ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1187/18 от 19.06.2018 Сосновского районного суда (Челябинская область)

Дело № 2а-1187/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 июня 2018 года с. Долгодеревенское

Сосновский районный суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Куценко Т.Н.

при секретаре Закировой Н.А.

с участием административного истца ФИО1, представителя административного ответчика ФИО2, заинтересованного лица главы Есаульского сельского поселения ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда административное дело по административному исковому заявлению ФИО1к администрации Сосновского муниципального района Челябинской области о признании незаконным бездействия и действия, направленного на уклонение от перевода нежилого помещения в жилое, обязании совершить действия, направленные на перевод нежилого помещения в жилое путем приятия необходимых актов,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации Сосновского муниципального района, просил:

- признать незаконным бездействия и действия Администрации Сосновского района Челябинской области, направленные на уклонение от перевода нежилого помещения (нежилого здания) в жилое помещение (индивидуальный жилой дом) в отношении нежилого помещения (нежилое здание, ветеринарный пункт 74,4 кв.м., расположенный по АДРЕС, кадастровый ), которое выразилось:

- в бездействии (уклонении) Администрации Сосновского района Челябинской области с 13 марта 2018 года по 27 марта 2018 года от принятия решений, предусмотренных ч.4 ст. 23 Жилищного кодекса РФ;

- с 27.03.2018г. в отказе в переводе нежилого помещения в жилое помещение выраженном в Постановлении Администрации Сосновского муниципального района Челябинской области № 1297 от 27.03.2018г., Уведомлении об отказе в переводе нежилого помещения в жилое помещение от 27.-02.2018г., протоколе № 5 от 05.02.2018г. заседания межведомственной комиссии по вопросу перевода нежилого помещения в жилое. Просил в качестве восстановления нарушенных прав обязать Администрацию Сосновского района Челябинской области совершить действия, направленные на перевод нежилого помещения (нежилое здание, ветеринарный пункт 74,4 кв.м., расположенный по АДРЕС, кадастровый ) в жилое помещение – индивидуальный жилой дом, в том числе путем принятия необходимых актов.

В обоснование указывает, что 23.01.2018г.ю обратился с заявлением на перевод нежилого помещения (нежилого здания) в жилое помещение (индивидуальный жилой дом). К заявлению были приложены вписка из ЕГРН от 10.11.2017г. и технический паспорт по состоянию на 13.11.2006г. В соответствии с ч.4 ст. 23 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) решение о переводе или об отказе в переводе должно быть принято в срок не позднее чем через 45 дней со дня представления в данный орган документов. Первым днем данного срока является 24.01.2018г., а срок пятым днем является 9 марта 2018г., (нерабочий день), следующим рабочим днем является 13 марта 2018г. В соответствии с частью 5 ст. 23 ЖК РФ орган, осуществляющий перевод помещений, выдает решение заявителю или направляет его по адресу, указанному в заявлении, не позднее чем через 3 рабочих дня. До 13 марта 2018г. ответчик не выдал ему решение и не направил его по адресу, указанному в заявлении, тем самым нарушено его право на получение решения в указанный законом срок. Решение было принято 27.03.2018г. в виде постановления от 27.03.2018г. и направлено ему 30.03.2018г.

12.04.2018г. по почте им получены от ответчика постановление от 27.03.2018г. Уведомление об отказе в переводе нежилого помещения в жилое помещение от 27.0-3.2018г., протокол № 5 от 05.02.2018г. заседания межведомственной комиссии по вопросу перевода нежилого помещения в жилое. В абзаце 2 резолютивной части Уведомления приведены причины отказа: В настоящее время нежилое здание (ветеринарный пункт площадью 74.4 кв.м. по АДРЕС не признан пригодным для постоянного проживания граждан, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам.

Полагает, что данный отказ не может быть признан законным. Само по себе несоответствие помещения установленным требованиям (которое ответчиком не установлено) не может являться основанием к отказу. Часть 4 ст. 22 ЖК РФ прямо подразумевает, что нежилое помещение может быть переведено в жилое, когда оно не отвечает установленным требованиям, но присутствует возможность обеспечить соответствие такого помещения установленным требованиям. Ответчик не установил, что нежилое помещение не отвечает установленным требованиям и не указал, каким именно требованиям не отвечает, как того требует ч. 4 ст. 22 ЖК РФ.

Административный истец ФИО1 поддержал свои требования по указанным в административном иске основаниям.

Представитель административного ответчика администрации Сосновского муниципального района Челябинской области ФИО2 в судебном заседании административный иск не признала.

