Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Город Верхний Уфалей 20 марта 2018 г Верхнеуфалейский городской суд Челябинской области в составе: председательствующего судьи Гуцко Н. И. при секретаре Емельяновой А.Е. с участием административного истца Рахмангуловой Т.Н., представителя административного ответчика Администрации Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области Кузнецовой И.Р., действующей по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ. рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Рахмангуловой Т.Н., Добычиной Т.М., Сумцова Е.А., Шмелевой Т.А., Шашенко М.Л., Кобловой Л.Е., Нургалеевой Н.И. к Администрации Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области об оспаривании отказа в выдаче ордера (разрешения) на производство земляных работ У С Т А Н О В И Л : Рахмангулова Т.Н., Добычина Т.М., Сумцов Е.А, Шмелева Т.А., Шашенко М.Л., Коблова Л.Е., Нургалеева Т.И. обратились в суд с административным иском к Администрации Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области об оспаривании отказа в выдаче ордера на производство земляных работ по адресу : <адрес>. В обоснование исковых требований указали, что они являются собственниками частично благоустроенных жилых помещений, расположенных по ул. Островского. С 2014 года они пытаются благоустроить свое жилье. В 2016 году они решили присоединиться к существующим сетям канализации жилых домов по улице Островского. 28.06.2017 году Администрацией Верхнеуфалейского городского округа на имя представителя истцов Николаевой Л.Ф. был выдан ордер (разрешение) № 50 на производство земляных работ по строительству наружных сетей водоотведения и устройство гидроизоляции установленных канализационных колодцев сроком до 20.08.2017 года, который был впоследствии продлен до 08.09.2017 г. для восстановления нарушенного благоустройства. 09.10.2017 года истцы обратились в Администрацию Верхнеуфалейского городского округа с заявлением о выдаче нового ордера на производство земляных работ, однако 10.10.2017 года в выдаче нового ордера было отказано, так как истцами не предоставлено согласование всех лиц, интересы которых затрагиваются при производстве земляных работ. Подписной лист согласования, представленный истцами, не был подписан собственниками жилого дома № № по ул. Островского ФИО16, которая фактически не проживает по данному адресу более двух лет и ее местонахождения не известно, а также ФИО17, которая отказалась подписать лист без объяснения причин. В настоящее время работы по строительству сетей водоотведения не могут быть закончены, соответственно, не устранены повреждения элементов благоустройства, расположенных на территориях общего пользования. Просили признать незаконным отказ Администрации Верхнеуфалейского городского округа в выдаче ордера на производство земляных работ на ул. Островского; обязать Администрацию Верхнеуфалейского городского округа выдать ордер (разрешение) на производство земляных работ по строительству наружных сетей водоотведения и устройство гидроизоляции установленных канализационных колодцев КК5, КК6, КК10, КК11, КК12, КК13, КК14, расположенных в г. Верхний Уфалей по улице Островского. В судебном заседании административный истец Рахмангулова Т.Н. административные исковые требования поддержала. Административные истцы Добычина Т.М., Сумцов Е.А., Шмелева Т.А., Шашенко М.Л., Коблова Л.Е., Нургалеева Т.И. в судебном заседании не участвовали, в письменных заявлениях просили о рассмотрении дела в их отсутствие, на заявленных требованиях настаивали. Представитель административного ответчика – Администрации Верхнеуфалейского городского округа Кузнецова И.Р. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что 10.10.2017 г. истцам ( представитель заказчика ФИО15) в выдаче ордера на производство земляных работ было отказано правомерно, в связи с тем, что в подписном листе согласования согласование всех собственников сооружения - канализационная сеть жилых домов №, № по ул. Островского, в охранной зоне которого должны быть частично выполнены земляные работы по прокладке наружной сети водоотведения по указанному объекту, нет их подписи. Заинтересованные лица ФИО16 и ФИО17 в судебном заседании не участвовали: ФИО16 не проживает по адресу: г. Верхний Уфалей, ул. Островского, д. 3, кв. 1, что подтверждено соответствующим актом о непроживании., ФИО17 извещена надлежащим образом, телефонограммой сообщила о неявке в суд, возражений не предоставила. В соответствии с ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд признал неявку заинтересованных лиц неуважительной и рассмотрел дело в их отсутствие. Выслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд считает административное исковое заявление подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В силу п.