ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1196/2023 от 20.11.2023 Чишминского районного суда (Республика Башкортостан)

дело 2а-1196/2023

УИД 03RS0069-01-2023-001397-48

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 ноября 2023 года п. Чишмы РБ

Чишминский районный суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Касимовой Ч.Т.,

при секретаре Гареевой Л.Ф.,

с участием заместителя прокурора Чишминского района Республики Башкортостан Гарипова Р.Р., представителя заинтересованного лица Министерства образования и науки Республики Башкортостан – Лашова В.А., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению исполняющего обязанности прокурора Чишминского района Республики Башкортостан Киреева Н.З. в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан о признании бездействия незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец - исполняющий обязанности прокурора Чишминского района Республики Башкортостан Киреев Н.З. (далее – прокурор) в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к Администрации муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан (далее – административный ответчик, Администрация МР Чишминский район РБ) о признании бездействия незаконным, мотивировав свои требования тем, что проведенной проверкой установлено, что население с. Санатория «Алкино» Чишминского района насчитывает 1235 человек, в том числе 419 несовершеннолетних, из которых: 119 - дошкольного возраста, 300 - школьного возраста.

Генеральным планом сельского поселения Алкинский сельсовет муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан в с. Санатория «Алкино» муниципального района Чишминский район предусмотрено строительство общеобразовательной школы. Вместе с тем, в данном населенном пункте в настоящее время не имеется учреждения общедоступного и бесплатного начального, основного общего, среднего общего образования.

В результате отсутствия в с. Санатория «Алкино» общеобразовательной организации в период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года образовательная деятельность по программам начального общего образования осуществлялась в филиале МБОУ СОШ с. Алкино-2 - Начальная образовательная школа с. Санатория Алкино муниципального района Чишминский район, расположенном по адресу: <адрес>, не включенном в приложения к лицензии № , без получения положительного экспертного заключения ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Башкортостан».

При этом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Башкортостан» ДД.ММ.ГГГГ по результатам инспекции учреждения выдано экспертное заключение о несоответствии в связи невозможностью размещения организации, реализующей программы начального общего образования в части помещений дошкольной организации (п. 2.3.1, 3.4.11 СП 2.4.3648-20). Указанные нарушения носят неустранимый характер (отсутствуют спортзал, раздевалки, учительская, медицинский пункт, не отвечают санитарным нормам площади и оснащение помещений приема пищи и туалетов).

В связи с отсутствием в населенном пункте общеобразовательной организации несовершеннолетние, проживающие в с. санатория «Алкино», вынуждены проходить обучение в МБОУ СОШ с. Алкино-2 муниципального района Чишминский район (расстояние транспортного обслуживания составляет 8 км), МБОУ СОШ д. Юматово муниципального Уфимский район (расстояние транспортного обслуживания составляет 3 км).

Администрацией муниципального района Чишминский район разработан план мероприятий «Дорожная карта» по объекту «Школа на 375 ученических мест в с. санатория Алкино сельского поселения Алкинский сельсовет муниципального района Чишминский район», согласно которому: до ДД.ММ.ГГГГ предусмотрен сбор исходной документации, технических условий на присоединение к инженерным сетям; в ДД.ММ.ГГГГ гг. выполнение проектно-изыскательских работ с получением положительного заключения в ГАУ Управления госэкспертизы Республики Башкортостан; в ДД.ММ.ГГГГ гг. проведение строительно-монтажных работ.

Вместе с тем, длительность сроков реализации названных мероприятий нарушает права несовершеннолетних на получение доступного образования.

Недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств.

Таким образом, орган местного самоуправления должен предвидеть соответствующую потребность в образовательных учреждениях, своевременно принимать меры к увеличению числа либо вместимости существующих образовательных учреждений и их финансированию для создания всех необходимых санитарных и иных условий по осуществлению ими образовательной деятельности.

В результате указанного бездействия нарушаются права неопределенного круга несовершеннолетних на получение начального, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам.

Прокурор просит суд:

- признать незаконным бездействие Администрации муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан, выразившееся в непринятии мер по организации строительства общеобразовательной организации в соответствии с существующей потребностью на территории с. санатория «Алкино» муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан;

- обязать Администрацию муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан в течение шести месяцев с момента вступления в законную силу решения суда разработать проектно-сметную документацию для строительства здания общеобразовательной организации в соответствии с существующей потребностью на территории с. санатория «Алкино» муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан, исходя из расчета площади на одного обучающегося в соответствии с требованиями п ДД.ММ.ГГГГ СП ДД.ММ.ГГГГ-20.