Заинтересованное лицо глава Есаульского сельского поселения ФИО3 (член межведомственной комиссии) с иском не согласен, полагает решение об отказе в переводе нежилого помещения в жилое правильным, поскольку у данного здания не имеется окон, нет входа, фундамент отсутствует.

Остальные заинтересованные лица (члены межведомственной комиссии) ФИО4, ФИО8 Кривошеева ФИО6 (ФИО7) К.А. извещены надлежащим образом, не явился.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно выписке из ЕГРН, ФИО1 является собственником нежилого здания (ветеринарный пункт) площадью 74,4 кв.м., расположенного по АДРЕС, право собственности зарегистрировано 10.11.2017г. на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 15.09.2017г.

Нежилое здание расположено на земельном участке с кадастровым , находящийся по АДРЕС,

По сведениям Администрации Есаульского сельского поселения земельный участок с кадастровым номером 74:1960706018:2, находящийся по ДАТА.Есаульский, ул.Октябрьская, 66, относится к зоне Ж-2, зона застройки индивидуальными жилыми домами.

23.01.2018г. административный истец обратился к Главе Сосновского муниципального района с заявлением о переводе нежилого здания (ветеринарный пункт) площадью 74,4 кв.м., расположенного по АДРЕС жилое.

30 марта 2018 года ФИО1 были направлены:

- Постановление от 27.03.2018г. № 1297 «Об отказе в переводе нежилого помещения в жилое» на основании ст.ст. 22, 23 ЖК РФ, протокола заседания межведомственной комиссии № 5 от 05.02.2018г.,

- Уведомление об отказе в переводе нежилого помещения в жилое помещение начальника Управления архитектуры и строительства ФИО8

- протокол № 5 от 05.02.2018г. заседания межведомственной комиссии по вопросу перевода нежилого помещения в жилое.

Разрешая требования ФИО1 суд учитывает следующее.

В силу пункта 2 части 2 статьи 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Решение вопроса о признании помещения жилым помещением действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

Согласно пункта 3 части 1 статьи 24 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение допускается в случае несоблюдения предусмотренных статьей 22 настоящего Кодекса условий перевода помещения.

В силу положений части 1 статьи 22 Жилищного ЖК РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований настоящего Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности.

Перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение согласно части 1 статьи 23 ЖК РФ осуществляется органом местного самоуправления.

В соответствии с подпунктом 3 части 1 статьи 24 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение допускается в случае несоблюдения предусмотренных статьей 22 настоящего Кодекса условий перевода помещения.

К жилым помещениям, согласно подпункту 1 части 1 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации, относятся жилой дом, часть жилого дома.

Согласно части 2 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.

Требования, предъявляемые к жилым помещениям, указаны в статье 15 Жилищного кодекса Российской Федерации и в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47.

В силу прямого указания закона (части 1 и 2 статьи 23 ЖК РФ) перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий перевод помещений). Для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет: заявление о переводе помещения; правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения); поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение; подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения).

Согласно части 4 статьи 23 ЖК РФ решение о переводе или об отказе в переводе помещения должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи документов органом, осуществляющим перевод помещений, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления в данный орган документов, обязанность по представлению которых в соответствии с настоящей статьей возложена на заявителя. В случае представления заявителем документов, указанных в части 2 настоящей статьи, через многофункциональный центр срок принятия решения о переводе или об отказе в переводе помещения исчисляется со дня передачи многофункциональным центром таких документов в орган, осуществляющий перевод помещений.

Заявитель вправе не представлять документы, предусмотренные пунктами 3 и 4 части 2 настоящей статьи, а также в случае, если право на переводимое помещение зарегистрировано в Едином государственном реестре, документы, предусмотренные пунктом 2 части 2 настоящей статьи. Для рассмотрения заявления о переводе помещения орган, осуществляющий перевод помещений, запрашивает следующие документы (их копии или содержащиеся в них сведения), если они не были представлены заявителем по собственной инициативе:

1) правоустанавливающие документы на переводимое помещение, если право на него зарегистрировано в Едином государственном реестре;

2) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения);

3) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение (4.2.1).

В силу пункта 3 части 1 статьи 24 ЖК РФ отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение допускается в случае несоблюдения предусмотренных статьей 22 настоящего Кодекса условий перевода помещения.

Решение об отказе в переводе помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи (ч. 2).

Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия(бездействие).