п. 2 п.5 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство выдается в случае осуществления строительства, реконструкции объекта капитального строительства на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ. В соответствии с п. 4. ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка. Кроме того, в соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона от 17 ноября 1995 № 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" строительство любого объекта должно вестись при наличии разрешения собственника земельного участка и (или) здания, сооружения и с соблюдением градостроительных, строительных норм и правил». Закон Челябинской области от 27 мая 2010 г. № 589-30 «Об установлении случаев, при которых не требуется получения разрешения на строительство на территории Челябинской области» в соответствии с п.5 части 17 статьи 5 Градостроительного кодекса устанавливает случаи, при которых не требуется получение разрешения на строительство на территории Челябинской области. В статье 2 настоящего Закона закреплено, что строительство, реконструкция линейных: объектов, указанных в п. 4 части 1, без получения разрешения на строительстве допускаются при наличии условий: 1) наличии правоустанавливающих документов на соответствующий земельный участок (за исключением земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности); 2) наличии проектной документации по строительству, реконструкции линейных объектов; 3) проведении земляных работ в порядке, установленном правовыми актами органов местного самоуправления; 4) оформлении по окончании строительства, реконструкции линейных объектов необходимых документов: 5) представлении в орган местного самоуправления в течение пяти рабочих дней со дня завершения строительства, реконструкции линейных объектов сведений о них для размещения в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. При несоблюдении хотя бы одного из условий, указанных в настоящей части, строительство, реконструкция линейных объектов осуществляются в соответствии с требованиями статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, т.е. строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство. В Методических рекомендациях по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований (утвержденных Приказом Министерства регионального развития РФ от 27 декабря 2011 г. № 613) определено, что работы, связанные с разрытием грунта или вскрытием дорожных покрытий, производятся только при наличии письменного разрешения (ордера на проведение земляных работ), выданного администрацией городского округа в лице отдела архитектура и градостроительства в установленном порядке. Так, согласно п. 1 Административного регламента предоставления администрацией Верхнеуфалейского городского округа (далее ВУГО) муниципальной услуги по выдаче, продлению, продлению, закрытию ордера (разрешения) на производство земляных работ, утв. постановлением администрацией ВУГО от 26. 08. 2014 г. № 253 под ордером понимается документ, являющийся основанием для проведения работ, влекущих нарушение зеленых насаждений, конструкцией, дорог, тротуаров, других объектов благоустройства (далее земляных работ), за исключением производства земляных работ, связанных со строительством (реконструкцией), осуществляемых на основании разрешения на строительство (реконструкцию). Обязанность предварительного согласования действий с лицами, интересы которых затрагиваются при производстве земляных работ (далее – заинтересованные лица) и получение ордера на производство земляных работ возлагается на застройщика (заказчика –физическое или юридическое лицо, имеющее намерение произвести земляные работы). Согласно п. 2 Административного регламента земляные работы должны быть закончены, а нарушенные зеленые насаждения, конструкции дорог, тротуаров, другие объекты благоустройства должны быть восстановлены в сроки, указанные в ордере на производство земляных работ. При невозможности завершения земляных работ до окончания срока, установленного в ордере на производство земляных работ, лицо, производящее земляные работы обязано продлить срок производства земляных работ, в порядке, предусмотренном настоящим Административным регламентов. В случае повторного несоблюдения установленных сроков продления ордера на производство земляных работ лицо, осуществляющее земляные работы, обязано оформить новый ордер. При увеличении площади места производства земляных работ лицо, производящее земляные работы, обязано оформить новый ордер. В соответствии с п. 12 Административного регламента заявителю может быть отказано в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, если производство земляных работ не согласовано с заинтересованными лицами, указанными в подписном листе. В соответствии с Правилами благоустройства территории Верхнеуфалейского городского округа, утв. постановлением Администрации ВУГО от 30. 