Дело № 2а-1187/2022 73RS0001-01-2022-001197-61 РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 15 марта 2022 года г. Ульяновск Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе: судьи Анциферовой Н.Л., при секретаре Евстигнеевой И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области к УФССП России по Ульяновской области, судебному приставу-исполнителю МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Ибрагимовой ФИО8 об освобождении от исполнительского сбора, УСТАНОВИЛ: Административный истец Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области обратился в суд с административным иском к УФССП России по Ульяновской области, судебному приставу-исполнителю МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Ибрагимовой Р.А. об освобождении от исполнительского сбора в размере 50 000 руб. по постановлению судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области от 15.12.2021 в обоснование указав следующее. 15.12.2021 судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Ибрагимовой Р.А. были рассмотрены материалы исполнительного производства от 03.12.2021 №-ИП, возбужденного на основании исполнительного документа № ФС № от 17.09.2020, выданного Ленинским районным судом по делу № 2-3099/2020 от 15.09.2020, предмет исполнения: обязать обеспечить Мусорина Н.А. в соответствии с законом Ульяновской области от 06.05.2006 № 53-30 «О предоставлении жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области» на условиях найма специализированное жилое помещение в муниципальном образовании «город Ульяновск» в отношении должника Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области. По итогам рассмотрения было вынесено постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительного сбора с Министерства в размере 50 000 руб. Министерство не согласно с указанным постановлением судебного пристава, считает его вынесенным без учета норм действующего законодательства и обстоятельств дела, а также обжалуемое постановление нарушает имущественные права Министерства, налагая административную ответственность в виде взыскания исполнительского сбора. Для надлежащего уведомления судебного пристава Министерством 16.06.2020 №73-ИОГВ-08-02/8291исх. в адрес судебного пристава было направлено письмо с указанием о невозможности исполнить решение суда в срок, указанный в постановлении о возбуждении исполнительного производства. Министерство является исполнительным органом государственной власти и все денежные средства, находящиеся в распоряжении Министерства, имеют целевой характер и используются в соответствии с «Ведомственной структурой расходов бюджета Ульяновской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов», утверждённой Законом Ульяновской области от 27.11.2020 № 141-30 «Об областном бюджете Ульяновской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов». Министерство не является организацией, которая самостоятельно, за счёт внутренних резервов, может исполнить указанное выше решение суда, в связи с чем для надлежащего исполнения решения суда Министерству необходимо заключить государственный контракт на приобретение жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда. В соответствии с нормами действующего законодательства РФ для заключения государственного контракта на выполнение работ для государственных нужд необходимо руководствоваться нормами Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и распоряжением Правительства РФ от 31.10.2013 № 2019-р «О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)». Указанными нормами установлена процедура, порядок и сроки проведения аукциона, минимальный срок для проведения всех необходимых финансово-организационных мероприятий составляет около 2 месяцев. По итогам проведенных аукционов в августе 2017 года заключены следующие государственные контракты: с ООО «Керамзит» на приобретения однокомнатных квартир для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по договорам найма специализированных жилых помещений на территории Ульяновской области (в городе Ульяновске), государственные контракты № 241 от 16.08.2017 (10 квартир), № 242 от 16.08.2017 (10 квартир), № 244 от 17.08.2017 (8 квартир). В 2018 году не объявлялись торги по приобретению в государственную собственность Ульяновской области жилых помещений, расположенных в муниципальном образовании «город Ульяновск» из-за отсутствия денежных средств в областном бюджете Ульяновской области. В марте 2019 года были объявлены торги на приобретение 20 квартир в г. Ульяновске. Торги не состоялись по причине отсутствия заявок, ввиду низкой средней рыночной стоимости одного квадратного метра жилья на территории Ульяновской области, установленной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. В сентябре 2019 года были объявлены торги на приобретение 9 квартир в г. Ульяновске. Торги не состоялись по причине отсутствия заявок. В сентябре 2019 года были объявлены торги на приобретение 6 квартир в г. Ульяновске. Торги не состоялись по причине отсутствия заявок. В марте 2020 года были объявлены торги на приобретение 20 квартир в г. Ульяновске. Торги не состоялись по причине отсутствия заявок. По итогам проведенного аукциона в октябре 2019 года заключены: государственный контракт от 31.10.2019 №05/23 с ООО «УльяновскЦентрГазСтрой» в целях приобретения 6 однокомнатных квартир для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по договорам найма специализированных жилых помещений на территории Ульяновской области; государственный контракт от 31.10.2019 №05/22 с ООО «УльяновскЦентрГазСтрой» в целях приобретения 9 однокомнатных квартир для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по договорам найма специализированных жилых помещений на территории Ульяновской области. По итогам проведенного аукциона в ноябре 2019 года заключен государственный контракт от 08.11.2019 №05/24 с Зайцевой Ю.