ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1190/19 от 17.09.2019 Шатурского городского суда (Московская область)

Дело № 2а-1190/2019 (УИД 50RS0050-01-2019-001646-39)

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Шатура Московской области 17 сентября 2019 г.

Шатурский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Грошевой Н.А.,

при секретаре Родиной М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 ФИО6 к Министерству сельского хозяйства и продовольствия Московской области о признании незаконным решения от 31.05.2019 об отказе в предоставлении государственной услуги «Выдача разрешения на добычу охотничьих ресурсов, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также млекопитающих и птиц, занесенных в Красную книгу Российской Федерации», его отмене, восстановлении нарушенных прав,

установил:

административный истец ФИО1 ФИО7. обратился в суд с административным иском, указывая, что является охотником и имеет действительный охотничий билет серия 50 .

29.05.2019 он обратился с заявлением в Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области для получения государственной услуги «Выдача разрешений на добычу охотничьих ресурсов, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также занесенных в красную книгу Российской Федерации» за получением разрешения для осуществления любительской и спортивной охоты на добычу: копытные животные - кабан, пол - самец в количестве: 1, возраст: после года, на территории в общедоступных охотничьих угодьях Шатурского района Московской области. Решением начальника сектора оказания государственных услуг в области охоты Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области Управления государственного охотничьего надзора ФИО2 ФИО8. от 31.05.2019 ему было отказано в предоставлении государственной услуги ввиду того, что при выдаче разрешения на добычу охотничьих ресурсов будут превышены установленные лимиты (квоты) добычи охотничьих ресурсов либо нормативы и нормы в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов. В соответствии с Нормами допустимой добычи охотничьих ресурсов, в отношении которых не устанавливается лимит добычи на территории Московской области, утвержденными распоряжением Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области № 48 от 12.04.2012 допускается добыча кабана не более 80% от численности животных на 1 апреля текущего года по данным государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания на одно охотничье угодье (охотничье хозяйство). Животных в возрасте до 1 года - не более 50% от нормы добычи в сезон охоты. Согласно данным государственного мониторинга охотничьих ресурсов, проведенного в 2019 году, численность кабана в общедоступных охотничьих угодьях Шатурского района Московской области равна "0".

В соответствии с п. 11.4. Порядка оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, утвержденного Приказом Минприроды России от 29.08.2014 N 379, уполномоченный орган направляет заявителю в случаях, указанных в пункте 17 Порядка, письменный мотивированный отказ в выдаче разрешения с указанием причин отказа.

В своем решении уполномоченное лицо ссылается на превышение установленных лимитов (квоты) добычи охотничьих ресурсов либо нормативов и норм в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов (п. 17.7 Порядка).

Однако, общедоступные охотничьи угодья Шатурского района непосредственно граничат со следующими охотничьими угодьями - охотничье угодье Шатурское (участок 2), пользователь - Межрегиональная спортивная общественная организация «Московское общество охотников и рыболовов»; охотничье угодье Ветераны Афганистана, пользователь - ЗАО "Ветераны Афганистана". По данным сайта для создания веб-карты охотничьего хозяйства Московской области использованы геоданные о границах из проекта схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий. Схема территориального охотоустройства Московской области утверждена Постановлением Губернатора Московской области от 10.11.2017 №499-ПГ «Об утверждении схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Московской области».

В данных прилегающих охотничьих угодьях ведется охота на кабана по выданным разрешениям. Какая-либо вольерная система охоты на территориях общедоступных охотничьих угодий Шатурского района, а также прилегающих к ним, отсутствует. Это свидетельствует о том, что численность кабана на данной прилегающей территории общедоступных охотничьих угодий не может равняться «0», данные немотивированно занижены.

Данные государственного мониторинга охотничьих ресурсов с таким показателем, как численность кабана в общедоступных охотничьих угодьях Шатурского района Московской области равна «0», не могут являться законными основаниями для вынесения решения об отказе в предоставлении государственной услуги, как несоответствующие действительности.

С данным решением он категорически не согласен в связи с тем, что данный отказ не является законным, не соответствует п. 11.4, 17.7 Порядка оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, утвержденного Приказом Минприроды России от 29.08.2014 N 379 и нарушает его права и законные интересы на осуществление любительской и спортивной охоты в общедоступных охотничьих угодьях Шатурского района Московской области. Решением об отказе в выдаче разрешения на добычу охотничьих ресурсов грубо нарушаются его права и законные интересы.

