ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1193/19 от 14.08.2019 Волховского городского суда (Ленинградская область)

Дело № 2а-1193/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Волхов 14 августа 2019 года

Волховский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Кошкиной М.Г.,

при секретаре Фадеевой И.М.,

с участием помощника Волховского городского прокурора Ленинградской области Супрунова Э.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению административного истца ФИО1 к административному ответчику Территориальной избирательной комиссии Волховского муниципального района о признании незаконными действия Территориальной избирательной комиссии Волховского муниципального района с полномочиями окружной избирательной комиссии Новоладожского двухмандатного избирательного округа № ******, итоговый протокол проверки подписных листов с подписями избирателей и решения от 02 августа 2019 года № ****** Территориальной избирательной комиссии Волховского муниципального района с полномочиями окружной избирательной комиссии Новоладожского двухмандатного избирательного округа № ****** об отказе в регистрации кандидату в депутаты совета депутатов МО Новоладожское городское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области четвертого созыва по Новоладожскому двухмандатному избирательному округу № ****** ФИО1, и обязании принять решение о регистрации кандидата в депутаты совета депутатов МО Новоладожское городское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области четвертого созыва по Новоладожскому двухмандатному избирательному округу № ****** ФИО1,

у с т а н о в и л:

административный истец ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к административному ответчику Территориальной избирательной комиссии Волховского муниципального района, в котором просила признать незаконными:

- действия Территориальной избирательной комиссии Волховского муниципального района с полномочиями окружной избирательной комиссии Новоладожского двухмандатного избирательного округа № ******, выразившиеся в рассмотрении 02 августа 2019 года вопроса о регистрации или отказе в регистрации кандидата ФИО1 в отсутствие заблаговременного уведомления ФИО1 о дате и времени рассмотрения;

- итоговый протокол проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку самовыдвижения (выдвижения) кандидата в депутаты совета депутатов муниципального образования Новоладожское городское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области четвертого созыва по Новоладожскому двухмандатному избирательному округу № ****** ФИО1 от 31 июля 2019 года;

- решение Территориальной избирательной комиссии Волховского муниципального района с полномочиями окружной избирательной комиссии Новоладожского двухмандатного избирательного округа № ****** от 02 августа 2019 года № ****** об отказе в регистрации кандидату в депутаты совета депутатов муниципального образования Новоладожское городское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области четвертого созыва по Новоладожскому двухмандатному избирательному округу № ****** ФИО1;

- обязать Территориальную избирательную комиссию Волховского муниципального района с полномочиями окружной избирательной комиссии Новоладожского двухмандатного избирательного округа № ****** зарегистрировать кандидата в депутаты совета депутатов муниципального образования Новоладожское городское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области четвертого созыва по Новоладожскому двухмандатному избирательному округу. У 3 ФИО1.

В обоснование требований, указав, что 21 июля 2019 года ФИО1 заявила о своем намерении баллотироваться в порядке самовыдвижения в депутаты Совета депутатов муниципального образования Новоладожское городское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области четвертого созыва по Новоладожскому двухмандатному округу № ******, для чего подала в Территориальную избирательную комиссию Волховского муниципального района с полномочиями окружной избирательной комиссии соответствующее заявление. В период с 22 июля 2019 года по 24 июля 2019 года ФИО1 лично осуществляла сбор подписей избирателей в поддержку своего выдвижения. 24 июля 2019 года ФИО1 представила в ТИК 5 (пять) подписных листов в поддержку самовыдвижения кандидата в депутаты. 31 июля 2019 года рабочей группой ТИК составлен итоговый протокол проверки подписных листов в поддержку самовыдвижения ФИО1, согласно которому 8 (восемь) из 14 (четырнадцати) представленных подписей избирателей признаны недействительными на основании подпункта «з» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее по тексту - Закон № 67-ФЗ). Решением ТИК с полномочиями окружной избирательной комиссии Новоладожского двухмандатного избирательного округа № ****** от 02 августа 2019 года № ****** ФИО1 отказано в регистрации кандидатом в депутаты совета депутатов муниципального образования Новоладожское городское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области четвертого созыва по Новоладожскому двухмандатному избирательному округу № ******.

Указывает, что с результатами проверки подписных листов, решением об отказе в регистрации кандидатом не согласна, полагает их незаконными и необоснованными, подлежащими признанию таковыми в судебном порядке.

Ссылаясь на п. 12 ст. 37, подп. «з» п. 6.4 статьи 38 Закона № 67-ФЗ, указывает, что сборщиком подписей избирателей являлась сама ФИО2 как кандидат, в трех подписных листах ею допущено исправление в дате выдачи паспорта, о чем сделана специальная оговорка.

Полагает, что в соответствии с пунктом 6.6 статьи 38 Закона № 67-ФЗ 8 (восемь) подписей избирателей признаны ТИК недействительными незаконно.

