К делу №2а-1198/2018 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Тихорецк 25 октября 2018
Тихорецкий городской суд Краснодарского края в составе:
судьи Семенова Е.А.,
при секретаре судебного заседания Брошко Н.А.,
с участием в судебном заседании:
от административного истца – старшего помощника Тихорецкого межрайонного прокурора Киселева М.В.,
представителя административного ответчика - администрации муниципального образования Тихорецкий район - ФИО1, действующей на основании доверенности №4933 от 23.05.2018, имеющей высшее юридическое образование (диплом КТ №56807 от 12 июля 2013 года),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тихорецкого межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Тихорецкий район о признании незаконным бездействия,
У С Т А Н О В И Л:
Тихорецкий межрайонный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования Тихорецкий район о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии программы и (или) подпрограммы с выделением денежных средств на финансирование мероприятий по повышению уровня доступности объектов социальной инфраструктуры для маломобильных групп граждан.
Исковые требования мотивированы тем, что в результате проведения проверки в порядке контроля исполнения законодательства о соблюдении социальных прав инвалидов в деятельности администрации муниципального образования Тихорецкий район, выявлены факты ненадлежащей реализации предоставленных полномочий в указанной сфере. Административный истец просит признать бездействие администрации муниципального образования Тихорецкий район незаконным, выразившееся в непринятии программы и (или) подпрограммы с выделением денежных средств на финансирование мероприятий по повышению уровня доступности объектов социальной инфраструктуры для маломобильных групп граждан.
В судебном заседании представитель административного истца Киселев М.В. настаивал на удовлетворении иска, указывая, что бездействием ответчика нарушаются законные права и интересы неопределенного круга лиц. Несмотря на наличие на территории муниципального образования Тихорецкий район социально-значимых объектов, недоступных для маломобильных групп граждан, администрацией поселения в 2017-2018 гг. программа и (или) подпрограмма в указанной сфере не принята, денежные средства на мероприятия по повышению уровня доступности объектов и услуг для инвалидов не выделены.
Представитель административного ответчика ФИО1 возражала против удовлетворения административного искового заявления, пояснила, что в соответствии с Правилами разработки федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в установленных сферах деятельности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2015 года № 599 и на основании поручения заместителя главы администрации (губернатора) Краснодарского края постановлением администрации от 7 октября 2015 года № 1063 (с изменением от 10 ноября 2015 года № 1175) утвержден перечень мероприятий (дорожная карта) муниципального образования Тихорецкий район услуг. Указанный перечень содержит мероприятия, направленные на достижение запланированных значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг, в том числе мероприятия по поэтапному повышению значений следующих показателей:
доступность для инвалидов объектов инфраструктуры (транспортных средств, средств связи и информации), включая оборудование объектов необходимыми приспособлениями (объекты образования, культуры, здравоохранения и др.);
доступность предоставляемых инвалидам услуг с учетом имеющихся у них нарушений функций организма, а также оказание им помощи в преодолении барьеров, препятствующих пользованию объектами и услугами (при заключении договоров на право осуществления регулярных пассажирских перевозок на территории муниципального образования Тихорецкий район включение в обязанности перевозчиков мероприятий по оснащению общественного пассажирского транспорта звуковыми и визуальными (табло дисплей) информационными системами для обеспечения инвалидов и других пассажиров сообщениями о маршруте следования и остановках);
обеспечение дополнительных гарантий инвалидам, испытывающим трудности в поиске работы, путем квотирования рабочих мест в организациях, расположенных на территории муниципального образования Тихорецкий район.
В целях создания в муниципальных общеобразовательных организациях условий для получения детьми-инвалидами качественного образования за счет средств государственной программы Краснодарского края «Доступная среда» на территории муниципального образования Тихорецкий район реализованы мероприятия по созданию в общеобразовательных организациях условий для инклюзивного образования детей-инвалидов (всего 2423,0 тыс. рублей, в том числе из средств федерального бюджета - 1703,0 тыс. рублей, краевого бюджета - 720,0 тыс. рублей).
