ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1186/20 от 29.10.2020 Североморского районного суда (Мурманская область)

Мотивированное решение изготовлено 29 октября 2020 года

Дело 2а-1186/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 октября 2020 года ЗАТО г. Североморск

Североморский районный суд Мурманской области составе:

председательствующего судьи Курчак А.Н.

при секретаре Ткач Я.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № 9 по Мурманской области к ФИО1 о взыскании задолженности по обязательным платежам,

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 9 по Мурманской области (далее – МИФНС России № 9) обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании обязательных платежей, указав в обоснование, что тот состоял на учете в МИФНС России № 2.

Согласно представленной ФИО1 декларации за 2016 год по форме 3-НДФЛ сумма налога к уплате составила 454950 рублей.

Однако указанную сумму налогоплательщик не уплатил. 15.11.2018 в адрес ИП ФИО1 было направлено требование об уплате налога и пени в размере 56849 рублей 75 копеек. В срок, установленный в требовании до 05.12.2018, уплата налога и пени произведена не была.

Кроме того, налогоплательщиком несвоевременно была представлена налоговая декларация по форме №-НДФЛ за 2017 год, что влечет за собой взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством срок суммы налога в размере 1000 рублей.

23.11.2018 в адрес ответчика направлено требование об уплате штрафа по НДФЛ в срок до 13.12.2018, однако данный платеж ФИО1 не произвел.

Кроме того, ФИО1 состоял на учете в МИФНС России № 2 в период с 12.11.2015 по 16.11.2018 в качестве индивидуального предпринимателя, в связи с чем, в силу п.п. 2 п. 1 ст. 419 Налогового кодекса РФ признается плательщиками страховых взносов.

Согласно ст. 430, ст. 432 Налогового кодекса РФ плательщики, не производящие выплат и иных вознаграждений физическим лицам, самостоятельно уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в фиксированном размере.

В связи с наличием задолженности, на этапе досудебного урегулирования спора Инспекция в соответствии с пунктом 1 статьи 23, пунктом 1 статьи 45 НК РФ направила налогоплательщику требование от 05.12.2018 об уплате страховых взносов и пени, срок уплаты по требованию истек 25.12.2018.

Недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 23300 рублей и пени в размере 99 рублей 71 копейка, недоимка по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 5 126 рублей 22 копейки и пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 150 рублей 52 копейки 09 рублей 05 копеек, административным ответчиком не уплачены и подлежат взысканию в бюджет.

Также в соответствии со ст. 143 НК РФ ФИО1 является налогоплательщиком налога на добавленную стоимость.

Однако декларация по НДС за 1 квартал 2018 года представлена в налоговый орган ответчиком 04.05.2018, тогда как срок ее предоставления истек 25.04.2018, что в соответствии с п. 1 ст. 119 НК РФ влечет наложение штрафа, который исчислен и составил 1000 рублей.

По требованию от 21.01.2019 об уплате штрафа в срок до 08.02.2019, уплата штрафа по НДС произведена не была, в связи с чем образовалась задолженность.

Учитывая изложенное, административный истец просил взыскать с ФИО1 задолженность: по налогу на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей в размере 448578 рублей, пени в размере 56855 рублей 63 копейки, штраф в размере 1000 рублей; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации в размере 23300 рублей 61 копейка, пени в размере 99 рублей 71 копейки; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в размере 5126 рублей 22 копейки, пени в размере 150 рублей 52 копейки; штраф по налогу на добавленную стоимость в размере 1000 рублей, а всего взыскать 536110 рублей 69 копеек. Зачесть взысканную в результате исполнения судебного приказа от 15 июля 2019 года № 2а-1451/2019 сумму штрафа по налогу на доходы физических лиц в размере 1000 рублей в счет уплаты указанной выше задолженности по штрафу по налогу на доходы физических лиц в размере 1000 рублей.

Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом. Просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Административный ответчик ФИО1 в суд не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, воспользовался правом на ведение дела через представителя.

Представитель административного ответчика ФИО2 в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, указав, что в ОСП ЗАТО г. Североморска на исполнении уже находится исполнительные производства, возбужденные по постановлениям налогового органа о взыскании налогов и сборов, включая пени в размере 487535 рублей 44 копейки, по которому остаток задолженности составил 212824 рубля 67 копеек. Учитывая изложенное полагала, что удовлетворение иска приведёт к двойному взысканию задолженности по налогам и сборам. Просила в иске отказать в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица - МИФНС России № 2 по Мурманской области ФИО3 в судебном заседании просил иск удовлетворить в полном объеме, пояснив, что в ОСП ЗАТО г. Североморска на исполнении находится исполнительные производства, возбужденные по постановлениям МИФНС № 2 по иным требованиям об уплате налогов и пени, которые не относятся к задолженности, взыскиваемой административным истцом в рамках настоящего дела.

