ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1198/16 от 24.05.2016 Советского районного суда г. Орла (Орловская область)

Дело №2а-1198/16

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Советский районный суд г. Орла в составе:

председательствующего судьи Горбачевой Т.Н.,

с участием старшего помощника прокурора Советского района г. Орла Шолоховой А.С.

при секретаре Царевой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании районного суда административное дело по административному исковому заявлению закрытого акционерного общества «Агропромышленный комплекс «Орловская Нива» к администрации г. Орла о признании недействующим постановления администрации г. Орла от 23.11.2015 №5213 «Об утверждении схем размещения нестационарных торговых объектов на территории города Орла»,

УСТАНОВИЛ:

Закрытое акционерное общество «Агропромышленный комплекс «Орловская Нива» (далее - ЗАО «АПК «Орловская Нива») обратилось в Советский районный суд г. Орла с вышеуказанным административным исковым заявлением к администрации г. Орла о признании недействующим постановления администрации г. Орла от 23.11.2015 №5213 «Об утверждении схем размещения нестационарных торговых объектов на территории города Орла».

В обоснование требований ЗАО «АПК «Орловская Нива» указало, что данное постановление является нормативно правовым актом в области торговой деятельности, принято в целях упорядочения размещения и функционирования нестационарных торговых объектов на территории города Орла.

ЗАО «АПК «Орловская Нива» является субъектом отношений регулируемых настоящим актом, в силу того, что оно является владельцем сети торговых павильонов <данные изъяты>, расположенных на территории муниципального образования «город Орел» и является субъектом торговой деятельности. Принятый нормативно правовой акт определяет его права в части возможности дальнейшего осуществления торговой деятельности посредством размещения нестационарных торговых объектов – павильонов и киосков <данные изъяты>.

Полагает, что указанным нормативным правовым актом нарушены его права и законные интересы, поскольку им с 2011 года осуществляется эксплуатация нестационарных торговых объектов на арендованных земельных участках. На момент утверждения схемы размещения и принятия спорного постановления, действующими являлись 44 нестационарных торговых объекта (павильоны и киоски), расположенных на территории г. Орла. В соответствии с постановлением администрации города Орла от 07.11.2014 № 4375 (ред. от 26.08.2015) «Об утверждении схем размещения нестационарных торговых объектов на территории города Орла на 2015 год» в схеме размещения присутствовали его нестационарные торговые объекты в количестве 49 штук.

В постановление администрации г. Орла от 23.11.2015 №5213 «Об утверждении схем размещения нестационарных торговых объектов на территории города Орла» ни одного его торгового объекта не включено.

С 01.03.2016 вступили в силу изменения земельного законодательства. В частности внесены изменения в Земельный кодекс Российской Федерации (далее по тексту: ЗК РФ), в соответствии с которыми для размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках не требуется заключение договора аренды (п.6 ч.1 ст.39.33 ЗК РФ).

Размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

В связи с изменениями законодательства продолжение ведения деятельности по продаже продовольственных товаров через нестационарные торговые павильоны возможно лишь при включении в схему размещения нестационарных торговых объектов.

Утверждение оспариваемым постановлением администрации г.Орла схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Орла, в которую не включены нестационарные торговые объекты, используемые административным истцом создает препятствие для дальнейшего ведения им торговой деятельности.

Также считает, что оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует Федеральному закону от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» в части не включения в схемы размещения нестационарных торговых объектов и исключения из схемы существующих торговых объектов, а также противоречит п.21 приказа Департамента сельского хозяйства Орловской области от 18.03.2013 №28 «Об утверждении Порядка разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, органами местного самоуправления муниципальных образований Орловской области» в части пересмотра ранее существовавших объектов.

В связи в изложенным просит суд признать постановление администрации г. Орла от 23.11.2015 №5213 «Об утверждении схем размещения нестационарных торговых объектов на территории города Орла» недействующим полностью в связи с несоответствием Федеральному закону от 28.12.2009 №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ».

В судебном заседании представители административного истца ЗАО «АПК «Орловская Нива» по доверенностям Баулин О.В., Лавров К.В., Полянская Н.П., Негинский А.Г. поддержали административные исковые требования по основаниям, указанным в исковом заявлении. Кроме того, возражали против доводов представителя административного ответчика относительно незаконности размещения нестационарных торговых объектов административного истца на предоставленных земельных участках.

