ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1194/20 от 23.12.2020 Новосергиевского районного суда (Оренбургская область)

№ 2а-1194/20

УИД 56RS0024-01-2020-002048-77

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п.Новосергиевка Оренбургской области 23 декабря 2020 г.

Новосергиевский районный суд Оренбургской области в составе: председательствующего судьи Бредихиной И.В.,

с участием представителя истца-старшего помощника прокурора Новосергиевского района Оренбургской области Баева А.В.,

представителя ответчика Евстратовой Т.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску прокурора Новосергиевского района Оренбургской области к администрации МО «Новосергиевский район Оренбургской области» о признании бездействия незаконным и понуждению к действиям,

установил:

Прокурор Новосергиевского района Оренбургской области, действующий в защиту интересов МО Новосергиевский район Оренбургской области обратился в суд с иском к администрации МО Новосергиевксий район об устранении нарушений законодательства об аудите, в обоснование заявленных требований указав следующее.

Прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о муниципальных предприятиях, в ходе которой установлено, что администрацией МО Новосергиевский район Оренбургской области учреждено и наделено муниципальным имуществом муниципальное унитарное предприятие "Новосергиевское жилищно-коммунальное хозяйство». Вопреки всем установленным требованиям администрация муниципального района Новосергиевский район не установила случаи проведения обязательной ежегодной аудиторской проверки независимым аудитором бухгалтерской (финансовой) отчетности МУП «Новосергиевское жилищно-коммунальное хозяйство», не утвердила аудитора и не определила размера оплаты его услуг. Изложенные факты свидетельствуют о нарушении интересов муниципального образования муниципальный район Новосергиевский район Оренбургской области, касающихся обеспечения сохранности муниципального имущества.

Поскольку на день рассмотрения дела администрация МО Новосергиевский район Оренбургской области утвердила Положение о проведении обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности муниципальных унитарных предприятий, определив, в том числе случае обязательного проведения аудита, истец, уточнив требования просил суд признать незаконным бездействие администрации МО «Новосергиевский район Оренбургской области» по осуществлению контроля за деятельностью МУП «Новосергиевское ЖКХ» по заключению договора с аудиторской организацией или индивидуальным аудитором, определенным путем проведения открытого конкурса в порядке, установленном РФ, а также определению аудитора и размера оплаты его услуг; обязать администрацию МО «Новосергиевский район Оренбургской области» в срок до ДД.ММ.ГГГГ осуществить контроль за деятельностью МУП «Новосергиевское ЖКХ» по заключению договора с аудиторской организацией или индивидуальным аудитором, определенным путем проведения открытого конкурса в порядке, установленном РФ, а также определить аудитора и размер оплаты его услуг.

В судебном заседании старший помощник прокурора Баев А.В. исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.

В судебном заседании представитель ответчика Евстратова Т.Г., действующая на основании доверенности. исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица Уткина В.В., действующая на основании доверенности, не была допущена судом к участию в деле в качестве представителя, поскольку представленной доверенностью не была уполномочена на ведение административных дел.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении иска по следующим основаииям.

В силу статьи 26 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" бухгалтерская отчетность унитарного предприятия в случаях, определенных собственником имущества унитарного предприятия, подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке независимым аудитором. Контроль за деятельностью унитарного предприятия осуществляется органом, осуществляющим полномочия собственника, и другими уполномоченными органами.

Унитарное предприятие по окончании отчетного периода представляет уполномоченным органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъекта Российской Федерации или органам местного самоуправления бухгалтерскую отчетность и иные документы, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.

В соответствии с подпунктом 16 пункта 1 статьи 20 Федерального закона N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" собственник имущества унитарного предприятия в отношении указанного предприятия принимает решения о проведении аудиторских проверок, утверждает аудитора и определяет размер оплаты его услуг.

Проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности Предприятия (обязательный аудит) согласно пункту 4 статьи 5 федерального закона Российской Федерации от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" осуществляется аудиторской организацией, с которой заключается договор по результатам проведенного открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Судом установлено и материалами дела подтверждено, не оспаривалось сторонами, что собственником Муниципального унитарного предприятия "Новосергиевское жилищно-коммунальное хозяйство» является администрация муниципального района Новосергиевский район Оренбургской области, МУП «Новосергиевское ЖКХ» не наделено правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником, его собственником является администрация МО Новосергиевский район.

Постановлением администрации МО Новосергиевский район Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о проведении обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности муниципальных унитарных предприятий, определены случаи обязательного ежегодного по итогам финансового года не позднее 1 июля года. следующего за отчетным.

В силу п.2 Положения оно разработано в целях усиления контроля за распоряжением, использованием и сохранностью имущества муниципальных унитарных предприятий МО Новосергиевский район Оренбургской области, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения.

В силу п.7,8 Положения для проведения открытого конкурса муниципальные унитарные предприятия самостоятельно разрабатывают и утверждают конкурсную документацию для проведения открытого конкурса на заключение договора на проведение аудита предприятия с аудиторской организацией или индивидуальным аудитором, проект конкурсной документации утверждается постановлением администрации района.

В нарушение указанных требований, администрация, приняв Положение о проведении обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности муниципальных унитарных предприятий, не осуществляет контроль за деятельностью МУП «Новосергиевское ЖКХ» по заключению договора с аудиторской организацией или индивидуальным аудитором, определенным путем проведения открытого конкурса в порядке, установленном РФ, не утвердила до настоящего времени аудитора и размер оплаты его услуг.

Доводы представителя ответчика об отсутствии оснований для проведения обязательного аудита в настоящее время не мотивированы, поскольку договор на проведение аудита заключается на пять лет, ответчик не может предвидеть, каковы будут финансовые итого предприятия в будущем, при том, что проведение открытого конкурса требует значительных денежных затрат и времени. В случае необходимости проведения такого аудита при отсутствии утвержденного аудитора и определения размера оплаты его услуг, мероприятия по проведению аудита буду невозможны, что приведен к нарушениям в сфере законодательства об аудите.

При указанных обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

решил:

исковые требования прокурора Новосергиевского района Оренбургской области к администрации МО «Новосергиевский район Оренбургской области» о признании бездействия незаконным и понуждению к действиям удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации МО «Новосергиевский район Оренбургской области» по осуществлению контроля за деятельностью МУП «Новосергиевское ЖКХ» по заключению договора с аудиторской организацией или индивидуальным аудитором, определенным путем проведения открытого конкурса в порядке, установленном РФ, а также определению аудитора и размера оплаты его услуг.

Обязать администрацию МО «Новосергиевский район Оренбургской области» в срок до ДД.ММ.ГГГГ осуществить контроль за деятельностью МУП «Новосергиевское ЖКХ» по заключению договора с аудиторской организацией или индивидуальным аудитором, определенным путем проведения открытого конкурса в порядке, установленном РФ, а также определить аудитора и размер оплаты его услуг.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме в Оренбургский областной суд через суд, вынесший решение.

Председательствующий

Мотивированное решение изготовлено 28.12.2020

Председательствующий