ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-118/2020220051-01-2019-001087-35 от 17.03.2020 Тальменского районного суда (Алтайский край)

Дело №2а-118/2020 22RS0051-01-2019-001087-35

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 марта 2020 года р.п.Тальменка

Тальменский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего Гусевой Л.В.,

при секретаре Абросимовой С.В.,

с участием:

представителя административного ответчика Администрации Тальменского района Алтайского края Рымарь Н.С.,

заинтересованных лиц – Власовой Н.В., представителя ООО «Темп» Абалмасовой А.Н., ООО УК «Комплекс – ЖКХ» (ООО УК «КЖКХ») в лице генерального директора Бубликова В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Носовой Л.А. к Администрации Тальменского района Алтайского края о признании незаконным отказа в согласовании переустройства квартиры в связи с установкой индивидуальной системы теплоснабжения, о возложении обязанности выдать разрешение на установку индивидуального отопления в квартире,

УСТАНОВИЛ:

Носова Л.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Администрации Тальменского района Алтайского края о признании незаконным отказа в согласовании переустройства квартиры в связи с установкой индивидуальной системы теплоснабжения, о возложении обязанности выдать разрешение на установку индивидуального отопления в квартире. В обоснование исковых требований Носова Л.А. ссылается на то, что она является собственником <адрес>, расположенной по адресу: <адрес> в р.<адрес>. В мае 2019 года она обратилась в Администрацию Тальменского района с заявлением о согласовании переустройства ее квартиры в связи с переходом от центрального теплоснабжения квартиры на индивидуальное. Ответом Администрации района от 03.06.2019 года ей было отказано в согласовании, рекомендовано обратиться повторно после устранения указанных в ответе замечаний. Получив согласие всех сособственников помещений в многоквартирном доме на переустройство ее квартиры на индивидуальное отопление, она повторно 03.07.2019 года обратилась в Администрацию, предоставив все необходимые документы, указанные в Жилищном Кодексе РФ, а именно, согласие на переустройство и (или) перепланировку квартиры от совместно проживающих совершеннолетних членов семьи; согласие всех сособственников помещений многоквартирного дома; договор купли-продажи от 14.10.1998 года, подтверждающий право собственности истицы на квартиру; проект переустройства квартиры; заключение ООО «Проектная Творческая мастерская Архитектора ФИО4 «Архисидек» о возможности переустройства квартиры. Однако Администрация района повторно отказала в согласовании переустройства квартиры, ссылаясь на то, что законодательство РФ не предусматривает возможности наличия смешанного теплоснабжения в многоквартирном доме. Административный истец считывает повторный отказ необоснованным, так как в представленном ею Заключении ООО «Проектная Творческая мастерская Архитектора ФИО4 «Архисидек» указано о возможности переустройства квартиры на индивидуальное отопление. Кроме того, в доме уже семь квартир имеют индивидуальное теплоснабжение на основании выданных Администрацией района разрешений (это квартиры №№2, 9, 13, 15, 16, 20, 24). Более того, по данному вопросу имеется разъяснение Конституционного Суда РФ, изложенное в Постановлении от 20.12.2018 года №46-П, о том, что в зависимости от особенностей конструктивного устройства и инженерно-технического оснащения многоквартирных домов жилые и нежилые помещения в них могут обогреваться разными способами, в том числе не предполагающими оказание собственникам и пользователям помещений коммунальной услуги по отоплению (например, путем печного отопления и т.п.).

22.11.2019 года Носова Л.А. в третий раз обратилась в Администрацию района с тем же заявлением, и снова получила отказ. В ответе Администрации района от 05.12.2019 года основанием отказа было указано непредставление проекта переустройства и (или) перепланировки перестраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме. Данный отказ считает незаконным, так как такой проект предоставлялся при каждом обращении с заявлением, это – проект, подготовленный ООО «Сибсервис» на установку газового котла и газовой плиты. Именно на основании данного проекта, подготовленного еще в 2014 году, были выданы разрешения на переустройство семи квартир дома для перехода на индивидуальное отопление.

