ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1187/17 от 22.12.2017 Енисейского районного суда (Красноярский край)

Административное дело № 2а-1187/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Енисейск 22 декабря 2017 г.

Енисейский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Ларионовой Н.М.

при секретаре Черноусовой О.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Красноярскому краю к Диклевской ФИО5 о взыскании недоимки по налогам и пени за их несвоевременную уплату, а также штрафа,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец - Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы России № 9 по Красноярскому краю (далее по тексту МИФНС России № 9 по Красноярскому краю) обратилась в суд с административным иском к Диклевской Л.В. о взыскании недоимки по единому социальному налогу (ЕСН), зачисляемого в ФБ РФ в размере 49357,26 руб., пени по ЕСН, зачисляемого в ФБ в сумме 91193,95 руб., штрафа по ЕСН, зачисляемого в ФБ РФ в размере 3759,73 руб.; пени по налогу на добавленную стоимость на товары, производимые на территории РФ в размере 64679,03 руб., пени по ЕСН, зачисляемого в ФСС РФ в размере 712,11 руб., недоимки по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) в размере 18200 руб., пени по НДФЛ в размере 33634,75 руб., недоимки по ЕСН, зачисляемого в ФФОМС в размере 4565,38 руб., пени по ЕСН, зачисляемого в ФФОМС в размере 8857,66 руб., пени по ЕСН, зачисляемого в ФФОМС (ФЛ) в размере 4582,66 руб., а всего 279542,53 руб.

Заявленные требования мотивированы тем, что Диклевская (Скуратова) Л.В. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ за Диклевской Л.В. числится задолженность по налогам, пеням и штрафам в общей сумме 279542,53 руб. В соответствии с п. 4 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение десяти дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. Инспекцией в соответствии со ст. 69,70 НК РФ в адрес налогоплательщика были направлены требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа. Данное обстоятельство подтверждается отметкой налогоплательщика, отраженной в соглашении по фактическим обстоятельствам от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного в порядке ст. 65 КАС РФ. До настоящего времени налогоплательщиком задолженность по налогам, пеням и штрафам в добровольном порядке не погашена. ДД.ММ.ГГГГ между Межрайонной ИФНС России
№ 9 по Красноярскому краю и Диклевской Л.В. в порядке ст. 65 КАС РФ подписано соглашение по фактическим обстоятельствам, в соответствии с которым сторонами признан факт наличия у налогоплательщика указанной задолженности в общей сумме 279542,53 руб. По изложенным основаниям административный истец просит взыскать с административного ответчика указанную задолженность.

Административный истец МИФНС России № 9 по Красноярскому краю о времени и месте судебного заседания уведомлен своевременно и надлежащим образом, в суд представитель не явился, ходатайств об отложении слушания дела не заявлял.

Административный ответчик – Диклевская Л.В. надлежащим образом извещалась о разбирательстве дела, в судебное заседание не явилась, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие, представила отзыв на административное исковое заявление, в котором просила отказать в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям. В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ответчиком обязанности по уплате налога, пени, штрафа, у истца былооснование для направления ответчику требования об уплате налога, пени, штрафа.Требованием об уплате налога, пени, штрафа признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога, пеней, штрафов. Требование об уплате налога, пени, штрафа направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (статья 69 Налогового кодекса Российской Федерации).Статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что требование об уплате недоимки по налогу, пени штрафов должно было бытьнаправлено ответчику в течение трех месяцевсо дня выявления недоимки.В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации требование об уплате недоимки по налогам, пеня, штрафам должно быть исполнено в течение 10 календарных днейс даты полученияуказанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.Согласно статьи 46 Налогового кодекса Российской у истца было правона решение о взыскании налога, сбора, а также пеней, штрафа за счет денежных средств на счетах ответчика в банках, которое принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцевпосле истечения указанного срока.Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит.В случае пропуска вышеуказанного срока у истца, в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, было правона обращение в суд с иском о взыскании с ответчика причитающейся к уплате суммы налога, пени, штрафа. Заявление должно было бытьподанным в суд в течение шести месяцевпосле истечения срока исполнения требования об уплате налога.При пропуске истцом указанных сроков, истец воспользовался правом обратиться в Енисейский районный суд Красноярского края с заявлением о восстановлении срока требования недоимки по налогам, пеням, штрафам.Также между ответчиком и истцом заключено соглашение по фактическим обстоятельствам, заключенное в порядке статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от 26.05.2017г. предметом которого является, признание сторонами невозможной к взысканиюзадолженности по налогам, сборам и штрафам в сумме 279542,53 руб.