Заслушав представителя административного ответчика и заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд полагает административный иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В силу части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса РФ определена обязанность налогоплательщика по самостоятельной уплате налога. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В силу статей 19, 52 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать, соответственно, налоги и (или) сборы.

Судом установлено, что ФИО1 состоял на налоговом учете в МИФНС № 2 по Мурманской области в качестве индивидуального предпринимателя в период с 12.11.2015 по 16.11.2018.

Согласно подпункту 1 пункта 1 ст. 227 Налогового кодекса РФ физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица самостоятельно исчисляют сумму налога на доходы физических лиц исходя из сумм доходов, полученных от осуществления такой деятельности, в порядке установленном ст. 225 Налогового кодекса РФ.

01.11.2016 налогоплательщик представил в налоговый орган декларацию по форме 3-НДФЛ за 2016 год, в соответствии с которой сумма налога к уплате составила 454950 рублей.

В связи с неуплатой налога на доходы физических лиц 15.11.2018 в адрес ФИО1 направлено требование № 265013 об уплате НДФЛ и пени в размере 56849 рублей 75 копеек в срок до 01.12.2018.

Срок исполнения по требованию истек, однако задолженность по налогу и пени налогоплательщиком не погашена, в связи с чем требование о взыскании недоимки и пени по налогу заявлены обоснованно и подлежит удовлетворению.

Кроме того, ФИО1 несвоевременно был представлена в налоговый орган налоговая декларация за 2017 год.

Так, в силу требований подпункта 4 пункта 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

В соответствии с пунктами 1 и 6 ст. 80 Налогового кодекса РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление налогоплательщика, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Налоговая декларация (расчет) представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.

Пунктом 5 ст. 227 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в сроки, установленные статьей 229 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 1 ст. 229 Налогового кодекса РФ налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено статьей 227.1 настоящего Кодекса.Вместе с тем ФИО1 налоговая декларация за 2017 год представлена только 17.05.2018, то есть с нарушением установленного срока, что в ходе рассмотрения дела административным ответчиком и его представителем не оспаривалось.

На основании пункта 1 ст. 119 Налогового кодекса РФ непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога (страховых взносов), подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации (расчета по страховым взносам), за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.

Учитывая изложенное, размер штрафной санкции за несвоевременное представление налоговой декларации по НДФЛ за 2017 год составил 1000 рублей.

Решением от 19.10.2018 № 21088 ФИО1 привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения по ст. 119 НК РФ в виде штрафа в размере 1000 рублей, который до настоящего времени по требованию налогового органа от 23.11.2018 № 15514 не уплачен и подлежит взысканию с административного ответчика.

Также, ФИО1, являясь индивидуальным предпринимателем, не уплачивал страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование за 2018 год.

Согласно положениям главы 34 Налогового кодекса РФ с 01 января 2017 года администрирование страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование осуществляет Федеральная налоговая служба России.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 ст. 419 Налогового кодекса РФ плательщиками страховых взносов признаются индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).

Согласно статьям 430 и 432 Налогового кодекса РФ плательщики, не производящие выплат и иных вознаграждений физическим лицам, самостоятельно уплачивают страховые взносы в фиксированном размере.

Пунктом 1 ст. 430 Налогового кодекса РФ установлены величины фиксированных размеров страховых взносов за расчетный период 2018 года: 26545 рублей на обязательное пенсионное страхование и 5840 рублей на обязательное медицинское страхование.

Из пункта 5 ст. 432 Налогового кодекса РФ следует, что в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя в качестве плательщика страховых взносов.

Принимая во внимание, что ФИО1 утратил статус индивидуального предпринимателя с 16.11.2018 года, а величина его дохода в 2018 году не превышала 300000 рублей и налогоплательщик осуществлял предпринимательскую деятельность не полный год, налоговым органом исчислен размер подлежащих уплате страховых взносов:

на обязательное пенсионное страхование за период с 01.01.2018 по 17.07.2018 23300 рублей 61 копейка;

обязательное медицинское страхование за период с 01.01.2018 по 17.07.2018 5126 рублей 22 копейки.

Однако в установленный законом срок ФИО1 страховые взносы не уплатил, в связи с чем ему начислены пени и направлено требование от 05.12.2018 № 265237 об уплате страховых взносов и пени в срок до 25.12.2018.

Однако данные суммы уплачены не были, в связи с чем суд полагает необходимым взыскать с административного ответчика задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации в размере 23300 рублей 61 копейка, пени в размере 99 рублей 71 копейки, а также по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в размере 5126 рублей 22 копейки, пени в размере 150 рублей 52 копейки.

