ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1192/2017 от 21.03.2017 Центрального районного суда г. Сочи (Краснодарский край)

К делу

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

город Сочи ДД.ММ.ГГГГ

Центральный районный суд г.Сочи Краснодарского края в составе:

судьи Круглова Н.А.,

при секретаре судебного заседания Дмитриевой Е.В.,

с участием: помощника прокурора города Сочи Слепакова Д.О., представителя администрации г.Сочи по доверенности Юматовой А.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению первого заместителя прокурора Краснодарского края – прокурора города Сочи к администрации города Сочи о признании недействительными пунктов Положения о Департаменте архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г.Сочи,

установил:

Первый заместитель прокурора Краснодарского края – прокурор города Сочи обратился в Центральный районный суд г.Сочи с административным исковым заявлением к администрации города Сочи о признании недействительными пунктов Положения о Департаменте архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г.Сочи, в котором просит суд признать недействительными пункты 3.34, 3.37 Положения о Департаменте архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г.Сочи, утвержденного постановлением администрации г.Сочи от ДД.ММ.ГГГГ. -ок, с момента вступления в законную силу решения суда.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что прокуратурой г. Сочи проведенной проверкой установлено следующее. Постановлением администрации г. Сочи от ДД.ММ.ГГГГ-ок внесены изменения в постановление администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ-ок, которым в новой редакции утверждено Положение о департаменте архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи.

Рассматриваемым Положением определены функции, задачи и полномочия департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи.

Так, п. 3.34 Положения предусмотрено, что департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи осуществляет работу по выездным мероприятиям с целью визуального осмотра объектов капитального строительства, для которых в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, не требуется проведение государственной/негосударственной экспертизы проектной документации, на предмет их соответствия требованиям, установленным в разрешении на строительство.

Также п. 3.37 Положения предусмотрено, что департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи осуществляет работу по подготовке актов визуального осмотра объектов капитального строительства на предмет их соответствия требованиям, установленным в разрешении на строительство, независимо от форм собственности участников строительства, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, не требуется проведение государственной/негосударственной экспертизы проектной документации.

Закрепленные в Положении муниципальные правовые нормы противоречат требованиям действующего законодательства по следующим основаниям.

Полномочия органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности определены ст. 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В частности в п. 8 ч. 3 ст. 8 названного кодифицированного акта закреплено, что к полномочиям органа местного самоуправления, в том числе, относится проведение осмотра зданий, сооружений на предмет их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов, предъявляемыми к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности указанных объектов, требованиями проектной документации, выдача рекомендаций о мерах по устранению выявленных нарушений в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Предусмотренные законом случаи реализации названных полномочий по проведению осмотра предусмотрены п. 5 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации исключительно при выдаче органом местного самоуправления разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Следовательно, у департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи отсутствуют и законом не предусмотрены полномочия по проведению выездных мероприятий с целью визуального осмотра.

Кроме того, предусмотренные п. 3.34 и п. 3.37 Положения функции департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи завуалированы под проверочные контрольные мероприятия, которые регламентируются требованиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон ).

В соответствии с п. 5, п.6 ст. 2 Закона № мероприятиями по контролю, в числе прочего, являются действия должностных лиц по осмотру и обследованию используемых указанными лицами при осуществлении деятельности производственных объектов, земельных участков в процессе их эксплуатации. При этом Законом № установлено, что мероприятие по контролю является неотъемлемой составляющей проверки, порядок осуществления которой предусмотрен ст. ст. 9, 10 настоящего закона.

Вместе с этим департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи не наделен полномочиями по проведению проверок, в связи с чем, в его функции не может входить осуществление контрольных выездных мероприятий по осмотру объектов капитального строительства и составлению соответствующих актов.

Наличие оспариваемых правовых норм в Положении о департаменте архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи предают муниципальному правовому акту нормативный характер, так как в нем содержатся нормы, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

В силу ч. 4 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам) законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В целях приведения Положения в соответствии с требованиями закона прокуратурой города на постановление администрации г. Сочи от ДД.ММ.ГГГГ-ок принесен протест. По результатам рассмотрения акта прокурорского реагирования меры по приведению рассматриваемого муниципального правового акта не приняты.

В соответствии со ст. 21, ст. 22 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора является, помимо прочего, надзор за соответствием законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами местного самоуправления. Прокурор или его заместитель вправе обращаться в суд с требованием о признании правовых актов органов местного самоуправления недействительными.

