ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1196/2015 от 10.12.2015 Московского гарнизонного военного суда (Город Москва)

Решение

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ<адрес>

Московский гарнизонный военный суд в составе судьи ФИО4., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению бывшего военнослужащего войсковой части подполковника запаса ФИО1 об оспаривании действий Министерства обороны Российской Федерации, связанных с невыплатой вознаграждения за участие в испытаниях,

установил:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил обязать Министерство обороны Российской Федерации выплатить ему денежное вознаграждение за участие в испытаниях с учетом годовой инфляции за 2014 и 2015 года.

Определением судьи Московского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Главное командование Воздушно-космических сил и ФКУ «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации».

В поступивших в суд письменных возражениях представитель главнокомандующего Воздушно-космическими силами возражал против удовлетворения требований ФИО1 и указал, что главнокомандующий Воздушно-космическими силами является правопреемником главнокомандующего Военно-воздушными силами. В Главное командование Воздушно-космических сил поступил проект приказа на выплату административному истцу вознаграждения за проведение летных испытаний, подготовленный войсковой частью (исх. от ДД.ММ.ГГГГ). Данный проект реализован не был, поскольку совместным приказом Министра обороны Российской Федерации и Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что приказ на выплату денежного вознаграждения издается должностным лицом, издавшим приказ о проведении испытаний (об участии в испытаниях). Вместе с тем главнокомандующий Воздушно-космическими силами приказ на проведение испытаний, в которых участвовал ФИО1, не издавал, следовательно, права на издание приказа о выплате административному истцу вознаграждения за проведение этих испытаний он не имеет.

В письменных возражениях от ДД.ММ.ГГГГ представитель ФКУ «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» по доверенности – ФИО3, ходатайствовала о прекращении производства по делу в связи с наличием решения Астраханского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым разрешены аналогичные требования ФИО1.

Исследовав представленные письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Согласно статье 64 КАС РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

Как усматривается из копии вступившего в законную силу решения Астраханского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 обращался в суд с заявлением, в котором просил обязать главнокомандующего Военно-воздушными силами, командира войсковой части , а также руководителя ФКУ «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» выплатить ему денежное вознаграждение за участие в летных испытаниях. Судом было установлено, что ФИО1 проходил военную службу в войсковой части на должности инженера – испытателя, в связи с увольнением по достижении предельного возраста пребывания на военной службе он исключен с ДД.ММ.ГГГГ из списков личного состава воинской части. В период военной службы административный истец в составе испытательных бригад участвовал в проведении государственных испытаний опытного образца комплекса светосигнального оборудования вертолетной площадки «Просвет-ВП», контрольных летных испытаний серийного вертолета и специальных летных испытаний истребителя . Данные испытания проводились по решению командования Военно-воздушными силами на основании приказов изданных командиром войсковой части . Приказами этого же должностного лица от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГФИО1 в связи с завершением соответствующих испытаний устанавливалось к выплате денежное вознаграждение. Однако в связи с принесенным военным прокурором Ахтубинского гарнизона протестом указанные приказы были отменены в ходе судебного разбирательства. Также суд установил, что командир войсковой части не наделен полномочием по изданию приказов об установлении выплат военнослужащим до оснащения указанной воинской части программным изделием ресурсного обеспечения «Алушта», и, что проекты приказов в части, касающейся обеспечения военнослужащих денежным довольствием, надлежит представлять в отдел кадров Главного командования Военно-воздушных сил, но такие проекты в отношении ФИО1 не направлялись. В этой связи суд признал незаконным бездействие командира войсковой части , выразившееся в ненаправлении в адрес главнокомандующего Военно-воздушными силами проектов приказов об установлении административному истцу денежного вознаграждения за участие в проведении государственных испытаний опытного образца комплекса светосигнального оборудования вертолётной площадки «Просвет-ВП», контрольных летных испытаний серийного вертолета , а также специальных летных испытаний истребителя и возложил обязанность на указанное должностное лицо направить такие проекты приказов в адрес главнокомандующего Военно-воздушными силами. В удовлетворении требований ФИО1 о возложении на главнокомандующего Военно-воздушными силами и руководителя ФКУ «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» обязанности по выплате ему денежного вознаграждения за участие в летных испытаниях суд отказал как в заявленных преждевременно.