На аналогичные мероприятия в 2015 году в рамках муниципальной программы «Развитие образования» на условиях софинансирования с краевым бюджетом израсходовано 330,6 тыс. рублей местного бюджета. Денежные средства направлены на улучшение доступности к обучению детей-инвалидов с нарушением опорно-двигательного и зрительного аппаратов в МБОУ гимназии №.8 г.Тихорецка и МБОУ СОТП № 8 ст. Новорождественской. Также в 2015 году МБУЗ «Тихорецкая ЦРБ» за счет внебюджетных средств, поступивших от оказания платных услуг, обустроен пандус в здании ФАЛ пос.Пригородного на сумму 43,2 тыс.рублей. В 2016 году в соответствии с муниципальной программой «Развитие культуры Тихорецкого района на 2015- 2020 годы» проведен капитальный ремонт кровли здания, а также обустроены пандус и навес над крыльцом здания ДШИ ст.Архангельской на обшую сумму 980,4 тыс.рублей, в том числе обустройство пандуса и навеса - на сумму 320,6 тыс.рублей.
В 2018 году в рамках реализации мероприятий муниципальной программы «Управление муниципальным имуществом» на 2016-2021 годы, утвержденной постановлением администрации от 23 ноября 2015 год № 2464, за счет средств местного бюджета предусмотрено устройство пандуса к нежилым помещениям в сумме 125,0 тыс.рублей (пункт 1.1.6 мероприятий по осуществлению капитального ремонта).
Также в рамках реализации мероприятий муниципальной подпрограммы «Поддержка общественных инициатив» на 2015-2020 годы муниципальной программы «Развитие гражданского общества» на 2015-2020 годы, утвержденной постановлением администрации от 3 сентября 2014 года № 1283, предусмотрена поддержка некоммерческих организаций, в том числе общественных организаций инвалидов, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования Тихорецкий район.
В 2018 году администрацией заключены соглашения о предоставлении субсидий:
от 19 февраля 2018 года № 40 с Тихорецкой районной организацией Краснодарской краевой организации Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» в размере 70,0 тысяч рублей. Субсидия предусмотрена на обеспечение комплекса мероприятий по защите законных прав инвалидов Тихорецкого района. По состоянию на 21 августа 2018 года из бюджета муниципального образования Тихорецкий район перечислены средства в сумме 33,0 тысяч рублей, или 47,1 % от годового плана. Профинансировано и освоено в 2016 году - 70,0 тысяч рублей, в 2017 году - 70,0 тысяч рублей;
от 19 февраля 2018 года № 41с Краснодарским региональным отделением общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское общество глухих» (для Тихорецкого местного отделение ВОГ) в размере 40 тысяч рублей. Субсидия предусмотрена на обеспечение комплекса мероприятий по защите законных прав инвалидов по слуху Тихорецкого района. По состоянию на 21 августа 2018 года из бюджета муниципального образования Тихорецкий район перечислены средства в сумме 22,0 тысяч рублей или 55,0 % от годовых назначений. Профинансировано и освоено в 2015 году - 40,0 тысяч рублей, в 2017 году - 40,0 тысяч рублей;
от 01 марта 2018 года № 45 с Краснодарской краевой организацией Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени Общество слепых» (для Тихорецкой местной организации ВОС) в размере 60,0 тысяч рублей. Субсидия предусмотрена на обеспечение комплекса мероприятий по защите законных прав инвалидов по зрению Тихорецкого района. По состоянию на 21 августа 2018 года из бюджета муниципального образования Тихорецкий район перечислены средства в сумме 16,5 тысяч рублей, исполнение плана составило 27,5 %. Профинансировано и освоено в 2016 году - 60,0 тысяч рублей, в 2017 году - 60,0 тысяч рублей. Кроме того пояснила, что муниципальные образования края не наделены полномочиями по предоставлению льгот на оплату жилого помещения и коммунальных услуг инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается. В местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий. Приказами министерства финансов Краснодарского края от 15 июня 2017 года № 222 (на 2018 год), от 9 июня 2018 года № 305 (на 2019 год) муниципальное образование Тихорецкий район отнесено к 3 группе муниципальных образований, в бюджетах которых доля дотаций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в размере, не превышающем расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (части расчетного объема дотации), замененной дополнительными нормативами отчислений, в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 20 процентов собственных доходов местного бюджета.