Представитель административного ответчика администрации г. Орла по доверенности Тишина Е.В. возражала против удовлетворения административных исковых требований, указав, что оспариваемое постановление администрации вынесено на законных основаниях, утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов относится к компетенции органа местного самоуправления, указанным постановлением права и законные интересы административного истца не нарушаются.

Согласно представленным письменным возражениям и дополнений к ним, административный истец размещал нестационарные торговые объекты на основании краткосрочных договоров аренды земельных участков, срок действия которых на момент вынесения оспариваемого постановления администрации истек. Утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, по мнению административного ответчика, не означает сохранение за арендатором земельного участка права постоянного пользования таким объектом после истечения срока аренды. На территории г. Орла высокая обеспеченность горожан стационарными объектами торговли, в связи с чем размещение иных нестационарные объектов нецелесообразно. Административным истцом не подавались заявки на включение принадлежащих им торговых объектов в схему размещения нестационарных объектов. В основном объекты, ранее включенные в схемы размещения нестационарных торговых объектов, вошли и в схему на 2016, утвержденную оспариваемым постановлением. Исключение составили объекты не отвечающие требованиям подпункта 3 пункта 11 Порядка разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, органами местного самоуправления муниципальных образований Орловской области, утвержденного Приказом Департамента сельского хозяйства Орловской области от 18.03.2013 №28, а также пункта 2.4 Положения о предоставлении права на размещение нестационарных торговых объектов и объектов по оказанию услуг на территории муниципального образования «Город Орел», утвержденного постановлением администрации г. Орла от 21.09.2015 № 4192 «О размещении нестационарных объектов на территории муниципального образования «Город Орел».

Проект схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Орла публиковался на официальном сайте администрации г. Орла, в опубликованный проект включались нестационарные торговые объекты, принадлежащие административному истцу.

ДД.ММ.ГГ на заседании рабочей группы по рассмотрению предложений, замечаний и согласованию проекта схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Орла принято решение об исключении нестационарных торговых объектов ЗАО «АПК «Орловская Нива», не отвечающих указанным выше требованиям, поскольку большинство из них располагается на землях общего пользования, занятых газонами, тротуарами, вблизи остановочных пунктов, в охранной зоне инженерных сетей, что свидетельствует, по мнению представителя административного ответчика, о законности не включения нестационарных торговых объектов административного истца в схему на 2016.

Также указывает, что права административного истца оспариваемым постановлением не нарушаются, поскольку он не лишен возможности реализовывать произведенную им продукцию через сеть стационарных торговых объектов, которыми муниципальное образование обеспечено в полном объеме, либо участвовать в торгах на право размещения торговых объектов в других местах, включенных в схему.

Суд, выслушав стороны, заключение прокурора, полагавшего отказать в удовлетворении рассматриваемых требований, исследовав письменные материалы дела, находит административные исковые требования ЗАО «АПК «Орловская Нива» законными, обоснованными, подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту: КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно п. 15 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту: Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относятся создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по принятию муниципальных правовых актов (статья 17 Федерального закона № 131-ФЗ).

Вопросы предоставления мест под размещение объектов нестационарной торговли согласно п. 1 ст. 39.36 ЗК РФ регулируются Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Федеральный Закон № 381-ФЗ), законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в случаях и в пределах, которые предусмотрены Законом № 381-ФЗ.

Порядок и условия размещения объектов нестационарной торговли устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (п. 3 ст. 39.36 ЗК РФ).

Как следует из ч. 1 ст. 10 Федерального закона №381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

Таким образом, утверждение названной схемы является условием размещения нестационарных объектов на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности на территории муниципального образования.

Схема размещения нестационарных торговых объектов издается органом местного самоуправления в установленном порядке, подлежит официальному обнародованию, содержит предписания субъектам торговой деятельности относительно ассортимента товаров, типов и площади возводимых торговых объектов и по предмету регулирования затрагивает как права лиц, поименованных в схеме, так и права иных субъектов предпринимательской деятельности, имеющих намерение осуществлять данную деятельность на территории муниципального образования, круг которых не определен.

Судом установлено, что административный истец ЗАО «АПК «Орловская Нива» с 2011 осуществляет предпринимательскую деятельность по продаже продовольственных товаров, в том числе продукции собственного производства сельхозтоваропроизводителя, в торговых павильонах и киосках <данные изъяты>. Торговые павильоны и киоски размещены на ранее предоставленных административному истцу в аренду земельных участках на территории города Орла, в соответствии с условиями градостроительных заключений, в местах расположения, согласованных с заинтересованными службами и иными хозяйствующими субъектами, на основании действующих постановлений администрации г. Орла об утверждении схемы расположения земельных участков по конкретным адресам.

Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела.

ДД.ММ.ГГ администрацией г. Орла вынесено постановление № 5213 «Об утверждении схем размещения нестационарных объектов торговли на территории города Орла».

Указанным постановлением в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Орла не включены нестационарные торговые объекты, принадлежащие ЗАО «АПК «Орловская Нива», осуществлявшие эксплуатацию этих объектов, на момент издания указанного постановления, на основании ранее утвержденной постановлением администрации г. Орла от 07.11.2014 № 4375 схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Орла на 2015 год. В частности, не включены в схему размещения нестационарных торговых объектов торговые павильоны и киоски, расположенные по следующим адресам: <...>, <...>, <...>, <...>

Исходя из изложенного, оспариваемое ЗАО «АПК «Орловская Нива» постановление органа местного самоуправления является нормативным правовым актом, затрагивающим права и законные интересы административного истца в сфере предпринимательской деятельности.

Разработка проекта схемы, размещение его на официальном сайте администрации г.Орла, рассмотрение проекта на заседании коллегиального органа и утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом г. Орла.

В соответствии со ст. 47 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.

Указанное положение также содержится и в п. 5 ст. 31 Устава города Орла.

Согласно ч. 5 ст. 10 Федерального закона № 381-ФЗ схема размещения нестационарных торговых объектов и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Обжалуемое постановление администрации г. Орла от 23.11.2015 № 5213 опубликовано в издании «Орловская городская газета» № 46 от 27.11.2015, размещено на официальном сайте администрации г. Орла в сети «Интернет».

Вместе с тем суд учитывает, что в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 1 Федерального закона № 381-ФЗ одной из его целей является обеспечение соблюдения прав и законных интересов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих поставки производимых или закупаемых товаров, предназначенных для использования их в предпринимательской деятельности, в том числе для продажи или перепродажи, баланса экономических интересов указанных хозяйствующих субъектов, а также обеспечение при этом соблюдения прав и законных интересов населения.

Схемой размещения нестационарных торговых объектов должно предусматриваться размещение не менее чем шестьдесят процентов нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого и среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность, от общего количества нестационарных торговых объектов (ч. 4 ст. 10).

Согласно положениям п. 6 ст. 10 указанного федерального закона утверждение или изменение схемы размещения нестационарных торговых объектов не является основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.

Приказом Департамента сельского хозяйства Орловской области от 18.03.2013 №28 утвержден Порядок разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, органами местного самоуправления муниципальных образований Орловской области (далее по тексту: Порядок).

Пункт 21 Порядка также устанавливает, что утверждение схем, равно как и внесение в них изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация, которых были начаты до утверждения указанных Схем.

В силу п.п. «д» п. 4 ст. 15 Федерального закона № 381-ФЗ органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к установлению на товарном рынке правил осуществления торговой деятельности, отличающихся от аналогичных правил, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в частности, запрещается принятие иных нормативных правовых актов, решений, предусматривающих дискриминацию хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, в предоставлении доступа к объектам транспорта, инфраструктуры.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, данной в определении Конституционного Суда РФ от 29.01.2015 № 225-О, положение ч. 6 ст. 10 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» направлено на обеспечение условий для предоставления населению торговых услуг, стабильности прав хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, возможности долгосрочного планирования ими своего бизнеса, на недопущение передела рынка, сокращения или прекращения торгового бизнеса, ухудшения положения субъектов предпринимательской деятельности при изменении органами публичной власти схемы размещения нестационарных торговых объектов, сокращения сферы торговых услуг. Органы местного самоуправления не лишены возможности, действуя в пределах своих полномочий, решать вопросы размещения торговых объектов, принимая во внимание их нестационарный характер, в целях создания условий для наилучшего удовлетворения потребностей населения в получении необходимых товаров, работ и услуг по месту жительства и без ущерба для стабильного ведения предпринимательства, с тем чтобы при изменении места ведения бизнеса сам бизнес сохранялся.

В соответствии с ч. 4 ст. 19 Федерального закона № 381-ФЗ утвержденные нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов не могут служить основанием для пересмотра размещения стационарных торговых объектов, нестационарных торговых объектов, строительство или реконструкция которых начаты либо завершены до утверждения указанных нормативов.

Таким образом, произвольный пересмотр схем размещения нестационарных торговых объектов административного истца, не включение их в схемы размещения или исключение из схемы уже существующих противоречит указанным положениям Федерального закона № 381-ФЗ.