Согласно частям 1 и 2 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» (далее – Федеральный закон) денежное довольствие военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, является основным средством их материального обеспечения и стимулирования исполнения обязанностей военной службы. Оно состоит из месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием и месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью, которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащего, и из ежемесячных и иных дополнительных выплат.

Согласно части 32 указанной статьи, порядок обеспечения военнослужащих денежным довольствием определяется федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

Частью 34 указанной статьи определено, что кроме выплат, предусмотренных настоящей статьей, Президент Российской Федерации и (или) Правительство Российской Федерации могут устанавливать иные выплаты в зависимости от сложности, объема и важности задач, выполняемых военнослужащими.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона, со дня вступления в силу настоящего Федерального закона законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации по вопросам денежного довольствия военнослужащих и установления им отдельных выплат применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

Совместным приказом министра обороны Российской Федерации и Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-рс утверждено Положение о выплате денежного вознаграждения за проведение летных испытаний и исследований комплексов, образцов, систем авиационной, ракетной, парашютно-десантной, воздухоплавательной техники, беспилотных авиационных комплексов и комплексов специального вооружения на новых физических принципах.

Указанным Положением определены размеры и порядок выплаты денежного вознаграждения за проведение летных испытаний и исследований комплексов, образцов, систем авиационной, ракетной, парашютно-десантной, воздухоплавательной техники, беспилотных авиационных комплексов и комплексов специального вооружения на новых физических принципах (далее именуется - денежное вознаграждение) военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, работникам предприятий промышленности, имеющих подразделения экспериментальной авиации (далее именуются - специалисты), участвующим в проведении летных испытаний образцов авиационной, воздухоплавательной и ракетной техники, их составных частей и оборудования, парашютно-десантной техники, беспилотных авиационных комплексов и комплексов специального вооружения: предварительных (доводочных, заводских), летно-конструкторских, государственных, государственных совместных, специальных, специальных совместных, контрольных, ресурсных, периодических, предъявительских, типовых, приемосдаточных (далее именуются - испытания).

Согласно абзацу 2 пункта 4 Положения, приказы о проведении испытаний (об участии в испытаниях) издаются главнокомандующим Военно-воздушными силами - при проведении испытаний опытных образцов; начальником 929 Государственного летно-испытательного центра Министерства обороны Российской Федерации (войсковой части ) - при проведении испытаний модифицированных (модернизированных) и серийных образцов.

Пунктами 5-7 Положения определено, что денежное вознаграждение специалистам выплачивается за зачетные полеты, парашютные прыжки, пуски и сбросы авиационных средств поражения, а для приемосдаточных и предъявительских испытаний - за полеты с положительным заключением. Основанием для выплаты является приказ на выплату денежного вознаграждения, который оформляется после завершения испытаний образца, утверждения акта (отчета) о проведенных испытаниях или подписания акта о его сдаче. Приказ на выплату денежного вознаграждения издается должностным лицом, издавшим приказ о проведении испытаний (об участии в испытаниях).

Согласно абзацу 1 пункта 10 Положения, выплата денежного вознаграждения в 929 Государственном летно-испытательном центре Министерства обороны Российской Федерации производится за счет бюджетной сметы Министерства обороны Российской Федерации по статьям «денежное довольствие военнослужащих» и «оплата труда гражданского персонала» при проведении испытаний (участии в испытаниях) в интересах Министерства обороны Российской Федерации.

В связи с изложенным суд приходит к выводу, что поскольку вступившим в законную силу решением Астраханского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ установлено право ФИО1 на получение денежного вознаграждения за проведение государственных испытаний опытного образца комплекса светосигнального оборудования вертолетной площадки «Просвет-ВП», контрольных летных испытаний серийного вертолета Ми-8АМТШ, специальных летных испытаний истребителя Су-30 СМ и для восстановления его прав на командира войсковой части возложена обязанность по направлению проектов приказов об установлении указанных выплат главнокомандующему Военно-воздушными силами, правопреемником которого является главнокомандующий Воздушно-космическими силами, при этом данные проекты приказов были представлены для подписания еще в феврале 2015 года, то суд признает незаконным бездействие главнокомандующего Военно-воздушными силами, связанное с неустановлением ФИО1 к выплате денежного вознаграждения за проведение государственных испытаний опытного образца комплекса светосигнального оборудования вертолетной площадки «Просвет-ВП», контрольных летных испытаний серийного вертолета Ми-8АМТШ и специальных летных испытаний истребителя Су-30 СМ.