В ходе рассмотрения дела административный истец Носова Л.А. представила уточненное административное исковое заявление с дополнительным требованием – о признании незаконным отказа Администрации Тальменского района в согласовании переустройства и (или) перепланировки квартиры от 18.02.2020 года, ссылаясь на ее четвертое обращение с предоставлением к нему пакета необходимых документов, и дополнительного документа – проекта теплоснабжения ее квартиры. Основанием отказа, который она просит признать незаконным, административный ответчик указал то, что с указанным проектом истец не ознакомил теплоснабжающую организацию ООО «Темп» и управляющую компанию «КЖКХ».

В судебное заседание административный истец Носова Л.А. не явилась, уведомлена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие. В предыдущих судебных заседаниях поддержала исковые требования, дав пояснения, аналогичные доводам административного иска.

Заинтересованное лицо Власова Н.В. в судебном заседании согласилась с обоснованностью заявленных требований и поддержала их в полном объеме, пояснив, что административный истец Носова Л.А. - ее мама. В принадлежащей Носовой Л.А. сама Носова Л.А. не проживает, а проживает семья Власовой Н.В. (она, супруг Власов О.В., сын Власов С.О.). Все проживающие в квартире заинтересованы в переоборудовании отопления квартиры на индивидуальное теплоснабжение с помощью газового котла. Дом трехэтажный, состоит из 24 квартир, семь из которых уже несколько лет отапливаются индивидуальными газовыми котлами на основании разрешений, выданных Администрацией Тальменского района. Ей известно от собственников квартир, перешедших на индивидуальное отопление, что проблем в получении разрешения не возникало, согласование получено на основании тех же документов, которые предоставлены Носовой Л.А. Причиной отказа Носовой Л.А. в согласовании переустройства квартиры считает желание Администрации района сохранить доходность теплоснабжающей организации ООО «Темп». Носова Л.А. представила проект системы отопления квартиры при переходе на индивидуальное, однако Администрация района требует предоставления проекта системы теплоснабжения всего дома, что является незаконным, так как ст.26 Жилищного кодекса РФ предусмотрен исчерпывающий перечень документов, необходимых для согласования перепланировки или переустройства помещения, в том числе, проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме, а таким помещением является не дом в целом, а квартира, поэтому требуется предоставление проекта теплоснабжения квартиры, а не всего дома, и требуемый проект был предоставлен в Администрацию. Также был предоставлен проект газоснабжения квартиры, подтверждающий, что площадь кухни в квартире, где уже установлена газовая плита, допускает установку настенного газового котла. Газовый котел еще не приобретен, так как неизвестно, даст ли Администрация района разрешение или нет, поэтому к заявлению Носова не прилагала технические документы на газовый котел, но модель котла будет согласована с газоснабжающей организацией до его приобретения, и будет приобретен только тот тип котла, который допускается устанавливать в квартире. В доме установлен общедомовый теплосчетчик, позволяющий определить расход тепловой энергии по центральной теплосети, чтобы рассчитать оплату за отопление мест общего пользования, поэтому переход на индивидуальное отопление квартиры не повлечет нарушение прав собственников других квартир и не увеличит расходы теплоснабжающей организации, Все собственники квартир подписали свое согласие о переходе квартиры истицы на индивидуальное отопление. Никаких перебоев центрального теплоснабжения дома не было за время использования в семи квартирах индивидуальных газовых котлов, был один случай, когда при отсоединении труб отопления квартиры от общего стояка был выбран неправильный объем трубы, но это быстро было исправлено. В ходе рассмотрения дела истица представила проект с техническим заключением, разработанный ООО ПТМА «Архисидек» в материалы дела, и передала его копию в Администрацию района, но в четвертый раз получила отказ в согласовании, где основанием отказа было указано то, что ООО «Темп» и ООО УК «КЖКХ» не были ознакомлены с проектом и техническим заключением. Однако смысл этого ознакомления, как объяснил архитектор Рамазанова, в том, что после переустройства квартиры на индивидуальное газовое отопление ООО «Темп» должно быть поставлено в известность о том, что квартира не будет отапливаться централизованно, чтобы не начислялась плата за коммунальную услугу.

