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, а также лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления, и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность, и (или) административных правонарушения, предусмотренных частью 7 статьи 11.5, и (или) статьей 11.9, и (или) статьей 12.8, и (или) статьей 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно ч.1 ст.4 этого же Закона в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
При этом согласно ч.2 ст.4 вышепоименованного Закона обязательным является установление судом административного ограничения в виде: обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрещения поднадзорному лицу, имеющему непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, выезда за установленные судом пределы территории; запрещения поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания, выезда за установленные судом пределы территории.
В судебном заседании установлено, что ФИО3 осуждён 12 февраля 2020 г. приговором Плесецкого районного суда Архангельской области (с учетом апелляционного определения судебной коллегии по уголовным делам Архангельского областного суда от 9 июля 2020 г.) по ч.3 ст.291 УК РФ на 2 года 4 месяца лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима, с исчислением срока отбывания наказания с момента вступления приговора в законную силу, с зачетом в срок отбывания наказания времени содержания под стражей с 29 октября 2019 г. до вступления приговора в законную силу из расчета один день содержания под стражей за один день отбывания наказания в исправительной колонии строгого режима.
Преступление, предусмотренное ч.3 ст.291 УК РФ, относится к категории тяжких преступлений.
По представлению администрации ФКУ ИК-1 УФСИН России по Архангельской области постановлением начальника названного исправительного учреждения от 19 ноября 2021 г. ФИО3 за хранение и пользование распечатанной на форматных листах А4 текстом книги «Красная каббала» ФИО4, находящейся в Федеральном списке запрещенной литературы Минюста России на основании решения Темрюкского районного суда Краснодарского края от 6 марта 2013 г. признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
В настоящее время ФИО3 отбывает наказание в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Архангельской области.
Учитывая изложенное, суд пришёл к выводу, что в отношении ФИО3 следует установить административный надзор.
Так, ФИО3, являясь совершеннолетним, в феврале 2022 г. освобождающийся из мест лишения свободы, имеет неснятую и непогашенную судимость за совершение тяжкого преступления при рецидиве преступлений, при этом в период отбывания наказания в местах лишения свободы он признавался злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, вследствие чего подпадает под действие Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (п.1,2 ч.1, п.1 ч.3 ст.3).
Из материалов дела видно, что злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания ФИО3 признавался уполномоченным должностным лицом.
Принятие такого решения предусмотрено ст.116 УИК РФ, в суде указанное постановление не оспаривалось, незаконным оно не признавалось, что подтвердил и административный ответчик в ходе рассмотрения настоящего дела.
При установлении административных ограничений в отношении ФИО3 суд исходит из следующего.
Суд находит обоснованной позицию исправительного учреждения, предложившего установить административному ответчику административные ограничения в виде обязательной ежемесячной явки в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Принимая во внимание поведение ФИО3 в период отбывания наказания (характеризуется отрицательно, имеет одно поощрение, полученное им в феврале 2021 г., 8 раз привлекался к ответственности за нарушение Правил внутреннего распорядка в исправительном учреждении, в последний раз - в ноябре 2021 г.), характер и обстоятельства совершения преступления, за которое он имеет судимость, суд считает, что ему следует установить административное ограничение в виде обязательной явки два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Кроме того, ФИО3 постоянного места жительства или пребывания на территории Российской Федерации не имеет, что он сам подтвердил в ходе судебного разбирательства. Согласно адресной справке ФИО3 в период с 20 июня 2018 г. по 17 июня 2021 г. был зарегистрирован по месту пребывания в в рп.Североонежск Плесецкого района Архангельской области, при получении копии административного искового заявления и приложений к нему 23 ноября 2021 г. затруднился указать предполагаемое место проживания после освобождения из мест лишения свободы. В судебном заседании он заявил, что планирует проживать в Москве либо на территории Чеченской республики, данный выбор связан с предполагаемой работой.
Учитывая изложенное, суд считает, что административному ответчику следует также установить административное ограничение в виде запрещения выезда за пределы муниципального образования «Плесецкий район» Архангельской области, где он и проживал до осуждения. Установление данного административного ограничения в силу п.3 ч.2 ст.4 Закона является обязательным для поднадзорных лиц, не имеющих места жительства или пребывания.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.5 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы», с учетом конкретных обстоятельств административного дела и личности административного ответчика, административный надзор ФИО3 следует установить на срок два года.
Данный срок административного надзора и вышеуказанные ограничения будут в достаточной степени отвечать задачам административного надзора.
Срок административного надзора подлежит исчислению со дня постановки ФИО3 на учёт в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения (п.1 ч.3 ст.5 Закона).
На основании изложенного, для предупреждения совершения ФИО3 преступлений и других правонарушений, оказания на него индивидуального профилактического воздействия, в целях защиты государственных и общественных интересов, руководствуясь ст.ст.273, 175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л:
административное исковое заявление федерального казённого учреждения «Исправительная колония № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» удовлетворить.
Установить ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженцу ******, административный надзор на срок два года.
На период административного надзора установить ФИО3 административные ограничения в виде:
- обязательной явки два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации в соответствии с установленным данным органом графиком;
- запрещения выезда за пределы муниципального образования «Плесецкий район» Архангельской области.
Срок административного надзора исчислять со дня постановки ФИО3 на учёт в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение 10 рабочих дней со дня его принятия путём подачи апелляционной жалобы и представления через Исакогорский районный суд города Архангельска.
Председательствующий (подпись) Т.Ю. Бузина