ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-11866/19 от 05.11.2019 Якутского городского суда (Республика Саха (Якутия))

УИД 14RS0035-01-2019-016609-10 Дело № 2а-11866/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Якутск 05 ноября 2019 года

Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Ивановой Н.В., рассмотрев в порядке упрощенного производства административное дело по иску исполняющего обязанности заместителя прокурора ____ в интересах неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в РС(Я) о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,

установил:

Административный истец в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением к ответчику. В обоснование иска указано, что прокуратурой ____ проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере оборота продукции, предоставляющей угрозу жизни и здоровью населения, в частности, проведен мониторинг информационно – телекоммуникационной сети «Интернет», по результатам которой установлено следующее. В рамках проверки изучен доступный неопределенному кругу лиц веб – сайт ___ на котором размещена информация с предложениями приобретения дистанционным способом табачных изделий, а также принадлежностей для курения. Просил признать информацию, размещенную на указанной интернет – странице, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились. Дело на основании ст. 291 Кодекса административного судопроизводства РФ рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства.

Из отзыва представителя Управления Роскомнадзора РС(Я) следует, что на странице ___ в соответствующих разделах сайта размещена информация о продаже кальянов и прочих аксессуаров для курения. Указывают, что информация, размещенная на вышеуказанной интернет – странице, повлечет нарушение прав неограниченного круга лиц, добросовестных пользователей сайта. Кроме этого, в разделе «доставка» имеется информация о том, что дистанционная продажа табака не осуществляется, продукция доступна для покупки в фирменных магазинах и пунктах выдачи. В едином реестре доменных имен, информация размещенная на вышеуказанном сайте на момент рассмотрения дела не признана запрещенной.

Суд, изучив материалы административного дела, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона РФ №149-ФЗ от 27.07.2006 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Федеральный закон № 149-ФЗ) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

На основании ч. 5 ст. 15 Федерального закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно п. 3 ч. 5 ст. 5 указанного Закона, в рекламе не допускается демонстрация процессов курения и потребления алкогольной продукции.

Пунктом 8 ст. 7 Закона «О рекламе» установлен запрет рекламы табака, табачной продукции, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 5 Федерального закона «О защите детей от информации причиняющей вред их здоровью и развитию» к информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, относится в частности информация, способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством.

Согласно п. 3 ст. 19 Федерального закона от 23.02.2013 г. №115-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» установлен запрет на розничную дистанционную продажу табачной продукции.

В силу положений ч. 6 ст. 10 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Статьей 14.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за незаконную продажу товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством.

Частью 1 ст. 9 №149-ФЗ установлено, что ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно ч. 1 ст. 15.1 Вышеуказанного Закона, в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" (далее - реестр). В реестр включаются: 1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; 2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Таким образом, предоставление возможности доступа к указанной информации с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети Интернет, фактически является распространением информации, которая запрещена на территории Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 9 Федерального закона № 149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В целях защиты прав неопределенного круга лиц, пресечения возможного нарушения прав граждан, интересов Российской Федерации, а также вовлечения несовершеннолетних к противоправным деяниям, информация, размещенная на указанном сайте, должна быть признана запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, а доступ к сайту должен быть закрыт.

Согласно п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ основанием для включения в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Указанный Интернет ресурс в единый реестр не внесен, что подтверждается скриншотом общедоступных сведений с сайта Роскомнадзора.

В соответствии со ст. 40 КАС РФ в случаях, предусмотренных федеральными конституционными законами, настоящим Кодексом и другими федеральными законами, государственные органы, должностные лица, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации могут обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, публичных интересов.

Установлено, что прокуратурой проведен мониторинг сети Интернет с целью выявления сайтов с материалами, распространение которых запрещено на территории Российской Федерации, установлено, что на сайте ___ на котором размещена информация с предложениями приобретения дистанционным способом табачных изделий, а также принадлежностей для курения.

Вход на сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием данной страницы и скопировать информацию в электронном варианте может любой интернет-пользователь, в том числе и несовершеннолетний, ограничения на передачу, копирование и распространение отсутствуют.

Факт содержащейся в размещенных на сайте материалах противоправной информации, подтверждается скриншотом с сайта, а также актом проверки от ____ г.

Указанная интернет-страница отсутствует в реестре Роскомнадзора (Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержание информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено) по адресу ___

Поскольку представленные доказательства в совокупности подтверждают несоблюдение установленных требований закона, доказательств обратного при этом не представлено, заявленные требования подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 179-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

решил:

Признать информацию, размещенную на интернет-странице ___ информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Настоящее решение является основанием для внесения интернет-страницы ___ в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха (Якутия) через Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья: п/п Н.В. Иванова

Копия верна – судья: Н.В. Иванова

Решение изготовлено: 05 ноября 2019 г.