10. 2017 г № 556 рассмотрение и согласование условий производства земляных работ и работ, влекущих нарушение благоустройства и (и ли) при родного ландшафта, осуществляются всеми участниками, законные интересы которых непосредственно затрагиваются, самостоятельно (п. 8. 10. 4. 1). Судом установлено, что административные истцы: Рахмангулова Т.Н., Добычина Т.М., Сумцов Е.А., Шмелева Т.А., Шашенко М.Л., Коблова Л.Е., Нургалеева Т.И. являются собственниками или членами семей собственников жилых помещений, расположенных по адресам г. Верхний Уфалей, ул. Островского, дома № № Жилые помещения истцов являются частично благоустроенными. С 2014 года они пытаются благоустроить свои жилые помещения, решив в 2016 году присоединиться к существующим сетям канализации жилых домов по ул. Островского. 28.06.2017 году Отделом архитектуры и градостроительства Администрации Верхнеуфалейского городского округа на имя представителя истцов ФИО15 был выдан ордер (разрешение) № 50 на производство земляных работ по строительству наружных сетей водоотведения и устройство гидроизоляции установленных канализационных колодцев сроком до 20.08.2017 года. Решением комиссии по осуществлению муниципального контроля полного восстановления нарушенного благоустройства после производства земляных работ на территории Верхнеуфалейского городского округа от 28.08.2017 года действие ордера на производство земляных работ было продлено до 08.09.2017 г. для восстановления нарушенного благоустройства. Письмом Главы Верхнеуфалейского городского округа от 31.08.2017 г. № 1843 было разъяснено, что для завершения работ по строительству сетей водоотведения по ул. Островского необходимо оформить новый ордер (разрешение) на производство земляных работ. 09.10.2017 года истцы обратились в Администрацию Верхнеуфалейского городского округа с заявлением о выдаче нового ордера на производство земляных работ. Решением комиссии по осуществлению муниципального контроля полного восстановления нарушенного благоустройства после производства земляных работ на территории Верхнеуфалейского городского округа от 10.10.2017 года в выдаче нового ордера было отказано, так как истцами не предоставлено согласование всех лиц, интересы которых затрагиваются при производстве земляных работ. Подписной лист согласования, представленный истцами, не был подписан собственником квартиры №№ по ул. Островского ФИО16, которая фактически не проживает по данному адресу более двух лет и ее местонахождения не известно, а также собственником <адрес>ФИО17, которая отказалась подписать лист без объяснения причин, что подтверждено соответствующими актами от 12. 09. 2017 г., от 19. 03. 2018 г. В настоящее время работы по строительству сетей водоотведения не могут быть закончены, соответственно, не устранены повреждения элементов благоустройства, расположенных на территориях общего пользования, в связи с чем, постановлением по делу об административном правонарушении от 15.09.2017 года представитель истцов ФИО15 была привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 3 Закона Челябинской области «Об административных правонарушениях в Челябинской области» от 27.05.2010 года №584-30. Из пояснений представителя административного ответчика – Администрации Верхнеуфалейского городского округа Кузнецовой И.Р. следует, что в связи с тем, что заказчиком (представитель ФИО15) в выданном подписном листе согласования действий с лицами, интересы которых затрагиваются при производстве земляных работ по указанному объекту от 04.09.2017 г., не было предоставлено согласование всех собственников сооружения с кадастровым номером № (канализационная сеть жилых домов №3, №5 по ул.