ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-118/2018 от 28.02.2018 Ленинскогого районного суда г. Владивостока (Приморский край)

Дело № 2а-118/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 февраля 2018 года

Ленинский районный суд ФИО9 в составе:

председательствующего судья Н.А. Ярошевой

с участием помощника прокурора ФИО9 ФИО1,

представителя администрации г.Владивостока ФИО2,

представителя МУПВ «ВПЭС» Е.А. Дехтярь,

представителя ФГАОУ ВПО «ДВФУ» ФИО3,

при секретаре Л.А.Кудрявцевой,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению и.о. прокурора г.Владивостока в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации г.Владивостока, заинтересованные лица МУПВ «Владивостокское предприятие электрических сетей», ФГАОУ ВПО «Дальневосточный федеральный университет» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

и.о. прокурора г.Владивостока обратился в суд с названным административным иском, в обоснование указав, что прокуратурой г.Владивостока проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере теплоснабжения на предмет организации надлежащей эксплуатации тепловых сетей, находящихся на территории Владивостокского городского округа, по результатам которой установлено следующее. ДД.ММ.ГГГГ филиалом «Приморская генерация» АО «ДГК» в администрацию ФИО9 направлена информация с приложением схем тепловых сетей относительно участков тепловых сетей, расположенных на территории Владивостокского городского округа, не имеющих собственников, в том числе тепловой сети до наружной стороны фундамента здания по <адрес>. В нарушение установленного 30-дневного срока, администрация г.Владивостока в порядке ч.6 ст.15 Федерального закона «О теплоснабжении» в срок до ДД.ММ.ГГГГ не определила теплосетевую организацию, осуществляющую содержание и обслуживание указанной бесхозяйной тепловой сети, в результате чего ее обслуживание не осуществляется по настоящее время. Вместе с этим, выявление органом местного самоуправления бесхозяйных тепловых сетей влечет возникновение обязанности по определению теплосетевой организации, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных тепловых сетей. Вышеуказанный участок тепловой сети в собственности администрации г.Владивостока и иных лиц не находится, вопрос о постановке данного объекта на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, как бесхозного, до настоящего времени не решен. Поскольку указанная теплосеть (теплотрасса) является бесхозяйным объектом, отсутствие собственника такого объекта, а также организации, которая следит за его техническим состоянием, влечет в качестве негативных последствий несвоевременное и некачественное решение вопросов по теплоснабжению населения, обеспечению надлежащего технического и санитарно-эпидемиологического состояния тепловых сетей, несвоевременному проведению профилактических и ремонтных работ, устранению аварий в процессе их эксплуатации. Отсутствие вышеуказанных мер по обеспечению надлежащего технического состояния тепловых сетей создает условия для возможности возникновения чрезвычайной ситуации. Необращение администрации г.Владивостока в регистрирующий орган с заявлением о принятии объектов недвижимости на учет, как бесхозяйного имущества, свидетельствует о невыполнении обязанности, установленной ст.225 ГК РФ, что является исключительным полномочием органа местного самоуправления. ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой г.Владивостока за и.о. главы администрации г.Владивостока внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, по результатам его рассмотрения ДД.ММ.ГГГГ за в прокуратуру г.Владивостока поступил ответ администрации г.Владивостока, согласно которому конкретные меры, направленные на принятие в муниципальную собственность сетей теплоснабжения в качестве бесхозяйного имущества не приняты, теплосетевые организации, тепловые сети которых непосредственно соединены с бесхозяйными тепловыми сетями или единые теплоснабжающие организации в системе теплоснабжения, в которые входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которые осуществляют содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей, не определены. Просит признать незаконным бездействие администрации г.Владивостока, выразившееся в непринятии мер по определению теплосетевой организации, осуществляющей содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей и по подготовке и направлению в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, заявлений и документации, необходимых для принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей в виде тепловой сети до наружной стороны фундамента здания по <адрес> в <адрес>; обязать администрацию г.Владивостока определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанной бесхозяйной тепловой сетью, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входит указанная бесхозяйная тепловая сеть и которая осуществляет содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей; обязать администрацию г.Владивостока подготовить и направить в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, заявления и документацию, необходимые для принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей в виде тепловой сети по указанному адресу.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ по ходатайству представителя административного ответчика к участию в деле в качестве заинтересованного лица было привлечено МУПВ «ВПЭС», определением суда от ДД.ММ.ГГГГ по ходатайству представителя административного истца к участию в деле в качестве заинтересованного лица было привлечено ФГАОУ ВПО «ДВФУ».