Е. в целях приобретения 1 однокомнатной квартиры для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по договорам найма специализированных жилых помещений на территории Ульяновской области. По итогам проведенного аукциона в октябре 2019 года заключены: государственный контракт от 31.10.2019 №05/23 с ООО «УльяновскЦентрГазСтрой» в целях приобретения 6 однокомнатных квартир для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по договорам найма специализированных жилых помещений на территории Ульяновской области; В марте 2020 года были объявлены торги на приобретение 20 квартир в г. Ульяновске. Торги не состоялись по причине отсутствия заявок. В июле 2020 года по итогам объявленных аукционов на приобретение жилых помещений для детей-сирот в муниципальном образовании «город Ульяновск» заключены следующие государственные контракты: с ООО «УльяновскЦентрГазСтрой» для обеспечения жилыми помещениями детей- сирот и детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по договорам найма специализированных жилых помещений в городе Ульяновске, государственный контракт от 23.07.2020 № 07/7 (13 квартир), с ООО «УльяновскЦентрГазСтрой» для обеспечения жилыми помещениями детей- сирот и детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по договорам найма специализированных жилых помещений в городе Ульяновске, государственный контракт от 23.07.2020 № 07/6 (14 квартир). В августе 2020 года по итогам объявленных аукционов на приобретение жилых помещений для детей-сирот в муниципальном образовании «город Ульяновск» заключены следующие государственные контракты: с ООО «Интеграл+» для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по договорам найма специализированных жилых помещений в городе Ульяновске, государственный контракт от 20.08.2020 № 08/2 (1 квартира). В октябре 2020 года по итогам объявленных аукционов на приобретение жилых помещений для детей-сирот в муниципальном образовании «город Ульяновск» заключены следующие государственные контракты: с ООО «ДСК» для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по договорам найма специализированных жилых помещений в городе Ульяновске, государственный контракт от 28.10.2020 № 10/5 (10 квартир), с ООО «ДСК» для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по договорам найма специализированных жилых помещений в городе Ульяновске, государственный контракт от 28.10.2020 № 10/4 (10 квартир). В июне 2021 года Министерством был объявлен аукцион по приобретению жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однако торги не состоялись по причине отсутствия заявок. В августе 2021 года Министерством был объявлен аукцион по приобретению жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однако торги не состоялись по причине отсутствия заявок. В ноябре 2021 года по итогам объявленных аукционов на приобретение жилых помещений для детей-сирот в муниципальном образовании «город Ульяновск» заключены 9 государственных контрактов на приобретение 9 квартир. В декабре 2021 года по итогам объявленных аукционов на приобретение жилых помещений для детей-сирот в муниципальном образовании «город Ульяновск» заключены 8 государственных контрактов на приобретение 8 квартир. После исполнения данных государственных контрактов и оформления права собственности на данные квартиры Министерство будет предоставлять детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по договорам найма специализированных жилых помещений в очередном порядке установленным списками. В течение 2022 года Министерством планируется объявить аукционы по приобретению жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Кроме того, Министерством неоднократно направлялись письма Министру финансов Ульяновской области о финансировании мероприятий по обеспечению жильем детей-сирот. Министерство не отстраняется от выполнения вступившего в законную силу решения суда, а ставит вопрос о необходимости применения всех процедур предписанных нормами действующего Законодательства для исполнения решения суда. Кроме того, принято постановление Правительства Ульяновской области от 14.10.2014 № 466-П «О предоставлении ежемесячной денежной компенсации расходов за наем (поднаем) жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Ульяновской области» (вместе с «Порядком назначения и предоставления ежемесячной денежной компенсации расходов за наем (поднаем) жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Ульяновской области»). Мусорин Н.