Заинтересованные лица Власов О.В., Власов С.О. в судебное заседание не явились, уведомлены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие, настаивали на удовлетворении исковых требований.

Представитель административного ответчика Администрации Тальменского района Алтайского края Рымарь Н.С. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, пояснив, что истица представила не все необходимые документы, а именно, не представила проект системы теплоснабжения всего дома, который бы подтверждал, что при переходе квартиры истицы на индивидуальное теплоснабжение не будет нарушена центральная теплосистема дома. Вместо проекта системы теплоснабжения дома истица представила проект газоснабжения дома, однако проект газоснабжения имеет значение только для газоснабжающей организации, а для согласования переустройства квартиры на индивидуальное отопление, он не нужен. Центральная система отопления – это единая система, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии и другого оборудования, расположенного на этих сетях. Действующее нормативно-правовое регулирование не предусматривает возможности перехода одного или нескольких жилых помещений в многоквартирном доме с центральным теплоснабжением на иной вид индивидуального отопления. Кроме того, в схеме теплоснабжения Тальменского района, утвержденной в 2019 году на период до 2033 года, не предусмотрен переход дома, в котором находится квартира истицы, на индивидуальное теплоснабжение. Истица должна была заблаговременно, т.е. в период подготовки проекта схемы теплоснабжения, обратиться с заявлением об изменении схемы теплоснабжения. В том случае, если бы заявка истицы была утверждена, в схеме теплоснабжения района было бы указано, что дом по <адрес> подлежит переоборудованию под индивидуальное теплоснабжение. В доме действительно 7 квартир отапливаются индивидуально, и при получении согласования на переустройство этих квартир их собственники не предоставляли проект системы теплоснабжения всего дома, однако администрация района допускает, что выдало разрешение на переустройство с нарушением закона. Последний ответ <адрес> от 18.02.2020 года об отказе Носовой Л.А. в согласовании переустройства квартиры основан на том, что ООО «Темп» и ООО УК «КЖКХ» не были ознакомлены с проектом и техническим заключением проектной организации ООО ПТМА «Архисидек», так как о необходимости такого ознакомления указано в самом техническом заключении.

В ходе рассмотрения дела к участию в деле привлечено заинтересованное лицо – ООО «Темп», так как в актуализированной редакции схемы теплоснабжения на 2020 год эта организация указана как единая теплоснабжающая организация Тальменского района.

Представитель заинтересованного лица – теплоснабжающей организации ООО «Темп» Абалмасова А.Н. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, дав пояснения, аналогичные пояснениям представителя административного ответчика; дополнила, что граница балансовой принадлежности теплосетей проходит по внешней стене дома, т.е. вся внутренняя система отопления относится к общему имуществу собственников квартир. Чем больше квартир переходит на индивидуальное отопление, тем больше усложняется схема теплоснабжения дома, в связи с чем, могут возникнуть перебои в работе котельной, могут возникнуть иные нарушения, например, не будет соблюдаться температурный режим, поэтому отказаться от центрального отопления может только весь дом в целом, в этом случае центральная тепломагистраль, ведущая к дому, будет заглушена.

Представитель заинтересованного лица – управляющей компании ООО УК «Комплекс – ЖКХ» (ООО УК «КЖКХ») генеральный директор Бубликов В.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, дав пояснения, аналогичные пояснениям представителя административного ответчика, дополнил, что переход квартир на индивидуальное теплоснабжение может создать перебои в центральном теплоснабжении дома, так как происходит изменение центральной схемы теплоснабжения. В некоторых домах, где собственники квартир перешли на индивидуальное теплоснабжение, происходило завоздушивание системы отопления; эта проблема устранима, но требует некоторых временных и денежных затрат. По дому, в котором имеется квартира Носовой Л.А., никаких проблем не было, но они могут возникнуть в любое время.