Для восстановления прав административного истца суд находит необходимым возложить обязанность на главнокомандующего Воздушно-космическими силами установить, а на ФКУ «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» выплатить ФИО1 денежное вознаграждение за проведение государственных испытаний опытного образца комплекса светосигнального оборудования вертолетной площадки «Просвет-ВП», контрольных летных испытаний серийного вертолета Ми-8АМТШ и специальных летных испытаний истребителя Су-30 СМ.

Довод представителя ФКУ «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» о том, что производство по делу надлежит прекратить в связи с наличием решения Астраханского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым разрешены аналогичные требования ФИО1, суд не может признать обоснованным, поскольку, как указано в приведенном решении, в удовлетворении требований административного истца о возложении обязанности на главнокомандующего Военно-воздушными силами и руководителя ФКУ «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» по выплате ему денежного вознаграждения за участие в летных испытаниях отказано как в заявленных преждевременно. При этом обстоятельства послужившие основанием для такого вывода суда устранены в связи с поступлением в Главное командование Воздушно-космических сил соответствующих проектов приказов из войсковой части .

Вместе с тем, поскольку Министерство обороны Российской Федерации не является полномочным органом по установлению и произведению выплаты административному истцу денежного вознаграждения за участие в испытаниях, то требование ФИО1 о возложении на Министерство обороны Российской Федерации обязанности по выплатите ему денежного вознаграждения за участие в испытаниях удовлетворению не подлежит.

Требование ФИО1 о возложении обязанности по выплате денежного вознаграждения за участие в испытаниях с учетом годовой инфляции за 2014 и 2015 года суд полагает преждевременным и отказывает в его удовлетворении, поскольку убытки от инфляции рассчитываются путем применения сводного индекса потребительских цен к конкретной денежной сумме и за определенный период времени, а административному истцу оспариваемое денежное вознаграждение полномочными на то должностными лицами еще не установлено и не выплачено.

Приходя к указанному выводу, суд учитывает, что ФИО1 после выплаты ему оспариваемого денежного вознаграждения не лишен возможности в порядке, предусмотренном действующим законодательством, обратиться в суд с исковым заявлением о взыскании убытков от инфляции причиненных ему несвоевременной выплатой денежных средств.

Поскольку при обращении в суд административный истец понес судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей, что подтверждается чеком-ордером от ДД.ММ.ГГГГ, то суд, в соответствии со ст. 111 КАС РФ, полагает необходимым взыскать с ФКУ «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» в пользу ФИО1 понесенные им судебные расходы по уплате государственной пошлины в указанном размере.

Руководствуясь статьями 175, 176, 178-180, 227, 293 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление ФИО1 – удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие главнокомандующего Воздушно-космическими силами Российской Федерации, связанное с неустановлением ФИО1 к выплате денежного вознаграждения за проведение государственных испытаний опытного образца комплекса светосигнального оборудования вертолетной площадки «Просвет-ВП», контрольных летных испытаний серийного вертолета Ми-8АМТШ и специальных летных испытаний истребителя Су-30 СМ.

Обязать главнокомандующего Воздушно-космическими силами Российской Федерации установить, а Федеральное казенное учреждение «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» выплатить ФИО1 денежное вознаграждение за проведение государственных испытаний опытного образца комплекса светосигнального оборудования вертолетной площадки «Просвет-ВП», контрольных летных испытаний серийного вертолета Ми-8АМТШ и специальных летных испытаний истребителя Су-30 СМ.

Взыскать с Федерального казенного учреждения «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» в пользу ФИО1 судебные расходы в размере 300 (триста) рублей.

Указать главнокомандующему Воздушно-космическими силами Российской Федерации и Федеральному казенному учреждению «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» на необходимость сообщения об исполнении решения суда в суд и ФИО1 в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 о возложении на Министерство обороны Российской Федерации обязанности по выплате ему денежного вознаграждения за участие в испытаниях, а также выплате указанного вознаграждения с учетом годовой инфляции за 2014 и 2015 года, – отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский окружной военный суд через Московский гарнизонный военный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья