Дело № 2а-1193/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 октября 2017 года р.п.Кузоватово
Новоспасский районный суд Ульяновской области в составе
председательствующего судьи Дементьевой Н.В.,
при секретаре Солтановой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску исполняющего обязанности прокурора Кузоватовского района Ульяновской области в защиту интересов Российской Федерации, муниципального образования «Безводовское сельское поселение», в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Главе муниципального образования «Безводовское сельское поселение ФИО1, Совету депутатов муниципального образования «Безводовское сельское поселение» об обязании прекратить полномочия Главы муниципального образования «Безводовское сельское поселение» ФИО1 досрочно, как не принявшей мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов,
У С Т А Н О В И Л :
Административный истец - и.о.прокурора Кузоватовского района Немов А.А. (далее прокурор) в порядке ст.39 КАС РФ обратился в суд в защиту интересов Российской Федерации, муниципального образования «Безводовское сельское поселение», в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Главе муниципального образования «Безводовское сельское поселение» ФИО1, Совету депутатов муниципального образования «Безводовское сельское поселение об обязании прекратить полномочия Главы муниципального образования Безводловское сельское поселение ФИО1 досрочно, как не принявшей мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов. Свои требования мотивировав тем, что проведенной прокуратурой района в марте 2016 года проверкой в действиях Главы муниципального образования, Совета депутатов, а также комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов администрации МО «Безводовское сельское поселение», были выявлены нарушения требований федерального законодательства о противодействии коррупции и муниципальной службе, которые явились поводом для обращения в суд с соответствующим иском. Вступившим в законную силу 20 декабря 2016 года решением Новоспасского районного суда от 12 сентября 2016 года установлено, что Главой МО «Безводовское сельское поселение» ФИО2 были допущены нарушения законодательства о противодействии коррупции и о муниципальной службе, выразившиеся в непринятии мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, на Главу муниципального образования ФИО1 была возложена обязанность расторгнуть служебный контракт с ФИО2 о назначении на должность Главы администрации названного образования в связи с утратой доверия. Однако распоряжением Главы МО Безводовского сельское поселение ФИО1 № 5 от 16 декабря 2016 полномочия Главы администрации ФИО2 по заявлению последней были прекращены в связи с отставкой по собственному желанию, а не с утратой доверия.
В соответствии с апелляционным определением Ульяновского областного суда от 16 мая 2017 года суд обязал Главу МО «Безводовское сельское поселение» изменить формулировку основания увольнения Главы администрации МО «Безводовское сельское поселение» ФИО2 в распоряжении № 5 от 16 декабря 2016 года «в связи с отставкой по собственному желанию» на формулировку основания увольнения «в связи с утратой доверия». Не принятие муниципальным служащим, являющимся представителем нанимателя, которому стало известно о возникновении у подчиненного ему муниципального служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего, являющегося представителя нанимателя, с муниципальной службы.
Глава МО «Безводовское сельское поселение» ФИО1 зная о возникновении у ФИО2 личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов вплоть до отстранения этого муниципального служащего от замещаемой должности муниципальной службы в период урегулирования конфликта интересов с сохранением за ним денежного содержания за все время отстранения от замещаемой должности муниципальной службы, не приняла. При таких обстоятельствах ФИО1, как Главой муниципального образования, не было принято мер к исполнению своих обязанностей по исполнению требований федерального законодательства о противодействии коррупции, что компрометирует органы местного самоуправления и органы государственной власти, поскольку лицо, допустившее правонарушение коррупционной направленности, фактически избежало предусмотренной законом ответственности. В связи с чем, прокурор просит суд обязать Совет депутатов муниципального образования «Безводовское сельское поселение» прекратить полномочия Главы муниципального образования «Безводовское сельское поселение» ФИО1 досрочно, как не принявшей мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.
В судебном заседании административный истец, прокурор Кузоватовского района Ульяновской области Логинов Д.А., полностью поддержал заявленные требования, привел в обоснование доводы, изложенные в иске.
Административный ответчик Глава муниципального образования ФИО1 в судебном заседании административный иск не признала, представила письменные возражения, приобщенные к материалам дела, указав, что прокурором не представлено доказательств того, что ее действия, как Главы муниципального образования «Безводовское сельское поселение», нарушили или могут повлечь нарушение интересов Российской Федерации, муниципального образования, интересов неопределенного круга лиц. Считает, что нарушений федерального законодательства о противодействии коррупции ею, как Главой муниципального образования Безводовское сельское поселение в части не принятия мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов в действиях Главы администрации МО Безводовское сельское поселение – ФИО2, допущено не было.
Заинтересованное лицо, представитель администрации МО «Безводовское сельское поселение» ФИО3 с административным иском не согласен, высказался о его необоснованности.
Заинтересованное лицо ФИО2 в судебное заседание не явились, извещена надлежащим образом.
Суд, выслушав административного истца, административного ответчика, представителя заинтересованного лица, изучив представленные материалы дела, суд приходит к следующему.