Руководствуясь положениями ст. 289 КАС РФ суд признает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие неявившихся участников процесса, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, поскольку их неявка не является препятствием к рассмотрению дела.

Исследовав представленные письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 8 марта 2015 г. N 22-ФЗ "О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" с 15 сентября 2015 года вступил в силу Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 8 марта 2015 г. N 21-ФЗ (далее – КАС РФ), в связи с чем, дела по требованиям о взыскании денежных сумм в счёт уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ.

На основании ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций, суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца (ч.4
ст.289 КАС РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

В соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 48 НК РФ (в ред. от 04.03.2013 N 20-ФЗ) налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании недоимки по налогам, сборам, пеням и штрафам с физического лица, не являющегося предпринимателем, если общая сумма долга превышает 3000 руб.

Согласно п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Одновременно с этим, абз. 2 п. 2 ст. 48 НК РФ (в ред. от 04.03.2013 N 20-ФЗ) если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3000 руб., налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 руб.

В силу пунктов 1 и 2статьи 45 НК РФналогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога и (или) пени является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Диклевская
(Скуратова) Л.В. состояла в Межрайонной ИФНС России № 9 по Красноярскому краю в качестве индивидуального предпринимателя в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из содержания административного искового заявления, у
Диклевской Л.В. имеется задолженность по налогам, пеням и штрафам в общей сумме 279542,53 руб., в том числе:

1) недоимка по Единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет в сумме 49357,26 руб., установленная и неуплаченная по результатам проведенной документальной налоговой проверки в 2003 году, а также установленная и неуплаченная по налоговым декларациям за 2002-2003г.г.;

2) пени по Единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет в сумме 91193,95 руб., начисленные в связи с неуплатой (несвоевременной уплатой) недоимки по налоговым декларациям за 2002-2003г.г.;

3) штраф по Единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет в сумме 3759,73 руб., начисленный по результатам проведенной документальной налоговой проверки в 2003 году;

4) пени по налогу на добавленную стоимость на товары, производимые на территории в сумме 64679,03 руб., начисленные в связи с неуплатой (несвоевременной уплатой) недоимки по налоговым декларациям за 2002 год;

5) пени по Единому социальному налогу, зачисляемому в бюджет Фонда социального страхования РФ в сумме 712,11 руб., начисленные в связи с неуплатой (несвоевременной уплатой) недоимки по налоговым декларациям за 2002 г.;

6) пени по НДФЛ с доходов, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляется в соответствии со ст. 227 и 228 НК РФ в сумме 33634,75 руб., начисленные в связи с неуплатой (несвоевременной уплатой) недоимки по налоговым декларациям за
2002-2003 гг.;

7) недоимка по НДФЛ с доходов, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляется в соответствии со ст. 227 и 228 НК РФ в сумме 18200,00 руб., установленная и неуплаченная по налоговым декларациям за 2002-2003г.г.;

8) недоимка по Единому социальному налогу, зачисляемому в ФФОМС в сумме
4565,38 руб., установленная и по налоговым декларациям за 2002-2003г.г.;

9) пени по Единому социальному налогу, зачисляемому в ФФОМС в сумме
8857,66 руб., начисленные в связи с неуплатой (несвоевременной уплатой) недоимки по налоговым декларациям за 2002 -2003 г.г.;

10) пени по Единому социальному налогу, зачисляемому в ФФОМС в сумме
4582,66 руб., начисленные в связи с неуплатой (несвоевременной уплатой) недоимки по налоговым декларациям за 2002 -2003 г.г.

Согласно части 1 статьи 65 Кодекса административного судопроизводства
Российской Федерации обстоятельства, которые признаны сторонами в результате достигнутого ими в судебном заседании или вне судебного заседания соглашения, а также обстоятельства, которые признаны стороной и на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, принимаются судом в качестве фактов, не требующих дальнейшего доказывания.