Островского), в охранной зоне которого должны быть частично выполнены земляные работы по прокладке наружной сети водоотведения по указанному объекту. Охранная зона наружной сети водоотведения составляет 3 м. (Свод правил 42.13330.2011). Кроме того, согласование условий производства земляных работ предусмотрено п.8.10.4 раздела 8 Правил благоустройства территории Верхнеуфалейского городского округа, утвержденных Постановлением администрации Верхнеуфалейского городского округа от 30.10.2017 г. № 556, а также п.5.1.4 раздела 5 СНиП 12- 04-2002 Безопасность труда в строительстве. Часть 2.Строительное производство. Однако суд не может согласиться с доводами представителя ответчика, считает, что отказ Администрации Верхнеуфалейского городского округа произведен по формальным основаниям без учета фактических обстоятельств. Истцы имеют проект на строительство наружных сетей водоотведения и устройство гидроизоляции установленных канализационных колодцев (далее канализационной сети) по ул. Островского г. Верхнего Уфалея, провели согласование со всеми заинтересованными организациями, заключили договоры на строительство, провели большую часть работ, в частности из 430 метров канализационной сети проложено 344 метра, осталось проложить 86 метров, однако этому препятствует отсутствие в подписном листе согласования подписей собственников канализационной сети жилых домов № и № ул. Островского ФИО16 и ФИО17 Согласно выписке из Государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 12. 10. 2017 г. правообладателями сооружения - канализационной сети жилых домов № и № по ул. Островского г. Верхнего Уфалея на праве общей долевой собственности по ? доли в праве с 2016 года являются ФИО18 (ул. Островского, д. №), ФИО16 (ул. Островского, д. №), ФИО17 (ул. Островского, д. №ФИО19 (ул. Островского, д. №). Из подписного листа согласования действий с лицами, интересы которых затрагиваются при производстве земляных работ по строительству наружных сетей водоотведения в г. Верхний Уфалей на ул. Островского следует, что правообладатели канализационной сети жилых домов № по ул. Островского ФИО16 и ФИО17 не поставили свои подписи о согласовании земляных работ без объяснения мотивов отказа. Из имеющегося в материалах дела решения Верхнеуфалейского городского суда от 22 сентября 2015 г., вступившего в законную силу 29 октября 2015 г., ФИО16, ФИО17, ФИО20 было отказано в заявлении к Управлению имущественных отношений Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области в предоставлении им земельного участка под построенное ими сооружение: канализационную сеть протяженностью 149 метров по присоединению к существующим сетям канализации жилых домов по адресу: г. Верхний Уфалей, ул. Островского №, №. При рассмотрении дела было установлено, что ФИО16, ФИО17, ФИО20 разрешение на строительство канализационной сети по указанному адресу не выдавалось, земельный участок под строительство не выделялся. Кроме того, информацией Управления имущественных отношений Верхнеуфалейского городского округа № 582 от 19. 03. 2018 г. подтверждено, что земельный участок под канализационную сеть жилых домов №, 5 по ул. Островского не предоставлялся. То есть данную канализационную сеть, построенную указанными лицами в 2011 году, следует считать в соответствии с ч. 1 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой. Решение о ее сносе уполномоченным органом не принималось. В связи с данными обстоятельствами отказ в согласовании истцам производства земляных работ по строительству канализационных сетей вдоль канализационной сети, принадлежащей ФИО16 и ФИО17, юридического значения не имеет. Кроме того, суд не может согласиться с доводами Администрации о нарушении истцами охранной зоны вдоль линейного объекта -канализационной сети, принадлежащей ФИО18, ФИО16, ФИО17, ФИО19 Так, согласно СНиП-СП 42. 13330. 2011 г, п. 12. 35, таблица 15- охранная зона бытовой канализации подразделяется на напорную и самотечную. Соответственно охранная зона бытовой напорной канализации - 5 метров от трубы до фундамента здания или сооружения. Если канализация самотечная, то согласно СНиП охранная зона составляет 3 метра от трубы до фундамента здания или сооружения. Из таблицы 16 следует, что расстояние по горизонтали инженерных сетей бытовой канализации составляет 0, 4 метра. Из пояснений представителя администрации и специалиста ФИО21 следует, что охранная зона канализации составляет 3 метра, в которой запрещено какое-либо строительство. Из пояснений сторон следует, что канализационная сеть ФИО30 и ФИО31 - самотечная, канализационная сеть истцов также является самотечной. Из пояснений истца Рахмангуловой Т. Н. следует, что до фундаментов домов по ул. Островского, №, № и других домов не менее 5-7 метров, сеть канализации истцов