ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-118/2022 от 12.01.2022 Кировского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 января 2022 года город Иркутск

Кировский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Сучилиной А.А., при секретаре судебного заседания Супруновой А.В. ,

с участием старшего помощника прокурора города Иркутска Ботвинко М.В. ,

административного истца индивидуального предпринимателя ФИО1, представителя административного истца ФИО2, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представившего диплом о высшем юридическом образовании Иркутского государственного университета УВ от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя административного ответчика ФИО8, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представившей диплом о высшем юридическом образовании ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет» от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-118/2022 по административным исковым заявлениям индивидуального предпринимателя ФИО3 ФИО1 к администрации города Иркутска о признании не действующим постановления администрации города Иркутска от 15.07.2019 № 031-06-523/9 «О внесении изменений в постановление администрации города Иркутска от 30.12.2011 № 031-06-3192/11 «Об утверждении схем размещения нестационарных торговых объектов» в части не включения одиннадцати торговых мест, о признании не действующим постановления администрации города Иркутска от 01.06.2021 № 031-06-378/21 «О внесении изменений в постановление администрации города Иркутска от 30.12.2011 № 031-06-3192/11 «Об утверждении схем размещения нестационарных торговых объектов» полностью со дня принятия,

УСТАНОВИЛ:

ИП ФИО3 (до регистрации брака - Извечная) В.М. обратилась в Кировский районный суд г. Иркутска с административными исковыми заявлениями к администрации города Иркутска, в которых просит признать не действующим постановление мэра города Иркутска от 15.07.2019 № 031-06-523/9 «О внесении изменений в постановление администрации города Иркутска от 30.12.2011 № 031-06-3192/11» полностью со дня его принятия; признать не действующим постановление мэра города Иркутска от 15.07.2019 № 031-06-523/9 «О внесении изменений в постановление администрации города Иркутска от 30.12.2011 № 031-06-3192/11 в части не включения одиннадцати торговых мест, занимаемых административным истцом в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов, утвержденной постановлением от 30.12.2011 № 031-06-3192/11, под номерами 321, 321.1 по Кировскому и Куйбышевскому районам г. Иркутска и № 341 по Октябрьскому району г. Иркутска соответственно со дня его принятия; признать не действующим постановление администрации города Иркутска от 01.06.2021 № 031-06-378/21 «О внесении изменений в постановление администрации города Иркутска от 30.12.2011 № 031-06-3192/11 «Об утверждении схем размещения нестационарных торговых объектов» полностью со дня принятия.

Административные исковые требования мотивированы тем, что истец осуществляет торговую деятельность по торговле напитками, мороженым и сопутствующими товарами на территории г. Иркутска в период с 2001 года по настоящее время. Всего истец арендовал 11 земельных участков, на каждый из которых был заключен договор аренды. Торговые точки функционировали, денежные средства за аренду платились в бюджет г. Иркутска. Выделенные для сдачи в аренду земельные участки перечислены в схеме размещения нестационарных торговых объектов (далее по тексту - НТО), утвержденной постановлением администрации города Иркутска от 30.12.2011 № 031-06-3192/11. По мнению административного истца, данная схема размещения НТО должна действовать в отношении всех НТО, размещенных на территории г. Иркутска, как на землях, отнесенных к муниципальной собственности города Иркутска, так и на землях, находящихся на территории муниципального образования г. Иркутск, государственная собственность на которые не разграничена. 1 января 2020 года вступила в силу новая схема размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Иркутска, принятая постановлением мэра г. Иркутска от 15.07.2019 № 031-06-523/9 «О внесении изменений в постановление администрации города Иркутска от 30.12.2011 № 031-06-3192/11 «Об утверждении схем размещения нестационарных торговых объектов». Данным постановлением из ранее действующей схемы 2011 года исключены 757 мест под размещение нестационарных торговых объектов. Во вновь утвержденную (измененную) схему размещения НТО не вошли, в том числе 11 объектов, сданных в аренду истцу. С постановлением мэра г. Иркутска № 031-06-523/9 от 15.07.2019 истец не согласна, считает его незаконным и подлежащим отмене по следующим основаниям. Вопреки требованиям закона действующая схема была принята 15.07.2019 и вступила в силу с 01.01.2020. Таким образом, все те хозяйствующие субъекты, которые обратились с заявлениями об оставлении их НТО в схеме, либо о включении новых мест в схему, учтены не были, что повлекло для них неблагоприятные последствия – они были лишены возможности осуществлять хозяйственную деятельность с 01.01.2020. Анализ данной схемы размещения нестационарных торговых объектов показывает, что администрация города Иркутска неправомерно исключила из схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Иркутска, в том числе 11 мест под номерами 321, 321.1 по Кировскому и Куйбышевскому районам г. Иркутска и № 341 по Октябрьскому району г. Иркутска соответственно. Такими действиями администрация города Иркутска не учла законные права и интересы истца в области предпринимательской деятельности и нарушила нормы права, а именно:

- положения статьи 1 ГК РФ о равенстве сторон в гражданских правоотношениях, свободе договора и беспрепятственного осуществления гражданских прав;

- положения статьи 3 ГК РФ, поскольку мэр г. Иркутска превышает свои полномочия, вторгаясь в сферу, регулируемую Российской Федерацией;

- положения статьи 452 ГК РФ об изменении и расторжении договора гражданско-правового характера;

