ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-118/2018 от 28.06.2018 35-ого гарнизонного военного суда (г. П-Камчатский) (Камчатский край)

<...>

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 июня 2018 года город Петропавловск-Камчатский

35 гарнизонный военный суд в составе: председательствующего - судьи Абдулхалимова И.А., при секретаре судебного заседания Фоменко С.В., с участием представителя административного истца Астряниной М.А. и представителя административного ответчика Мосиенко С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-118/2018 по административному исковому заявлению Астряниной М.А. в интересах военнослужащей войсковой части <...> Сапуновой Ольги Викторовны об оспаривании действий начальника 3 отдела ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, связанных с отказом в принятии на учёт лиц, нуждающихся в предоставлении денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений,

установил:

Астрянина М.А. обратилась в интересах Сапуновой О.В. в суд с административным исковым заявлением, в котором просила:

- признать незаконным решение начальника 3 отдела ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее - начальник 3 отдела) об отказе в принятии её с членами семьи на учёт лиц, нуждающихся в предоставлении денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений (далее - жилищная субсидия), и обязать названного начальника отменить указанное решение;

- обязать начальника 3 отдела вынести решение о принятии её на учёт лиц, нуждающихся в предоставлении жилищной субсидии.

Обосновывая заявленные требования, представитель административного истца как в своём заявлении так и в судебном заседании указала, что её доверитель имеет выслугу более 10 лет в календарном исчислении и подлежит увольнению с военной службы по состоянию здоровья. Ей на основании договора социального найма по месту прохождения военной службы было предоставлено жилое помещение общей площадью 59,3 кв.м., расположенное <адрес> - в котором она со своим супругом и двумя детьми проживает до настоящего времени. В 2013 году в качестве нанимателя в договоре социального найма был указан супруг административного истца. В связи с предстоящим увольнением с военной службы она обратилась в жилищный орган с заявлением о принятии её на учёт лиц, нуждающихся в предоставлении жилищной субсидии, для приобретения жилого помещения по избранному после увольнения с военной службы постоянному месту жительства в городе Санкт-Петербурге, в чём ей было отказано. В обоснование принятого решения административный ответчик сослался на её обеспеченность общей площадью жилого помещения по установленным законодательством нормам, применив при этом учётную норму, установленную в населённом пункте, избранном ею для постоянного проживания после увольнения с военной службы. В целях реализации своего права, установленного ч. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», административным истцом 23 мая 2018 года взято на себя письменное обязательство о расторжении договора социального найма на названную квартиру, её освобождении и передаче предоставившему её органу, о чём в 3 отдел направлено соответствующее заявление.

Извещенная надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания Сапунова О.В. в суд не прибыла, ходатайствовала о рассмотрении дела без её участия.

Представитель административного ответчика заявленные требования не признал и просил отказать в их удовлетворении, при этом пояснил, что в 2013 году административный истец по договору социального найма от государства была обеспечена жилым помещением, в котором до настоящего времени она проживает с членами своей семьи, в связи с чем она в соответствии с ч. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», исходя из ст. 51 ЖК РФ, не имеет права на повторное обеспечение жилым помещением от государства. Указал, что административный истец при обращении в жилищный орган с заявлением о принятии на жилищный учёт не сообщала о своей готовности сдать ранее предоставленное ей жилое помещение, в связи с чем оспариваемое решение при его принятии соответствовало действующему законодательству и фактическим обстоятельствам дела.

Выслушав объяснения сторон и исследовав представленные доказательства в их совокупности, военный суд находит административное исковое заявление подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с копиями выписки из личного дела от ДД.ММ.ГГГГ, справки от той же даты , справок от ДД.ММ.ГГГГ административный истец, проходящая военную службу по контракту в войсковой части и имеющая выслугу более 10 лет в календарном исчислении, в 2018 году подлежит увольнению с военной службы по состоянию здоровья, при этом её семья состоит из четырёх человек.

Согласно копии договора социального найма от ДД.ММ.ГГГГ административному истцу по месту прохождения военной службы было предоставлено жилое помещение общей площадью 59,3 кв.м., расположенное по <адрес>

Из копий паспортов административного истца, её супруга и сына Даниила, свидетельства о рождении сына Ильи, свидетельства о регистрации по месту жительства от ДД.ММ.ГГГГ, поквартирной карточки от ДД.ММ.ГГГГ, карточки финансового лицевого счёта от 29 ноября того же года следует, что административный истец и члены её семьи зарегистрированы и проживают в указанном жилом помещении.

Как усматривается из копий решения начальника 3 отдела от ДД.ММ.ГГГГ и сообщения от той же даты , административному истцу на основании п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, то есть в связи с представлением документов, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, отказано в принятии на соответствующий учёт.

Как следует из копий соглашения от 23 мая 2018 года, описи вложения в почтовый конверт, квитанции от той же даты и распечатки отслеживания почтовых отправлений с официального сайта ФГУП «Почта России», административным истцом 23 мая 2018 года взято на себя письменное обязательство о расторжении договора социального найма на названную квартиру, её освобождении и передаче предоставившему её органу, которое 25 мая 2018 года получено административным ответчиком.