До рассмотрения дела по существу и.о. прокурора г.Владивостока были дополнены исковые требования, просил обязать администрацию г.Владивостока организовать проведение кадастровых работ тепловых сетей до наружной стороны фундамента здания по <адрес> в <адрес>, в остальной части требования оставил без изменения.

Помощник прокурора г.Владивостока в судебном заседании настаивала на удовлетворении уточненных требований по основаниям и доводам, изложенным в административном иске. Дополнительно пояснила, что в соответствии со ст. 25 ГК РФ, ст.ст.6 и 15 ФЗ «О теплоснабжении» орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи соответствующего заявления. Тепловые сети, указанные в иске, обеспечивают поставку тепловой энергии не только в здание ДВФУ, но и к иным объектам. В случае аварийной ситуации от теплоснабжения будут отключены и иные объекты. Допустимых доказательств того, что администрацией г.Владивостока не допущено бездействие, определена теплосетевая организация, которая осуществляет содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей, а также, приняты действия для подготовки документов с целью постановки указанного бесхозяйного имущества на учет, не предоставлено.

Представитель администрации г.Владивостока в судебном заседании возражала против удовлетворения требований, пояснила, что администрацией г.Владивостока не допущено бездействия, поскольку определена организация, обслуживающая спорный участок сети – МУПВ «ВПЭС», принимаются меры, по подготовке необходимой документации для постановки имущества на учет. Оснований для возложений на администрацию г.Владивостока обязанности по проведению кадастровых работ не имеется, т.к. кадастровые работы будут проведены при подготовке документов, необходимых для принятия на учет спорной теплосети.

Представитель МУПВ «ВПЭС» в судебном заседании возражала против удовлетворения требований, пояснила, что МУПВ «ВПЭС» осуществляет содержание и обслуживание участка тепловой сети до наружной стороны фундамента здания по <адрес> в <адрес>.

Представитель ФГАОУ ВПО «ДВФУ» в судебном заседании поддержала требования и.о. прокурора г.Владивостока. Дополнительно пояснила, что в данном случае отсутствует спор о праве на участок тепловых сетей, полномочия по постановке на учет бесхозяйного имущества имеются только у администрации г.Владивостока. ДВФУ спорные сети переданы не были, следовательно, являются бесхозяйными.

Допрошенный в судебном заседании в качестве специалиста ФИО4 пояснил, что он является начальником управления строительства МУПВ «ВПЭС», принимал участие в проверке, результаты которой оформлены актом от ДД.ММ.ГГГГ. При проведении проверки было установлено, что к спорному участку тепловой сети подключены: здание ДВФУ по адресу: <адрес>; жилой <адрес> объект гражданской обороны по <адрес>. Обслуживает ли МУПВ «ВПЭС» данный участок тепловой сети ему не известно, поступало ли распоряжение администрации г.Владивостока, которым на МУПВ «ВПЭС» была возложена такая обязанность, пояснить не может.

Суд, выслушав участников процесса, специалиста, исследовав материалы дела, давая оценку всем добытым по делу доказательствам в их совокупности, находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой г.Владивостока в 2017 проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере теплоснабжения на предмет организации надлежащей эксплуатации тепловых сетей, находящихся на территории Владивостокского городского округа, по результатам которой установлено, что участки тепловых сетей, расположенные на территории Владивостокского городского округа, в том числе тепловая сеть 2d-89, L-49,6 м от УТ-1108/12/03 через УТ-1 до наружной стороны фундамента здания по <адрес> в <адрес> не имеет собственника, в связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ в адрес и.о. главы администрации г.Владивостока прокурором г.Владивостока было внесено представление, которым на и.о. главы администрации г.Владивостока возложена обязанность принять меры по устранению нарушений закона, из причин и условий им способствующих, а именно: определить теплосетевую организацию, осуществляющую содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей, а также принять меры по постановке на учет данного бесхозяйного имущества, что подтверждается материалам и дела и не оспаривалось в судебном заседании.