Так, в развитие закрепленной в статье 46 Конституции Российской Федерации гарантии на судебную защиту прав и свобод человека и гражданина часть 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации устанавливает, что каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, а часть 1 статьи 218 того же Кодекса определяет, что гражданин может обратиться в суд с требованием об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно статье 226 КАС РФ Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 9).
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 КАС РФ).
По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если они соответствуют нормативным правовым актам и не нарушают права, свободы и законные интересы административного истца (пункт 2 части 2 статьи 227 КАС РФ).
Как установлено судом и следует из материалов дела, в период с 11 июня 2014 года по 16 декабря 2016 года ФИО2 состояла на муниципальной службе в должности Главы администрации муниципального образования «Безводовское сельское поселение» Кузоватовского района Ульяновской области. Основанием назначения ФИО2 на должность Главы администрации муниципального образования «Безводовское сельское поселение» являлось решение Совета депутатов муниципального образования «Безводовское сельское поселение» №10/46 от 11 июня 2014 года, во исполнение которого 11 июня 2014 года между Главой муниципального образования «Безводовское сельское поселение» ФИО1 и ФИО2 был заключен контракт на срок полномочий Совета депутатов муниципального образования «Безводовское сельское поселение».
Решением Новоспасского районного суда Ульяновской области от 12 сентября 2016 года установлено, что в действиях Главы администрации МО «Безводовское сельское поселение» ФИО2 имеются нарушения законодательства о противодействии коррупции и о муниципальной службе, выразившиеся в непринятии ею мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов; на Главу муниципального образования «Безводовское сельское поселение» ФИО1 возложена обязанность расторгнуть контракт с ФИО2 о назначении на должность Главы администрации муниципального образования «Безводовское сельское поселение», допустившей нарушение закона и не принявшей мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, в связи с утратой доверия.
Этим же решением суда установлено, что непринятие ФИО2 мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов повлекло заключение с супругом ФИО2 – ФИО4 – Главой крестьянского фермерского хозяйства, первоначально договора аренды земельного участка площадью 1042 га для ведения сельскохозяйственного производства, а затем передачу ему же на льготных условиях этих же земель сельскохозяйственного назначения в собственность.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 20 декабря 2016 года решение Новоспасского районного суда Ульяновской области от 12 сентября 2016 года оставлено без изменения и вступило в законную силу.
До вступления вышеуказанного решения суда в законную силу распоряжением Главы муниципального образования «Безводовское сельское поселение» Кузоватовского района Ульяновской области ФИО1 от 16 декабря 2016 года № 5 действие трудового договора с ФИО2 прекращено по заявлению последней по собственному желанию в связи с отставкой по п. 2 ч. 10 ст. 37 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Полагая, что увольнение ФИО2, допустившей в период исполнения обязанностей Главы администрации муниципального образования «Безводовское сельское поселение» нарушения законодательства о противодействии коррупции, с муниципальной службы по собственному желанию противоречит закону, судебному решению, интересам общества и государства, прокурор Кузоватовского района Ульяновской области обратился в суд с иском об изменении формулировки основания увольнения «по собственному желанию» на увольнение «в связи с утратой доверия».
В соответствии с апелляционным определением судебной коллегии Ульяновского областного суда от 16 мая 2017 года, иск прокурора Кузоватовского района был удовлетворен и суд обязал Главу муниципального образования «Безводовское сельское поселение» изменить формулировки основания увольнения Главы администрации муниципального образования «Безводовское сельское поселение» Кузоватовского района Ульяновской области ФИО2 в распоряжении № 5 от 16 декабря 2016 года «в связи с отставкой по собственному желанию» на формулировку основания увольнения «в связи с утратой доверия».
Во исполнение указанного определения распоряжением Главы муниципального образования «Безводовское сельское поселение ФИО1 от 01.08.2017 года № 3 формулировка основания увольнения ФИО2 была изменена на указанную в судебном решении от 16 мая 2017 года.
В соответствии со ст. 10 Закона о противодействии коррупции под конфликтом интересов на государственной или муниципальной службе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного или муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.
Под личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей, понимается возможность получения государственным или муниципальным служащим при исполнении должностных (служебных) обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц.
В соответствии с положениями ст. 11 указанного Закона государственный или муниципальный служащий обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов, уведомлять об этом в письменной форме своего непосредственного начальника. Представитель нанимателя, если ему стало известно о возникновении у государственного или муниципального служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов. Данные меры могут состоять в изменении должностного или служебного положения государственного или муниципального служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов. Предотвращение и урегулирование конфликта интересов, стороной которого является муниципальный служащий, осуществляются путем отвода или самоотвода государственного или муниципального служащего в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Согласно представленных материалов по итогам муниципальных выборов от 08 сентября 2013 года, административный ответчик ФИО1 является избранным и зарегистрированным депутатом Совета депутатов МО «Безводовское сельское поселение» Кузоватовского района Ульяновской области третьего созыва по Безводовскому пятимандатному избирательному округу № 1, что подтверждается выпиской из постановления территориальной избирательной комиссии муниципального образования «Кузоватовский район» № 95/326-2 от 18 сентября 2013 года.