Просит признать незаконным решение начальника сектора оказания государственных услуг в области охоты Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области Управления государственного охотничьего надзора ФИО2 ФИО9. от 31.05.2019 об отказе в предоставлении государственной услуги «Выдача разрешения на добычу охотничьих ресурсов, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также млекопитающих и птиц, занесенных в Красную книгу Российской Федерации», и отменить его; обязать Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области восстановить его права и нарушенные интересы путем получения государственной услуги «Выдача разрешения на добычу охотничьих ресурсов, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также млекопитающих и птиц, занесенных в Красную книгу Российской Федерации» на получение разрешения для осуществления любительской и спортивной охоты на добычу - копытные животные – кабан, пол – самец, в количестве – 1, возраст - после года, на территории общедоступных охотничьих угодьях Шатурского района Московской области.

Определением суда, отраженным в протоколе судебного заседания, произведена замена ненадлежащего административного ответчика - начальника сектора оказания государственных услуг в области охоты Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области Управления государственного охотничьего надзора ФИО2 ФИО10. на надлежащего - Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области.

Административный истец ФИО1 ФИО11. в судебном заседании поддержал административный иск, просил удовлетворить по основаниям, изложенным выше.

Административный ответчик – представитель Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области в судебное заседание не явился, представил отзыв на административное исковое заявление, в котором просил в его удовлетворении отказать (л.д. 17-18, 48-50).

Свидетель Майорский ФИО12 показал суду, что общедоступные охотничьи угодья Шатурского района Московской области имеют площадь 20000 гектар. Ежегодно проводится маршрутный учет животных, относящихся к объектам охоты, срок проведения учета – с 01 января по 29 февраля каждого года. При проведении учета они действуют на основании методических указаний. Имеется определенный маршрут, предусмотренный методикой, на котором отслеживается количество переходов зверя, данные заносятся в карточку. После каждого прохождения заполняется ведомость зимнего маршрутного учета, которая имеет схему данного маршрута. На схему наносится количество следов зверей, пересекающих учетный маршрут, и видовая принадлежность таких следов. После проведения зимнего маршрутного учета ведомости сдаются в Управление государственного охотничьего надзора для расчета численности диких животных. Маршрут, по которому идет спор, проводился 2 раза, следы кабана есть, самого кабана не обнаружено.

Выслушав объяснения административного истца, приняв во внимание возражения административного ответчика, показания свидетеля, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, для удовлетворения административного иска необходимо установить несоответствие действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.

Государственная услуга «Выдача разрешений на добычу охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также млекопитающих и птиц, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, предоставляется в соответствии с Административным регламентом предоставления органами государственной власти субъектов Российской Федерации государственной услуги по выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также млекопитающих и птиц, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, утвержденным Приказом Минприроды России от 29.06.2012 N 204.

Согласно п. 17 Административного регламента результатом предоставления государственной услуги является выдача разрешения на добычу охотничьих ресурсов или отказ в выдаче разрешения на добычу охотничьих ресурсов.

Одним из оснований для отказа выдачи разрешения на добычу охотничьих ресурсов является превышение установленных лимитов (квоты) добычи охотничьих ресурсов либо нормативы и нормы в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов (ч. 6 п. 28 Административного регламента).

Судом установлено, что 29.05.2019 ФИО1 ФИО13 обратился в заявлением в Министерство сельского хозяйства и продовольствия для получения государственной услуги «Выдача разрешений на добычу охотничьих ресурсов, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также занесенных в красную книгу Российской Федерации» на получение разрешения для осуществления любительской и спортивной охоты на добычу - копытные животные – кабан, пол - самец, в количестве – 1, возраст - после года, на территории общедоступных охотничьих угодьях Шатурского района Московской области (л.д. 9а).

Решением начальника сектора оказания государственных услуг в области охоты Министерства сельского хозяйства и продовольствия <адрес> Управления государственного охотничьего надзора ФИО2 ФИО14 от 31.05.2019 ФИО1 ФИО15 было отказано в предоставлении государственной услуги ввиду того, что при выдаче заявителю разрешения на добычу охотничьих ресурсов будут превышены установленные лимиты (квоты) добычи охотничьих ресурсов либо нормативы и нормы в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов. В соответствии с Нормами допустимой добычи охотничьих ресурсов, в отношении которых не устанавливается лимит добычи на территории Московской области, утвержденными распоряжением Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области № 48 от 12.04.2012, допускается добыча кабана не более 80% от численности животных на 1 апреля текущего года по данным государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания на одно охотничье угодье (охотничье хозяйство). Животных в возрасте до 1 года - не более 50% от нормы добычи в сезон охоты. Согласно данным государственного мониторинга охотничьих ресурсов, проведенного в 2019 году, численность кабана в общедоступных охотничьих угодьях Шатурского района Московской области равна "0" (л.д. 11 об.).

В силу пункта «д» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, по предметам которого субъект Российской Федерации вправе издавать законы и иные нормативные правовые акты в соответствии с федеральными законами (статья 76 Конституции Российской Федерации).

Исходя из положений статьи 3 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон N 209-ФЗ) правовое регулирование в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов осуществляется указанным Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Согласно пунктам 1 и 6 статьи 2 Федерального закона N 209-ФЗ основными принципами правового регулирования в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов являются в числе других обеспечение устойчивого существования и использования охотничьих ресурсов, сохранение их биологического разнообразия, а также гласность предоставления в пользование охотничьих ресурсов. Аналогичные принципы сформулированы в Методических рекомендациях N 646 (пункт 1).

В соответствии с ч. 3 ст. 8 Федерального закона N 209-ФЗ право на добычу охотничьих ресурсов возникает с момента выдачи разрешения на их добычу.

К охотничьим ресурсам на территории Российской Федерации относятся: копытные животные - кабан, кабарга, дикий северный олень, косули, лось, благородный олень, пятнистый олень, лань, овцебык, муфлон, сайгак, серна, сибирский горный козел, туры, снежный баран, гибриды зубра с бизоном, домашним скотом.

Под охотой закон понимает деятельность, связанную с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой; добычей охотничьих ресурсов является отлов или отстрел охотничьих ресурсов (ст. 1 Федерального закона N 209-ФЗ).

Статьей 23 Федерального закона N 209-ФЗ установлено, что основой осуществления охоты и сохранения охотничьих ресурсов являются правила охоты, которые обязательны для исполнения физическими лицами и юридическими лицами, осуществляющими виды деятельности в сфере охотничьего хозяйства.

Согласно ст. 29 Федерального закона N 209-ФЗ разрешения на добычу охотничьих ресурсов выдаются физическим лицам и юридическим лицам, у которых возникло право на добычу охотничьих ресурсов в соответствии с настоящим Федеральным законом. Любой вид охоты может осуществляться только после получения разрешения на добычу охотничьих ресурсов, допускающего отлов или отстрел одной или нескольких особей диких животных, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Требование об обязательном наличии при осуществлении охоты, включая транспортировку продукции охоты и ее реализации, разрешения на добычу охотничьих ресурсов, выданного в установленном порядке и путевки, в случаях, предусмотренных Законом об охоте, содержится также в Правилах охоты, утвержденных приказом Минприроды России от 16.11.2010 N 512.

Статьей 34 Федерального закона N 209-ФЗ определены полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, к которым относятся: утверждение схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации; разработка и утверждение норм допустимой добычи охотничьих ресурсов, в отношении которых не устанавливается лимит добычи, и норм пропускной способности охотничьих угодий; выдача и аннулирование охотничьих билетов в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; установление перечня охотничьих ресурсов, в отношении которых допускается осуществление промысловой охоты; обеспечение изготовления удостоверений и нагрудных знаков производственных охотничьих инспекторов по образцам, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; выдача и замена удостоверений и нагрудных знаков производственных охотничьих инспекторов, аннулирование таких удостоверений в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; проведение проверки знания требований к кандидату в производственные охотничьи инспектора в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; отстранение производственных охотничьих инспекторов от осуществления производственного охотничьего контроля в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; осуществление иных полномочий в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Специально уполномоченным центральным исполнительным органом государственной власти Московской области по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, согласно постановлению Правительства Московской области от 19.11.2007 № 880/42 является Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области.