В соответствии с пунктом 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор, в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации, вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Согласно ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно пункту 4.2 части 1 статьи 17 Федерального закона "Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации" организация теплоснабжения в соответствии с положениями Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" отнесена к полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов.

Пунктами 1,3 статьи 225 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

По смыслу ст. 225 ГК РФ и пункта 7 части 3 статьи 3 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся, в порядке, установленном Приказом Минэкономразвития России N 931 от 10.12.2015, в соответствии с п.3 которого в случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Законом.

При этом в силу части 2 статьи 1 и пункта 1 части 2 статьи 7 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» ЕГРН является сводом достоверных систематизированных сведений о недвижимом имуществе, учтенном в соответствии с данным Законом, а также зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях и иных установленных в соответствии с Законом N 218-ФЗ сведений и состоит, в том числе из реестра объектов недвижимости (кадастра недвижимости).

Государственный кадастровый учет недвижимого имущества представляет собой внесение в ЕГРН сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных Законом N 218-ФЗ сведений об объектах недвижимости (часть 7 той же статьи).

Согласно части 1 статьи 14 и части 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляется на основании заявления, к которому прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; иные документы, предусмотренные Законом N 218-ФЗ и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.

В силу пункта 7 части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ.

При этом по вопросу организации управления бесхозяйными объектами недвижимого имущества, используемыми для передачи энергетических ресурсов, с момента выявления таких объектов необходимо отметить, что частью 6 статьи 15 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" предусмотрено, что в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей.

Таким образом, действующим законодательством предусмотрены гарантии надежности теплоснабжения, что соотносится с полномочиями органов местного самоуправления по организации обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территории муниципальных образований, в том числе учет объектов теплоснабжения, принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств, либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Судом установлено, что участок тепловой сети до наружной стороны фундамента здания по <адрес> в <адрес> в собственности администрации г.Владивостока, либо иных лиц не находится, на балансе какой-либо организации не числится, на обслуживании МУПВ «ВПЭС» либо иной теплосетевой организации не находится, что подтверждается уведомлением филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Приморскому краю от ДД.ММ.ГГГГ, ответом АО «ДГК» от ДД.ММ.ГГГГ, ответом ДВФУ от ДД.ММ.ГГГГ, ответом МУПВ «ВПЭС» от ДД.ММ.ГГГГ.

Из имеющегося в материалах дела Договора на поставку тепловой энергии (мощности), теплоносителя и (или) горячей воды на нужды бюджетного/автономного учреждения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между АО «ДГК» и ДВФУ, Акта раздела балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон, графических материалов, а также Акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ следует, что прокуратурой г.Владивостока с участием специалистов ФГАОУ ВО «ДВФУ», СП ПТС филиала Приморской генерации АО «ДГК», МУПВ «ВПЭС» проведена проверка, по результатам которой установлено, что согласно договору от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между АО «ДГК» и ФГАОУ ВО «ДВФУ», а также акту разграничения балансовой принадлежности систем теплоснабжения и эксплуатационной ответственности сторон от ДД.ММ.ГГГГ, участок тепловой сети м имеет точку подключения от , эксплуатируемую МУПВ «ВПЭС», проходящую через промежуточную УТ-1, являющуюся частью сооружения сети до наружной стороны фундамента здания по <адрес> в <адрес>; от указанного участка тепловой сети подключены следующие объекты: здание ДВФУ по <адрес>, жилой дом по <адрес>, и объект гражданской обороны по <адрес>. ФГАОУ ВО «ДВФУ» на основании оперативного управления обслуживаются внутренние сети теплопотребления (отопление, горячее водоснабжение) и узел управления с узлом учета дл систем теплопотребления административного здания, т.о. вышеперечисленное оборудование эксплуатируется ФГАОУ ВО «ДВФУ» только в границах объекта капитального строительства, расположенного по адресу: <адрес> в <адрес>.

