ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-118/2016 от 31.05.2016 Бельского районного суда (Тверская область)

Дело № 2а-118 / 2016г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Белый 31 мая 2016 года

Бельский районный суд Тверской области в составе :

председательствующего судьи Новиковой С.А.,

при секретаре Маковской Е.Н.,

с участием помощника прокурора Бельского района Степанова Д.В.,

представителя административного ответчика - администрации муниципального образования «Егорьевское сельское поселение» Бельского района Тверской области – Захарова Г.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Бельского района Тверской области в защиту интересов неопределённого круга лиц к администрации муниципального образования «Егорьевское сельское поселение» Бельского района Тверской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и о возложении обязанности по созданию альтернативной версии веб-сайта для инвалидов по зрению,

у с т а н о в и л :

Прокурор Бельского района в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с административным иском к администрации Егорьевского сельского поселения Бельского района о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным и о возложении обязанности по созданию альтернативной версии веб-сайта для инвалидов по зрению.

В обоснование административных исковых требований указано, что прокуратурой Бельского района проведена проверка исполнения муниципальными образованиями Бельского района требований законодательства о социальной защите инвалидов, в ходе которой выявлено, что в нарушение требований действующего законодательства сайт администрации Егорьевского сельского поселения Бельского района, размещенный по адресу: http:/egorie.ru, не имеет альтернативной версии веб-сайта органа местного самоуправления для инвалидов по зрению, которое должно иметь минимальное число графических элементов и, соответственно, не имеет гиперссылки для перехода на версию сайта для слабовидящих.

Выявленные нарушения ущемляют права граждан с ограниченными возможностями по зрению на беспрепятственное получение информации о деятельности органа местного самоуправления и являются недопустимыми.

Просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Егорьевское сельское поселение» Бельского района Тверской области; обязать административного ответчика в месячный срок после вступления решения суда в законную силу создать альтернативную версию веб-сайта для инвалидов по зрению.

В судебном заседании помощник прокурора Бельского района Степанов Д.В. доводы, изложенные в административном исковом заявлении, поддержал по вышеизложенным основаниям, просит удовлетворить их.

В судебном заседании представитель административного ответчика – администрации муниципального образования «Егорьевское сельское поселение» Бельского района Тверской области – Захаров Г.И., действующий на основании решения Совета депутатов Егорьевского сельского поселения Бельского района Тверской области №1 от 24 сентября 2013 года, требования прокурора Бельского района Тверской области признал полностью и пояснил, что администрация муниципального образования «Егорьевское сельское поселение» Бельского района Тверской области действительно не исполнила возложенные на неё федеральными законами обязанности по созданию альтернативной версии веб-сайта для инвалидов по зрению. Однако в настоящее время указанные нарушения закона устраняются. Указанный прокурором срок для исполнения обязанности считает разумным.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела суд, приходит к выводу, что обстоятельства, указанные в административном исковом заявлении подтверждены представленными доказательствами, исследованными в судебном заседании.

В соответствии с ч.1 ст.4 Федерального закона от 9 февраля 2009 года №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» одним из основных принципов обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления является принцип открытости и доступности информации об их деятельности за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Согласно ч.1 ст.10 Федерального закона от 9 февраля 2009 года №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» государственные органы, органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть "Интернет", в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация.

В соответствии со ст.2 Федерального закона от 24.11.1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определена социальная защита инвалидов, а именно - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер по социальной поддержке, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание ими равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Согласно ст.9 указанного закона реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество.

В силу ст.15 Федерального закона от 24.11.1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

В развитие требований Федерального закона принят ГОСТ 52872-2012 «Интернет-ресурсы «Требования доступности для инвалидов по зрению», утвержденный Приказом Росстандарта от 29.11.2012 № 1789-ст.

Стандарт распространяется на русскоязычные ресурсы компьютерной сети Интернет и устанавливает общие требования доступности для инвалидов по зрению, использующих компьютер в качестве технического средства реабилитации. ГОСТ 52872-2012 предусматривает альтернативную версию для инвалидов по зрению.

Для вебсайта, предусматривающего значительное число элементов, к которым значительно затруднен доступ инвалидов по зрению, необходимо обязательно предусмотреть версию сайта, имеющего минимальное число графических элементов. Для перехода на эту версию сайта на главной странице веб-сайта необходимо разместить текстовую гиперссылку.

В ходе судебного разбирательства установлено, что в нарушение вышеуказанных требований действующего законодательства сайт администрации Егорьевского сельского поселения Бельского района, размещенный по адресу: http:/egorie.ru, не имеет альтернативной версии веб-сайта для инвалидов по зрению, которое должно иметь минимальное число графических элементов и соответственно не имеет гиперссылки для перехода на версию сайта для слабовидящих.

Выявленные нарушения ущемляют права граждан с ограниченными возможностями по зрению на беспрепятственное получение информации о деятельности органа местного самоуправления и являются недопустимыми.

В соответствии со ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Круг лиц, в защиту которых выступает прокурор района, является неопределенным, поскольку его невозможно индивидуализировать, привлечь к участию в деле в качестве истцов.

В связи с указанным, заявленные прокурором Бельского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц требования к администрации муниципального образования «Егорьевское сельское поселение» Бельского района Тверской области суд считает законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Суд полагает разумным и достаточным установить срок для исполнения указанных требований – в течение месяца после вступления решения суда в законную силу.

В соответствии со ст.111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы…

Статья 104 КАС РФ предусматривает, что льготы по уплате государственной пошлины предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Основания и порядок освобождения от уплаты государственной пошлины… устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Согласно п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам в качестве истцов или ответчиков. Таким образом, государственная пошлина взысканию с ответчика не подлежит.

Руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования прокурора Бельского района Тверской области в защиту интересов неопределённого круга лиц к администрации муниципального образования «Егорьевское сельское поселение» Бельского района Тверской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и о возложении обязанности по созданию альтернативной версии веб-сайта для инвалидов по зрению - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Егорьевское сельское поселение» Бельского района Тверской области в части обеспечения доступа к информации инвалидов по зрению.

Обязать администрацию муниципального образования «Егорьевское сельское поселение» Бельского района Тверской области в месячный срок после вступления решения суда в законную силу создать альтернативную версию веб-сайта для инвалидов по зрению, которая должна иметь минимальное число графических элементов, разместить на официальном сайте с адресом в сети «Интернет» http://egorie.ru/, гиперссылку для перехода на версию сайта для слабовидящих.

Административному ответчику - администрации муниципального образования «Егорьевское сельское поселение» Бельского района Тверской области - сообщить об исполнении решения по данному делу в Бельский районный суд Тверской области и прокурору Бельского района Тверской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Бельский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 1 июня 2016 года.

Председательствующий : С.А. Новикова.