Представитель заинтересованного лица – ООО «Газпром газораспределение Барнаул» в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом.

Выслушав пояснения сторон, заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, и, оценив каждое доказательство в отдельности и в их совокупности, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что Носова Л.А. является собственником <адрес>, расположенной по адресу: <адрес> в р.<адрес>, что подтверждается договором купли-продажи квартиры от 14.10.1998 года; договор нотариально удостоверен, зарегистрирован в БТИ Тальменского района в соответствии с действующим на момент заключения договора законодательством, сведений о государственной регистрации права не представлено, соответственно, все документы, необходимые для согласования переустройства квартиры должна предоставлять сама Носова Л.А.

В период с мая по декабрь 2019 года Носова Л.А. трижды обращалась в Администрацию Тальменского района Алтайского края с заявлением о согласовании переустройства ее квартиры в связи с переходом от центрального теплоснабжения квартиры на индивидуальное, последнее обращение к административному ответчику было 22.11.2019 года.

Из ответов Администрации района от 03.06.2019 года и от 31.07.2019 года об отказе в согласовании переустройства квартиры следует, что отключение одной квартиры в многоквартирном доме от центрального отопления технически невозможно, возможно только отключение всех квартир, поскольку действующее законодательство не предусматривает смешанного теплоснабжения в отдельно взятом здании. В случае, когда многоквартирный дом оборудован системой отопления по присоединенной сети, то объектом теплоснабжения является многоквартирный дом, а не отдельные в нем помещения. Ссылаясь на п.41 постановления Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 года №154 «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения», Администрация района приходит к выводу о том, что абсолютное отключение квартиры от центрального отопления невозможно. Возможно отключение от центрального теплоснабжения только жилого дома в целом.

Из ответа Администрации района от 05.12019 года об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме указано, что из установленного законом перечня документов, которые требуется представить для согласования переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме, Носовой Л.А. представлены все необходимые документы, кроме проекта переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме, оформленного в установленном порядке, т.е. проект, оформленный лицензированной проектной организацией.

Основанием отказа в удовлетворении четвертого заявления Носовой Л.А. в согласовании переустройства квартиры в ответе Администрации района от 18.02.2020 года, оспариваемом Носовой Л.А., указано следующее: с представленным проектом переустройства системы отопления квартиры не ознакомлены теплоснабжающая организация ООО «Темп» и управляющая компания ООО УК «КЖКХ».

Порядок переустройства и перепланировки помещения в многоквартирном доме определен нормами Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту ЖК РФ).

Согласно ст.25 ЖК РФ переустройство помещения в многоквартирном доме представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме. Перепланировка помещения в многоквартирном доме представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме.

В статье 26 ЖК РФ предусмотрены основания проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме, и исчерпывающий перечень документов, предоставляемый заявителем на согласование.

Переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.

Для проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме непосредственно либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет:

1) заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое помещение в многоквартирном доме (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме, а если переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме невозможны без присоединения к данному помещению части общего имущества в многоквартирном доме, также протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о согласии всех собственников помещений в многоквартирном доме на такие переустройство и (или) перепланировку помещения в многоквартирном доме, предусмотренном частью 2 статьи 40 настоящего Кодекса;

4) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме;

5) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма);

6) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме, если такое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.

В соответствии с ч.5, 6 ст.26 ЖК РФ орган, осуществляющий согласование, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о согласовании выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, либо через многофункциональный центр заявителю документ, подтверждающий принятие такого решения. Форма и содержание указанного документа устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В случае представления заявления о переустройстве и (или) перепланировке через многофункциональный центр документ, подтверждающий принятие решения, направляется в многофункциональный центр, если иной способ его получения не указан заявителем.

Предусмотренный частью 5 настоящей статьи документ является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме.