- обязать Администрацию муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан в течение двух лет с момента вступления в законную силу решения суда организовать предоставление общедоступного и бесплатного начального, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам посредством строительства здания общеобразовательной организации в соответствии с существующей потребностью на территории с. санатория «Алкино» муниципального района Чишминский района, исходя из расчета площади на одного обучающегося в соответствии с требованиями п. 3.4.14 СП 2.4.3648-20».

В судебном заседании заместитель прокурора Чишминского района Республики Башкортостан Гарипов Р.Р. заявленные требования поддержал, просил удовлетворить.

Представитель административного ответчика - Администрация муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан, представители заинтересованных лиц - Правительства Республики Башкортостан, Министерства строительства и архитектуры Республики Башкортостан, ГКУ Управление капитального строительства Республики Башкортостан в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания.

Административный ответчик – Администрация муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан представила в суд письменное возражение, в котором указала, постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года № 1642 утверждена государственная программа Российской Федерации «Развитие образования». В соответствии с данной программой предусматривается механизм софинансирования строительства общеобразовательных учреждений за счет бюджетов Российской Федерации и субъекта. В приложении № 3 к названному постановлению установлены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходов, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации, на реализацию мероприятий по содействию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования».

Отбор проектов субъектов, на реализацию которых предоставляются субсидии из федерального бюджета осуществляется в соответствии с Приказом Минпросвещения России от 19 марта 2021 года № 112 «Об утверждении порядка проведения отбора проектов, на реализацию которых предоставляются субсидии из федерального бюджета бюджетам отдельных субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных проектов, предусматривающих создание в субъектах Российской Федерации дополнительных мест в общеобразовательных организациях в связи с ростом числа обучающихся, вызванным демографическим фактором, в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» по заявке высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. В соответствии с пунктами 1, 3 части 1 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относятся: разработка и реализация региональных программ развития образования с учетом региональных социально-экономических, экологических, демографических, этнокультурных и других особенностей субъектов Российской Федерации; обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации. По объекту «Школа на 375 ученических мест в с. санатория Алкино, СП Алкинский сельсовет МР Чишминский район РБ» Администрацией определен земельный участок для будущего строительства здания школы, получен градостроительный план земельного участка, сформировано задание на проектирование объекта. На сегодняшний день ведется работа по получению технических условий на электрическое и газовое снабжение объекта. После согласования технического задания на проектирование объекта с ГАУ Управление государственной экспертизы Республики Башкортостан и получения заключения Минстроя РБ о стоимости разработки проектно-сметной документации Министерством образования и науки РБ в установленном порядке будет инициирован вопрос включения проектно-изыскательских работ в республиканскую адресную инвестиционную программу. Выделенный земельный участок под размещение общеобразовательного учреждения поставлен на кадастровый учет, с присвоением ему кадастрового номера с соответствующим видом разрешенного использования. Площадь участка составляет 26782 кв. м, что позволяет разместить типовую общеобразовательную школу, общей вместимостью 375 места. Все действия, предусмотренные законом, зависящие от Администрации муниципального района Чишминский район РБ выполняются в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 35, 149 ГПК РФ, Администрация муниципального района Чишминский район РБ, просит суд в удовлетворении заявленных требований Прокурора Чишминского района Республики Башкортостан к Администрации муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан о признании бездействия незаконным - отказать в полном объеме.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица - Министерства образования и науки Республики Башкортостан, Лашов В.А. с учетом представленного письменного возражения на иск, суду пояснил, в соответствии с административным иском прокуратуры, количество обучающихся в классе, согласно п.3.4.14 СП 2.4.3648-20, определяется исходя из расчета соблюдения нормы площади на одного обучающегося, соблюдении требований к расстановке мебели в учебных кабинетах. Комплектование классов (групп) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья проводится в зависимости от указанной в пункте 3.1.1 Правил категории обучающихся.

Определение норм площади на каждого обучающегося, в соответствии с правилами п.3.4.14 СП 2.4.3648-20, производится в определенном учебном заведении, конкретных его классах, и при определенных формах видов обучения. Например, на учет нормы площади на одного обучающегося в классах влияет вид обучения и его форма.