В соответствии с Положением о Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Московской области, утвержденным Постановлением Правительства Московской области от 02.10.2018 № 685/35, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Московской области в сферах развития сельского хозяйства, устойчивого развития сельских территорий, охоты и сохранения охотничьих ресурсов, охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, в области обеспечения эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия на территории Московской области, а также осуществляющим исполнение полномочий Российской Федерации в области ветеринарии, охоты и сохранения охотничьих ресурсов, переданных Московской области, региональный государственный надзор в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники, аттракционов в Московской области, региональный государственный ветеринарный надзор, государственный надзор в области племенного животноводства на территории Московской области, управление и координацию деятельности в указанных сферах иных центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области и подведомственных государственных учреждений Московской области, образованных для реализации отдельных функций государственного управления Московской областью.

В соответствии с Распоряжением Минсельхозпрода МО от 12.04.2012 N 48 "Об утверждении норм допустимой добычи охотничьих ресурсов, в отношении которых не устанавливается лимит добычи, и норм пропускной способности охотничьих угодий на территории Московской области" утверждены нормы допустимой добычи охотничьих ресурсов, в отношении которых не устанавливается лимит добычи, на территории Московской области, согласно которым, в сроки охоты на кабана с 1 июня по 28 (29) февраля: кабан - не более 80% от численности животных на 1 апреля текущего года по данным государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания на одно охотничье угодье (охотничье хозяйство). Животных в возрасте до 1 года - не более 50% от нормы добычи в сезон охоты.

С целью организации рационального использования охотничьих ресурсов, сохранения охотничьих ресурсов и среды их обитания, на основании п. 4 ст. 36 Федерального закона N 209-ФЗ Министерством сельского хозяйства и продовольствия Московской области осуществляется государственный мониторинг охотничьих ресурсов и среды их обитания.

Государственный мониторинг осуществляется методом зимнего маршрутного учета в соответствии с Приказом Минприроды России от 11.01.2012 1 «Об утверждении Методических указаний по осуществлению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания методом зимнего маршрутного учета». Других методик определения численности животных, законодательством не установлено.

Судом установлено, что в соответствии с Методическими указаниями мониторинг на территории Шатурских общедоступных угодий в 2019 году осуществлялся в период с 01 января по 28 февраля. Зимний маршрутный учет на территории Шатурских общедоступных угодий проводился силами сотрудников отдела охотничьего надзора № 2 Управления государственного охотничьего надзора Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области.

Ответственным за проведение зимнего маршрутного учета на данной территории являлся главный инспектор отдела охотничьего надзора № 2 Майорский ФИО16.

В результате проведения зимнего маршрутного учета в 2019 году на территории Шатурских общедоступных угодий во время прохождения учетного маршрута пересечений его кабанами не выявлено. Данные обстоятельства подтверждаются ведомостями зимнего маршрутного учета, схемами учетного маршрута (л.д. 62-64) и показаниями свидетеля Майорского ФИО17., данными в ходе судебного заседания.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска, поскольку при принятии решения об отказе ФИО1 ФИО18 в предоставлении государственной услуги «Выдача разрешения на добычу охотничьих ресурсов, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также млекопитающих и птиц, занесенных в Красную книгу Российской Федерации» административный ответчик исходил из того, что численность кабана в общедоступных охотничьих угодьях Шатурского района Московской области в 2019 году равна "0", что соответствует требованиям Федерального закона от 24 июля 2009 года N 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», закона Московской области от 02.07.2011 N 102/2011-ОЗ «О регулировании отдельных отношений в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов на территории Московской области", а также оно принято в соответствии с Приказом Минприроды России от 11.01.2012 № 1 «Об утверждении Методических указаний по осуществлению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания методом зимнего маршрутного учета».

Руководствуясь ст. ст. 174-180 КАС РФ, суд

р е ш и л:

административное исковое заявление ФИО1 ФИО19 к Министерству сельского хозяйства и продовольствия Московской области о признании незаконным решения от 31.05.2019 об отказе в предоставлении государственной услуги «Выдача разрешения на добычу охотничьих ресурсов, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также млекопитающих и птиц, занесенных в Красную книгу Российской Федерации», его отмене, восстановлении нарушенных прав оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Шатурский городской суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья Н.А. Грошева

Мотивированное решение изготовлено 18.09.2019

Судья Н.А. Грошева