ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-118/2022 от 25.07.2022 Табунского районного суда (Алтайский край)

УИД 22RS0050-01-2022-000188-20

Дело № 2а-118/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Табуны 25 июля 2022 года

Табунский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего - судьи Мозер А.И.,

при секретаре судебного заседания Шаранюк Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №16 по Алтайскому краю к ФИО2 о взыскании обязательных платежей и санкций,

У С Т А Н О В И Л:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы пообратилась в Табунский районный судс административным иском к ФИО1 о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2016 год и пени. В обоснование административного иска указывает на то, что административный ответчик являлся собственником транспортных средств и в сроки, установленные требованием налогового органа, им не уплачен транспортный налог за 2016 год. Как следствие, образовалась задолженность по транспортному налогу в размере 1518 руб. (с учетом погашенной ДД.ММ.ГГГГ суммой, задолженность составляет – 1010 руб.), которая в добровольном порядке не погашена. Кроме этого, в соответствии со статьей 75 НК РФ на сумму неуплаченного налога начислена пеня 26,05 руб. Просит взыскать с административного ответчика задолженность по транспортному налогу за 2016 год в сумме 1010 руб. и пеню – 26,05 руб.

Представитель административного истца в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть в их отсутствие, на удовлетворении заявленных требований настаивал в полном объеме.

Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, ходатайств об отложении не заявляла. От административного ответчика поступил отзыв, согласно которому она просила дело рассмотреть в ее отсутствие; административные исковые требования не признала, поскольку налоговым органом не соблюдена установленная Налоговым кодексом Российской Федерации процедура направления налогового уведомления. Уведомление об уплате транспортного налога от ДД.ММ.ГГГГ она от налогового органа не получала, личным кабинетом налогоплательщика она не пользуется; доступа к данному ресурсу не имеет; регистрационная карта ей не выдавалась. Кроме того, налоговым органом пропущен срок для обращения в суд с рассматриваемым заявлением.

На основании части 2 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело подлежит рассмотрению в отсутствие неявившихся участников процесса.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Статьей 57 Конституции Российской Федерации и пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации установлена обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.

Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента (пункты 1 и 2 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации).

Налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения (абзац 1 статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации. При этом налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом (статья 363 Налогового кодекса Российской Федерации).

Ставки транспортного налога на территориив 2016 году установлены закономот ДД.ММ.ГГГГ-ЗС «О транспортном налоге на территории».

В силу части 2 статьи 2 законаот ДД.ММ.ГГГГ-ЗС «О транспортном налоге на территории» налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (пункт 3 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации).

Из материалов дела усматривается, что в 2016 году ФИО1 являлась собственником автомобилей «, мощность двигателя 98,2 л.с. (10 месяцев) и , , мощность двигателя 70 л.с. (12 месяцев).

Таким образом, размер транспортного налога за 2016 год рассчитывается (с учетом статьи 1 закона«О транспортном налоге на территории» и отраженных в карточке учета транспортного средства (данных о мощности двигателя, месяцах владения)) следующим образом: , государственный регистрационный (98,20 л.с. х 10 рублей х 10/12 месяцев = 818 рублей); (70,00 л.с. х 10 рублей х 12/12 месяцев = 700 рублей).

В силу пункта 2 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

Пункт 4 названной статьи предусматривает, что налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

В случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (пункт 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно положениям статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

Порядок направления и передачи требования аналогичен порядку, установленному для направления и передачи уведомления.

В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком – физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Таким образом, из содержания приведенных норм в их совокупности следует, что обязанность по уплате налога возникает у физического лица с момента получения им уведомления налогового органа, при неисполнении которого налоговым органом направляется требование об уплате недоимки по налогу. При этом налоговый орган имеет право обратиться с иском о взыскании недоимки по налогу только в том случае, если соблюден порядок направления налогоплательщику уведомления и требования об уплате налога.

В подтверждение возникновения у налогоплательщика обязанности по уплате транспортного налога за 2016 год в срок до ДД.ММ.ГГГГ административным истцом представлено налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ, к которому приложена информация из личного кабинета налогоплательщика о размещении данного документа в личном кабинете налогоплательщика (л.д.7, 8).

При этом административным истцом не представлены доказательства, подтверждающие подключение административного ответчика к личному кабинету налогоплательщика и, соответственно, на получение от налогового органа через личный кабинет документов, используемых ими при реализации своих полномочий.

По информации предоставленной административным истцом на запрос суда, следует, что документы, подтверждающие способ и дату получения регистрационной карты ФИО1 для получения доступа к личному кабинету налогоплательщика, а также уведомление об использовании личного кабинета налогоплательщика в инспекции отсутствует.

В силу ст. 11.2 НК РФ личный кабинет налогоплательщика – это информационный ресурс, который размещен на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и ведение которого осуществляется указанным органом в установленном им порядке. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, личный кабинет налогоплательщика может быть использован для реализации налогоплательщиками и налоговыми органами своих прав и обязанностей, установленных настоящим Кодексом.