В силу ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Между тем, согласно протоколу № 5 от 05.02.2018г. заседания межведомственной комиссии по вопросу перевода нежилого помещения в жилое, комиссия решила: в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 24 ЖК РФ отказать в переводе нежилого здания (ветеринарный пункт, общей площадью 74,4 кв.м.) в жилое помещение (жилой дом, общей площадью 74,4 кв.м.), расположенного по АДРЕС.

Действительно, отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение допускается в случае несоблюдения предусмотренных статьей 22 Жилищного кодекса Российской Федерации условий перевода помещения (пункт 3 части 1 статьи 24 Жилищного кодекса Российской Федерации), однако, из решения межведомственной комиссии, оформленной протоколом № 5 от 05.02.2018г., невозможно установить, какие именно условия перевода помещения, предусмотренные статьей 22 ЖК РФ, не соблюдены административным истцом, поскольку статья 22 ЖК РФ содержит ряд оснований, по которым перевод нежилого помещения в жилое не допускается.

В силу ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Основанием для принятия решения суда о признании незаконным отказа является одновременное несоответствие этого отказа закону, а также нарушение прав и законных интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что постановление администрации Сосновского муниципального района Челябинской области от 27.03.2018г., обоснованное протоколом от 05.02.2018г. заседания межведомственной комиссии по вопросу перевода нежилого помещения в жилое, уведомление об отказе в переводе нежилого помещения в жилое помещение от 27.02.2018г., не соответствует нормативным правовым актам и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, потому имеются основания для удовлетворения административного иска.

В целях устранения нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, следует обязать администрацию Сосновского муниципального района Челябинской области повторно рассмотреть заявление ФИО1о переводе нежилого помещения (нежилое здание, ветеринарный пункт 74,4 кв.м., расположенный по АДРЕС, кадастровый ) в жилое помещение (индивидуальный жилой дом) в течение одного месяца со дня вступления настоящего решения суда в законную силу и сообщить об исполнении настоящего решения суда административному истцу и суду.

В то же время не имеется оснований для удовлетворения остальной части административных исковых требований.

Административный истец указывает на то, что нарушено его право на своевременное разрешение его обращения в предусмотренный законом срок, поскольку Администрацией Сосновского района решение по его заявлению было принято в срок не до 15.03.2018г., а лишь 27.03.2018г. и направлено ему 30.03.2018г. в виде постановления от 27.03.2018г.

Согласно части 4 статьи 23 ЖК РФ решение о переводе или об отказе в переводе помещения должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи документов органом, осуществляющим перевод помещений, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления в данный орган документов, обязанность по представлению которых в соответствии с настоящей статьей возложена на заявителя. В случае представления заявителем документов, указанных в части 2 настоящей статьи, через многофункциональный центр срок принятия решения о переводе или об отказе в переводе помещения исчисляется со дня передачи многофункциональным центром таких документов в орган, осуществляющий перевод помещений.

Однако, суд учитывает, что поскольку заявление ФИО1 было разрешено, ответ ему направлен и им получен, то потому отсутствует совокупность установленных ст. 227 КАС РФ условий для удовлетворения требований ФИО1 о признания незаконным бездействия и действия Администрации Сосновского района Челябинской области, направленные на уклонение от перевода нежилого помещения (нежилого здания) в жилое помещение (индивидуальный жилой дом) в отношении нежилого помещения (нежилое здание, ветеринарный пункт 74,4 кв.м., расположенный по АДРЕС, кадастровый ), которое выразилось в бездействии (уклонении) Администрации Сосновского района Челябинской области с 13 марта 2018 года по 27 марта 2018 года от принятия решений, предусмотренных ч.4 ст. 23 Жилищного кодекса РФ.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск ФИО1удовлетворить в части.

Признать постановление администрации Сосновского муниципального района Челябинской области от 27.03.2018г., обоснованное протоколом от 05.02.2018г. заседания межведомственной комиссии по вопросу перевода нежилого помещения в жилое, уведомление об отказе в переводе нежилого помещения в жилое помещение от 27.02.2018г., не соответствующим нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы ФИО1.

Обязать администрацию Сосновского муниципального района Челябинской области повторно рассмотреть заявление ФИО1о переводе нежилого помещения (нежилое здание, ветеринарный пункт 74,4 кв.м., расположенный по адресу: АДРЕС, кадастровый ) в жилое помещение (индивидуальный жилой дом) в течение одного месяца со дня вступления настоящего решения суда в законную силу и сообщить об исполнении настоящего решения суда административному истцу и суду.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Челябинский областной суд через Сосновский районный суд Челябинской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты> Т.Н.Куценко