ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1184/2021 от 29.10.2021 Тутаевского городского суда (Ярославская область)

Мотивированно решение составлено 29 октября 2021 года

Дело № 2а-1184/2021

УИД 76RS0021-01-2021-001157-97

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 октября 2021 года

г. Тутаев, Ярославская область

Тутаевский городской суд Ярославской области в составе председательствующего судьи Ларионовой Т.Ю.,

при секретаре Борисовой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Плюгиной Е.Ю. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 7 по Ярославской области об обжаловании действий в части установления налоговой ставки по земельному налогу,

у с т а н о в и л :

Плюгина Е.Ю. обратилась с административным исковым заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 7 по Ярославской области об обжаловании действий в части установления налоговой ставки по земельному налогу за 2019 год в размере 1,5 % в отношении принадлежащих ей земельных участков с кадастровыми номерами: , , , , , , , , , , , , которые используются единым массивом для садоводства строительства в личных целях, а также земельных участков, используемых в качестве дорог для подъезда: , , , , , ,а также участков заболоченных: , , имеющих категорию: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: садоводческие (дачные) объединения, расположены в с/о <адрес>.

Просила признать незаконными действия налоговой инспекции, поскольку считала, что должна быть применена ставка 0,3 %, поскольку земельные участки используются в личных целях, а не для предпринимательской деятельности.

В судебном заседании представитель административного истца, адвокат Новиков А.В., исковые требования и доводы иска поддержал в полном объеме. В поддержании доводов приводил факты, установленные актом рейдового осмотра земельных участков представителя КУМИ Администрации Некрасовского муниципального района Ярославской области от 09.09.2021 года, которым установлено, что поименованные земельные участки, принадлежащие административному истцу на праве собственности, часть выполняют функцию улично-дорожной сети, часть являются садовыми участками, подвергаются очистки от растительности и делается предположение, что подготавливаются для размещения жилого дома и производства сельскохозяйственной продукции, признаков ведения предпринимательской деятельности не зафиксировано.

Представитель административного ответчика, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 7 по Ярославской области, по доверенности Мерзлова Н.В., не признала исковые требования, поддержала позицию письменного отзыва, в котором изложена позиция, что земельные участки используются в коммерческих целях, поскольку в 2019 году приобретался единый массив общей площадью 601938 кв.м, который впоследствии разделялся на отдельные земельные участки, которые переходили по сделкам купли-продажи к иным правообладателям, формировалась улично-дорожная сеть из части земельных участков. В 2021 году обнаруженная расчистка части земельных участков от растительности не свидетельствует об отсутствии коммерческой деятельности и исключительно личном использовании земельных участков, площадь их значительна, составляет более 2,5 га, что не исключает их предпродажную подготовку.

Представитель административного соответчика, Управление Федеральной налоговой службы по Ярославской области, в судебное заседание не явился, извещен.

Плюгина Е.Ю. согласно сведениям из ЕГРЮЛ осуществляет предпринимательскую деятельность с 16.01.2013 года по настоящее время, основной вид деятельности – покупка и продажа собственного недвижимого имущества.

Судом установлено и следует из материалов дела, что Плюгиной Е.Ю. на праве собственности с 2019 года земельные участки: с кадастровыми номерами: , , , , , , , , , , , , , , , , , , имеющих категорию: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: садоводческие (дачные) объединения, расположены в с/о <адрес>.

03.08.2020 года Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 7 по Ярославской области Плюгиной Е.Ю. направлено налоговое уведомление № 34440976, в котором исчислен земельный налог за 2019 год в отношении земельных участков, в том числе с кадастровыми номерами: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , в которых применена налоговая ставка в размере 1,5 %.

В перерасчете земельного налога с применением налоговой ставки 0,3 % в отношении данных земельных участков Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 7 по Ярославской области Плюгиной Е.Ю. на ее обращение отказано.

Решением Управления ФНС по Ярославской области № 112 от 13.05.2021 года по жалобе на действия Межрайонной ИФНС № 7 по Ярославской области, связанным с начислением земельного налога за 2019 год, оставлены без удовлетворения.