- положения статьи 432 ГК РФ «Основные положения о заключении договора»;

- положения статьи 310 ГК РФ о недопустимости одностороннего отказа от исполнения обязательств;

- положения части 6 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», которая предусматривает, что утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно, как и внесение в неё изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых начаты до утверждения указанной схемы;

- положения статьи 17 Федерального закона № 381, в которой указано, что органы местного самоуправления в целях обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли должны принимать меры экономического стимулирования по поддержке строительства, размещению объектов социально ориентированной торговой инфраструктуры и обеспечению доступности для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, имущества, находящегося в муниципальной собственности;

- положения пункта 3.2.2 приказа Минпромторга России от 25 декабря 2014 года № 2733 «Об утверждении Стратегии развития торговли в РФ на 2015-2016 годы и период до 2020 года», где предусмотрено, что при отсутствии системных нарушений правил торговли и желании хозяйствующего субъекта продолжать торговую деятельность по истечении сроков разрешенного размещения нестационарного торгового объекта необходимо обеспечивать продление договоров (иных разрешительных документов) без проведения конкурентных процедур;

- положения статьи 11 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», где предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относится создание условий для развития малого и среднего предпринимательства;

- положения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2007 года № 135-Ф3 «О защите конкуренции», согласно которым органам местного самоуправления запрещается принимать акты, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов;

- положения пункта 10 Приказа службы потребительского рынка и лицензирования Иркутской области от 20.01.2011 № 3-спр «Об утверждении Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области схемы размещения нестационарных торговых объектов», в котором предусмотрено, что схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается уполномоченным органом местного самоуправления по каждому городскому, сельскому поселению, входящему в его состав, в срок до 1 ноября года, предшествующего году начала срока действия схемы.

Кроме того, утверждает, что исключение общего количества 757 торговых мест под размещение НТО также нарушает её права на осуществление предпринимательской деятельности в целом, так как лишает её права на заключение договора на размещение НТО в отношении любого из исключенных мест в порядке, установленном администрацией города Иркутска. Полагает, что данным исключением мест из схемы размещения НТО истец поставлена в заведомо невыгодное положение перед другими участниками предпринимательской деятельности, чьи права нарушены не были или нарушены в меньшей степени. Считает также, что исключение из схемы размещения НТО 757 торговых мест нарушает свободную конкуренцию и антимонопольное законодательство.

Администрацией города Иркутска 1 июня 2021 года было принято постановление № 031-06-378/21 «О внесении изменений в постановление администрации города Иркутска от 30 декабря 2011 года № 031-06-3192/11 «Об утверждении схем размещения нестационарных торговых объектов» (опубликованное в газете «Иркутск официальный» 8 июня 2021 года № 21(923)), в котором подпунктом 1 пункта 1 срок действия постановления администрации города Иркутска от 30 декабря 2011 года № 031-06-3192/11 «Об утверждении схем размещения нестационарных торговых объектов» с последними изменениями, внесенными постановлением администрации города Иркутска от 15 июля 2019 года № 031-06-523/9, был продлен до 1 января 2027 года.

До срока истечения действия схемы размещения НТО, утвержденной постановлением администрации города Иркутска от 30 декабря 2011 года № 031-06-3192/11 «Об утверждении схем размещения нестационарных торговых объектов» с последними изменениями, внесенными постановлением администрации города Иркутска от 15 июля 2019 года № 031-06-523/9, то есть до 31.12.2020 администрацией города Иркутска не были приняты меры по принятию новой схемы согласно утвержденному порядку. Порядок принятия схемы определен следующим образом: включительно до 31.11 года, предшествующего году действия новой схемы, принимаются заявления заинтересованных лиц на включение в схему новых мест размещения НТО или запрос оставить место в схеме в прежнем виде. С учетом действующих мест и просимых изменений в схему, создается проект новой схемы. Новая схема принимается уполномоченным органом до 31.12 года (пункты 10, 11 Приказа № 3-спр). Продление нормативно-правового акта, заведомо завершившего срок своего действия по состоянию на 1 июня 2021 года, представляется не законным.

Путем принятия постановления № 031-06-378/21 от 01.06.2021 «О внесении изменений в постановление администрации города Иркутска от 30 декабря 2011 года № 031-06-3192/11 «Об утверждении схем размещения нестационарных торговых объектов», а именно продлением сроков уже действующей схемы, администрация города Иркутска фактически подменила установленный актами, имеющими большую юридическую силу, порядок принятия схемы.

Постановление мэра города Иркутска от 15.07.2019 № 031-6-523/9 «О внесении изменений в постановление администрации города Иркутска от 30.12.2011 № 031-06-3192/11» являлось предметом рассмотрения в Иркутском УФАС на предмет соответствия требованиям антимонопольного законодательства, ввиду необоснованного исключения из схемы, утвержденной постановлением администрации города Иркутска от 30 декабря 2011 года № 031-06-3192/11 «Об утверждении схем размещения нестационарных торговых объектов» 757 торговых мест. Согласно решению Иркутского УФАС от 02.06.2021 было установлено, что администрацией города Иркутска был нарушен пункт 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции» в связи с совершением действий, выразившихся в необоснованном сокращении мест из схемы размещения нестационарных торговых объектов, утвержденной нормативно-правовым актом - постановлением мэра города Иркутска № 031-6-523/9 от 15.07.2019 «О внесении изменений в постановление администрации города Иркутска от 30.12.2011 № 031-06-3192/11».