Как предусмотрено ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» (далее - Закон), государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счёт средств федерального бюджета.

На весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются, в том числе прапорщики, поступившие на военную службу по контракту после 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их семей.

Военнослужащим, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным государственным органом, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляется жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 Закона.

Военнослужащие-граждане признаются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным ст. 51 ЖК РФ.

Как установлено п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учётной нормы.

По смыслу ч. 14 ст. 15 Закона, право на обеспечение жилым помещением при перемене места жительства предоставляется указанным гражданам один раз, а документы о сдаче жилых помещений федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, и снятии с регистрационного учёта по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.

Как указано в п. 4 Правил расчёта субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Законом, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2014 года № 76 (далее - Правила), норматив общей площади жилого помещения, установленный в соответствии с п. 3 Правил, уменьшается на общую площадь жилых помещений, занимаемых военнослужащим и (или) членами его семьи по договору социального найма, в случае если в отношении этой площади указанными лицами не взято на себя письменное обязательство о расторжении договора социального найма, её освобождении и передаче органу, предоставившему жилые помещения.

Как закреплено в п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, отказ в принятии граждан на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Из анализа указанных правовых норм, в их совокупности, следует, что в избранном постоянном месте жительства жилые помещения могут предоставляться военнослужащим, в том числе увольняемым по состоянию здоровья только при их увольнении с военной службы.

Обязательными условиями предоставления жилых помещений в избранном постоянном месте жительства согласно ч. 14 ст. 15 Закона являются перемена места жительства в связи с увольнением с военной службы, а также сдача государству жилых помещений и снятии с регистрационного учёта по прежнему месту жительства при получении жилого помещения по избранному месту жительства или после обеспечения жилищной субсидией.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что административный истец подлежит увольнению с военной службы по состоянию здоровья, ею взято на себя обязательство о сдаче государству жилого помещения, ранее предоставленного ей по договору социального найма.

Вопреки доводам представителя административного ответчика, наличие у административного истца жилого помещения, предоставленного государством по договору социального найма, не может являться препятствием для обеспечения её жилищной субсидией для приобретения или строительства жилого помещения по избранному после увольнения с военной службы постоянному месту жительства при условии выполнения ею положений, указанных в п. 4 Правил и (или) в ч. 14 ст. 15 Закона. В этой связи указанное обстоятельство не может являться основанием для отказа в принятии её на упомянутый учёт, поскольку у неё имеется реальная возможность сдать государству ранее предоставленное жилое помещение с учётом того, что решение о предоставлении ей жилищной субсидии до настоящего времени не принималось, тогда как лишь только с его принятием п. 4 Правил и ч. 14 ст. 15 Закона связывают правовую обязанность лица сдать ранее предоставленное ему жилое помещение.

В этой связи административный истец вправе состоять на учёте лиц, нуждающихся в предоставлении жилищной субсидии.

Вместе с тем суд не вправе возлагать на административного ответчика обязанность принять административного истца с членами её семьи на названный учёт, поскольку исходя из требований ст. 227 КАС РФ и принципа разделения властей, закреплённого в ст. 10 Конституции Российской Федерации, согласно которому суды не вправе вмешиваться в полномочия Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющего исполнительную власть Российской Федерации, и предписывать ему совершать те или иные действия, принимать какие-либо решения. В этой связи военный суд полагает необходимым возложить на административного ответчика обязанность по повторному рассмотрению вопроса о принятии административного истца и членов его семьи на учёт лиц, нуждающихся в обеспечении жильём в форме предоставления жилищной субсидии, исходя из сформулированной в настоящем решении правовой позиции.

При этом также следует отказать в удовлетворении требования административного истца о признании оспариваемого решения незаконным, поскольку ею при обращении к административному ответчику с заявлением о принятии на жилищный учёт не было взято на себя письменное обязательство о расторжении договора социального найма на ранее предоставленное жилое помещение, его освобождении и передаче органу, предоставившему жилое помещение.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180 и 227 КАС РФ,

решил:

Административное исковое заявление Астряниной М.А. в интересах военнослужащей войсковой части <...> Сапуновой Ольги Викторовны об оспаривании действий начальника 3 отдела ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, связанных с отказом в принятии на учёт лиц, нуждающихся в предоставлении денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений, - удовлетворить частично.

Обязать начальника 3 отдела ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации повторно рассмотреть вопрос о принятии Сапуновой Ольги Викторовны на учёт лиц, нуждающихся в предоставлении денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений, с учётом членов её семьи.

В удовлетворении требований Сапуновой О.В. о признании незаконным решения начальника 3 отдела ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации об отказе в принятии её с членами семьи на учёт лиц, нуждающихся в предоставлении денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений, и возложении на названного начальника обязанности вынести решение о принятии её на указанный учёт - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тихоокеанский флотский военный суд через 35 гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

<...>

Судья 35 гарнизонного военного суда И.А. Абдулхалимов

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>