Суд, выслушав стороны, изучив письменные материалы дела, считает, что требования административного истца не подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьей 6 Закон Российской Федерации от 21 марта 1991 года N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" главной задачей налоговых органов является контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов и страховых взносов, соответствующих пеней, штрафов, процентов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 7 указанного Закона налоговым органам предоставляется право:

- контролировать соблюдение законодательства гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью;

- осуществлять налоговый контроль путем проведения налоговых проверок, а также в других формах, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации. В целях осуществления налогового контроля производить осмотр (обследование) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых организациями и гражданами для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации;

- взыскивать недоимки и взыскивать пени, а также штрафы в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации, земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В силу части 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Объектом налогообложения, в силу части 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации, признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.

Согласно статье 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.

Статьей 2 Федерального закона от 04 ноября 2014 года N 347-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации", вступившей в силу с 1 января 2015 года, внесены изменения в статьи 391, 393, 396 - 398 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которым налогообложение земельным налогом налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей приравнивается к налогообложению налогоплательщиков - физических лиц.

Согласно пункту 4 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики - физические лица уплачивают земельный налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за 3 налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков:

- отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;

- приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства.

В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении прочих земельных участков налоговая ставка не может превышать 1,5 процента.

В соответствии с решением Совета сельского поселения Некрасовское Некрасовского муниципального района от 30.09.2010 № 51 «Об установлении земельного налога на территории сельского поселения Некрасовское» (в редакции решения муниципального Совета сельского поселения Некрасовское Некрасовского муниципального района от 31.05.2018 № 180) установлены налоговые ставки по налогу в размерах:

а) 0,3 процента в отношении земельных участков:

- отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;

- занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящийся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;

- приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства,

- ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

б) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков;

в) 1,5 процента в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения ии к землям в составе зон сельскохозяйственного использования, не используемых для сельскохозяйственного производства.

Спорные земельные участки относятся к категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: "для дачного строительства".

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.

Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать их в меньшем размере (пункт 1 статьи 56 Налогового кодекса Российской Федерации).

Положения статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с нормами подпункта 3 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации предоставляют налогоплательщику возможность реализовать свое право на налоговую льготу при условии, что он представит доказательства, подтверждающие основания, с которыми налоговое законодательство связывает наличие у налогоплательщика права на льготу.

В соответствии со статьей 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Пункт 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации определяет, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства): крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество; хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями; некоммерческими организациями, в том числе потребительскими кооперативами, религиозными организациями; казачьими обществами; опытно-производственными, учебными, учебно-опытными и учебно-производственными подразделениями научных организаций, образовательных организаций, осуществляющих подготовку кадров в области сельского хозяйства, и общеобразовательных организаций; общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов.

Понятие «дачное хозяйство» содержалось в ст. 1 Федерального закона № 66-ФЗ от 15.04.1998 года, действовавшего на момент формирования и постановки земельных участков на кадастровый учет садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан (садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество, садоводческий, огороднический или дачный потребительский кооператив, садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое партнерство) - некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (далее - садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение).

В связи с введением нового правового регулирования в сфере садоводства и огородничества Законом N 217-ФЗ установлены переходные положения, согласно которым такие виды разрешенного использования земельных участков, как "садовый земельный участок", "для садоводства", "для ведения садоводства", "дачный земельный участок", "для ведения дачного хозяйства" и "для дачного строительства", содержащиеся в ЕГРН и (или) указанные в правоустанавливающих или иных документах, считаются равнозначными. Земельные участки, в отношении которых установлены такие виды разрешенного использования, являются садовыми земельными участками (часть 7 статьи 54 Закона N 217-ФЗ).

Таким образом, по смыслу налогового законодательства, пониженные ставки земельного налога устанавливаются для некоммерческих организаций и физических лиц, непосредственно использующих земли в целях удовлетворения личных потребностей при ведении дачного хозяйства или дачного строительства, а не в целях извлечения прибыли.

Действующее законодательство не содержит запрета некоммерческим организациям и физическим лицам на отчуждение в собственность юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) земельных участков с разрешенным видом использования "для дачного хозяйства" и "для дачного строительства".

Вместе с тем отсутствие такого ограничения не свидетельствует о наличии у покупателя земельного участка - юридического лица (коммерческой организации) возможности использовать тот объем прав в отношении приобретенного земельного участка, который принадлежит лицам, ведущим дачное хозяйство или дачное строительство в целях, установленных Федеральным законом от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".