Определением Кировского районного суда г. Иркутска от 30 сентября 2020 года административному истцу отказано в принятии административного искового заявления о признании не действующим постановления администрации города Иркутска от 30.12.2011 № 031-06-3192/11 «Об утверждении схем размещения нестационарных торговых объектов» полностью, постановления администрации города Иркутска от 15.07.2019 № 031-06-523/9 «О внесении изменений в постановление администрации города Иркутска от 30.12.2011 № 031-06-3192/11 «Об утверждении схем размещения нестационарных торговых объектов» в части.

Кассационным определением Верховного Суда Российской Федерации от 2 сентября 2021 года определение Кировского районного суда г. Иркутска от 30 сентября 2020 года отменено в части отказа в принятии административного искового заявления об оспаривании постановления администрации города Иркутска от 30 декабря 2011 года № 031-06-3192/11 «Об утверждении схем размещения нестационарных торговых объектов» в редакции этого постановления от 15 июля 2019 года в части не включения одиннадцати НТО, используемых в соответствии с пунктами 321 и 3211 схемы размещения НТО по Кировскому и Куйбышевскому районам города Иркутска, пунктом 341 схемы размещения НТО по Октябрьскому району города Иркутска, административный материал направлен в суд первой инстанции со стадии принятия административного иска к производству суда.

Уточняя административный иск 08.10.2021 и 16.11.2021, путем подачи письменных дополнений к ранее поданному административному исковому заявлению, административный истец повторно заявила требование о признании не действующим полностью со дня принятия постановления мэра города Иркутска от 15.07.2019 № 031-06-523/9 «О внесении изменений в постановление администрации города Иркутска от 30.12.2011 № 031-06-3192/11 «Об утверждении схем размещения нестационарных торговых объектов».

Определением Кировского районного суда г. Иркутска от 2 ноября 2021 года административные дела объединены в одно производство.

В судебном заседании административный истец ИП ФИО1, ее представитель ФИО2 на удовлетворении заявленных административных исковых требований настаивали по доводам и основаниям, изложенным в административных исковых заявлениях и письменных дополнениях к ним.

Представитель административного ответчика администрации города Иркутска ФИО8 в судебном заседании против удовлетворения заявленных административных исковых требований возражала по доводам и основаниям, изложенным в письменных отзывах на административные исковые заявления, просила отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания заинтересованное лицо уведомлено надлежащим образом, представило письменный отзыв на административное исковое заявление, в котором просило исковые требования ИП ФИО1 удовлетворить в полном объеме.

Руководствуясь положениями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ), суд рассмотрел административное дело в отсутствие не явившегося представителя заинтересованного лица.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, заключение старшего помощника прокурора города Иркутска Ботвинко М.В. , полагавшей административные исковые требования не подлежащими удовлетворению в полном объеме, исследовав материалы административного дела, представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 2 Конституции Российской Федерации к основам конституционного строя относится обязанность государства защищать права и свободы человека и гражданина.

Государственная, в том числе судебная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется частью 1 статьи 45, частями 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Как следует из части 1 статьи 208 КАС РФ, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В силу требований части 7 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.

При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;

б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;

в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;

г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу (часть 8 статьи 213 КАС РФ).

Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ) закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Как следует из пунктов 3, 15 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа; создание условий для обеспечения жителей муниципального, городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов вправе издавать муниципальные правовые акты.

В силу требований части 1 статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, за исключением вопросов, находящихся в исключительной компетенции данных органов.

В части 10 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ определен круг вопросов, относящихся к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.

Утверждение схемы размещения НТО не отнесено к компетенции представительного органа муниципального образования.

Согласно части 11 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

Вопросы предоставления мест под размещение нестационарных торговых объектов согласно пункту 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

Органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в случаях и в пределах, которые предусмотрены Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

В статье 11 Устава города Иркутска, принятого решением Думы города Иркутска от 20.05.2004 № 003-20-430537/4, закреплено, что в ведении городского округа город Иркутск находится, в том числе, осуществление муниципального земельного контроля в границах городского округа.

Как следует из статьи 12 Устава города Иркутска, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления города Иркутска обладают полномочием по изданию муниципальных правовых актов.

Постановления администрации города издаются по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города Иркутска федеральными и областными законами.

Как следует из пункта 3.16 статьи 37 Устава города Иркутска, утверждение схемы размещения НТО отнесено к компетенции мэра города Иркутска как главы администрации города.

В соответствии со статьей 38 Устава города Иркутска мэр города в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством, настоящим Уставом и решениями городской Думы издает постановления и распоряжения администрации города, обязательные для исполнения на территории города. Постановления администрации города издаются по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города Иркутска федеральными и областными законами.

Администрация города в соответствии с пунктом 2 статьи 42 Устава города Иркутска разрабатывает и представляет мэру города проекты нормативных правовых актов по вопросам местного значения, отнесенным к ведению города.

В целях упорядочения размещения нестационарных торговых объектов на территории города Иркутска, администрацией города Иркутска принято постановление администрации города Иркутска от 30.12.2011 № 031-06-3192/11 «Об утверждении схем размещения нестационарных торговых объектов».