Носова Л.А. для получения разрешения на переустройство ее квартиры на индивидуальное отопление с использованием газового котла представила в Администрацию Тальменского района следующие документы: договор купли-продажи квартиры от 14.10.1998 года; технический паспорт квартиры; согласие лиц, проживающих в квартире, на переустройство квартиры; согласие собственников всех квартир дома на переустройство квартиры; заключение ООО «Сибсервис» 2014 года со схемой газоснабжения квартиры, в которой имеется схема установки настенного газового котла; заключение ООО ПТМА «Архисидек» от 28.06.2019 года о возможности переоборудования квартиры с центрального отопления на индивидуальное газовое (том 1 л.д.125-191). В ходе рассмотрения дела Носовой Л.А. представлен проект переустройства системы отопления в квартире с техническим заключением, составленный ООО ПТМА «Архисидек» от 13.02.2020 года.

Из представленного Носовой Л.А. заключения ООО ПТМА «Архисидек» от 28.06.2019 года о возможности переоборудования квартиры с центрального отопления на индивидуальное, следует, что переустройство <адрес> в р.<адрес> с центрального отопления на индивидуальное газовое теплоснабжение возможно. В доме 24 квартиры, 7 из которых имеют индивидуальное газовое отопление. Центральное отопление оставшихся 16 квартир, при переходе квартиры на индивидуальное отопление, не пострадает. В последующем возможен переход остальных квартир на индивидуальное отопление газовое теплоснабжение. Причинами эффективности перехода на индивидуальное отопление являются: повышенные тарифы на коммунальную услугу, влекущие неоправданно высокую оплату услуги; зависимость от срока отопительного сезона, когда при низких температурах наружного воздуха за пределами сроков отопительного сезона, жильцы вынуждены пользоваться обогревательными приборами для создания комфортных условий проживания и т.п.; возможность регулировать температурный режим в квартире по своему усмотрению, в том числе, полностью отключать отопительное оборудование (том 1 л.д.152).

Проект переустройства системы отопления в квартире с техническим заключением, составленный ООО ПТМА «Архисидек» от 13.02.2020 года, предусматривает, что в результате осмотра строительных конструкций <адрес> в р.<адрес> и изучения технического паспорта квартиры установлено, что техническое состояние инженерных сетей жилого дома работоспособное. Трещин и отклонений от вертикали в несущих конструкциях снаружи жилого дома и внутри квартиры не обнаружено. Предварительно проведено предпроектное визуальное обследование с целью экспертной оценки технического состояния инженерных систем и конструкций для установления возможности их дальнейшей безопасной эксплуатации. Предполагаемое переустройство квартиры связано с ее газификацией взамен центрального отопления. Главные стояки канализации и водопроводные сети сохраняются без изменения, что не повлияет на водоснабжение и канализацию квартир верхних и нижних этажей. Сантехнические приборы расставлены с учетом планировок квартир на всех этажах трехэтажного дома. Стояки центрального отопления демонтируются. В местах выхода и входа центрального отопления в квартиру их нужно дополнительно утеплить и закольцевать. В квартире № подающая труба отопления находится под потолком. В точке отсоединения отопительной системы квартиры от системы центрального теплоснабжения необходимо закольцевать. Трубопроводы центрального отопления при необходимости изолировать шланговой теплоизоляцией толщиной 20мм. Согласно заключению, предлагаемые работы по переустройству квартиры не изменят конструктивную схему здания, не снизят несущую способность здания в целом, не противоречат нормам эксплуатации жилых зданий, не представляют угрозы для жизни и здоровья людей, не нарушают прав жителей этого дома и могут быть признаны допустимыми. В приложении №1 отображены планы квартиры до переустройства и после переустройства (том1 л.д.192-211).

Таким образом, техническое заключение от 13.02.2020 года, составленное ООО ПТМА «Архисидек», не содержит вывода о том, что переход квартиры истицы на индивидуальное теплоснабжение не повлияет на нормальное функционирование центральной системы теплоснабжения дома, поскольку объектом исследования являлась внутренняя разводка системы отопления в квартире , принадлежащей истице, и часть системы центрального теплоснабжения в виде стояка, к которому присоединена система отопления квартиры. Другие части системы отопления в виде стояков и разводок предметом исследования не являлись и схематически не изображались, то есть комплексная оценка всей системы теплоснабжения многоквартирного дома не проводилась.

