ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1196/2015 от 30.12.2015 Зареченского городского суда (Пензенская область)

Дело №2а-1196/2015

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

30 декабря 2015 года

Зареченский городской суд Пензенской области в составе

председательствующего судьи Захарова В.В.,

при секретаре Макаровой Д.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Заречном Пензенской области административное дело по административному иску Никитиной Т.В. к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Заречному Пензенской области и Управлению Федеральной налоговой службы по Пензенской области о признании действий незаконными,

УСТАНОВИЛ:

Никитина Т.В. обратилась в суд с названным иском к ИФНС России по г. Заречному Пензенской области, указав, что она является собственником автомобиля марки (Данные изъяты), (Дата) года выпуска, с государственным регистрационным знаком (Номер), с идентификационным номером (VIN) (Номер). Указанное транспортное средство заводом-изготовителем отнесено к типу «автобус малого класса». В паспорте ее автомобиля указано, что данное транспортное средство отнесено к категории «(Данные изъяты)», имеет максимальную разрешенную массу 2800 кг., мощность двигателя – 98 л.с. То есть классификация данного транспортного средства по категории «(Данные изъяты)» соответствует наименованию этой категории по Венской Конвенции по типу «М1» - механическое транспортное средство для перевозки пассажиров, имеющее не менее четырех колес и не более восьми мест для сидения, кроме места водителя и классифицируется как легковой автомобиль. Автомобиль (Данные изъяты) имеет всего 6 посадочных мест, кроме места водителя. Автобусом признается автотранспортное средство с двигателем, предназначенное для перевозки пассажиров с числом мест для сиденья (помимо сиденья водителя) более 8. Никитина Т.В. просила Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Заречному Пензенской области исчислять транспортный налог в отношении принадлежащего ей транспортного средства (Данные изъяты) как легкового автомобиля, однако в удовлетворении ее заявления было отказано.

На основании вышеизложенного, после дополнения и уточнения требований, просила суд признать незаконными действия Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Заречному Пензенской области по применению к принадлежащему Никитиной Т.В. транспортному средству (Данные изъяты), регистрационный знак (Номер), при исчислении транспортного налога за (Дата) год ставки транспортного налога, установленного для автобусов, признать незаконным решение Управления Федеральной налоговой службы по Пензенской области от (Дата)(Номер), а также обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Заречному Пензенской области произвести перерасчет транспортного налога Никитиной Т.В. за (Дата) год в отношении транспортного средства (Данные изъяты), регистрационный знак (Номер), исходя из ставки транспортного налога, установленного для легковых автомобилей.

Определением суда от (Дата) к участию в деле в качестве административного соответчика было привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Пензенской области.

Административный истец Никитина Т.В. в судебном заседании заявленные требования поддержала, просила суд их удовлетворить. В обоснование сослалась на обстоятельства, изложенные в административном исковом заявлении.

Представитель административных ответчиков Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Заречному Пензенской области и Управления Федеральной налоговой службы по Пензенской области К.Е.С., действующая на основании доверенностей, в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, просила суд в их удовлетворении отказать. В обоснование своей позиции сослалась на обстоятельства, изложенные в письменных возражениях на административный иск.

Представитель заинтересованного лица УМВД России по Пензенской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, в письменном заявлении просил дело рассмотреть в его отсутствие, разрешение заявленных Никитиной Т.В. требований полагал на усмотрение суда.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Согласно части 7 статьи 3 Налогового кодекса РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

В силу статей 356, 357, 358 Налогового кодекса РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки его уплаты.

Налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 362 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

В соответствии со статьей 361 Налогового кодекса РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства.

По правилам НК РФ данные налоговые ставки могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в десять раз.

Согласно ч. 3 ст. 361 НК РФ допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса. Данное правило применяется помимо установленных в ч. 1, 2 ст. 361 НК РФ, предоставляя органам субъекта РФ возможность по дополнительной дифференциации налогообложения по транспортному налогу.

Порядок уплаты транспортного налога определен законом Пензенской области от 18.09.2002 №397-ЗПО «О введении в действие транспортного налога на территории Пензенской области», положения статьи 1 которого соответствовали положениям статьи 361 Налогового кодекса РФ. Указанным нормативным актом (ст. 2) на (Дата) год для легковых автомобилей с мощностью двигателя до 100 л.с. была установлена налоговая ставка – (Данные изъяты) руб. с каждой лошадиной силы, а для автобусов с мощностью двигателя до 200 л.с. – (Данные изъяты) руб. с каждой лошадиной силы.