Постановлением администрации города Иркутска от 15.07.2019 № 031-06-523/9 внесены изменения в постановление администрации города Иркутска от 30.12.2011 № 031-06-3192/11 «Об утверждении схем размещения нестационарных торговых объектов», в части пункта 1, который изложен в следующей редакции:

«1. Утвердить:

1) текстовую часть схемы размещения нестационарных торговых объектов Кировского и Куйбышевского районов города Иркутска (Приложение № 1);

2) текстовую часть схемы размещения нестационарных торговых объектов Октябрьского района города Иркутска (Приложение № 2);

3) текстовую часть схемы размещения нестационарных торговых объектов Свердловского района города Иркутска (Приложение № 3);

4) текстовую часть схемы размещения нестационарных торговых объектов Ленинского района города Иркутска (Приложение № 4);

5) графическую часть схемы размещения нестационарных торговых объектов Кировского и Куйбышевского районов города Иркутска (Приложения № 5 - 264);

6) графическую часть схемы размещения нестационарных торговых объектов Октябрьского района города Иркутска (Приложения № 265 - 461);

7) графическую часть схемы размещения нестационарных торговых объектов Свердловского района города Иркутска (Приложения № 462 - 754);

8) графическую часть схемы размещения нестационарных торговых объектов Ленинского района города Иркутска (Приложения № 755 - 1026);

9) условные обозначения графической части схемы размещения нестационарных торговых объектов Кировского и Куйбышевского районов города Иркутска, графической части схемы размещения нестационарных торговых объектов Октябрьского района города Иркутска, графической части схемы размещения нестационарных торговых объектов Свердловского района города Иркутска, графической части схемы размещения нестационарных торговых объектов Ленинского района города Иркутска (Приложение № 1027)»;

2) в пункте 2 слова «до 1 января 2020 года» заменены словами «до 1 января 2021 года»;

Постановление вступило в силу с 1 января 2020 года.

Постановлением администрации города Иркутска от 1 июня 2021 года № 031-06-378/21 «О внесении изменений в постановление администрации города Иркутска от 30 декабря 2011 года № 031-06-3192/11 «Об утверждении схем размещения нестационарных торговых объектов» в постановление администрации города Иркутска от 30 декабря 2011 года № 031-06-3192/11 «Об утверждении схем размещения нестационарных торговых объектов» с последними изменениями, внесенными постановлением администрации города Иркутска от 15 июля 2019 года № 031-06-523/9, внесены следующие изменения:

1) в пункте 2 слова «до 1 января 2021 года» заменены словами «до 1 января 2027 года»;

2) в пункте 6 слова «комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска» заменены словами «комитета по экономике и стратегическому планированию администрации города Иркутска».

Данное постановление вступило в силу со дня, следующего за днем его официального опубликования, и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2021 года.

Согласно пункту 3 статьи 46 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ проекты муниципальных нормативных правовых актов городских округов, являющихся административными центрами субъектов Российской Федерации, устанавливающие новые или изменяющие ранее предусмотренные муниципальными нормативными правовыми актами обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, подлежат оценке регулирующего воздействия, проводимой органами местного самоуправления городских округов.

Соблюдение администрацией города Иркутска процедуры оценки регулирующего воздействия подтверждается экспертным заключением об оценке регулирующего воздействия по проекту данного постановления.

Проект постановления прошел процедуру рассмотрения прокуратурой города Иркутска на соответствие действующему законодательству, по результатам которого получено заключение об отсутствии каких-либо замечаний и дополнений к указанному проекту, что подтверждается письмом прокуратуры г. Иркутска от 04.07.2019.

Согласно пункту 3 статьи 38 Устава города Иркутска нормативные правовые акты мэра города, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Официальным опубликованием правового акта мэра города признается первая публикация его полного текста в газетах «Иркутск», «Иркутск официальный» либо в «Ведомостях органов местного самоуправления города Иркутска».

Постановление администрации города Иркутска от 15 июля 2019 года № 031-06-523/9 «О внесении изменений в постановление администрации города Иркутска от 30.12.2011 № 031-06-3192/11» было опубликовано в газете «Иркутск официальный», выпуск № 31 (828) от 30.07.2019.

Постановление администрации города Иркутска от 1 июня 2021 года № 031-06-378/21 «О внесении изменений в постановление администрации города Иркутска от 30 декабря 2011 года № 031-06-3192/11 «Об утверждении схем размещения нестационарных торговых объектов» было опубликовано в газете «Иркутск официальный», выпуск № 21 (923) от 08.06.2021.

Следовательно, оспариваемые административным истцом постановления администрации города Иркутска приняты уполномоченным органом, форма, вид, процедура принятия и порядок опубликования оспариваемых нормативных правовых актов соблюдены.

Доводы административного истца о нарушении положений статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ), о превышении мэром г. Иркутска своих полномочий путем вторжения в сферу, регулируемую Российской Федерацией, суд находит не состоятельными, поскольку оспариваемые постановления приняты по вопросам местного значения.

Принимая во внимание, что оспариваемые нормативные правовые акты не регулируют порядок и процедуру заключения, продления, расторжения гражданско-правовых договоров, они не противоречат положениям статей 1, 310, 432, 452 ГК РФ.

Вопросы порядка и условий размещения НТО на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в части, не урегулированной федеральными законами, регулируются законодательством субъектов, органов местного самоуправления Российской Федерации.

Аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 21.03.2019 № 302-ЭС18-22866 по делу № А19-6428/2017, где указано, что федеральное законодательство не регулирует вопросы порядка и условий размещения НТО на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не регламентирует основания и форму юридического оформления прав субъектов, осуществляющих деятельность в НТО, на использование земель в соответствии с правилами, установленными главой V.6 ЗК РФ, равно как не устанавливает запрет на возможность определения такого порядка и не исключает оформление прав, в том числе посредством заключения договора.

Проверяя соответствие оспариваемых постановлений администрации города Иркутска нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд установил следующие юридически значимые обстоятельства.

В статье 10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ) пользователям гарантировано право на осуществление предпринимательской деятельности в ранее согласованных местах размещения объектов до окончания срока предоставления земли под нестационарные объекты торговли и (или) права на ведение торговли в указанных местах. Однако, органы местного самоуправления не лишены возможности, действуя в пределах своих полномочий, принимая во внимание нестационарный характер торговых объектов, решать вопросы их размещения, в том числе вносить изменения в схему путем исключения торговых объектов.

Также в статье 10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ предусмотрено, что в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов осуществляется размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в публичной собственности (пункт 1). Порядок размещения и использования нестационарных торговых объектов на земельном участке, находящемся в частной собственности, устанавливается собственником такого участка с учетом требований, определенных законодательством Российской Федерации (пункт 7).

Нестационарный торговый объект - это не только объект торговой деятельности (пункт 6 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ), но и объект градостроительной деятельности в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которым градостроительная деятельность - деятельность по развитию территорий, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территорий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции, сноса объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, благоустройства территорий (пункт 1 статьи 1); благоустройство территории - деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов; элементы благоустройства - декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории. Некапитальные строения - это не имеющие прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых, позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строения (в том числе киосков, навесов и других подобных строений (пункты 10.2, 36, 37, 38 статьи 1); классификатор строительных ресурсов, утвержденный приказом от 02.03.2017 № 597/пр Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, к числу элементов городского благоустройства относит различные виды киосков.

Следовательно, нестационарные торговые объекты являются некапитальными нестационарными строениями и сооружениями и, соответственно, вопросы их размещения как элементов благоустройства могут быть урегулированы правилами благоустройства территории муниципальных образований.

Законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты, а значит и правила благоустройства, основываются на обеспечении комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории, обеспечении сбалансированного учета экологических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности, обеспечении инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения, осуществлении градостроительной деятельности с соблюдением технических регламентов, требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, гражданской обороны, обеспечения предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществлении градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий, единстве требований к порядку осуществления взаимодействия субъектов градостроительных отношений, указанных в статье 5 Кодекса (статья 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Из содержания приведенных норм следует, что создание безопасной, комфортной и визуально-привлекательной городской среды находится в прямой зависимости от всей совокупности территориально выраженных архитектурно-планировочных, социально-культурных, экологических, санитарно-эпидемиологических, противопожарных и других объективных факторов, находящих свое выражение в федеральных нормах, правилах, национальных стандартах, подлежащих обязательному соблюдению всеми субъектами общественных отношений в сфере градостроительной деятельности.

Внесение изменений в схему размещения НТО на территории г. Иркутска осуществляется в соответствии с главой 4 Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области схемы размещения нестационарных торговых объектов, утвержденного приказом службы потребительского рынка и лицензирования Иркутской области от 20 января 2011 года № 3-спр (далее по тексту - Порядок).

В соответствии с пунктом 10 названного Порядка схема разрабатывается уполномоченным органом местного самоуправления по каждому городскому, сельскому поселению, входящему в его состав, в срок до 1 ноября года, предшествующего году начала срока действия схемы.

В пункте 11 названного Порядка предусмотрено, что схема утверждается не позднее 31 декабря года, предшествующего году начала срока действия схемы.

В данном случае схема разработана до 1 ноября года, предшествующего году начала срока действия схемы, и утверждена не позднее 31 декабря года, предшествующего году начала срока действия схемы, - 15 июля 2019 года, что соответствует вышеприведенным положениям Порядка.

Постановление администрации города Иркутска от 1 июня 2021 года № 031-06-378/21 «О внесении изменений в постановление администрации города Иркутска от 30 декабря 2011 года № 031-06-3192/11 «Об утверждении схем размещения нестационарных торговых объектов» вступило в силу со дня, следующего за днем его официального опубликования, и распространило свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2021 года, срок действия схемы продлен до 1 января 2027 года.

Конституционный Суд Российской Федерации в своих определениях от 13 марта 2018 года № 580-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО4 на нарушение его конституционных прав подпунктом «ф» пункта 1 статьи 23 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», от 18 июля 2019 года № 2007-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО5 на нарушение его конституционных прав положением части 3 статьи 6 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения достоверности сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» указал, что общим (основным) принципом действия закона во времени является распространение его на отношения, возникшие после введения его в действие.

Законодатель вправе распространить новые нормы на факты и порожденные ими правовые последствия, которые возникли до введения соответствующих норм в действие, то есть придать закону обратную силу при соблюдении конституционного принципа недопустимости придания обратной силы нормам, ухудшающим положение граждан, либо, напротив, допустить в определенных случаях возможность применения утративших силу норм.

Под обратной силой закона понимается распространение действия нормативных правовых актов на отношения, возникшие до вступления таких нормативных правовых актов в силу.

Таким образом, действующим законодательством допускается принимать уполномоченными органами нормативные правовые акты, распространяющие свое действие на ранее возникшие правоотношения.

