ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1187/2018 от 25.01.2018 Центрального районного суда г. Читы (Забайкальский край)

Дело № 2а-1187/2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 января 2018 года г.Чита

Центральный районный суд города Читы в составе:

председательствующего судьи Жалсаповой Д.Б.,

при секретаре Мелтонян Д.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Чите административное дело по административному исковому заявлению Федерального государственного казенного учреждения «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации к Межрайонному отделу по исполнению особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Забайкальскому краю, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Забайкальскому краю об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

У С Т А Н О В И Л:

Федеральное государственное казенное учреждение «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (далее – ФГКУ «СибТУИО» МО РФ) обратилось в суд с вышеуказанным иском, мотивируя следующим. Постановлением судебного пристава-исполнителя ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство, которому присвоен , перерегистрированный . Исполнительное производство возбуждено на основании исполнительного листа, выданного Центральным районным судом г. Читы от ДД.ММ.ГГГГ, дело №2-6450/2016 по исковому заявлению Военного прокурора Читинского гарнизова к ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России об обязании организовать мероприятия по проведению капитального ремонта (принеобходимости с заменой) объектов оборудования в военном городке по <адрес>: прилегающая территория – ограждение (отсутствует забор); конструкции и элементы здания котельной; оконные проемы и двери; кровля; инженерные системы (электроснабжение); котел ДЕ-4,0-14ГМО- требует установки автоматики и сдачи в эксплуатацию; котел ДЕ-6,5-14ГМ- требуется замена; котел Е1,0-0,9Р- требуется перевод с твердого топлива на мазут; дымовая труба; питательный насос ЦНСГ 38-198; насос ЦНСГ 38-66 (ГВС); сетевой насос ЦНСГ 38-66; мазутный НМШ 8-25/6,3-25; дымосос ДН-11,2; вентилятор ВДН-9; подогреватель скоростной ПП2-6-2Пгвс; солерастворитель; бак запаса горячей воды; внутренние трубопроводы; внутренние трубопроводы и арматура; наружные трубопроводы и арматура; аварийное освещение; резервуары Р-50. ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, с которым административный истец не согласен. ФГКУ «СибТУИО» МО РФ не обладает полномочиями на совершение указанных действий, денежные средства из федерального бюджета на проведение данных работ не доводятся. Несмотря на отсутствие полномочий на осуществление действий, указанных в исполнительном документе, ФГКУ «СибТУИО» МО РФ предпринимало меры к исполнению, в 5-дневный срок направляло письма о сложившейся ситуации в подведомственные Учреждения Министерства обороны Российской Федерации, а именно, начальнику 522 отделения территориального (эксплуатации), в Департамент строительства Министерства обороны Российской Федерации, начальнику филиала ФФГБУ «Центральное жилищное коммунальное управление» по Восточному Военному округу жилищно-эксплуатационный (коммунальный) отдел 7, АО «РЭУ «Забайкальский». ФГКУ «СибТУИО» МО РФ предприняло все необходимые действия для организации исполнения решения суда органами военного управления, уполномоченными на осуществление проведения капитального ремонта. Просит суд по исполнительному производству , возбужденному ДД.ММ.ГГГГ освободить ФГКУ «СибТУИО» МО РФ от уплаты исполнительского сбора.

Представитель административного истца ФГКУ «СибТУИО» МО РФ по доверенности ФИО2 просила рассмотреть дело в ее отстутствие.

Административные ответчики Управление Федеральной службы судебных приставов по Забайкальскому краю, Межрайонный отдел по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Забайкальскому краю, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, представителей не направили, ходатайства об отложении рассмотрения дела не заявили.

Заинтересованное лицо Военная прокуратура Читинского гарнизона в суд своего представителя не направили, не возражали против рассмотрения дела в их отсутствие.

В соответствии с положениями ст. 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 16 КАС РФ вступившие в законную силу судебные акты (решения, определения, постановления) по административным делам являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, комиссий референдума, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определен Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", согласно части 1 статьи 5 которого принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.

Согласно статьям 2, 4 вышеназванного Федерального закона задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации. Исполнительное производство осуществляется на принципах: законности; своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.

В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона «Об исполнительном производстве» законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.

В силу ч.2 вышеназванной статьи в случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Одной из мер ответственности за несвоевременное исполнение решения суда является взыскание исполнительского сбора.

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации устанавливается в размере пятидесяти тысяч рублей (ч. 3 ст. 112 указанного Федерального закона).