В порядке ст. 65 КАС РФ 26 мая 2017 г. между Межрайонной ИФНС России № 9 по Красноярскому краю и Диклевской Л.В. заключено соглашение по фактическим обстоятельствам, из содержания которого следует, что стороны подтверждают и не оспаривают, что Межрайонной ИФНС России № 9 по Красноярскому краю в порядке
ст. 69,70 НК РФ Диклевской Л.В. были направлены и получены ею требования на задолженность указанную в соглашении. А также подтверждают факт невозможности взыскания задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам в сумме 279542,53 руб.

Между тем, заключенное между Межрайонной ИФНС России № 9 по Красноярскому краю и Диклевской Л.В. ДД.ММ.ГГГГ соглашение по фактическим обстоятельствам, не может быть принято во внимание в порядке ст. 65 КАС РФ, поскольку по его смысловому содержанию, с учетом отзыва ответчика, оно не свидетельствует о признании ответчиком указанной задолженности.

Установлено, что фактически недоимка по налогам образовалась в период деятельности Диклевской (Скуратовой) Л.В. в качестве индивидуального предпринимателя (2002-2005 гг.).

Требование об уплате налога, задолженности в соответствии со ст. 70 НК РФ должно было быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, который является пресекательным.

С требованиями о взыскании недоимки налоговый орган мог обратиться в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Поскольку требование об обязанности погасить задолженность по налогам, образовавшуюся в 2002-2003 г.г. в установленный законом срок Диклевской Л.В. не направлялось (обратного в материалы дела не представлено), следовательно налоговым органом в установленный законом не были предприняты меры принудительного взыскания.

С административным иском Межрайонная ИФНС России № 9 по Красноярскому краю обратилась 13 декабря 2017 г., то есть по истечении установленного законом шестимесячного срока, при этом ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока не заявлено.

В соответствии с ч. 8 ст.219КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Из буквального толкования норм права о порядке взыскания налога, пени и штрафа, закрепленных в пунктах 2, 3 статьи 48 НК РФ, следует, что при пропуске установленных сроков судебная процедура взыскания недоимки не может быть реализована без восстановления срока для обращения в суд, для чего необходимо обратиться с заявлением о восстановлении пропущенного по уважительной причине шестимесячного срока.

Пленум Верховного Суда РФ и Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении от 11.06.1999 N 41/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" обратили внимание судов на необходимость при рассмотрении дел о взыскании санкции за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица проверять, не истекли ли установленные
ст. 48 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.

Таким образом, исходя из публично-правового характера налоговых правоотношений, положений ст. 2 ГК РФ и с учетом разъяснений данных Пленумом Верховного Суда РФ, вопрос о пропуске срока на обращение в суд с заявлением о взыскании налога подлежит исследованию судом независимо от позиции сторон.

В соответствии с правовой позицией, сформулированной в Определении Конституционного Суда РФ от 22.03.2012 N 479-О-О, законодательные правила направления и исполнения требования об уплате налога имеют юридическое значение для исчисления срока на обращение в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика причитающейся к уплате суммы налога. Заявление налогового органа может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Не может осуществляться принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации.

Возможность восстановления пропущенного срока подачи административного искового заявления процессуальный закон ставит в зависимость от наличия уважительных причин его пропуска, а не от длительности периода просрочки.

Своевременность подачи административного искового заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им прав на судебную защиту в срок, установленный законом.

Ходатайств о восстановлении пропущенного срока на подачу административного иска административным истцом не заявлено. Каких-либо обстоятельств уважительности причин пропуска срока налоговым органом не приведено. Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд за защитой нарушенного права, налоговым органом не представлено, в связи с чем, у суда не имеется оснований полагать, что срок пропущен по уважительной причине.

Согласно ч. 5 ст.180КАС РФ в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

При таких обстоятельствах, учитывая, что на дату обращения 13.12.2017 г. в суд с заявлением о взыскании с Диклевской Л.В. недоимки по налогам и пени за их несвоевременную уплату, а также штрафа, налоговый орган уже утратил право на принудительное взыскание суммы задолженности по налогам в связи с пропуском установленного шестимесячного срока, а доказательств уважительности пропуска срока административным истцом не представлено, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.179-180, 290, 293 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 9 по Красноярскому краю к Диклевской ФИО6 о взыскании недоимки по налогам и пени за их несвоевременную уплату, а также штрафа, отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Енисейский районный суд.

Председательствующий Н.М. Ларионова

мотивированное решение изготовлено 09 января 2018 г.

Судья Н.М. Ларионова