В Заключении ООО «Сибсервис» 2014 года указано, что объектом является газоснабжение многоквартирного дома по <адрес>, а в разделе 5 заключения отражены сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, указан перечень инженерно-технических мероприятий и содержание технологических решений, в том числе, по квартире <адрес>. Данное заключение является проектной документацией, в ней имеются схема газоснабжения всего дома, а также схема установки газового котла в квартире , из чего следует, что установка газового котла в квартире Носовой Л.А. технически возможна, при условии соблюдения требования, предусмотренного ч.15 ст.14 Федерального закона от 27.07.2010г. N190-ФЗ "О теплоснабжении", согласно которой, предусмотрен запрет перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.

Данная норма носит отсылочный характер и, действительно, устанавливает запрет на использование индивидуальных квартирных источников тепловой энергии только в том случае, если такие источники тепловой энергии включены в перечень, определенный Правительством Российской Федерации.

К индивидуальным квартирным источникам тепловой энергии, которые запрещается использовать для отопления жилых помещений в многоквартирных домах при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения, относятся работающие на природном газе источники тепловой энергии, не отвечающие следующим требованиям: наличие закрытой (герметичной) камеры сгорания; наличие автоматики безопасности, обеспечивающей прекращение подачи топлива при прекращении подачи электрической энергии, при неисправности цепей защиты, при погасании пламени горелки, при падении давления теплоносителя ниже предельно допустимого значения, при достижении предельно допустимой температуры теплоносителя, а также при нарушении дымоудаления; температура теплоносителя - до 95 градусов Цельсия; давление теплоносителя - до 1 МПа (пункт 51 Правил подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, включая правила недискриминационного доступа к услугам по подключению (технологическому присоединению) к системам теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2018 года N787; тем же постановлением признано утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 года N307, которым были утверждены Правила подключения к системам теплоснабжения, содержавшие аналогичные требования в пункте 44).

Поскольку истица еще не приобрела газовый котел, то в предмет согласования не входил вопрос: соответствует ли газовый котел требованиям, допускающим его использование для отопления квартиры в многоквартирном доме. Соответственно, не является юридически значимым обстоятельством выяснение данного вопроса в судебном заседании.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что действующим законодательством не установлен запрет на переустройство квартиры в многоквартирном доме на индивидуальные источники теплоснабжения.

Однако, для такого переустройства необходимо, чтобы схема теплоснабжения многоквартирного дома, (а не только квартиры, в которой планируется переустройство) технически позволяла такое переустройство, а для установления такой возможности требуется проект переустройства всей системы теплоснабжения многоквартирного дома и техническое заключение к проекту.

Совокупность правовых норм, регулирующих теплоснабжение, определяет условия, которые должны обязательно учитываться при составлении технического заключения к проекту переустройства, это: соблюдение нормативно установленных требований к температурному режиму не только в перепланируемой квартире, но и в других квартирах и прочих помещениях дома, а также обеспечение бесперебойного функционирования теплоцентрали котельной, обеспечивающей теплоснабжение помещений дома, не перешедших на индивидуальное отопление.

Об этом Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 20.12.2018 года №46-П указал следующее.

В зависимости от особенностей конструктивного устройства и инженерно-технического оснащения многоквартирных домов жилые и нежилые помещения в них могут обогреваться разными способами, в том числе не предполагающими оказание собственникам и пользователям помещений коммунальной услуги по отоплению (например, путем печного отопления и т.п.).