В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.

Постановлением Правительства РФ от 18 мая 1993 г. №477 «О введении паспортов транспортных средств» одобрено предложение Министерства внутренних дел Российской Федерации о введении паспортов транспортных средств.

Паспорт транспортного средства – это документ, действующий на территории Российской Федерации для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации. Паспорт транспортного средства подтверждает, в том числе, наличие одобрения типа транспортного средства (Постановление Госстандарта Российской Федерации от 01 апреля 1998 г. №19 «О совершенствовании сертификации механических транспортных средств и прицепов»), которое непосредственно указывается в паспорте транспортного средства. Как указано в приведенном Постановлении, Госстандартом России в 1992 году введена сертификация автомототранспортных средств и прицепов, которая основана на международных принципах, нормах и процедурах Женевского Соглашения 1958 года.

В Правилах по проведению работ в системе сертификации механических транспортных средств и прицепов, утвержденных Постановлением Госстандарта РФ от 01 апреля 1998 г. №19, указано, что «одобрением типа транспортного средства» признается соответствующая международной практике форма оценки соответствия типа транспортного средства, а также одноименный документ, оформляемый при положительных результатах оценки соответствия.

Согласно пунктам 26 - 28 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного приказами Министерства внутренних дел Российской Федерации №496, Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации №192, Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации №134 от 23 июня 2005 г., в строке 2 паспорта «Марка, модель ТС» указывается условное обозначение транспортного средства, присвоенное в порядке, установленном для изделий автомобильной промышленности, и приведенное в ОТТС, Свидетельстве либо в регистрационных документах и состоящее, как правило, из присвоенного транспортному средству буквенного, цифрового или смешанного обозначения, независимого от обозначения других транспортных средств; в строке 3 «Наименование (тип ТС)» указывается характеристика транспортного средства, определяемая его конструкторскими особенностями и назначением; в строке 4 «Категория ТС ((Данные изъяты) прицеп)» указывается категория, которая соответствует классификации транспортных средств, установленной Конвенцией о дорожном движении.

В Конвенции о дорожном движении определено, что к категории транспортных средств «B» относятся автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми. В приложении №3 к вышеуказанному Положению приведена сравнительная таблица категорий транспортных средств по классификации Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН (КВТ ЕЭК ООН) и по классификации Конвенции о дорожном движении.

КВТ ЕЭК ООН определена следующая классификация транспортных средств: в том числе, M1 – Механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие не менее 4 колес и не более 8 мест для сидения (кроме места водителя), №1 – Механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 тонны (категория В), M2 – Механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие более 8 мест для сидения (кроме места водителя) и максимальная масса которых не более 5 тонн (категория D).

В соответствии с приложением №1 к Техническому регламенту Таможенного Союза ТР ТС 018/2011 (утвержден Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. №877), по п. 2.1-2.2 указанного документа под категорию M1 попадают транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения - легковые автомобили. Автобусами, троллейбусами, специализированными пассажирскими транспортными средствами признаются транспортные средства, относящиеся к категории М2 - транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых не превышает 5 т., а также к категории M3 - транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых превышает 5 т. По данному нормативному акту транспортное средство истицы следует классифицировать как легковой автомобиль.

В Методических рекомендациях по проведению независимой технической экспертизы транспортного средства при ОСАГО (№001МР/СЭ) (утв. НИИАТ Минтранса РФ 12 октября 2004 г., РФЦСЭ при Минюсте РФ 20 октября 2004 г., ЭКЦ МВД РФ 18 октября 2004 г., НПСО "ОТЭК" 20 октября 2004 г.) содержится определение термина автобус, согласно которому автобус - автотранспортное средство, предназначенное для перевозки пассажиров и имеющее более 8 мест для сидения, не считая места водителя.

В судебном заседании установлено и из материалов дела следует, что в собственности Никитиной Т.В. находится автомобиль марки (Данные изъяты), (Дата) года выпуска, с государственным регистрационным знаком (Номер), с идентификационным номером (VIN) (Номер), с мощностью двигателя 98 л.с., с разрешенной максимальной массой 2800 кг, с числом мест для сидения – 6.

Этот автомобиль, исходя из данных технической документации, относится к категории «(Данные изъяты)» и типу М-1, согласно Венской конвенции о дорожном движении 1968 года.