Кроме того, постановление администрации города Иркутска от 1 июня 2021 года № 031-06-378/21 не ухудшает права хозяйствующих субъектов, так как не содержит изменений в схеме, касающихся исключения нестационарных торговых объектов, напротив, продлив срок действия схемы, орган местного самоуправления предоставил хозяйствующим субъектам возможностъ осуществлять торговую деятельность в НТО на территории города Иркутска.

Хозяйствующие субъекты не лишены права направлять соответствующие обращения в любой период времени, в частности за внесением изменений в схему.

В соответствии с подпунктом «г» пункта 8 названного Порядка изменения и дополнения в схему вносятся, в том числе на основании поступления мотивированных предложений от органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области.

В данном случае комитетом по управлению Правобережным округом администрации города Иркутска направлено мотивированное предложение о внесении изменений в схему.

Постановлением администрации города Иркутска от 15 июля 2019 года № 031-06-523/9 «О внесении изменений в постановление администрации города Иркутска от 30 декабря 2011 года № 031-06-3192/11 «Об утверждении схем размещения нестационарных торговых объектов» была утверждена новая схема, соответственно орган местного самоуправления при утверждении новой схемы руководствовался главой 3 Порядка, которой регламентирована процедура разработки и утверждения новой схемы.

Исходя из положений пункта 8 Порядка изменения и дополнения в схему вносятся при возникновении следующих оснований:

а) новая застройка районов, микрорайонов муниципальных образований Иркутской области - на основании предложений органа местного самоуправления муниципального образования Иркутской области, уполномоченного в области градостроительной деятельности;

б) ремонт и реконструкция автомобильных дорог - на основании предложений органа, уполномоченного в области управления и эксплуатации соответствующих автомобильных дорог;

в) прекращение, перепрофилирование деятельности стационарных торговых объектов, повлекшие снижение обеспеченности до уровня ниже установленного норматива минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов;

г) поступление мотивированных предложений от исполнительных органов государственной власти Иркутской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области и (или) обращений юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность (подпункт «г» в редакции приказа Службы потребительского рынка и лицензирования Иркутской области от 03.04.2014 № 8-спр);

д) изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд – на основании предложений органа, принявшего соответствующее решение;

е) изменение градостроительных регламентов - на основании предложений органа местного самоуправления муниципального образования Иркутской области, уполномоченного в области градостроительной деятельности;

ж) размещение на территории муниципального образования Иркутской области новых стационарных торговых объектов, повлекшее превышение норматива минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

Как следует из пункта 12 Порядка, проект схемы до ее утверждения согласовывается, в том числе, с органом, уполномоченным в области организации благоустройства.

Из письма от 29.11.2018 № 304-70-4425/8 заместителя мэра - председателя комитета по управлению Правобережным округом администрации города Иркутска ФИО6 на имя заместителя мэра – председателя комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска ФИО7 следует, что схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории Кировского и Куйбышевского районов г. Иркутска, утвержденной постановлением администрации города Иркутска от 30.12.2011 № 031-06-3192/11, предусмотрено размещение 445 нестационарных торговых объектов, из которых 147 размещены в нарушение требований Национального стандарта Российской Федерации «Услуги торговли. Общие требования к объектам мелкорозничной торговли» ГОСТ 54608-2011, утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 08.12.2011 № 742-ст, согласно которому не допускается размещение объектов мелкорозничной торговли в арках зданий, на газонах, цветниках, площадках (детских, отдыха, спортивных) на расстоянии менее 5 метров от окон зданий и витрин стационарных торговых объектов, в охранной зоне инженерных сетей, под железнодорожными путепроводами и автомобильными эстакадами, а также 5 метровой охранной зоне от входов (выходов) в подземные пешеходные переходы. Большая часть указанных мест на протяжении долгого времени фактически не используется, в связи с чем, полагает, что размещение нестационарных торговых объектов в таких местах не целесообразно и не рентабельно. Просит внести изменения в схему размещения НТО, в том числе под № 321, 341.

Кроме того, как указано в экспертном заключении об оценке регулирующего воздействия, принятие проекта постановления обусловлено необходимостью актуализации схем размещения нестационарных торговых объектов в части уточнения местоположений мест размещения нестационарных торговых объектов в связи с изменением градостроительной ситуации на территории города Иркутска, проведением работ по ремонту автомобильных дорог и по благоустройству территории.

Таким образом, внесение изменений в постановление мотивировано, изменения внесены с соблюдением требований вышеназванного Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области схемы размещения нестационарных торговых объектов, утвержденного приказом службы потребительского рынка и лицензирования Иркутской области от 20 января 2011 года № 3-спр, в связи с чем, довод административного истца о том, что исключение мест из схемы является произвольным, не нашел своего подтверждения в ходе рассмотрения настоящего административного дела.

Суд учитывает, что НТО, которые ранее были включены в схему под номерами 321, 321.1, 341 также вошли в новую схему: а именно место № 321 по адресу: г. Иркутск, бул. ФИО9, ранее имевшееся в схеме 2011 года, в действующей схеме указано под № 234, место № 321.1 по адресу: г. Иркутск, бул. ФИО9, ранее имевшееся в схеме 2011 года, в действующей схеме указано под № 235, место № 341 по адресу: г. Иркутск, о. Юность (в аллеях), в действующей схеме указано под № 258, изменен тип НТО и специализация, так как тип НТО «холодильник» не предусмотрен Положением о размещении нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности города Иркутска или государственная собственность на которые не разграничена, утвержденным постановлением администрации города Иркутска от 29 октября 2018 года № 031-06-961/8.