В соответствии с п.3.14.15 СП 2.4.3648-20 в общеобразовательных организациях, работающих в две смены, обучение в первую смену обязательно только для 1, 5, 9 - 11 классов и классов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии со статьей 9.1 Федерального закона «Об образовании», полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования, установленные настоящим Федеральным законом, за исключением полномочий, осуществляемых органами публичной власти федеральной территории «Сириус», могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Иным способом, для ликвидации нарушения прав на получение начального, основного общего, среднего образования может относится принятие муниципальным органом решения о перераспределения территорий по отношению к конкретным учебным заведениям муниципального района.

Согласно административному исковому заявлению, проживающие в с. Санатория «Алкино» несовершеннолетние проходят обучение в МБОУ СОШ с. Алкино-2 (территория Чишминского района РБ), МБОУ СОШ д. Юматово (территория Уфимского района РБ).

Согласно пункту 2.1.2 СП 2.4.3648-20 расстояние от организаций, реализующих программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования до жилых зданий должно быть не более 500 м, в условиях городской застройки и труднодоступной местности -- 800 м, для сельских поселений 1 км.

При этом, согласно пункту 2.1.2 СП 2.4.3648-20 при подвозе детей в образовательные организации, расстояние транспортного обслуживания не должно превышать 30 км в одну сторону.

Расстояние от села санатория «Алкино» до МБОУ СОШ села Алкино-2 муниципального района Чишминский район РБ составляет 8 км. Расстояние от села санатория «Алкино» до МБОУ СОШ д. Юматово Уфимского района РБ составляет 3 км. При транспортном обслуживании - подвозе детей до образовательных организаций указанные расстояния нивелируются и не противоречат правилам пункта 2.1.2 СП 2.4.3648-20.

Согласно Положению о Министерстве образования и науки Республики Башкортостан, утвержденного Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 13.02.2013 г. № 43, в ведении Министерства находятся организации, согласно перечню, утверждаемому Правительством Республики Башкортостан.

Перечень организаций, подведомственных Министерству определен распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 17.08.2011 № 1064-р.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя образовательная школа села Алкино-2 не является организацией, подведомственной Министерству.

Министерство сообщает также, что по объекту «Школа на 375 ученических мест в с. санатория Алкино, СП Алкинский сельсовет МР Чишминский район PБ» Министерством образования и науки РБ направлено письмо в Администрацию МР Чишминский район Республики Башкортостан о необходимости предоставить пакет документов для получения заключения Министерства строительства и архитектуре Республики Башкортостан о стоимости разработки проектно-сметной документации по данному объекту. Администрацией определен земельный участок для будущего строительства здания школы, получен градостроительный план земельного участка, сформировано задание на проектирование объекта. На сегодняшний день ведется работа по получению технических условий на электрическое и газовое снабжение объекта.

Учитывая вышеизложенное, Министерство считает, что не является субъектом спорного правоотношения и не может в силу закона нести в данном случае какие-либо обязанности

Как следует из отзыва, направленного Министерством строительства и архитектуры РБ, для реализации содействия в строительстве объектов капитального строительства муниципальным образованиям Республики Башкортостан в республике постановлением Правительства Республики Башкортостан от 10.08.2012 года № 285 утверждены Правила формирования и реализации республиканской адресной инвестиционной программы (далее - Правила, РАПП). В рамках РАПП на основании представленных муниципальными заказчиками в лице органов местного самоуправления Республики Башкортостан главным распорядителям средств бюджета РБ (далее - ГРБС) документов по объектам; по затратам на проектирование; по объектам капитального строительства, в отношении которых планируется заключить контракт, предметами которого могут быть одновременно подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству и (или) реконструкции объекта капитального строительства, а также по расходам на имущество, Минэкономразвития РБ совместно с республиканскими органами исполнительной власти в установленной сфере деятельности рассматривает представленные предложения о распределении предельных объемов бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и плановый период на осуществление бюджетных инвестиций и предоставление субсидий по объектам капитального строительства и обосновывающие документы и включает объекты и мероприятия в проект РАИП с указанием объемов бюджетных ассигнований из бюджета Республики Башкортостан на осуществление бюджетных инвестиций и предоставление субсидий. При этом решение о включении объектов и мероприятий в проект РАИП принимается Экспертным советом по бюджетным инвестициям Республики Башкортостан, созданным в соответствии с постановлением Республики Башкортостан от 27 марта 2013 года № 101. Согласно п. 3.11 Правил предоставление межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных районов Республики Башкортостан из бюджета республики осуществляется на основании заключенных между ГРБС и администрациями муниципальных образований соглашений о предоставлении субсидий. Кроме того, в соответствии с п. 2.5 Правил субсидии на объекты муниципальной собственности предоставляются при наличии: в местных бюджетах бюджетных ассигнований на исполнение соответствующих расходных обязательств органов местного самоуправления Республики Башкортостан, подтверждаемых выпиской из бюджета муниципального образования Республики Башкортостан; утвержденных муниципальных программ, предусматривающих финансирование данных объектов за счет средств местных бюджетов.