Также обращает внимание, что итоговый протокол вручен ФИО1 02 августа 2019 года в 14 часов 08 минут одновременно с уведомлением о заседании комиссии, назначенном на 02 августа 2019 года 14 часов 30 минут, на котором будет рассматриваться вопрос о регистрации либо об отказе в регистрации ФИО1. кандидатом в депутаты, таким образом, в нарушение положений пункта 16 статьи 23 Закона № 20-оз, итоговый протокол вручен ФИО1 не за двое суток, как установлено законом. Указанное нарушение лишило ФИО1 возможности подготовить возражения на итоговый протокол, присутствовать на заседании комиссии, давать свои объяснения при рассмотрении вопроса о регистрации или отказе в регистрации кандидата. В связи с изложенным, вопрос о регистрации либо об отказе в регистрации ФИО1 кандидатом рассмотрен на заседании комиссии 02 августа 2019 года незаконно, действия ТИК нарушили избирательные права ФИО1

Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещена о дате и времени рассмотрения дела надлежащим образом, направила в суд своего представителя.

Представитель заинтересованного лица Избирательная комиссия Ленинградской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Представитель административного истца ФИО3 в судебном заседании требования административного истца поддержала по доводам и основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Дополнительно пояснила, что позднее вручение итогового протокола, как это предусмотрено законом, нарушает права кандидата. Территориальная комиссия располагала сведениями о кандидате, в том числе паспортных данных, в связи с чем на момент проверки подписных листов обладала необходимой информацией, допущенные исправления оговорены кандидатом и не нарушают прав избирателей.

Представитель административного ответчика ФИО4, действующая на основании Постановления Избирательной комиссии Ленинградской области от 13.06.2018 № ******, в судебном заседании требования административного истца не признала, полагала, что оспариваемое решение принято в соответствии с требованиями Федерального закона, указав, что ФИО1 была уведомлена о необходимости явится в ТИК для вручения итогового протокола и дате проведения заседания, назначенного на 02 августа 2019 года, посредством телефонограммы 31 июля 2019 года в 15 час. 50 мин. ФИО1 явилась для получения итогового протокола 02 августа 2019 года перед заседанием комиссии, в связи с чем не была лишена возможности присутствовать на заседании и дать пояснения. Допущенные ФИО1 исправления в подписных листах специально не оговорены, в связи с чем не могут быть признаны действительными.

Суд, выслушав мнение участников процесса, полагал возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.

Суд, исследовав материалы дела, выслушав стороны, заключение прокурора Супрунова Э.С., полагавшего иск подлежащим удовлетворению, обозрев в судебном заседании подписные листы, приходит к следующему.

Установлено, что решением Территориальной избирательной комиссии Волховского муниципального района с полномочиями окружной избирательной комиссии Новоладожского двухмандатного избирательного округа № ****** (далее ТИК) от 02 августа 2019 года № ****** ФИО1 отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты совета депутатов муниципального образования Новоладожское городское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области четвертого созыва по Новоладожскому двухмандатному избирательному округу № ******, в порядке самовыдвижения, по основаниям отсутствия необходимого и достаточного для регистрации количества достоверных подписей, которых должно быть не менее 10.

В решении указано, что по результатам проведенной рабочей группой проверки по информационной базе системы информационной базе системы «ГАС «Выборы»» (Регистр избирателей) сведения обо всех 14 избирателях были признаны соответствующими действительности. В подписных листах по кандидату ФИО1 были выявлены следующие нарушения: в подписных листах № ****** (всего 8 подписей) в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, имеются исправления, специально не оговоренные лицом, осуществлявшем сбор подписей избирателей. Данное обстоятельство влечет недействительность этих 8 подписей избирателей в подписных листах в силу подп. «з» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона. По результатам проверки были признаны: недействительными 8 подписей, или 57,14 % подписей, достоверными признаны 6 подписи.

В соответствии с п.2 ст. 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.

Согласно пункту 1 статьи 75 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.

В силу части 10 статьи 239 КАС РФ с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу.

Основания аннулирования регистрации кандидата (списка кандидатов), отмены решения комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), исключении кандидата из списка кандидатов, отмены регистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума урегулированы ст. 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Пунктом 6 названной статьи предусмотрено, что решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

В силу подпункта «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 67-ФЗ) основанием для отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.

Согласно п. 3 ст. 38 ФЗ от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей.

Разъясняя данные законоположения, в п. 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.03.2011 N 5 указано, что правила оформления подписных листов (в том числе об обязательном внесении в подписные листы данных об избирателях, участниках референдума) предусмотрены ст. 37 ФЗ от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

В силу пункта 12 ст. 37 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, участников референдума, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения.

Порядок проверки таких подписей установлен пунктами 3.1 - 7 ст. 38 ФЗ от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Согласно п. 6.1 названной статьи по результатам проверки подписей избирателей, участников референдума и соответствующих им сведений об избирателях, участниках референдума, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя, участника референдума может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной.

В силу подп. «з» п. 6.4 той же статьи недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе в случае, если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом, кандидатом, имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей.

Центральной избирательной комиссией РФ в п. 7 раздела 3.2 Методических рекомендаций по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации, утвержденных Постановлением ЦИК России от 13.06.2012 г. N 128/986-6, разъяснено, что не могут считаться исправлениями помарки, не препятствующие однозначному толкованию сведений.