Из материалов дела также следует, что налоговым уведомлением ИФНС России по г. Заречному Пензенской области от (Дата)(Номер) Никитиной Т.В. был начислен транспортный налог за (Дата) год по принадлежащему ей транспортному средству марки (Данные изъяты), (Дата) года выпуска, с государственным регистрационным знаком (Номер), в сумме (Данные изъяты) руб., из расчета ставки налога, установленного для автобусов, - (Данные изъяты) руб. за 1 л.с. (л.д. 8).

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Пензенской области от (Дата)(Номер) жалоба Никитиной Т.В. на действия ИФНС России по г. Заречному Пензенской области, выразившиеся в применении к легковому автомобилю ставки транспортного налога, установленной для автобусов, была оставлена без удовлетворения (л.д. 10-13).

В соответствии с приказом Министерства по налогам и сборам Российской Федерации от 09.04.2003 №БГ-3-21/177 «Об утверждении методических рекомендаций по применению главы 28 «Транспортный налог» части второй Налогового кодекса Российской Федерации» при определении видов автотранспортных средств и отнесении их к категории грузовых или легковых автомобилей следует руководствоваться Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ), утвержденным Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 №359, и Конвенцией о дорожном движении (Вена, 08.11.1968), ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.04.1974 №5938-VIII (п. 16 Методических рекомендаций).

Таким образом, именно на налоговом органе лежит обязанность по правильной правовой квалификации объекта налогообложения, с целью законного определения размера подлежащего уплате налога.

Поскольку Конвенция о дорожном движении ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.04.1974 №5938-VIII и Российская Федерация является договаривающейся стороной, правовые акты Российской Федерации в сфере дорожного движения должны учитывать положения данной Конвенции по правилам ч. 4 ст. 15 Конституции РФ.

Согласно пункту 9 Положения о разработке, принятии, введении в действие, ведении и применении общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.11.2003 №677, хозяйствующий субъект самостоятельно определяет код объекта классификации, относящегося к своей деятельности, путем присвоения этому объекту соответствующего кода и наименования позиции указанного классификатора.

В сравнительной таблице (Приложение №3 к Положению о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств) категорий транспортных средств по классификации Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии и по классификации Конвенции о дорожном движении вообще нет сравнительного разграничения транспортных средств для классификации на легковые, грузовые и автобусы. Для разграничения используются иные характеристики (количество пассажирских мест, максимальная масса и пр.)

Согласно данному Приложению 3 к Положению о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств (утв. совместным приказом МВД РФ №496, Министерства промышленности и энергетики РФ №192, Министерства экономического развития и торговли РФ №134 от 23 июня 2005 года) к транспортным средствам категории "В" (по классификации Конвенции о дорожном движении) относятся как механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие не менее четырех колес и не более восьми мест для сидения (кроме места водителя), так и механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 тонны. Следовательно, указание в паспорте транспортного средства категории "В" не свидетельствует само по себе о том, что транспортное средство относится к легковым либо к грузовым транспортным средствам. По данной сравнительной таблице автобус в любом случае не может быть отнесен к транспортным средствам категории «В».

Согласно отраслевой нормали ОН 025270-66, регламентирующей классификацию и систему обозначения автомобильного транспортного средства, подвижному составу присваивались обозначения в соответствии с заводскими реестрами, включающими как буквенные обозначения завода-изготовителя, так и порядковый номер модели подвижного состава. Заводские обозначения подвижного состава практикуются до настоящего времени, включая автомобили специализированного и специального назначения.

В соответствии с нормалью ОН 025270-66 была принята следующая система обозначения АТС: первая цифра обозначает класс АТС: по рабочему объему двигателя – для легкового автомобиля; по габаритной длине — для автобуса; по полной массе — для грузового автомобиля, прицепа или полуприцепа. Вторая цифра указывает на тип АТС: легковой автомобиль обозначается цифрой 1, автобус — 2, грузовой автомобиль или пикап — 3, седельный тягач – 4, самосвал – 5, цистерна — 6, фургон — 7, цифра 8 резерв, специальное АТС — 9.

Согласно ОТТС, отраслевой нормали ОН 025270-66, а также в соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ), утвержденным Постановлением Госстандарта России от (Дата)(Номер), а также вышеуказанной сравнительной таблице автомобиль марки ГАЗ-2217, с идентификационным номером (VIN) (Номер), относится к транспортным средствам категории М1 – механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие помимо водителя, не более восьми мест для сидения.