Руководствуясь ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон.

Выслушав участников судебного разбирательства, изучив материалы дела в совокупности с представленными доказательствами, суд приходит к следующему.

Статьей 43 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность в том числе дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты.

Статьей 5 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определено, что право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств. В Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в том числе дошкольного образования.

Организация предоставления общедоступного и бесплатного, в том числе дошкольного, образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях отнесена к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (пункт 1 части 1 статьи 9 указанного закона).

Таким образом, закрепляя право на общедоступное, бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, действующее законодательство определяет обязанность государства и муниципальных образований обеспечивать прием на обучение по основным общеобразовательным программам всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня.

Согласно пункту 11 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержание детей в муниципальных образовательных организациях относятся к вопросам местного значения муниципального района.

В соответствии с пунктами 4, 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» органы местного самоуправления осуществляют создание, реорганизацию и ликвидацию муниципальных образовательных учреждений, а также обеспечивают содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

Согласно п. 3.4.14 СП 2.4.3648-20 количество обучающихся в классе определяется исходя из расчета соблюдения нормы площади на одного обучающегося, соблюдении требований к расстановке мебели в учебных кабинетах. Комплектование классов (групп) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья проводится в зависимости от указанной в пункте 3.1.1 Правил категории обучающихся.

В силу п. 2.1.2. СП 2.4.3648-20 расстояние от организаций, реализующих программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования до жилых зданий должно быть не более 500 м, в условиях стесненной городской застройки и труднодоступной местности - 800 м, для сельских поселений - до 1 км.

Проведенной проверкой установлено, что население с. санатория «Алкино» Чишминского района насчитывает 1235 человек, в том числе, 419 несовершеннолетних, из которых 119 - дошкольного возраста, 300 - школьного возраста.

Не оспаривается административным ответчиком, что генеральным планом сельского поселения Алкинский сельсовет муниципального района Чишминский района в с. санатория «Алкино» муниципального района Чишминский район предусмотрено строительство общеобразовательной школы, что также подтверждается письмом Правительства Республики Башкортостан на имя Главы Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ.

Вместе с тем, в данном населенном пункте в настоящее время не имеется учреждения общедоступного и бесплатного начального, основного общего, среднего общего образования.

Заместителем прокурора Чишминского района РБ ДД.ММ.ГГГГ за исх. № главе Администрации муниципального района <адрес> РБ было направлено представление об устранении нарушений федерального законодательства в сфере организации предоставления общедоступного и бесплатного начального общего в <адрес> РБ.

ДД.ММ.ГГГГ (исх. ) Администрацией муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан рассмотрено казанное представление прокурора. По результатам рассмотрения сообщено, что согласно генеральному плану с. санатория «Алкино» предусмотрено строительство общеобразовательной школы. На обустройство помещений были выделены денежные средства из республиканского и местного бюджетов, которые были своевременно освоены; однако, неоднократные попытки базовой школы получения положительного экспертного заключения, выдаваемого ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Башкортостан», были отклонены профильным ведомством в связи с выявлением недостатков при проведении обследований на соответствие объекта и условий санитарно -эпидемиологическим требованиям в части размещения начальной общеобразовательной школы в здании дошкольной образовательной организации. Все выявленные недостатки были устранены. Однако согласно последнему экспертному заключению от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что оборудованные помещения дошкольной образовательной организации для размещения начальной школы являются неприспособленными для осуществления образовательной деятельности по программам начального общего образования (пп.2.3.1, 3.4.11 СП 2.4.3648-20).

