ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1197/20 от 05.03.2020 Гагаринского районного суда (город Севастополь)

Дело № 2а-1197/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Гагаринский районный суд г. Севастополя в составе суда:

председательствующего судьи Кныш Н.Н.,

при секретаре судебного заседания Матвеевой Д.Д.,

с участием

представителя истца Департамента капитального строительства г. Севастополь по доверенности – ФИО1,

прокуратура Балаклавского района г. Севастополя – Коломиец В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Департамента капитального строительства города Севастополя к Межрайонному отделу судебных приставов по исполнению особых исполнительных УФССП России по Севастополю, заинтересованное лицо ФИО2 об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

Департамент капитального строительства города Севастополя обратился в Гагаринский районный суд города Севастополя с заявлением об освобождении от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству -ИП по принудительному исполнению решения Гагаринского районного суда г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по исковому заявлению прокурора Балаклавского района города Севастополя в интересах ФИО2 к Департаменту капитального строительства города Севастополя о понуждении предоставить благоустроенное жилье.

Заявление мотивировано тем, что порядок, установленный законодательством и не зависящий от воли Департамента, не предусматривает возможности исполнить решение суда в кратчайшие сроки, в действиях Департамента отсутствует виновное неисполнение в установленный срок требований закона, все возможные меры для надлежащего исполнения обязательства Департаментом принимаются.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 доводы иска поддержала, при этом пояснила, что ФИО2 на протяжении 2019 года предлагались к заселению квартиры, от которых она отказалась. Также указала на то обстоятельство, что в связи наличием ранее вступивших в законную силу судебных решений о предоставлении квартир лицам, из числа сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приобретенные в 2019 году квартиры предоставлены им в порядке исполнения судебных решений.

Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.

Участвующий в деле помощник прокурора Балаклавского района г. Севастополя Коломиец В.А. считала отсутствующими основания для освобождения Департамента от взыскания исполнительского сбора.

Заинтересованное лицо ФИО2 в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще.

Заслушав пояснения участников судебного разбирательства и исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определяются положениями Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".

В соответствии с частью 11 статьи 30 названного закона если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 данного закона.

Статьей 112 Закона об исполнительном производстве определено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства (часть 1).

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2).

В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3).

В силу части 6 статьи 112 Закона об исполнительном производстве должник вправе в порядке, установленном данным Федеральным законом, обратиться в суд с иском об освобождении от взыскания исполнительского сбора.

В ходе судебного разбирательства установлено, что решением Гагаринского районного суда города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу удовлетворены исковые требования прокурора Балаклавского района г. Севастополя, поданного в интересах ФИО2, к Департаменту капитального строительства города Севастополя о понуждении предоставить благоустроенное жилье удовлетворены в полном объеме. На Департамент возложена обязанность предоставить ФИО2 благоустроенное жилое помещение по договору специализированного найма.

Судебным приставом-исполнителем Межрайонного ОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Севастополю ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство -ИП.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Департамент уведомил судебного пристава-исполнителя об уважительности причин не исполнения решения суда и требований исполнительного производства.

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ с Департамента за неисполнение требований исполнительного производства -ИП от ДД.ММ.ГГГГ взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 руб.

Согласно доводов административного искового заявления исполнение решения суда связано с необходимостью совершения комплекса мероприятий, требующих существенных временных затрат, законодательством предусмотрена особая процедура предоставления жилых помещений детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Департамент в своей деятельности ограничен установленной процедурой проведения закупки квартир за бюджетные средства.

ДД.ММ.ГГГГ Департаментом составлен и размещен в единой информационной системе План-график закупок.

Согласно ч. 2 ст.63 Федерального закона РФ № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» указано, что в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее, чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Извещение о проведении аукциона - 20 дней. Определение победителя - 10 дней;

В соответствии со ст. 70 Федерального закона РФ №44-ФЗ, контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов электронного аукциона.

С ДД.ММ.ГГГГ Департаментом размещаются извещения о проведении электронного аукциона.

По результатам рассмотрения заявок Департаментом заключено 28 государственных контрактов на покупку жилых помещений: 3 государственных контракта от ДД.ММ.ГГГГ с ООО «Ан-Капитал»; 5 государственных контрактов от ДД.ММ.ГГГГ с ООО «Ан-Капитал»; 4 государственных контракта от ДД.ММ.ГГГГ с ООО «Стандарт-Строй»; 10 государственных контрактов от ДД.ММ.ГГГГ с АО «Крымстрой»; 2 государственных контракта от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ с ИП ФИО6 и ФИО7; 2 государственных контракта от ДД.ММ.ГГГГ с ООО «Стандарт-Строй»; 1 государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ с ИП ФИО6; 1 государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ с ООО «БестСеллер».

Срок оказания услуг по контрактам определен до ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, срок действия контрактов установлен до ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.

Государственные контракты, подлежащие исполнению за счет бюджетных средств, заключаются и оплачиваются в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств с учетом принятых и неисполненных обязательств (абз. 1 п. 5 ст. 161 Бюджетного Кодекса РФ). Нарушение указанных требований может повлечь признание контракта (договора) недействительным (абз. 2 п. 5 ст. 161 БК РФ). Следовательно, срок действия контракта не должен превышать срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств.

Также, регистрация права собственности на приобретённое жилое помещение в соответствии с требованиям п. 3 ст.13 ФЗ от 21.07.97 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» проводится в течение 20 календарных дней со дня приема заявления и документов, необходимых для государственной регистрации.

На момент обращения в суд с настоящим административным иском исполнено 8 государственных контрактов по приобретению жилых помещений.