Кроме того, ФИО1, являясь индивидуальным предпринимателем, являлся налогоплательщиком налога на добавленную стоимость.

Согласно ст. 23 и 80 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации, которые представляются по каждому налогу, подлежащему уплате.

На основании ст. 163 Налогового кодекса РФ налоговый период устанавливается как квартал.

Пунктом 5 статьи 174 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что налогоплательщики (в том числе являющиеся налоговыми агентами), а также лица, указанные в пункте 8 статьи 161 и пункте 5 статьи 173 настоящего Кодекса, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено настоящей главой.

Таким образом, ФИО1 декларацию по НДС за 1 квартал 2018 года должен был представить в налоговую службы до 25.04.2018, однако этого не сделал.

Принимая во внимание нарушение установленного законом срока, решением от 19.11.2018 № 21392 ФИО1 привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения по ст. 119 НК РФ в виде штрафа в размере 1000 рублей, который по требованию налогового органа от 21.01.2019 № 15834 в срок до 08.02.2019 не уплачен и подлежит взысканию с административного ответчика.

Судом также установлено, что ранее МИФНС № 2 по Мурманской области обратилась в суд с заявлением о вынесении судебного приказа, по которому мировым судьей судебного участка № 2 Североморского судебного района 15.07.2019 вынесен судебный приказ № 2а-1451/2019 о взыскании заявленных по настоящему делу сумм задолженностей.

В связи с поступлением возражений со стороны должника определением мирового судьи судебного участка № 2 Североморского судебного района от 22.01.2020 данный судебный приказ отменен.

При этом в ходе исполнительного производства, возбужденного на основании судебного приказа мирового судьи судебного участка № 2 Североморского судебного района от 15.07.2019 № 2а-1451/2019, была взыскана сумма штрафа по НДФЛ в размере 1000 рублей, которую суд считает необходимым зачесть в счет уплаты указанной выше задолженности по штрафу по налогу на доходы физических лиц в размере 1000 рублей.

Таким образом, суд удовлетворяет административный иск в полном объеме.

Доводы представителя административного ответчика ФИО2 о том, что суммы налоговых платежей и санкций по настоящему иску уже удерживаются в рамках исполнительных производств Отделением судебных приставов ЗАТО г. Североморска, суд полагает несостоятельными и опровергнутыми представленными в материалы дела документами.

Судом установлено, что на основании постановлений МИФНС № 2 по Мурманской области службой судебных приставов производится взыскание:

по постановлению от 25.07.2018 № 51100001892 по требованиям налогового органа от 09.11.2017 № 13327, от 09.11.2017 № 13328, от 12.03.2018 № 14037 и от 26.04.2018 № 14269;

по постановлению от 25.07.2018 № 51100001893 по требованиям налогового органа от 17.01.2018 № 259754, от 18.12.2017 № 97085 и от 17.04.2018 № 99160;

по постановлению от 14.08.2018 № 51100002005 по требованию налогового органа от 10.07.2018 № 100558;

по постановлению от 30.08.2018 № 51100002431 по требованию налогового органа от 25.07.2018 № 101247.

Таким образом, все ранее возбужденные в отношении Мельник А,В. исполнительные производства направлены на взыскание задолженности по требованиям, не включенным в рассматриваемое судом административное исковое заявление, что подтверждается представленными налоговым органом документами.

В соответствии с требованиями ст. 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд взыскивает с административного ответчика государственную пошлину, от уплаты которой административный истец был освобожден в размере 8561 рубль 11 копеек.

В соответствии со статьями 176, 178 КАС РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании, и принимает решение по заявленным административным истцом требованиям.

Руководствуясь статьями 286-290, 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административный иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 9 по Мурманской области к ФИО1 о взыскании задолженности по обязательным платежам – удовлетворить.

Взыскать с ФИО1, родившегося *** года в ***, следующую задолженность:

по налогу на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей в размере 448578 рублей, пени в размере 56855 рублей 63 копейки, штраф в размере 1000 рублей;

по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации в размере 23300 рублей 61 копейка, пени в размере 99 рублей 71 копейки;

по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в размере 5126 рублей 22 копейки, пени в размере 150 рублей 52 копейки;

штраф по налогу на добавленную стоимость в размере 1000 рублей,

а всего взыскать 536110 рублей 69 копеек.

Зачесть взысканную в результате исполнения судебного приказа от 15 июля 2019 года № 2а-1451/2019 сумму штрафа по налогу на доходы физических лиц в размере 1000 рублей в счет уплаты указанной выше задолженности по штрафу по налогу на доходы физических лиц в размере 1000 рублей.

Взыскать с ФИО1, родившегося *** года в *** государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере 8561 рубль 11 копеек.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Североморский районный суд Мурманской области в течение месяца со дня принятия решения суда.

Председательствующий А.Н. Курчак