В настоящее время муниципальным органом, осуществляющим управление в сфере образования, и МБОУ СОШ им. Р. Абзалова <адрес>-2 ведется консультативная работа с ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Башкортостан» по вопросу приведения помещений детского сада в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству образовательных учреждений. Кроме того, подготовлен проект письма на имя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан Казак А.А. с просьбой оказать консультативную помощь в получении положительного санитарно-эпидемиологического заключения.

За ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, выразившееся в отсутствии контроля за устранением должностным лицом МБОУ СОШ им. Р. Абзалова <адрес>-2 нарушений санитарно-эпидемиологических требований по месту нахождения филиала школы -НОШ с. санатория «Алкино» в период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ, а также отсутствие лицензии на данный объект образовательной деятельности, начальник МКУ Управления образования МР <адрес> Республики Башкортостан Ямалетдинова З.Р. привлечена к дисциплинарному взысканию, что подтверждается распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ-р6.

Как следует из письма от ДД.ММ.ГГГГ, заместитель Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан сообщает, что администрацией МР <адрес> РБ определен земельный участок для будущего строительства здания школы, получен градостроительный план земельного участка. На сегодняшний план формируется техническое задание на проектирование объекта «Школа на 375 ученических мест в с. санатория Алкино, СП Алкинский сельсовет МР <адрес> РБ». Ведется работа по получению технических условий на электрическое и газовое снабжение объекта.

После согласования технического задания на проектирование объекта с ГАУ Управление государственной экспертизы РБ и получения заключения Минстроя РБ о стоимости разработки проектно-сметной документации Минобрнауки РБ будет инициирован вопрос включения проектно-изыскательских работ в республиканскую адресную инвестиционную программу. Просит продлить срок исполнения поручения от ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с письмом от ДД.ММ.ГГГГ Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан, необходимо устранить все несоответствия, указанные в экспертном заключении ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Башкортостан» и получить экспертное заключение о соответствии зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества для осуществления образовательной деятельности в здании детского сада. После получения экспертного заключения обратиться в Управление Роспотребнадзора по Республике Башкортостан за получением санитарно- эпидемиологического заключения.

Согласно письму МКУ Управление образования МР Чишминский район Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ (исх. ), на обращение родителей учащихся с. санатория «Алкино» по вопросу функционирования НОШ с. санатория «Алкино» и подвоза учащихся, сообщается, что на территории с. санатория «Алкино» МР <адрес> РБ функционирует дошкольная образовательная организация с проектной мощностью на 168 мест. На время строительства новой школы было принято решение с ДД.ММ.ГГГГ ввести в имеющийся детский сад начальную школу в статусе филиала МБОУ СОШ им. Р. Абзалова <адрес>-2; однако неоднократные попытки базовой школой получения положительного экспертного заключения, выдаваемого ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес>», были отклонены профильным ведомством в связи с выявлением недостатков при проведении обследований на соответствие объекта и условий санитарно-эпидемиологическим требованиям в части размещения НОШ в здании дошкольной образовательной организации. Все выявленные недостатки были устранены, однако согласно экспертному заключению от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что оборудованные помещения дошкольной образовательной организации для размещения начальной школы являются неприспособленными для осуществления образовательной деятельности по программам начального общего образования (п.п. 2.3.1, ДД.ММ.ГГГГ СП ДД.ММ.ГГГГ-20). На сегодняшний день с учетом первоклассников количество учащихся в НОШ с. санатория «Алкино» составляет 47 человек. Педагогический состав начальной школы составляет 4 человека.

Как следует из информации по селу санатория «Алкино» количество домовладений 562 в новом микрорайоне, 410 в старом микрорайоне. Количество проживающих в новом микрорайоне 709 (зарегистрированных) + многие проживают без регистрации, в старом микрорайоне 526.

Согласно экспертному заключению от ДД.ММ.ГГГГ, несоответствие п.п. 2.3.1, ДД.ММ.ГГГГ СП ДД.ММ.ГГГГ-20-организация размещена в части помещений дошкольной организации, приспособленном для осуществления образовательной деятельности по программам начального общего образования.

Согласно лицензии от ДД.ММ.ГГГГ, МБОУ СОШ <адрес>-2 муниципального района <адрес> Республики Башкортостан СОШ <адрес>-2 имеет право ведения образовательной деятельности бессрочно.