Органы прокуратуры в силу ч.3 ст.208 КАС РФ вправе обратиться в суд с заявлением о признании нормативного правового акта органа местного самоуправления противоречащим закону полностью или в части.

В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора города Сочи Слепаков Д.О. изложенные в административном исковом заявлении доводы поддержал, и просил суд заявленные уточненные требования удовлетворить в полном объеме.

Представитель административного ответчика - администрации города Сочи по доверенности Юматова А.О. исковые требования не признала и просила суд отказать в удовлетворении заявленных требований.

Представитель заинтересованного лица - Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г.Сочи в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие в суд не поступало. Суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке сторон, что не противоречит требованиям ч.5 ст.213 КАС.

Выслушав доводы и возражения сторон, изучив материалы дела и представленные доказательства в их совокупности, суд пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

Согласно части первой статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, постановлением администрации г. Сочи от ДД.ММ.ГГГГ-ок внесены изменения в постановление администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ-ок, которым в новой редакции утверждено Положение о департаменте архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи. Данным Положением определены функции, задачи и полномочия департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи.

Пунктом 3.34 Положения предусмотрено, что департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи осуществляет работу по выездным мероприятиям с целью визуального осмотра объектов капитального строительства, для которых в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, не требуется проведение государственной/негосударственной экспертизы проектной документации, на предмет их соответствия требованиям, установленным в разрешении на строительство.

Пунктом 3.37 Положения предусмотрено, что департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи осуществляет работу по подготовке актов визуального осмотра объектов капитального строительства на предмет их соответствия требованиям, установленным в разрешении на строительство, независимо от форм собственности участников строительства, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, не требуется проведение государственной/негосударственной экспертизы проектной документации.

Закрепленные в Положении муниципальные правовые нормы противоречат требованиям действующего законодательства по следующим основаниям.

Полномочия органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности определены ст. 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В частности в п. 8 ч. 3 ст. 8 названного кодифицированного акта закреплено, что к полномочиям органа местного самоуправления, в том числе, относится проведение осмотра зданий, сооружений на предмет их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов, предъявляемыми к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности указанных объектов, требованиями проектной документации, выдача рекомендаций о мерах по устранению выявленных нарушений в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Предусмотренные законом случаи реализации названных полномочий по проведению осмотра предусмотрены п. 5 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации исключительно при выдаче органом местного самоуправления разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Следовательно, у департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи отсутствуют и законом не предусмотрены полномочия по проведению выездных мероприятий с целью визуального осмотра.

Кроме того, предусмотренные п. 3.34 и п. 3.37 Положения функции департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи завуалированы под проверочные контрольные мероприятия, которые регламентируются требованиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

В соответствии с п. 5, п.6 ст. 2 Закона № мероприятиями по контролю, в числе прочего, являются действия должностных лиц по осмотру и обследованию используемых указанными лицами при осуществлении деятельности производственных объектов, земельных участков в процессе их эксплуатации. При этом Законом № установлено, что мероприятие по контролю является неотъемлемой составляющей проверки, порядок осуществления которой предусмотрен ст. ст. 9, 10 настоящего закона.

Вместе с этим департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи не наделен полномочиями по проведению проверок, в связи с чем, в его функции не может входить осуществление контрольных выездных мероприятий по осмотру объектов капитального строительства и составлению соответствующих актов.

Наличие оспариваемых правовых норм в Положении о департаменте архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи предают муниципальному правовому акту нормативный характер, так как в нем содержатся нормы, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

В силу ч. 4 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам) законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В целях приведения Положения в соответствии с требованиями закона прокуратурой города на постановление администрации г. Сочи от ДД.ММ.ГГГГ-ок принесен протест. По результатам рассмотрения акта прокурорского реагирования меры по приведению рассматриваемого муниципального правового акта не приняты.

В соответствии со ст. 21, ст. 22 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора является, помимо прочего, надзор за соответствием законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами местного самоуправления. Прокурор или его заместитель вправе обращаться в суд с требованием о признании правовых актов органов местного самоуправления недействительными.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается в том числе решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

В соответствии с пунктом 28 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180, 208, 215 КАС РФ, суд

решил:

Признать недействительными пункты 3.34, 3.37 Положения о Департаменте архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г.Сочи, утвержденного постановлением администрации г.Сочи от ДД.ММ.ГГГГ. -ок, с момента вступления в законную силу решения суда.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Сочи.

Мотивированное решение в соответствии со ст. 177 КАС РФ составлено и подписано судьей ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Центрального

районного суда г.Сочи Н.А. Круглов