В этой связи суд считает несостоятельными доводы представителя административного ответчика об отсутствии обязанности по включению вышеперечисленных торговых объектов в схему размещения нестационарных торговых объектов.

Из анализа вышеприведенных норм следует, что Федеральным законом № 381- ФЗ и Порядком предусмотрено сохранение прежних мест размещения нестационарных торговых объектов в случае утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов либо внесения в нее изменений, утверждения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, если строительство, реконструкция или эксплуатация таких объектов начаты до утверждения схем или нормативов.

Учитывая, что торговые объекты павильоны и киоски <данные изъяты>, принадлежащие ЗАО «АПК «Орловская Нива», эксплуатируются административным истцом до утверждения ДД.ММ.ГГ новой схемы размещения нестационарных торговых объектов, у администрации г. Орла не имелось законных оснований не включать в схему вышепоименованные торговые объекты истца.

В силу п.п.6 п.1 ст. 39.33 ЗК РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Статьей 39.36 ЗК РФ регламентировано использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Таким образом, с ДД.ММ.ГГ размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом № 381-ФЗ.

Несостоятельными суд признает и доводы административного ответчика о размещении нестационарных торговых объектов ЗАО «АПК «Орловская Нива» с нарушением норм действующего законодательства, со ссылкой на подпункт 3 пункта 11 Порядка, а также пункт 2.4 Положения о предоставлении права на размещение нестационарных торговых объектов и объектов по оказанию услуг на территории муниципального образования «Город Орел», утвержденного постановлением администрации г. Орла от 21.09.2015 № 4192 «О размещении нестационарных объектов на территории муниципального образования «Город Орел», поскольку данные обстоятельства не имеют правового значения в силу вышеприведенных положений Федерального закона № 381-ФЗ. Кроме того, указанные доводы не нашли своего достоверного подтверждения в ходе рассмотрения административного дела.

Согласно материалов дела рабочей группой по рассмотрению предложений, замечаний и согласованию проекта схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Орла ДД.ММ.ГГ принято решение об исключении из схемы размещения нестационарных торговых объектов торговых объектов, принадлежащих административному истцу. Указанное решение занесено в протокол заседания от ДД.ММ.ГГ№***.

Согласно протоколу №*** от ДД.ММ.ГГ причинами исключения всех вышеперечисленных объектов ЗАО «АПК «Орловская Нива» из проекта схемы размещения нестационарных торговых объектов на 2016, послужило нарушение действующих норм, расположение объектов на газонах, в охранных зонах инженерных сетей, отсутствие благоустроенной прилегающей территории, нецелесообразность их размещения исходя из превышения нормативов обеспеченности граждан торговой площадью.

При этом, администрацией г. Орла не представлено доказательств, подтверждающих наличие указанных оснований исключения объектов из схемы, а также доказательств экономического обоснования нецелесообразности их размещения на момент принятия такого решения ДД.ММ.ГГ. И напротив, представленные административным истцом постановления администрации г. Орла об утверждении схем расположения земельных участков, принятые в период 2011- 2012, градостроительные заключения об условиях предоставления земельных с соответствующими согласованиями заинтересованных служб, опровергают доводы административного ответчика о незаконности расположения не включенных в схему нестационарных торговых объектов ЗАО «АПК «Орловская Нива».

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о несоответствии постановления администрации г. Орла от 23.11.2015 № 5213 «Об утверждении схем размещения нестационарных торговых объектов на территории города Орла» положениям Федерального закона № 381-ФЗ, и о нарушении оспариваемым постановлением прав и законных интересов ЗАО «АПК «Орловская Нива» в сфере предпринимательской деятельности.

Подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 КАС РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

В связи с изложенным, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований ЗАО «АПК «Орловская Нива» о признании недействующим постановления администрации г. Орла от 23.11.2015 №5213 «Об утверждении схем размещения нестационарных торговых объектов на территории города Орла» со дня его принятия.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление закрытого акционерного общества «Агропромышленный комплекс «Орловская Нива» к администрации г. Орла о признании недействующим постановления администрации г. Орла от 23.11.2015 №5213 «Об утверждении схем размещения нестационарных торговых объектов на территории города Орла» удовлетворить.

Постановление администрации города Орла от 23.11.2015 №5213 «Об утверждении схем размещения нестационарных торговых объектов на территории города Орла» признать недействующим со дня его принятия.

В течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу опубликовать сообщение о настоящем решении в издании «Орловская городская газета».

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме в Орловский областной суд.

Председательствующий Т.Н. Горбачева