Личный кабинет налогоплательщика используется налогоплательщиками - физическими лицами для получения от налогового органа документов и передачи в налоговый орган документов (информации), сведений в электронной форме с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом.

Порядок получения налогоплательщиками - физическими лицами доступа к личному кабинету налогоплательщика определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, получают от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, налогоплательщикам - физическим лицам, получившим доступ к личному кабинету налогоплательщика, на бумажном носителе по почте не направляются, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Для получения документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, на бумажном носителе налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, направляют в любой налоговый орган по своему выбору уведомление о необходимости получения документов на бумажном носителе.

В соответствии с Приказом ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ N ММВ-7-17/617@ "Об утверждении порядка ведения личного кабинета налогоплательщика" (Зарегистрировано в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ N 49257), получение физическим лицом доступа к личному кабинету налогоплательщика осуществляется с использованием: 1) логина и пароля, полученных в соответствии с настоящим Порядком; 2) усиленной квалифицированной электронной подписи физического лица; 3) идентификатора сведений о физическом лице в федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме".

Для получения физическим лицом доступа к личному кабинету налогоплательщика с использованием логина и пароля физическим лицом или его представителем представляется заявление на получение доступа к личному кабинету налогоплательщика по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку в любой налоговый орган по своему выбору и документ, удостоверяющий личность физического лица.

Статья 11.2 НК РФ введена Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 347-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" и предусматривала, что «для получения документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика налогоплательщик - физическое лицо направляет в налоговый орган уведомление об использовании личного кабинета налогоплательщика. После получения уведомления налоговым органом направление указанных документов налогоплательщику на бумажном носителе или в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи не производится до получения от этого налогоплательщика уведомления об отказе от использования личного кабинета налогоплательщика».

В соответствии с ч. 4 ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

В судебное заседание административным истцом не представлено ни уведомление ФИО1 об использовании личного кабинета налогоплательщика, ни заявление ФИО1 на получение доступа к серверу «личный кабинет налогоплательщика». В то время как, согласно информации, предоставленной административным истцом, ФИО1 прошла первичную регистрацию в сервисе «Личный кабинет» ДД.ММ.ГГГГ.

Вместе с тем, ДД.ММ.ГГГГФИО1 только направила в адрес ИФНС заявление на выдачу регистрационной карты. При этом сведения о получении ею регистрационной карты административным истцом не представлены.

Само по себе наличие данных информационного ресурса о том, что ДД.ММ.ГГГГФИО1 прошла первичную регистрацию в сервисе «Личный кабинет налогоплательщика» не означает, что направление документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, возможно только в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика. Так, первичная регистрация, согласно представленным данным, была осуществлена до введения в действие (с ДД.ММ.ГГГГ) статьи 11.2, внесения изменений в статьи 52, 69 Налогового кодекса Российской Федерации, предоставивших налоговому органу право направления документов в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика. Следовательно, в силу вышеприведенных нормативных положений без дублирования в бумажном виде такие документы могли быть направлены в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика только после получения от налогоплательщика уведомления об использовании личного кабинета налогоплательщика.

Не получив соответствующего уведомления от налогоплательщика, налоговый орган обязан, наряду с электронными, отправлять ему и бумажные копии налоговых документов. В рассматриваемом случае такая обязанность налоговым органом не исполнена, в связи с чем, оснований для вывода о том, что у налогоплательщика образовалась недоимка по транспортному налогу, которая подлежит взысканию, не имеется.

Доводы представителя административного истца о том, что налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ было направлено ФИО1 и по почте заказным письмом, суд не принимает, поскольку соответствующие доказательства административным истцом суду не представлены. Как и не представлены доказательства направления по почте в адрес административного ответчика предыдущих налоговых уведомлений и требований. Вступившим в законную силу решением Табунского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ налоговому органу было отказано в удовлетворении требований к ФИО1, по тем основаниям, что ни уведомление, ни требование в адрес ФИО1 в установленном порядке не направлялись (в том числе и уведомление от ДД.ММ.ГГГГ на которое ссылается административный истец в возражениях на отзыв к административному иску).

Направление в адрес ФИО1 по почте заказным письмом требования , при нарушении процедуры направления налогового уведомления, не может свидетельствовать о соблюдении установленного порядка принудительного взыскания недоимки.

Учитывая изложенное, в данном случае суд приходит к выводу о том, что направление налогового уведомления об уплате транспортного налога нельзя признать соответствующим нормам налогового законодательства, соответственно, оснований для принудительного взыскания с ФИО1 задолженности по транспортному налогу за 2016 год в судебном порядке не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении административного иска Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России пок ФИО1 о взыскании обязательных платежей – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд в течение месяца со дня его вынесения путем подачи жалобы через Табунский районный суд Алтайского края.

Председательствующий Мозер А.И.

Судья Табунского районного суда

Алтайского края А.И. Мозер

Секретарь с/з Е.И. Шаранюк

Решение вступило в законную силу:________________

УИД: 22RS0050-01-2022-000188-20

Подлинник подшит в деле №2а-118/2022

Табунского районного суда Алтайского края