По представленным сторонами доказательствам, суд приходит к выводу о том, что спорный участок теплотрассы является транзитным, обслуживает несколько объектов недвижимости, в том числе жилой дом, относится к объектам инженерной инфраструктуры г.Владивостока, однако, собственника не имеет, на содержании и обслуживании у какой –либо организации не находится, в связи с чем, спорный участок тепловой сети является бесхозяйным, что влечет несвоевременное и некачественное решение вопросов по теплоснабжению населения, обеспечению надлежащего качества коммунальных услуг, устранению аварий в процессе их эксплуатации, поскольку орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, он обязан выполнить необходимые в рамках этого мероприятия в силу возложенных на него законом полномочий.

Доводы администрации г.Владивостока о том, что со стороны ответчика не допущено бездействия, суд признает необоснованными, поскольку достаточные и допустимые доказательства того, что администрацией г.Владивостока принимаются меры для поставки на учет в регистрационном органе спорного имущества в качестве бесхозяйного, а также, что указанный участок тепловой сети передан на аварийное содержание и обслуживание МУПВ «ВПЭС», в материалах дела отсутствуют, в судебное заседание не предоставлены, при этом судом учитывается, что сообщение администрации г.Владивостока от ДД.ММ.ГГГГ, на которое ссылается представитель администрации г.Владивостока, не имеет подписи, надлежащим образом не заверено, а также отсутствуют доказательства, подтверждающие, что указанное письмо было направлено Мщ0УПВ «ВПЭС» и принято к исполнению.

В связи с чем, требования и.о. прокурора г.Владивостока о признании незаконным бездействия администрации г.Владивостока, выразившегося в непринятии мер по определению теплосетевой организации, осуществляющей содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей и по подготовке и направлению в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, заявлений и документации, необходимых для принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей в виде тепловой сети до наружной стороны фундамента здания по <адрес> в <адрес> суд полагает обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Поскольку требования и.о. прокурора г.Владивостока к администрации г.Владивостока о признании незаконным бездействия удовлетворены, с учетом положений ст. 27 КАС РФ, суд полагает необходимым обязать администрацию г.Владивостока определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с тепловой сетью до наружной стороны фундамента здания по <адрес> в <адрес> или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входит указанная бесхозяйная тепловая сеть и которая осуществляет содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей; организовать проведение кадастровых работ и направление в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, заявления и документации, необходимых для принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей в виде тепловых до наружной стороны фундамента здания по <адрес> в <адрес>.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,

РЕШИЛ:

административное исковое заявление и.о. прокурора г.Владивостока в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации г.Владивостока, заинтересованные лица МУПВ «Владивостокское предприятие электрических сетей», ФГАОУ ВПО «Дальневосточный федеральный университет» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации г.Владивостока, выразившееся в непринятии мер по определению теплосетевой организации, осуществляющей содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей и по подготовке и направлению в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, заявлений и документации, необходимых для принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей в виде тепловой сети до наружной стороны фундамента здания по <адрес> в <адрес>.

Обязать администрацию г.Владивостока определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с тепловой сетью до наружной стороны фундамента здания по <адрес> в <адрес> или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входит указанная бесхозяйная тепловая сеть и которая осуществляет содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей; организовать проведение кадастровых работ и направление в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, заявления и документации, необходимых для принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей в виде тепловых до наружной стороны фундамента здания по <адрес> в <адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в ФИО14 краевой суд через Ленинский районный суд ФИО9 в течение месяца с момента вынесения мотивированного решения.

Судья Ленинского районного

суда ФИО9 Н. А. Ярошева

мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