будет проложена вдоль канализационной сети ФИО23 и ФИО24 на расстоянии друг от друга не менее 1 метра, причем сеть истцов прокладывается ближе к проезжей части дороги, то есть канализационные сети не соприкасаются. Из имеющейся в материалах дела схемы наружной сети водоотведения, принадлежащей ФИО25, ФИО26 и ФИО27 (проживающих в домах № ул. Островского) усматривается, что расстояние от проложенной ими сети канализации до фундаментов их домов от 9, 6 до 11, 07 метра, до проектной сети канализации истцов составляет по горизонтали от 3, 81 до 5,28 метра, то есть земляные работы не будут затрагивать охранную зону канализации ФИО28 и ФИО29. Суд считает заслуживающим внимания довод истцов, что они лишены возможности провести канализационную сеть в другом месте. Из пояснений истца Рахмангуловой Т. Н. следует, что первоначальный проект предусматривал прокладку канализационной сети в другом месте – напротив домов №, 3 по <адрес>, по другую сторону дороги, однако при производстве земляных работ столкнулись с непредвиденным обстоятельством в виде залегания в грунте скальной породы, через которую невозможно было пройти при неоднократных попытках с применением специальной техники. На разработку проектов прокладки канализационной сети, заключение различных договоров истцы затратили не менее чем по 100 000 рублей каждый. Исходя из совокупности исследованных в судебном заседании доказательств, суд пришел к выводу, что Администрация Верхнеуфалейского городского округа необоснованно поставила в зависимость от действий собственников самовольно возведенной канализационной сети жилых домов №, 5 по ул. Островского, а именно, безмотивного отсутствия согласия ФИО16 ( д. №) и ФИО17 ( №), возможность истцов (7 домов) закончить работы по прокладке наружных сетей водоотведения, следовательно возможность улучшить их жилищные условия и качество жизни. При таких обстоятельствах, учитывая, что истцами проведены все необходимые действия и получены согласования заинтересованных организаций и лиц, необходимые для проведение работ по строительству наружных сетей водоотведения и устройство гидроизоляции установленных канализационных колодцев КК5, КК6, КК10, КК11, КК 12, КК13, КК 14, расположенных по ул. Островского (канализационной сети), само строительство канализационной сети не нарушает прав и законных интересов заинтересованных лиц ФИО16 и ФИО17, суд пришел к выводу, что отказ Администрации Верхнеуфалейского городского округа в выдаче ордера (разрешения ) на производство земляных работ по ул. Островского г. Верхнего Уфалея Челябинской области является незаконным, в связи с чем Администрация обязана выдать им ордер (разрешение) на производство земляных работ по их строительству. На основании изложенного административные исковые требования Рахмангуловой Т.Н., Добычиной Т.М., Сумцова Е.А., Шмелевой Т.А., Шашенко М.Л., Кобловой Л.Е., Нургалеевой Т.И. являются законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению. В соответствии с п. 1 ст. 111 Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ) с ответчика Администрации Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области подлежат взысканию в пользу истца Рахмангуловой Т.Н. понесенные ею при обращении в суд судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб. Руководствуясь ст. ст. 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Р Е Ш И Л : Административные исковые требования Рахмангуловой Т.Н., Добычиной Т.М., Сумцова Е.А. Шмелевой Т.А., Шашенко М.Л., Кобловой Л.Е., Нургалеевой Т.И. удовлетворить. Признать незаконным отказ Администрации Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области от 10 октября 2017 года в выдаче истцам ордера на производство земляных работ на ул. Островского г. Верхнего Уфалея Челябинской области. Обязать Администрацию Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области выдать истцам ордер (разрешение) на производство земляных работ по строительству наружных сетей водоотведения и устройство гидроизоляции установленных канализационных колодцев КК5, КК6, КК10, КК11, КК12, КК13, КК14, расположенных по улице Островского г. Верхнего Уфалея Челябинской области. Взыскать с Администрации Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области в пользу Рахмангуловой Т.И. в возмещение судебных расходов по оплате государственной пошлины 300 (триста) рублей. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд через Верхнеуфалейский городской суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме. Председательствующий : Н. И. Гуцко |