А. может обратиться в Министерство с заявлением о назначении ежемесячной денежной компенсации за наём (поднаем) жилого помещения в размере 5000 руб. Министерством принимаются все меры по надлежащему исполнению решения суда: регулярно объявлялись торги по приобретению в государственную собственность Ульяновской области жилых помещений, расположенных в городе Ульяновске; направлены в адрес судебного пристава письма о ходе исполнения решений судов и о невозможности исполнения решений суда в указанный срок. Просит освободить Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 руб. по постановлению судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора от 15.12.2021. В судебное заседание представитель административного истца не явился, извещался. Судебный пристав-исполнитель Ровенская Н.В. в судебное заседание не явилась, извещалась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие. Представитель административного ответчика УФССП России по Ульяновской области, заинтересованное лицо Мусорин Н.А. в судебное заседание не явились, извещались. Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Судом установлено, что судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области 03.12.2021 возбуждено исполнительное производство №-ИП отношении должника Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области с предметом исполнения обеспечить Мусорина Н.А. специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории МО «город Ульяновск». В связи с неисполнением требования в установленный срок исполнительного документа 15.12.2021 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора с должника Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области в размере 50 000 руб. Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области является исполнительным органом государственной власти, финансирование которого осуществляется за счет средств областного бюджета Ульяновской области. По мнению суда, заявленный административный иск является обоснованным, на основании следующего. В соответствии со статьей 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор устанавливается если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы. Как следует из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 г. N 13-П, исполнительский сбор является не правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов, а представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Согласно части 6 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. Частью 7 названной статьи предусмотрено право суда освободить должника от взыскания исполнительского сбора при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства. Основания ответственности за нарушения обязательств установлены статьей 401 ГК РФ, согласно которой лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности). Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство. Для применения данной меры ответственности должно быть установлено и доказано, что должник имевший возможность в установленный срок, исполнить требование исполнительного документа, умышленно или вследствие своей халатности, небрежности или не должной осмотрительности, необходимые действия не совершил. В рассматриваемом случае в действиях административного истца отсутствует виновное неисполнение в установленный срок требований Закона об исполнительном производстве, являющееся необходимым признаком для наступления ответственности и применения санкций в виде взыскания исполнительского сбора. Учитывая изложенные обстоятельства, а также то, что административный истец не вправе производить перераспределение финансовых средств из других статей бюджета, имеющих иное целевое назначение, не является организацией, которая самостоятельно может исполнить решение суда, не заключив государственный контракт на приобретение жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда, заключение которого требует соблюдения установленных процедур, порядка и сроков, суд приходит к выводу о том, что не обеспечение Быковой К.В. жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения в пятидневный срок после получения постановления о возбуждении исполнительного производства в данном случае нельзя признать уклонением от исполнения решения суда, что дает основания для освобождения административного истца от ответственности в виде уплаты исполнительского сбора. При таких обстоятельствах суд находит административный иск обоснованным и подлежащим удовлетворению. Руководствуясь ст.175 -180 КАС РФ, суд РЕШИЛ: административный иск Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области к УФССП России по Ульяновской области, судебному приставу-исполнителю МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Ибрагимовой ФИО10 об освобождении от исполнительского сбора удовлетворить. Освободить Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 руб. по постановлению судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Ибрагимовой ФИО9 от 24.08.2021. Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г.Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Судья Н.Л. Анциферова |