Часть 6 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» предусматривает право должника обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. При этом частью 7 указанной статьи установлено, что при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Из содержания приведенных норм следует, что исполнительский сбор, по сути, относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства и представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершением им правонарушения в процессе исполнительного производства. Единственным основанием для освобождения должника от взыскания исполнительского сбора является наличие объективно непреодолимых чрезвычайных и непредвиденных обстоятельств, находящихся вне контроля должника, свидетельствующих об отсутствии вины должника в неисполнении исполнительного документа в установленный срок для добровольного исполнения.

Судом установлено, что решением Центрального районного суда г. Читы от ДД.ММ.ГГГГ по делу №2-6450/2016 по исковому заявлению Военного прокурора Читинского гарнизова на Министерство обороны РФ и ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России возложена обязанность организовать проведение капитального ремонта (при необходимости с заменой) следующих объектов и оборудования в военном городке по <адрес>: прилегающая территория – ограждение (отсутствует забор); конструкции и элементы здания котельной; оконные проемы и двери; инженерные системы (электроснабжения); котел ДЕ-4,0-14ГМО требует установки автоматики и сдачи в эксплуатацию; котел ДЕ-6,5-14ГМ- требуется замена; котел Е1,0-0,9Р- требуется перевод с твердого топлива на мазут; дымовая труба; питательный насос ЦНСГ 38-198; насос ЦНСГ 38-66 (ГВС); сетевой насос ЦНСГ 38-66; мазутный НМШ 8-25/6,3-25; дымосос ДН-11,2; вентилятор ВДН-9; подогреватель скоростной ПП2-6-2Пгвс; солерастворитель; бак запаса горячей воды; внутренние трубопроводы и арматура; наружные трубопроводы и арматура; аварийное освещение; резервуары Р-50.

На основании исполнительного документа – исполнительного листа №2-6450/2016 от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Центральным районным судом г. Читы, вступившему в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, возбуждено исполнительное производство от ДД.ММ.ГГГГ (перерегистрированный ).

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем МО по ИОВИП УФССП России по Забайкальскому краю ФИО1, в рамках вышеназванного исполнительного производства было вынесено постановление о взыскании с ФГКУ «СибТУИО» МО РФ исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, в связи с неисполнением требований исполнительных документов в добровольном порядке, в установленный срок, без уважительных причин.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, должнику должна быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанностей.

Из содержания заявления об освобождении от исполнительского сбора и представленных материалов следует, что ФГКУ «СибТУИО» МО РФ направляло в адрес начальника 522 территориального отдела (эксплуатации и контроля за оказанием услуг) письма об организации мероприятий по проведению капитального ремонта в военном городке по <адрес>.

Аналогичные письма направлялись административным истцом в адреса врио руководителя Департамента строительства Министерства обороны Российской Федерации ФИО3, начальнику филиала ФГБУ Центральное жилищно-коммунальное управление» по Восточному военному округу жилищно-эксплуатационный (коммунальный) отдел 7 ФИО4, директору филиала АО «РЭУ» «Забайкальский» ФИО5

Учитывая изложенное, а также то, что ФГКУ «СибТУИО» МО РФ, не наделено полномочиями по проведению ремонта объектов недвижимого имущества, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации в лице Министерства обороны, закрепленных на праве оперативного управления за ФГКУ «СибТУИО» МО РФ, не вправе заключать договора со сторонними организациями на проведение указанных работ, суд полагает, что для ФГКУ «СибТУИО» МО РФ было невозможно исполнить законные требования судебного пристава-исполнителя своевременно, в установленный законом срок.

Исполнительский сбор является мерой публично-правовой ответственности должника, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в рамках исполнительного производства. Суд учитывает, что в действиях заявителя отсутствует факт намеренного уклонения от погашения долга, и признает данные обстоятельства исключительными.

Каких-либо доказательств, что должник имел возможность в установленный срок исполнить требования исполнительного листа в рамках исполнительного производства , однако умышленно или вследствие халатности, небрежности, или не должной осмотрительности, необходимые действия не совершил, судом не установлено.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии вины ФГКУ «СибТУИО» МО РФ в неисполнении требований исполнительного документа в установленный срок, что дает основание для освобождения должника от уплаты исполнительского сбора в рамках исполнительного производства .

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 270-273, 298 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

административный иск Федерального государственного казенного учреждения «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации удовлетворить.

Освободить Федеральное государственное казенное учреждение «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по исполнению особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов России по Забайкальскому краю ФИО1 в рамках исполнительного производства , в размере 50 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение десяти дней со дня принятия судом решения путем подачи апелляционной жалобы или апелляционного представления через Центральный районный суд г. Читы.

Судья: Д.Б. Жалсапова