Тем не менее, подавляющее большинство многоквартирных домов подключено к централизованным сетям теплоснабжения либо имеют автономную систему отопления, при наличии которой производство коммунальной услуги по отоплению осуществляется с помощью оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Проектирование и строительство таких многоквартирных домов осуществляется с учетом необходимости соблюдения нормативно установленных требований к температурному режиму в расположенных в них помещениях (включая как обособленные помещения, так и помещения вспомогательного использования), составляющих совокупный отапливаемый объем здания в целом, за счет присоединения всех отапливаемых помещений к внутридомовой инженерной системе отопления. В указанных случаях определяемый еще на стадии возведения многоквартирного дома универсальный для всех расположенных в нем обособленных помещений способ отопления, как правило, не предполагает последующего его изменения по инициативе отдельного собственника или пользователя соответствующего помещения.

Соответственно, переход на отопление жилых помещений в подключенных к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, во всяком случае, требует соблюдения нормативных требований к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления, действующих на момент его проведения.

Многоквартирный дом, будучи объектом капитального строительства, представляет собой, как следует из пункта 6 части 2 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", объемную строительную систему, имеющую надземную и подземную части, включающую в себя помещения (квартиры, нежилые помещения и помещения общего пользования), сети и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и деятельности людей, а потому его эксплуатация предполагает расходование поступающих энергетических ресурсов не только на удовлетворение индивидуальных нужд собственников и пользователей отдельных жилых и нежилых помещений, но и на общедомовые нужды, т.е. на поддержание общего имущества в таком доме в состоянии, соответствующем нормативно установленным требованиям (пункты 10 и 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N491; раздел III Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года N170; СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июня 2010 года N64).

Таким образом, специфика многоквартирного дома как целостной строительной системы, в которой каждое жилое или нежилое помещение представляет собой лишь некоторую часть объема здания, имеющую общие ограждающие конструкции с иными помещениями, обусловливает, по общему правилу, невозможность отказа собственников и пользователей отдельных помещений в многоквартирном доме от коммунальной услуги по отоплению.

Между тем, в отдельных регионах России в силу ряда причин (природно-климатические особенности местности, где расположены многоквартирные дома, низкая энергетическая эффективность и не отвечающее установленным требованиям техническое состояние систем отопления таких домов, ненадлежащее качество коммунальной услуги по отоплению в рамках централизованного теплоснабжения и т.д.) переход собственников и пользователей жилых помещений в многоквартирных домах на отопление с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии зачастую является вынужденной мерой, позволяющей обеспечить в жилом помещении соответствующий нормативно закрепленным требованиям температурный режим и тем самым - реализацию права на жилище (статья 40, часть 1, Конституции Российской Федерации).

Однако, вне зависимости от того, что послужило конкретным поводом для перехода на отопление жилого помещения с помощью индивидуального квартирного источника тепловой энергии, действующее законодательство устанавливает единые требования к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления.

Таким образом, само по себе введение нормативных требований к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления направлено, в первую очередь, на обеспечение надежности и безопасности теплоснабжения многоквартирного дома, что отвечает интересам собственников и пользователей всех помещений в нем. При этом достижение баланса интересов тех из них, кто перешел на отопление с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, и собственников или пользователей остальных помещений в подключенном к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирном доме предполагает в том числе недопустимость такого использования данных источников, при котором не обеспечивается соблюдение нормативно установленных требований к минимальной температуре воздуха в соответствующем помещении и вследствие этого создается угроза не только нарушения надлежащего температурного режима и в прилегающих жилых или нежилых помещениях, а также в помещениях общего пользования, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, но и причинения ущерба зданию в целом и его отдельным конструктивным элементам (например, их промерзание или отсыревание по причине отключения или снижения параметров работы индивидуального отопительного оборудования в период временного отсутствия проживающих в жилом помещении лиц и т.п.).

Центральная система отопления – это единая система, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии и другого оборудования, расположенного на этих сетях.

Исходя из изложенного, следует, что по общему правилу, способ отопления, определенный проектной документацией при строительстве многоквартирного дома, не может быть изменен по инициативе отдельного собственника или пользователя соответствующего помещения.