Налоговым органом в рамках проверки направлен запрос в Администрацию сельского поселения Некрасовское и на основании ответа № 2827 от 03.11.2020 года было установлено, что земельный участок с кадастровым номером расположен в районе очистных сооружений ООО санаторий «<данные изъяты>», подъезда к нему не имеется, участок заболочен, зарос деревьями и кустарником. Земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> расположен на территории ТСН «<данные изъяты>», часть участка спланирован под дороги, произведена отсыпка, часть участка не используется. Земельные участка с кадастровыми номерами , , , спланированы для строительства дорог, ведутся работы по благоустройству дорог. Земельные участки с кадастровыми номерами: , , , , , , , , , , , не используются по целевому назначению, на участках растут деревья и кустарники.

Указанные доказательства получены налоговым органом в рамках полномочий, предоставленных Законом Российской Федерации от 21 марта 1991 года N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", Налоговым кодексом Российской Федерации. В своем решении суд первой инстанции дал надлежащую оценку представленным в дело доказательствам, оснований не согласиться с ней у судебной коллегии не имеется.

Так же налоговой инспекцией установлено и не отрицалось налогоплательщиком, что ИП Плюгиной Е.Ю. изначально по договору купли-продажи от 27.02.2019 года приобретена 1/2 доля в праве собственности на земельный участок общей площадью 100482 кв.м, с кадастровым номером , категории: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: садоводческие (дачные) объединения, находящийся по адресу: <адрес>; по договору купли-продажи от 27.03.2019 года приобретена 1/2 доля в праве собственности на земельный участок общей площадью 100482 кв.м, с кадастровым номером , категории: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: садоводческие (дачные) объединения, находящийся по адресу: <адрес>, а также в совместную собственность с иными лицами земельный участок общей площадью 722575 кв.м, с кадастровым номером , категории: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: садоводческие (дачные) объединения, находящийся по адресу: <адрес> Впоследствии данные земельные участки были разделены на множество земельных участков и переданы по сделкам купли-продажи иным лицам, что подтверждает использование данных земельных участков в 2019 году для предпринимательских целей, по основному виду деятельности индивидуального предпринимателя Плюгиной Е.Ю.

Представленный административным истцом акт рейдового осмотра земельных участков КУМИ Администрации Некрасовского муниципального района Ярославской области от 09.09.2021 года, в котором отражено мнение специалистов о том, что часть земельных участков подвергается очистке от растительности и сделан предположительный вывод о возможности их использования Плюгиной Е.Ю. в личных целях для строительства жилого дома, не относится к периоду начисления ставки налога за 2019 год, достоверно не подтверждает факта использования данных земельных участков в личных целях для садоводства Плюгиной Е.Ю.

Так, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 08 ноября 2018 года N 2725-О, при оценке возможности применения пониженной ставки земельного налога в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства, не может не учитываться целевое назначение данного участка и правовой статус его собственника. По смыслу налогового законодательства, пониженные ставки земельного налога, предусмотренные абзацем четвертым подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливаются для физических лиц, непосредственно использующих земли в целях удовлетворения личных потребностей при ведении дачного хозяйства или дачного строительства и создающих исключительно для этих целей некоммерческие организации.

С учетом изложенного, приняв также во внимание количество и общую площадь имевшихся в собственности Плюгиной Е.Ю. земельных участков, отсутствие доказательств непосредственного использования спорных земельных участков в целях удовлетворения личных потребностей при ведении дачного строительства, суд приходит к выводу о том, что земельные участки использовались ей в 2019 году ( в период исчисления налога) в предпринимательской деятельности с целью их перепродажи, в связи чем налоговым органом обоснованно произведен расчет земельного налога в соответствии с подпунктом 2 части 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации исходя из налоговой ставки не превышающей 1,5%.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 289, 290 КАС РФ, суд

р е ш и л :

Административное исковое заявление Плюгиной Е.Ю. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 7 по Ярославской области об обжаловании действий в части установления налоговой ставки по земельному налогу оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через Тутаевский городской суд Ярославской области в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья Т.Ю.Ларионова