Таким образом, в результате отсутствия в с. санатория «Алкино» общеобразовательной организации в период с сентября 2019 года по ДД.ММ.ГГГГ образовательная деятельность по программам начального общего образования осуществлялась в филиале МБОУ СОШ <адрес>-2 - Начальная образовательная школа с. санатория Алкино муниципального района <адрес>, расположенном по адресу: <адрес>, с. санатория Алкино, <адрес>, не включенном в приложения к лицензии от ДД.ММ.ГГГГ, без получения положительного экспертного заключения ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес>».

При этом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес>» ДД.ММ.ГГГГ по результатам инспекции учреждения выдано экспертное заключение о несоответствии в связи невозможностью размещения организации, реализующей программы начального общего образования в части помещений дошкольной организации (п. 2.3.1, ДД.ММ.ГГГГ СП ДД.ММ.ГГГГ-20). Указанные нарушения носят неустранимый характер (отсутствуют спортзал, раздевалки, учительская, медицинский пункт, не отвечают санитарным нормам площади и оснащение помещений приема пищи и туалетов).

В связи с отсутствием в населенном пункте общеобразовательной организации несовершеннолетние, проживающие в с. санатория «Алкино», вынуждены проходить обучение в МБОУ СОШ <адрес>-2 муниципального района <адрес> (расстояние транспортного обслуживания составляет 8 км), МБОУ СОШ д. Юматово муниципального <адрес> (расстояние транспортного обслуживания составляет 3 км).

Администрацией муниципального района <адрес> разработан план мероприятий «Дорожная карта» по объекту «Школа на 375 ученических мест в с. санатория Алкино сельского поселения Алкинский сельсовет муниципального района <адрес>», согласно которому: до ДД.ММ.ГГГГ предусмотрен сбор исходной документации, технических условий на присоединение к инженерным сетям; в ДД.ММ.ГГГГ гг. выполнение проектно-изыскательских работ с получением положительного заключения в ГАУ Управления госэкспертизы Республики Башкортостан; в ДД.ММ.ГГГГ гг. проведение строительно-монтажных работ.

Количество обучающихся в классе, согласно п.ДД.ММ.ГГГГ СП ДД.ММ.ГГГГ-20, определяется исходя из расчета соблюдения нормы площади на одного обучающегося, соблюдении требований к расстановке мебели в учебных кабинетах. Комплектование классов (групп) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья проводится в зависимости от указанной в пункте 3.1.1 Правил категории обучающихся.

Определение норм площади на каждого обучающегося, в соответствии с правилами п.ДД.ММ.ГГГГ СП ДД.ММ.ГГГГ-20, производится в определенном учебном заведении, конкретных его классах, и при определенных формах видов обучения. Например, на учет нормы площади на одного обучающегося в классах влияет вид обучения и его форма.

В соответствии с п.3.14.15 СП ДД.ММ.ГГГГ-20 в общеобразовательных организациях, работающих в две смены, обучение в первую смену обязательно только для 1, 5, 9 - 11 классов и классов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии со статьей 9.1 Федерального закона «Об образовании», полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования, установленные настоящим Федеральным законом, за исключением полномочий, осуществляемых органами публичной власти федеральной территории «Сириус», могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Иным способом, для ликвидации нарушения прав на получение начального, основного общего, среднего образования может относиться принятие муниципальным органом решения о перераспределения территорий по отношению к конкретным учебным заведениям муниципального района.

Согласно административному исковому заявлению, проживающие в с. санатория «Алкино» несовершеннолетние проходят обучение в МБОУ СОШ <адрес>-2 (территория <адрес> РБ), МБОУ СОШ д.Юматово (территория <адрес> РБ).

Согласно пункту 2.1.2 СП ДД.ММ.ГГГГ-20 расстояние от организаций, реализующих программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования до жилых зданий должно быть не более 500 м, в условиях городской застройки и труднодоступной местности -- 800 м, для сельских поселений 1 км.

При этом, согласно пункту 2.1.2 СП ДД.ММ.ГГГГ-20 при подвозе детей в образовательные организации, расстояние транспортного обслуживания не должно превышать 30 км в одну сторону.

