ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1185/19 от 21.02.2019 Ленинскогого районного суда г. Чебоксар (Чувашская Республика)

Дело № 2а-1185/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

датаг. г.Чебоксары

Ленинский районный суд г.Чебоксары в составе:

председательствующего судьи Мурадовой С.Л.

при секретаре судебного заседания Егоровой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Алатырского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации, Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Чувашской Республике о признании информации, распространяемой в сети «Интернет» запрещенной

у с т а н о в и л :

Административный истец Алатырский межрайонный прокурор обратился в суд с исковым заявлением в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации, Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Чувашской Республике о признании информации, распространяемой в сети «Интернет» запрещенной. Исковые требования мотивированы тем, что Алатырской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения требований Федерального закона от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в сфере исполнения законодательства об охране животного мира. В ходе проведения указанной проверки осуществлен мониторинг сети «Интернет», по результатам которого на странице сайтов в сети «Интернет» выявлено наличие информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Установлено, что интернет-страницах, указанных в иске содержатся предложения приобретения за плату любыми пользователями, находящимися на сайте, животных, занесенных в красную книгу, а именно - Амурского лесного кота, Манула и рогов сайгака в отсутствие разрешительной документации, что является нарушением действующего законодательства. При изучении сайта ------ «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», вышеуказанный интернет-страница запрещенной не значится. Данные обстоятельства подтверждаются справкой помощника межрайонного прокурора, скриншотами интернет-страницы. Таким образом, реализация и приобретение за плату через указанный сайт животных, занесенных в Красную книгу РФ, противоречит вышеуказанным требованиям законодательства и является незаконным. Истец с учетом уточнения исковых требований и со ссылкой на ст. 39 КАС РФ, ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», просит признать размещенную на Интернет - страницах информацию:

------

------

информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Административный истец извещен, явку представителя не обеспечил.

Административный ответчик - Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Чувашской Республике в суд явку представителя не обеспечил, посредством электронной почты представил отзыв, просил рассмотреть дело без участия представителя.

Административный ответчик - Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации в суд явку представителя не обеспечил, об уважительности причин неявки суду не сообщил.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 60 Федерального закона от 10 января 2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях охраны и учета редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов учреждаются Красная книга Российской Федерации и красные книги субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 24 Федерального закона от 24 апреля 1995 № 52-ФЗ «О животном мире» редкие и находящиеся под угрозой исчезновения объекты животного мира заносятся в Красную книгу Российской Федерации и (или) Красные книги субъектов Российской Федерации. Действия, которые могут привести к гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания объектов животного мира, занесенных в Красные книги, не допускаются.

Приказом Госкомэкологии от 19 декабря 1997 г. N 569 утвержден перечень (список) объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2013 №978 утвержден перечень особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, для целей статей 226.1 и 258.1 Уголовного Кодекса Российской Федерации.

Указанные редкие животные - амурский лесной кот, манул, сайгак - входят в данные перечни, следовательно, данные объекты животного мира находится под угрозой исчезновения и требуют срочных мер охраны.

Согласно ст. 9 ч. 1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» № 149-ФЗ от 27 июля 2006 г. - ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии со ст. 10 ч. 1, 6 ФЗ № 149-ФЗ от 27 июля 2006 г. - в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации (ч.1).

Запрещается распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность (ч. 6)

Статьей 8.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации либо охраняемых международными договорами, а равно действия (бездействие), которые могут привести к гибели, сокращению численности либо нарушению среды обитания этих животных или к гибели таких растений, либо добыча, хранение, перевозка, сбор, содержание, приобретение, продажа либо пересылка указанных животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов без надлежащего на то разрешения или с нарушением условий, предусмотренных разрешением, либо с нарушением иного установленного порядка, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

За контрабанду особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов предусмотрена уголовная ответственность по ст.226.1 УК РФ.

За незаконную добычу, содержание, приобретение, хранение, перевозку, пересылку и продажу особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, их частей и производных предусмотрена уголовная ответственность по ст.258.1 УК РФ.

В соответствии с п. 13.3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18 октября 2012 № 21 (ред. от 30 октября 2017) «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» под частями диких животных в статье 258.1 УК РФ следует понимать не подвергшиеся обработке искусственно выделенные фрагменты, органы, "вещества" (например, внутренние органы, кости, желчь, шкура и т.д.), под производными диких животных - продукты их хозяйственной переработки (например, пищевые продукты, медицинские и биологические препараты, меховые изделия, сувениры).

Согласно ст. 24 Федерального Закона «О животном мире» № 52-ФЗ от 24 апреля 1995 г. - оборотоспособность диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, допускается в исключительных случаях по разрешению (распорядительной лицензии), выдаваемому специально уполномоченным государственным органом по охране окружающей среды в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации. Содержание указанных животных в неволе и выпуск их в естественную природную среду также допускаются в исключительных случаях, определяемых Правительством Российской Федерации.

В силу положений Постановления Правительства РФ № 156 от 19 февраля 1996 г. «О Порядке выдачи разрешений (распорядительных лицензий) на оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ» право выдачи разрешения (распорядительной лицензии) на оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации предоставлено Федеральной службе по надзору в сфере природопользования.

В соответствии со ст. 15.1 ФЗ № 149-ФЗ от 27 июля 2006 г. - в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" (далее - реестр) (п. 1).

В реестр включаются: 1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; 2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (п. 2).

Основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, являются, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (п. 5).

Согласно ч.1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Алатырской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения требований Федерального закона от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в сфере исполнения законодательства об охране животного мира. В ходе проведения указанной проверки осуществлен мониторинг сети «Интернет», по результатам которого на странице сайтов в сети «Интернет» выявлено наличие информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Установлено, что интернет-страницах, указанных в иске, содержатся предложения приобретения за плату любыми пользователями, находящимися на сайте, животных, занесенных в красную книгу, а именно - Амурского лесного кота, Манула и рогов сайгака в отсутствие разрешительной документации, что является нарушением действующего законодательства. При изучении сайта ------ «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», вышеуказанный интернет-страница запрещенной не значится.

Таким образом, реализация и приобретение за плату через указанный сайт животных, занесенных в Красную книгу РФ, противоречит вышеуказанным требованиям законодательства и является незаконным.

К материалам дела приложены скриншоты страницы вышеуказанных сайтов, акт проверки от датаг., которыми подтверждаются наличие информации с предложением приобретения за плату любыми пользователями, находящимися на сайте, животных, занесенных в красную книгу, а именно – Амурского лесного кота, Манула и рогов сайгака в отсутствие разрешительной документации, что является нарушением действующего законодательства. Согласно акту помощника Алатырского межрайонного прокурора ФИО2 осмотром установлено, что доступ на данные сайты свободный, не требуется предварительной регистрации и пароля, любой Интернет- пользователь может ознакомиться с содержанием указанной страницы. Информация на указанных интернет – сайтах доступна на территории Российской Федерации.

Суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных административным истцом требований.

В соответствии с частью 1 статьи 15.1 вышеуказанного ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено".

Основаниями для включения в Реестр сведений являются согласно пункту 2 части 5 статьи 15.1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Полномочия по созданию, формированию и ведению единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора, в соответствии с п. 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16 марта 2009 №228.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

Признать размещенную на Интернет - страницах информацию:

------

------

информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

В течение трех дней после вступления решения суда в законную силу направить копию решения с отметкой о вступлении в законную силу в Управление Роскомнадзора по Чувашской Республике – Чувашии, расположенного по адресу: адрес, адресадрес, для внесения сведений в единую автоматизированную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня вынесения решения суда через Ленинский районный суд г. Чебоксары.

Председательствующий судья Мурадова С.Л.