Исключение из этого правила указано в законе, - а именно, изменение способа отопления отдельно взятого помещения в многоквартирном доме возможно, если это позволяет сделать схема теплоснабжения.

В данном случае под схемой теплоснабжения следует понимать схему теплоснабжения многоквартирного дома, а не схему теплоснабжения Тальменского района, утвержденную Постановлением Администрации Тальменского района Алтайского края от 17.10.2019 года №858.

Однако схема теплоснабжения многоквартирного дома административным истцом не представлена.

В соответствии с подпунктом 1 ч.1, ч.2 ст.27 ЖК РФ отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме допускается в случае непредставления определенных частью 2 статьи 26 настоящего Кодекса документов, обязанность по представлению которых с учетом части 2.1 статьи 26 настоящего Кодекса возложена на заявителя.

Решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.

С учетом установленных обстоятельств, суд признает отказы Администрации Тальменского района в согласовании переустройства квартиры Носовой Л.А. обоснованными, так как ею не представлены все необходимые документы, а именно, не представлена схема теплоснабжения многоквартирного дома с учетом переустройства квартиры истицы на индивидуальное отопление, не представлено техническое заключение к схеме теплоснабжения.

Между тем, отказ от централизованного отопления представляет собой процесс по замене и переносу инженерных сетей и оборудования, требующих внесения соответствующих изменений в технический паспорт многоквартирного дома.

Доводы истца и заинтересованного лица Власовой Н.В. о том, что ранее Администрацией Тальменского района выдавались разрешения на установку индивидуального отопительного газового котла в семи квартирах дома, и предоставление схемы теплоснабжения дома не требовалось, не являются юридически значимыми обстоятельствами по данному спору, поскольку законность проведения переоборудования (переустройства) этих квартир в рамках рассмотрения данного дела не устанавливается. Представитель административного ответчика в судебном заседании предположил о том, что разрешения на переустройство семи квартир могли не соответствовать требованиям закона.

Доводы административного ответчика о том, что в схеме теплоснабжения Тальменского района, утвержденной в 2019 году на период до 2033 года, не предусмотрен переход дома, в котором находится квартира истицы, на индивидуальное теплоснабжение, суд находит необоснованными, так как схема теплоснабжения Тальменского района, утвержденная Постановлением Администрации Тальменского района Алтайского края от 17.10.2019 года №858 является по своей сути стратегическим документом, т.е. это документ, содержащий предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования системы теплоснабжения, ее развития с учетом правового регулирования в области энергосбережения и повышения ее энергетической эффективности. Она направлена на эффективную (бесперебойную) работу котельных, на соблюдение надлежащего температурного режима в отапливаемых помещениях; в схеме отражены меры, подлежащие применению в особых обстоятельствах, в том числе, когда котельные вынуждены переходить на аварийные режимы теплоснабжения, на использование иных видов топлива; определены мощности котельных с целью возможного подключения к центральной системе теплоснабжения дополнительных потребителей услуги и т.п.

Между тем, в утвержденной схеме не содержится запрета на использование в многоквартирных домах Тальменского района иных источников теплоснабжения, тем более, что многоквартирные дома в районе относятся к строениям малой этажности (не более трех этажей), а в п.2.5.1 схемы «Описание случаев (условий) применения отопления жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии» указано, что индивидуальные квартирные источники тепловой энергии в многоквартирных жилых домах Тальменского района используются. Имеется запрет только на использование таких индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определен Правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденным Правительством РФ.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования являются необоснованными и неподлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Носовой Л.А. в удовлетворении административных исковых требований к Администрации Тальменского района Алтайского края о признании незаконными отказов в согласовании переустройства квартиры в связи с установкой индивидуальной системы теплоснабжения от 05.12.2019 года и от 18.02.2020 года, о возложении обязанности выдать разрешение на установку индивидуального отопления в квартире №, расположенной по адресу: <адрес> в р.<адрес>, отказать.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Тальменский районный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения. Мотивированное решение изготовлено 27.03.2020 года.

Судья Л.В.Гусева