делу №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14.02.2020г. п. Тульский
Майкопский районный суд Республики Адыгея в составе:
председательствующего Скрябина А.В.
при секретаре ФИО2
рассмотрев в открытом заседании дело по исковому заявлению ФИО1 к Министерству труда и социального развития Республики Адыгея об оспаривании отказа в присвоении звания «Ветеран труда», присвоении звания «Ветеран труда» и выдаче удостоверения,
установил:
ФИО1 обратился в суд с иском к Министерству труда и социального развития Республики Адыгея об оспаривании отказа в присвоении звания «Ветеран труда», присвоении звания «Ветеран труда» и выдаче удостоверения. В заявлении указал, что он ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеет трудовой стаж более 40 лет и в настоящее время является пенсионером по возрасту. В июне 2015г. Постановлением Президиума Совета Центросоюза Российской Федерации от 23.06.2015г. № он был награжден Почетной грамотой за многолетний добросовестный труд в потребительской кооперации Республики Адыгея и в связи с празднованием Международного Дня кооперативов. В декабре 2015г. он обратился в Министерство труда и социального развития Республики Адыгея с заявлением о присвоении ему звания «Ветеран труда», однако в присвоении данного звания ему было отказано в связи с тем, что Почетная грамота Центросоюза РФ не входит в перечень государственных наград Российской Федерации. Центросоюз РФ не относится к министерствам и ведомствам Российской Федерации. В соответствии с письмом Минтруда России от 22.04.1996г. № 110/1502-5 знаки, значки и почетные звания и грамоты, врученные центральными органами общественных организаций бывшего СССР и РСФСР, могут рассматриваться как ведомственные знаки отличия в труде, если ими были награждены работники непосредственно этих общественных организаций. Поэтому просил суд: 1) Заявление об оспаривании отказа Министерства труда и социального развития Республики Адыгея в присвоении звания «Ветеран труда» удовлетворить; 2) Обязать Министерство труда и социального развития Республики Адыгея присвоить ему – ФИО1 звание «Ветеран труда» Российской Федерации и выдать соответствующее удостоверение.
В возражении на исковое заявление ФИО1 Министр труда и социального развития Республики Адыгея просил в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.
В возражении на исковое заявление ФИО1 представитель Центрального союза потребительских обществ Российской Федерации согласно доверенности ФИО3 просил исковые требования удовлетворить в полном объеме и рассмотреть дело в отсутствие представителя Центросоюза РФ.
В судебном заседании ФИО1 поддержал заявленные требования и просил суд их удовлетворить. Пояснил, что в материалах дела имеются ответы Центросоюза РФ, все ссылки на положения, которые дают право на присвоение звания «Ветеран труда». Имеется также практика других регионов, в которых такое звание присваивалось при аналогичных обстоятельствах.
Представитель Министерства труда и социального развития Республики Адыгея согласно доверенности ФИО4 в судебном заседании исковые требования ФИО1 не признал и просил суд отказать в их удовлетворении. Пояснил, что представленные истцом документы не являются основанием для присвоения звания «Ветеран труда».
Представитель Государственного казенного учреждения Республики Адыгея «Центр труда и социальной защиты населения» согласно доверенности ФИО5 в судебном заседании полагала исковые требования ФИО1 не подлежащими удовлетворению.
Представитель Центросоюза потребительских обществ Российской Федерации в судебное заседание не явился, будучи уведомлен о месте и времени его проведения. В направленном в суд возражении просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав пояснения истца, представителей ответчика и третьего лица, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования ФИО1 не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Так, из материалов дела следует, что ФИО1 занимает должность продавца Каменномостского поселкового потребительского общества (ПОСПО), имеет общий стаж работы более 40 лет.
Согласно постановлению Президиума Совета Центрального союза потребительских обществ Российской Федерации № 06-31 от 23.06.2015г. за многолетний добросовестный труд в потребительской кооперации Республики Адыгея и в связи с празднованием Международного Дня кооперативов ФИО1 = продавец магазина «Хозтовары-79» Каменномостского поселкового потребительского общества награжден Почетной грамотой Центросоюза Российской Федерации.
Решением об отказе в предоставлении государственной услуги от 24.12.2015г. заместителем Министра труда и социального развития Республики Адыгея по результатам рассмотрения заявления ФИО1 было отказано в присвоении звания «Ветеран труда».