В соответствии с п. 3.1 ГОСТ Р 052051-2003 (принят и введен в действие Постановлением Госстандарта РФ от (Дата)(Номер)-ст) категорией М1 признаются транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения. При чем при определении типа кузова применяются п. 9.1, п. 9.2 того же ГОСТ. Тип кузова может обозначаться следующими буквами: легковые автомобили – категория М1, а также транспортные средства специального назначения категории М1 (SA - автомобиль-дом (п. 6.1.1); SB - бронированное транспортное средство (п. 6.1.2); SC - транспортное средство медицинской помощи (п. 6.1.3); SD - автомобиль для ритуальных услуг (катафалк) (п. 6.1.4).

Таким образом, в отношении транспортного средства истицы оснований для отнесения его к автобусам по вышеуказанному ГОСТ также не имеется, поскольку по требованиям названного нормативного акта транспортное средство истицы считается легковым.

Как следует из ответа на запрос суда УГИБДД УМВД России по Пензенской области (л.д. 173-174), по данным САТР и НИИАТ (Данные изъяты) относится к специальным пассажирским транспортным средствам, его пассажировместимость может быть как больше, так и меньше 8 человек. Таким образом, сам регистрирующий орган со ссылкой на вышеуказанные сведения разъясняет, что по ним транспортное средство истицы не является автобусом.

По представленным органами ГИБДД документам в отношении транспортного средства марки (Данные изъяты), (Дата) года выпуска, указана категория «(Данные изъяты)», первоначальное наименование типа ТС определено органами ГИБДД как 21- легковой автомобиль (л.д. 175). Впоследствии был выдан ПТС на указанное транспортное средство, где число пассажирских мест было указано как 6-8 (л.д. 181), а тип транспортного средства затем изменен на автобус – 42 (л.д. 182), при том, что сведений об изменении характеристик транспортного средства не имеется.

Таким образом, представленные документы никак не позволяют отнести транспортное средство административного истца к типу автобус, поскольку данный автомобиль не соответствует определению автобуса, данному в вышеуказанных нормативных актах.

Также суд учитывает, что согласно письму Минфина РФ от 29 марта 2007 г. №03-05-06-04/17 в отношении автотранспортных средств, зарегистрированных в подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, при исчислении транспортного налога должна применяться налоговая ставка в зависимости от категории транспортных средств по классификации Конвенции о дорожном движении, заключенной в Вене 08.11.1968, ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.04.1974 №5938-VIII. Эта же классификация приведена в Приложении №3 к Положению о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденному Приказом МВД России №496, Минпромэнерго России №192, Минэкономразвития России №134 от 23.06.2005. Если согласно паспорту транспортного средства автомобиль относится к категории "(Данные изъяты)" - легковой, то налоговую ставку следует применять по категории "Автомобили легковые" исходя из мощности, указанной в паспорте транспортного средства.

Таким образом, при отнесении спорного автомобиля к определенному типу (классу) транспортных средств, поименованных в статье 361 НК РФ, следует руководствоваться всей совокупностью имеющихся документов и представленных в дело доказательств, из которых следует, что указанный автомобиль ((Данные изъяты)) относится к категории легковых автомобилей.

С учетом изложенного, принимая во внимание положения части 7 статьи 3 НК РФ, согласно которой все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика, суд полагает необходимым заявленные Никитиной Т.В. требования удовлетворить в полном объеме.

Руководствуясь ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Никитиной Т.В. к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Заречному Пензенской области и Управлению Федеральной налоговой службы по Пензенской области о признании действий незаконными удовлетворить.

Признать незаконными действия Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Заречному Пензенской области по применению к принадлежащему Никитиной Т.В. транспортному средству (Данные изъяты), регистрационный знак (Номер), при исчислении транспортного налога за (Дата) год ставки транспортного налога, установленного для автобусов.

Признать незаконным решение Управления Федеральной налоговой службы по Пензенской области от (Дата)(Номер).

Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Заречному Пензенской области произвести перерасчет транспортного налога Никитиной Т.В. за (Дата) год в отношении транспортного средства (Данные изъяты), регистрационный знак (Номер), исходя из ставки транспортного налога, установленного для легковых автомобилей.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Зареченский городской суд Пензенской области в течение одного месяца с момента составления его в окончательном виде.

Мотивированное решение изготовлено 11 января 2016 года.

Судья В.В. Захаров