Ссылка административного истца на пункт 3.2.2 Приказа Минпромторга России от 27.12.2014 № 2733, которым предусмотрено, что при отсутствии системных нарушений правил торговли и желании хозяйствующего субъекта продолжать торговую деятельность по истечении сроков разрешенного размещения нестационарного торгового объекта необходимо обеспечивать продление договоров (иных разрешительных документов) без проведения конкурентных процедур, несостоятельна, поскольку соответствующих договоров, заключенных между административным истцом и администрацией города Иркутска, суду не представлено.

Оспариваемые постановления не предусматривают норм о продлении либо о прекращении договоров на размещение нестационарных торговых объектов, а потому оспариваемые постановления пункту 3.2.2 Приказа Минпромторга России от 27.12.2014 № 2733 не противоречат.

Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются:

1) введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров;

2) необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам;

3) установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров;

4) дача хозяйствующим субъектам указаний о первоочередных поставках товаров для определенной категории покупателей (заказчиков) или о заключении в приоритетном порядке договоров;

5) установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары;

6) предоставление хозяйствующему субъекту доступа к информации в приоритетном порядке;

7) предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 настоящего Федерального закона;

8) создание дискриминационных условий;

9) установление и (или) взимание не предусмотренных законодательством Российской Федерации платежей при предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных или муниципальных услуг;

10) дача хозяйствующим субъектам указаний о приобретении товара, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

11) непринятие мер по преобразованию или ликвидации унитарного предприятия, осуществляющего деятельность на товарном рынке, находящемся в состоянии конкуренции, либо создание унитарного предприятия, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Оспариваемые постановления не предусматривают каких-либо запретов или ограничений хозяйствующим субъектам, а потому не противоречат положениям части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Согласно пункту 4 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к установлению на товарном рынке правил осуществления торговой деятельности, отличающихся от аналогичных правил, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в частности запрещается принятие иных нормативных правовых актов, решений, предусматривающих дискриминацию хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, в предоставлении доступа к объектам транспорта, инфраструктуры.

Постановление администрации города Иркутска от 30.12.2011 № 031-06-3192/11 «Об утверждении схем размещения нестационарных торговых объектов» в редакции постановления администрации города Иркутска от 15.07.2019 № 031-06-523/9 «О внесении изменений в постановление администрации города Иркутска от 30.12.2011 № 031-06-3192/11» не устанавливает на товарном рынке правила осуществления торговой деятельности, а потому не противоречит положениям пункта 4 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ.

Как следует из пункта 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ, утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.

В силу положений статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему; из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей; из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности; в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом; в результате создания произведений науки, литературы, искусства, изобретений и иных результатов интеллектуальной деятельности; вследствие причинения вреда другому лицу; вследствие неосновательного обогащения; вследствие иных действий граждан и юридических лиц; вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий.

Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, указанных в подпунктах 1 - 5 пункта 1 статьи 39.33 ЗК РФ, осуществляется на основании разрешений уполномоченного органа.

Размещение НТО осуществляется без разрешения уполномоченного органа, однако в соответствии со статьей 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа местного самоуправления или договора.

Постановлением администрации города Иркутска от 29.10.2018 № 031-06-961/8 утверждено Положение о размещении нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности города Иркутска.

Из пункта 6 названного Положения следует, что размещение НТО на территории города Иркутска осуществляется в соответствии со схемой размещения НТО, утвержденной постановлением администрации города Иркутска, на основании договора на размещение НТО путем предоставления места.

Заключение договора на размещение НТО осуществляется по результатам торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых в соответствии с Правилами проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденными приказом Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 10 февраля 2010 года № 67 (пункт 7 названного Положения).

Схема указывает места размещения таких объектов на территории муниципального образования, но не закрепляет права конкретных субъектов на них, не содержит сведений о принадлежности места конкретному хозяйствующему субъекту, не порождает права пользования соответствующим земельным участком.

Как установлено в ходе судебного разбирательства по делу, административный истец не имеет действующих договоров, заключенных с органом местного самоуправления, на размещение нестационарных торговых объектов, в спорных правоотношениях отсутствуют законно размещенные нестационарные торговые объекты, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до внесения изменений в схему. Исключение тех или иных мест размещения нестационарных торговых объектов из схемы оспариваемым постановлением не свидетельствует о несоответствии оспариваемого правового акта положениям части 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ.

Доказательств того, что места размещения НТО, исключенные из схемы, были на момент принятия оспариваемого правового акта на законных основаниях предоставлены административному истцу, не представлено, а фактическое занятие тех или иных мест не свидетельствует о регулировании спорных правоотношений оспариваемым постановлением.

Более того, факт самовольного размещения НТО подтверждается решениями Арбитражного суда Иркутской области по делу № А19-13095/2019 от 23 июля 2019 года, № А19-13092/2019 от 24 июля 2019 года, № А19-15775/2019 от 1 августа 2019 года, а также постановлением Четвертого Арбитражного апелляционного суда по делу № А19-19706/2019 от 3 марта 2020 года.

При таких обстоятельствах доводы административного истца о том, что администрацией города Иркутска допущена дискриминация в предоставлении доступа к использованию земельных участков, на которых расположены действующие НТО, суд находит не состоятельными.

В статье 11 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относится создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе:

1) формирование и осуществление муниципальных программ (подпрограмм) с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей;

2) анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития малого и среднего предпринимательства и эффективности применения мер по его развитию, прогноз развития малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований;

3) формирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований и обеспечение ее деятельности;

4) содействие деятельности некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, и структурных подразделений указанных организаций;

5) образование координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства органами местного самоуправления.

Как следует из пункта 3 части 3 статьи 17 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ, органы местного самоуправления в целях обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли принимают меры экономического стимулирования по поддержке строительства, размещению объектов социально ориентированной торговой инфраструктуры и обеспечению доступности для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, имущества, находящегося в муниципальной собственности.

Оспариваемое постановление, как указано в его преамбуле, разработано в целях упорядочения размещения нестационарных торговых объектов на территории города Иркутска, при этом внесение изменений в схему расположения таких объектов как раз направлено на достижение целей, указанных в пункте 3 части 3 статьи 17 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ, с учетом мотивированных обращений и комплексного развития города, напрямую вытекает из полномочий органа местного самоуправления, приведенных в статье 11 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Согласно части 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В ходе судебного разбирательства по делу судом не установлено противоречий постановления администрации города Иркутска от 30.12.2011 № 031-06-3192/11 «Об утверждении схем размещения нестационарных торговых объектов» в редакции постановления администрации города Иркутска от 15.07.2019 № 031-06-523/9 «О внесении изменений в постановление администрации города Иркутска от 30.12.2011 № 031-06-3192/11», постановления администрации города Иркутска от 01.06.2021 № 031-06-378/21 «О внесении изменений в постановление администрации города Иркутска от 30.12.2011 № 031-06-3192/11 «Об утверждении схем размещения нестационарных торговых объектов» Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Не нашел своего подтверждения в ходе судебного разбирательства по делу и довод административного истца о том, что исключение из схемы ранее занимаемых им мест нарушает его права и законные интересы. Административный истец вправе участвовать в конкурсе на размещение своих НТО на тех местах, которые указаны в правовом акте, при этом фактическое занятие кем-либо места, не дает преимуществ при участии в конкурсе.

Доводы о том, что ИП ФИО1 ранее занимала места под размещение НТО, не являются основанием для законного размещения НТО в настоящее время, так как договоры на размещение НТО с предпринимателем прекратили свое действие.

Доводы административного истца о том, что постановление администрации города Иркутска от 15.07.2019 № 031-06-523/9 «О внесении изменений в постановление администрации города Иркутска от 30.12.2011 № 031-06-3192/11» было предметом оценки УФАС по Иркутской области, правового значения для суда не имеют, поскольку решения государственных органов, в силу положений части 2 статьи 64 КАС РФ не являются преюдициальными для суда.

При этом в силу положений статьи 10 Конституции Российской Федерации УФАС по Иркутской области не относится к органам судебной власти и не имеет полномочий по оценке соответствия нормативных правовых актов правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не вправе признавать тот или иной нормативный правовой акт несоответствующим законодательству, имеющему большую юридическую силу.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 КАС РФ, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Суд считает, что оснований для вывода о нарушении прав административного истца оспариваемыми нормативными правовыми актами не имеется, поскольку у административного истца отсутствуют права на размещение НТО на муниципальных земельных участках по указанным в административном исковом заявлении адресам, доказательств нарушения каких-либо прав административного истца при принятии оспариваемых нормативных правовых актов суду не представлено и в ходе судебного разбирательства по делу судом не установлено, тогда как судебной защите, в силу требований статьи 3 КАС РФ, подлежат нарушенные либо оспариваемые права.

При таких обстоятельствах правовых оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований у суда не имеется.

Разрешая вопрос о соблюдении административным истцом срока для обращения в суд с административным исковым заявлением, суд учитывает следующее.

Как следует из части 6 статьи 208 КАС РФ, административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.

Оспариваемые административным истцом постановления администрации города Иркутска являются действующими, в связи с чем, административным истцом предусмотренный статьей 208 КАС РФ срок для обращения в суд не пропущен.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административные исковые требования индивидуального предпринимателя ФИО3 ФИО1 к администрации города Иркутска о признании не действующим постановления мэра города Иркутска от 15.07.2019 № 031-06-523/9 «О внесении изменений в постановление администрации города Иркутска от 30.12.2011 № 031-06-3192/11» полностью со дня его принятия; о признании не действующим постановления мэра города Иркутска от 15.07.2019 № 031-06-523/9 «О внесении изменений в постановление администрации города Иркутска от 30.12.2011 № 031-06-3192/11 в части не включения одиннадцати торговых мест, занимаемых административным истцом в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов, утвержденной постановлением от 30.12.2011 № 031-06-3192/11, под номерами 321, 321.1 по Кировскому и Куйбышевскому району г. Иркутска и № 341 по Октябрьскому району г. Иркутска соответственно со дня его принятия; о признании не действующим постановления администрации города Иркутска от 01.06.2021 № 031-06-378/21 «О внесении изменений в постановление администрации города Иркутска от 30.12.2011 № 031-06-3192/11 «Об утверждении схем размещения нестационарных торговых объектов» полностью со дня принятия – оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий А.А. Сучилина

Решение в окончательной форме принято 25.01.2022.