В соответствии с решением комиссии Министерства труда и социального развития Республики Адыгея по рассмотрению вопросов, связанных с присвоением звания «Ветеран труда» (протокол № 18 от 24.12.2015г.), установлено несоответствие заявителя условиям присвоения звания «Ветеран труда», предусмотренным подпунктом 3 пункта 4 «Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда», утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 26.09.2005г. № 167 «О Положении о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда», в части отсутствия оснований для рассмотрения почетной грамоты Центрального союза потребительских обществ России (Центросоюз РФ) в качестве ведомственного знака отличия в труде, поскольку Центросоюз РФ не входит в систему органов государственного управления и не является ведомством, выполняющим государственные функции.
Указанные обстоятельства подтверждены материалами дела и не оспариваются сторонами.
В силу пункта «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах».
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона «О ветеранах» ветеранами труда являются лица награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Таким образом, Федеральный закон «О ветеранах» (подпункт 2 пункта 1 статьи 7) устанавливает на федеральном уровне круг лиц, являющихся ветеранами труда, к числу которых относятся, в частности, и лица, награждённые ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности.
В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона «О ветеранах» порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 26 сентября 2005г. № 167 «О Положении о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» утверждено Положение о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда».
Согласно подпункту 1 пункта 4 указанного Положения звание «Ветеран труда» присваивается лицам, награжденным орденами или медалями СССР или Российской Федерации либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенным благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющим трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.
В силу ст. 1 Закона РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах и их союзах) в Российской Федерации» потребительская кооперация - система потребительских обществ и их союзов разных уровней, созданных в целях удовлетворения материальных и иных потребностей их членов; потребительское общество - добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц, созданное, как правило, по территориальному признаку, на основе членства путем объединения его членами имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов. Центральный союз потребительских обществ России (Центросоюз) является некоммерческой организацией, вправе осуществлять контрольные и распорядительные функции в отношении как потребительских обществ или союзов, которые являются членами данного союза, так и созданных потребительскими обществами соответствующих союзов потребительских обществ.
Таким образом, Центральный союз потребительских обществ РФ является общественной организацией, в структуру органов исполнительной власти, утвержденную Указом Президента РФ № 636 от 21.05.2012 года «О структуре федеральных органов исполнительной власти» не входит.
Сведений о том, что Центросоюзу РФ переданы полномочия по награждению нагрудными и почетными знаками (значками), почетными званиями и грамотами от имени руководства органов государственной власти РФ за продолжительный добросовестный труд, не имеется.
Поскольку Центросоюз РФ не относится к органам государственной власти и управления, награждения от его имени не могут рассматриваться в качестве ведомственных знаков отличия в труде.
С учетом указанных обстоятельств имеющиеся у истца почетная грамота не может быть отнесена к ведомственным знакам отличия в труде, учитываемым при присвоении звания «Ветеран труда», в связи с чем, отказ Министерства труда и социального развития Республики Адыгея в присвоении истцу звания «Ветеран труда» является правомерным.
Ссылку истца на письмо Минтруда РФ № 110/1502-5 от 22.04.1996г., согласно которому знаки, значки и почетные звания и грамоты, врученные центральными органами общественных организаций бывшего СССР и РСФСР, могут рассматриваться как ведомственные знаки отличия в труде, если ими были награждены работники непосредственно этих общественных организаций, нельзя признать состоятельной, поскольку данное письмо не прошло госрегистрацию, не было опубликовано и не является нормативным актом органа государственной власти РФ, следовательно не подлежит применению.
Таким образом, суд полагает исковые требования ФИО1 к Министерству труда и социального развития Республики Адыгея об оспаривании отказа в присвоении звания «Ветеран труда», присвоении звания «Ветеран труда» и выдаче удостоверения не подлежащими удовлетворению в связи с необоснованностью.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении требований ФИО1 к Министерству труда и социального развития Республики Адыгея об оспаривании отказа в присвоении звания «Ветеран труда», присвоении звания «Ветеран труда» и выдаче удостоверения - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Адыгея через Майкопский районный суд в течение месяца со дня его составления в окончательном виде.
Мотивированное решение изготовлено 21.02.2020г.
Судья – подпись
Копия верна: Судья Скрябин А.В.