Таким образом, суд приходит к выводу, что правовое значение по делу имеет соблюдение требований к достоверности и полноте сведений, содержащихся в подписном листе, которые кандидатом не соблюдены.

Судом установлено, что для регистрации кандидатом в депутаты ФИО1 представила в избирательную комиссию документы, в том числе подписные листы с 14-ю подписями избирателей, собранными в поддержку его выдвижения кандидатом в депутаты, содержащиеся на 5-ти листах.

Из представленных в материалы дела копий подписных листов в поддержку выдвижения кандидата ФИО1, подлинники которых обозревались судом в ходе рассмотрения дела, установлено, что лицом, осуществившим сбор подписей являлась ФИО1, во всех подписных листах все сведения заполнены в полном объеме.

Согласно итоговому протоколу рабочей группы по проверке подписных листов, содержащих подписи избирателей в поддержку выдвижения ФИО1, количество недействительных подписей избирателей составило 8, количество достоверных подписей избирателей 6. Основанием для признания подписей избирателей недействительными явилось нарушение требований пп. «з» п. 6.4 ст. 38 Федерального закона, а именно в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, имеются исправления, специально не оговоренные лицом, осуществлявшем сбор подписей избирателей.

Обозрев представленные оригиналы подписных листов избирателей в поддержку самовыдвижения кандидата ФИО1, суд установил:

- в подписном листе № ****** в сведениях о лице, осуществившим сбор подписей избирателей, которым являлась ФИО1, при указании даты выдачи паспорта в части написания года имеется исправление, заверенное подписью ФИО1 с отметкой «исправ»;

- в подписном листе № ****** в сведениях о лице, осуществившим сбор подписей избирателей, которым являлась ФИО1, при указании даты выдачи паспорта в части написания года имеется исправление, заверенное подписью ФИО1 с отметкой «исправ»;

- в подписном листе № ****** в сведениях о лице, осуществившим сбор подписей избирателей, которым являлась ФИО1, при указании даты выдачи паспорта в части написания числа месяца и года имеется исправление, заверенное подписью ФИО1 с отметкой «исправ».

Допущенные исправления в подписных листах, заверенные подписью ФИО1 с отметкой «исправ», из которых невозможно определить конкретную дату выдачи паспорта, без указания правильной даты, свидетельствуют о признании их недействительными, поскольку являются исправлениями, которые надлежащим образом не оговорены, что препятствуют однозначному толкованию изложенных в них сведений.

В соответствии с ч. 2 ст. 21 Областного закона Ленинградской области от 15.03.2012 № 20-оз «О муниципальных выборах в Ленинградской области» количество подписей, которое необходимо для регистрации муниципальных списков кандидатов, выдвинутых по муниципальному избирательному округу, составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в соответствии с пунктом 10 статьи 16 Федерального закона, а для регистрации кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам, - 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов, но не может составлять менее 10 подписей.

Таким образом, принимая во внимание итоговый протокол проверки подписных листов, суд приходит к выводу, что количество достоверных подписей избирателей, представленных кандидатом ФИО1 составляет 6 (шесть), что является недостаточным для регистрации кандидата. Указанные обстоятельства являются в силу приведенных выше положений Закона основанием к отказу в регистрации кандидата.

Оснований для признания вынесенного территориальной избирательной комиссией решения незаконным по иным доводам, изложенным в административном исковом заявлении, в том числе поздним вручением итогового протокола проверки подписных листов, не имеется и судом не установлено.

Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, суд, разрешая настоящий спор, не установив нарушений законодательства о выборах при принятии оспариваемого решения, в том числе оснований к регистрации кандидата по мотиву наличия достаточного количества достоверных подписей избирателей, предоставленных для регистрации кандидата, приходит к выводу о законности решения избирательной комиссии от 02 августа 2019 года № ****** и отсутствии оснований для его отмены.

Руководствуясь ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

в удовлетворении административного искового заявления административного истца ФИО1 к административному ответчику Территориальной избирательной комиссии Волховского муниципального района о признании незаконными действия Территориальной избирательной комиссии Волховского муниципального района с полномочиями окружной избирательной комиссии Новоладожского двухмандатного избирательного округа № ******, итоговый протокол проверки подписных листов с подписями избирателей и решения от 02 августа 2019 года № ****** Территориальной избирательной комиссии Волховского муниципального района с полномочиями окружной избирательной комиссии Новоладожского двухмандатного избирательного округа № ****** об отказе в регистрации кандидату в депутаты совета депутатов МО Новоладожское городское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области четвертого созыва по Новоладожскому двухмандатному избирательному округу № ****** ФИО1, и обязании принять решение о регистрации кандидата в депутаты совета депутатов МО Новоладожское городское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области четвертого созыва по Новоладожскому двухмандатному избирательному округу № ****** ФИО1 - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский областной суд через Волховский городской суд в течение пяти дней со дня принятия судом решения.

Мотивированное решение изготовлено 14 августа 2019 года.

Судья подпись М.Г. Кошкина