На основании чего, Департаментом вынесено Распоряжение -р от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении жилых помещений из состава специализированного фонда города Севастополя детям-сиротам, согласно приложению к данному распоряжению. Квартиры предоставлены детям-сиротам по решениям судов вынесенным в более ранние сроки.

Причинами исполнения не в полном объеме мероприятий по обеспечению детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2018 и 2019 г. послужили следующие обстоятельства:

- снижение стоимости 1 кв. м, установленной для реализации мероприятий по приобретению жилых помещений для отдельных категорий граждан (2017 год - 63 072,71 руб., 2018 год - 62 671,00 руб., 2019 год - 61 925,00 руб.);

- отрицательная динамика ввода в эксплуатацию индустриального жилья;

- реальная рыночная стоимость 1 кв. м жилого помещения общей площадью 33 кв. м (наиболее востребованные жилые помещения на рынке варьируются в диапазоне от 65 000, 00 руб. до 75 000,00 руб. без отделки);

- отсутствие предложений застройщиков по продаже жилых помещений, осуществить закупку более 30 жилых помещений для целей обеспечения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

- приобретение жилья на рынке вторичного жилья также не является достаточным источником обеспечения вследствие высокой стоимости (от 80 000,00 руб. до 100 000,00 руб. за 1 кв.м.) и отсутствия жилых помещений на вторичном рынке, которые подходят по площади (площадь большинства однокомнатных квартир «брежневской» и «хрущевской» планировок варьируется в диапазоне от 29 до 31 кв.м., что не позволяет их приобрести и использовать для целей обеспечения данной категории граждан при норме обеспечения - 33 кв. м.). За 2 года реализации мероприятий программы на вторичном рынке жилья удалось найти и приобрести только 5 жилых помещений, удовлетворяющих предъявляемым требованиям.

Из предоставленных в судебном заседании представителем административного истца документов следует, что на протяжении 2019 года аукционной комиссией Департамента капитального строительства города Севастополя признаны несостоявшимися по причине отсутствия заявок на участие 9 электронных аукционов на покупку жилых помещений.

На протяжении 2019 года Департамента капитального строительства города Севастополя в адрес застройщиков, осуществляющих свою деятельность на территории города Севастополя направлено 32 коммерческих предложений относительно определения среднерыночной цены, приобретаемого жилья.

Также в ходе судебного разбирательства установлено, что на протяжении 2019 года Департаментом предлагалось к заселению ФИО2 2 квартиры, от заключении договора социального найма в отношении которых она отказалась.

Действия, направленные на исполнение требований исполнительного документа, а именно обеспечение категорий лиц жилыми помещениями, требуют значительных временных затрат.

Материалами дела подтверждается, что фактическая возможность приобрести и предоставить взыскателю жилое помещение в установленный для добровольного исполнения требований исполнительного документа срок у Департамента отсутствовала.

Как следует из п. 1 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст. 401 ГК РФ).

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в абз. 2 п. 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 г. N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", лица, не являющиеся субъектами предпринимательской деятельности, могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п. 1 ст. 401 ГК Российской Федерации, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

Таким образом, суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора в случае, если установит, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру лежащей на нем обязанности и условиям оборота, должник принял все меры для надлежащего исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа.

Изложенное указывает на то, что суд вправе уменьшить размер исполнительского сбора либо освободить должника от взыскания исполнительского сбора в случае, если установит, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру обязательства и условиям оборота, должник принял все меры для надлежащего исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа. При этом, законодатель установил открытый перечень оснований уменьшения размера исполнительского сбора и отнес установление этих оснований к полномочиям суда.

Как разъяснено Верховным Судом Российской Федерации в вышеназванном Постановлении Пленума, а также следует из позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в Постановлении N 13-П "По делу о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 77 и пункта 1 статьи 81 Федерального закона "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, меры принуждения должника к соблюдению законных требований государства, выраженной в возложении на должника обязанности произвести дополнительную выплату в качестве меры публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным правонарушением в процессе исполнительного производства.

Размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированного, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.

Необходимым условием взыскания исполнительского сбора является установление судебным приставом-исполнителем факта виновного неисполнения должником законного требования, содержащегося в решении суда, в период для добровольного исполнения, или в иной срок - для решений, подлежащих немедленному исполнению.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что в ходе исполнительного производства должником принимались все возможные меры по исполнению решения суда относительно предоставления ФИО2 благоустроенного жилого помещения по договору специализированного найма. Также следует учесть, что согласно пояснений представителя административного истца, приобретенные в 2019 году квартиры для целей обеспечения жильем лиц, отнесенных к категории сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставлялись в 2019 года лицам в отношении которых имелись ранее вступившие в законную силу решения судов о предоставлении жилья.

Таким образом, оснований утверждать, что несвоевременное исполнение требований исполнительного документа обусловлено виновными действиями (виновным противоправным бездействием) должника, не имеется.

По мнению суда, приведенные административным истцом доказательства, свидетельствуют о принятии Департаментом исчерпывающих мер к исполнению требований исполнительного документа.

Руководствуясь статьями 175 - 179 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Департамента капитального строительства г. Севастополя удовлетворить.

Освободить Департамент капитального строительства г. Севастополя от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 руб., на основании постановления судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Севастополю от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству -ИП от ДД.ММ.ГГГГ.

Решение суда может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в порядке, установленном статьей 297 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Решение суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано.

Мотивированное решение составлено 20.03.2020.

Судья Гагаринского районного

суда г. Севастополя Н.Н.Кныш