В соответствии с решением № 1/1 от 30.09.2013 года вынесенного на основании п.3 ч. 2 ст. 36 ФЗ от 06.10.2013 года « 131 –ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации, и части 2 ст. 30 Устава МО «Безводовское сельское поселение» Кузоватовского района на основании результатов открытого голосования ФИО1 избрана Главой муниципального образования «Безводовское сельское поселение» Кузоватовского района Ульяновской области.
Решение представительного органа сельского поселения об избрании Главой сельского поселения депутата из своего состава является надлежащим правовым основанием для наделения его исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности местной администрации.
Основы правового положения Главы исполнительно-распорядительного органа муниципального образования в зависимости от способа замещения этой должности определяют иерархию и приоритет действующих актов законодательства в области местного самоуправления.
Избранный Глава сельского поселения не является муниципальным служащим и его статус, как замещающего муниципальную должность лица, не определяется Законом о муниципальной службе.
Требования законодательства о муниципальной службе к лицам, замещающим должность Главы местной администрации, действуют только в отношении лица, назначаемого решением представительного органа муниципального образования на должность Главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности.
В соответствии с п. 1 ч. 5 ст. 37 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ (далее - Закон) Глава местной администрации, осуществляющий свои полномочия на основе контракта, подконтролен и подотчетен представительному органу муниципального образования.
Из приведенных законоположений вытекает, что досрочное прекращение полномочий лица, осуществляющего исполнение полномочий на основе избрания из состава представительного органа сельского поселения, возможно не иначе как в порядке и по основаниям, предусмотренным статьей 36 Закона об общих принципах организации местного самоуправления.
Согласно пункту 4.1. ст. 36 Закона об общих принципах организации местного самоуправления Глава муниципального образования должен соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ и другими федеральными законами.
В соответствии с положениями статьи 74.1 Закона об общих принципах организации местного самоуправления представительный орган муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом вправе удалить Главу муниципального образования в отставку по инициативе депутатов представительного органа муниципального образования или по инициативе высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), при этом одним из оснований для этого является несоблюдение ограничений и запретов и неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ и другими федеральными законами.
В Российской Федерации существует закрепленный Конституцией Российской Федерации принцип разделения властей (статья 10). Власть разделяется на законодательную, исполнительную и судебную. Все органы власти самостоятельны и не могут вмешиваться в компетенцию друг друга. В частности, суд не может обязать орган исполнительной или законодательной власти принять какое-либо конкретное решение, если принятие такого решения относится к исключительной компетенции данной ветви власти.
Местное самоуправление гарантируется правом на судебную защиту, запретом на ограничение прав местного самоуправления (ст.12,18,46 и 133 Конституции Российской Федерации).
Порядок деятельности и компетенция органов местного самоуправления определены в Законе об общих принципах организации местного самоуправления. В частности, как было отмечено выше, вопрос удаления Главы муниципального образования в отставку относится к компетенции представительного органа муниципального образования, в том числе, и по основанию "несоблюдение ограничений и запретов и неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ и другими федеральными законами".
Совокупность содержания приведенных норм права указывает на то, что суд не вправе обязать орган местного самоуправления к принятию решения об удалении избранного Главы муниципального образования в отставку, поскольку данный вопрос отнесен к компетенции органа местного самоуправления.
Таким образом, суд считает, что отсутствуют предусмотренные законом основания для удовлетворения требований прокурора о возложении на Совет депутатов МО «Безводовское сельское поселение» обязанности по прекращению полномочий Главы МО «Безводовское сельское поселение» ФИО1, избранной 30 сентября 2013 года из числа депутатов поселения, поскольку по существу заявленное требование направлено на понуждение депутатов к принятию конкретного решения по данному вопросу в обход процедуры, установленной статьей 74.1 Закона об общих принципах организации местного самоуправления, что противоречит конституционному принципу самостоятельности органов местного самоуправления.
Достоверных данных тому, что прокурор обращался в представительный орган исполнительной власти - Совет депутатов муниципального образования «Безводовское сельское поселение» Кузоватовского района с представлением о рассмотрении вопроса о прекращении полномочий ФИО1 как Главы муниципального образования досрочно, как не принявшей мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, суду не представлено. Таким образом, незаконного бездействия допущено не было.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, районный суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административного иска исполняющего обязанности прокурора Кузоватовского района Ульяновской области в защиту интересов Российской Федерации, и муниципального образования «Безводовское сельское поселение», прав и законный интересов не определенного круга лиц к Главе муниципального образования «Безводовское сельское поселение» ФИО1, Совету депутатов муниципального образования «Безводовское сельское поселение» о досрочном прекращении полномочий Главы муниципального образования «Безводовское сельское поселение» ФИО1 как не принявшей мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, отказать
Решение суда может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы или апелляционного представления в Ульяновский областной суд через Новоспасский районный суд Ульяновской области в течение одного месяца со дня принятия судом решения.
Судья Н.В.Дементьева