Расстояние от села санатория «Алкино» до МБОУ СОШ села Алкино-2 муниципального района <адрес> РБ составляет 8 км. Расстояние от села санатория «Алкино» до МБОУ СОШ д. <адрес> РБ составляет 3 км. При транспортном обслуживании - подвозе детей до образовательных организаций указанные расстояния нивелируются и не противоречат правилам пункта 2.1.2 СП ДД.ММ.ГГГГ-20.

При этом в соответствии со ст. 40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГФЗ «Об образовании в Российской Федерации», транспортное обеспечение обучающихся включает в себя организацию их бесплатной перевозки до образовательных организаций и обратно в случаях, установленных ч. 2 настоящей статьи, а также предоставление в соответствии с законодательством Российской Федерации мер социальной поддержки при проезде на общественном транспорте.

Согласно ч. 2 ст. 40 ФЗ «Об образовании», организация бесплатной перевозки обучающихся в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, между поселениями, входящими в состав одного муниципального района, между населенными пунктами в составе муниципального или городского округа осуществляются учредителями соответствующих образовательных организаций. Организация бесплатной перевозки обучающихся в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, между поселениями, входящими в состав разных муниципальных районах, между муниципальными округами, между городскими округами, между муниципальным округом и городским округом, между поселением и муниципальным округом или городским поселением осуществляется учредителями соответствующих образовательных организаций в случае, если на территориях указанных муниципальных образований не обеспечена транспортная доступность соответствующих образовательных организаций по месту жительства обучающихся.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городского округа обладают полномочиями по финансовому обеспечению деятельности муниципальных казенных учреждений и финансовому обеспечения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ и услуг для обеспечения муниципальных нужд.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 года № 131-ФЗ организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организация отдыха детей в каникулярное время относится к вопросам местного значения.

Как было указано выше, согласно п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), что также отражено в п. 13 ст. 4 Устава муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан.

Однако, как было установлено выше, длительное время административным ответчиком не реализован генеральный план сельского поселения Алкинский сельсовет муниципального района Чишминский района в с. санатория «Алкино» муниципального района Чишминский район по строительства общеобразовательной школы и длительность срока реализации мероприятий по строительству школы нарушает права несовершеннолетних на получение доступного образования.

Недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств.

Отсутствие или недостаточность бюджетного финансирования не освобождает органы местного самоуправления от исполнения возложенной на них обязанности по организации образовательной деятельности, поскольку обеспечение жизнедеятельности населения муниципального образования является вопросом местного значения.

Таким образом, Администрация МР Чишминский район Республики Башкортостан как орган местного самоуправления должна предвидеть соответствующую потребность в образовательных учреждениях, своевременно принимать меры к увеличению числа либо вместимости существующих образовательных учреждений и их финансированию для создания всех необходимых санитарных и иных условий по осуществлению ими образовательной деятельности.

В результате указанного бездействия нарушаются права неопределенного круга несовершеннолетних на получение начального, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам, в связи с чем суд приходит к выводу б обоснованности требований прокурора по данному делу и удовлетворении их полностью.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление исполняющего обязанности прокурора Чишминского района Республики Башкортостан Киреева Н.З. в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан о признании бездействия незаконным, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального района Чишминский район, выразившееся в непринятии мер по организации строительства общеобразовательной организации в соответствии с существующей потребностью на территории с. санатория «Алкино» муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан.

Обязать Администрацию муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан в течение шести месяцев с даты вступления в законную силу решения суда разработать проектно-сметную документацию для строительства здания общеобразовательной организации в соответствии с существующей потребностью на территории с. санатория «Алкино» муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан, исходя из расчета площади на одного обучающегося в соответствии с требованиями п ДД.ММ.ГГГГ СП ДД.ММ.ГГГГ-20.

Обязать Администрацию муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан в течение двух лет с даты вступления в законную силу решения суда организовать предоставление общедоступного и бесплатного начального, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам посредством строительства здания общеобразовательной организации в соответствии с существующей потребностью на территории с. санатория «Алкино» муниципального района Чишминский района Республики Башкортостан, исходя из расчета площади на одного обучающегося в соответствии с требованиями п. ДД.ММ.ГГГГ СП ДД.ММ.ГГГГ-20».

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения через Чишминский районный суд Республики Башкортостан.

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ

Судья (подпись).

Копия верна.

Судья Касимова Ч.Т.