На основании части 3.1 статьи 4 Закона Краснодарского края от 15 июля 2005 года № 918-КЗ «О межбюджетных отношениях в Краснодарском крае» министерством финансов Краснодарского края с администрацией заключены соглашения от 29 мая 2018 года № 128д, от 14 мая 2018 года № 228 д «Об условиях предоставления и использования дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) бюджету муниципального образования Тихорецкий район», в соответствии с которым муниципальное образование Тихорецкий район не имеет права устанавливать и исполнять расходные обязательства, не связанные с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района.
Учитывая, что вышеуказанное соглашение устанавливает меры и ограничения для муниципальных образований - получателей дотации, а их соблюдение является основным условием предоставления дотации из краевого бюджета, установление и исполнение вышеуказанных расходных обязательств будет являться основанием для реализации права министерства финансов Краснодарского края принять решение о приостановлении (сокращении) предоставления бюджету муниципального образования Тихорецкий район - дотации из краевого бюджета. Просила в удовлетворении иска отказать.
Представитель заинтересованного лица – управления социальной защиты населения министерства труда и социального развития Краснодарского края в Тихорецком районе в судебное заседание не явился, предоставив письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные доказательства, суд учитывает следующее.
В соответствии со статьей 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральнымизаконами.
Согласно части 4 статьи 27, пункту 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Согласно статьей 14.1. Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к правам органов местного самоуправления поселения на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения поселений, отнесено в том числе оказание поддержки общественным объединениям инвалидов, а также созданным общероссийскими общественными объединениями инвалидов организациям в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Закон № 181-ФЗ) под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Постановлением Правительства РФ от 17.06.2015 № 599 утверждены Правила разработки федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в установленных сферах деятельности.
Кроме того, согласно п. 3 постановления Правительства РФ от 17.06.2015 № 599 высшим органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано разработать и утвердить планы мероприятий («дорожные карты») по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг соответственно субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
В соответствии с Законом № 181-ФЗ, постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 № 901 «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг» утверждены Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, согласно п. п. 16, 18 которого предусмотрено, что расходы, связанные с предоставлением льгот по оплате жилья, коммунальных услуг и приобретаемого топлива, возмещаются, в том числе, в порядке, установленном органами местного самоуправления. При этом, предусмотрено право органов местного самоуправления за счет собственных средств устанавливать дополнительные льготы инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 12.10.2015 № 969 утверждена государственная программа Краснодарского края «Доступная среда», предусматривающая, в том числе, порядок предоставления из краевого бюджета местным бюджетам субсидий в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих, в том числе при создании в муниципальных общеобразовательных организациях условий для получения детьми-инвалидами качественного образования; обеспечении доступности для инвалидов транспортной и дорожной инфраструктуры; обеспечении доступности для инвалидов зданий муниципальных учреждений культуры и другое.
Порядок предоставления и распределения субсидий из краевого бюджета местным бюджетам муниципальных образований Краснодарского края в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения в рамках реализации государственной программы, устанавливается нормативным правовым актом главы администрации (губернатора) Краснодарского края.
Так, постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 29.07.2016 № 561 утвержден Порядок предоставления субсидий из краевого бюджета в рамках реализации мероприятий государственной программы Краснодарского края «Доступная среда», согласно которому основными критериями отбора муниципальных образований края в целях субсидирования в рамках указанной программы является наличие муниципальной программы, соответствующей следующим требованиям:
повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;
наличие мероприятий, направленных на повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;
содержащая расходные обязательства муниципального образования Краснодарского края, на исполнение которых предоставляется субсидия;
наличие лимитов бюджетных обязательств и объемов бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете муниципального образования Краснодарского края на соответствующий финансовый год на реализацию муниципальной программы.
В соответствии со статьей 15 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования.
Статьей 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления.
Принятие программы (подпрограммы) позволит увеличить долю муниципальных объектов Тихорецкого района в сфере образования, культуры, спорта и здравоохранения, оснащенных пандусами и специальным оборудованием для обеспечения беспрепятственного доступа к ним инвалидов и других маломобильных групп населения Тихорецкого района, что, в свою очередь, позволит добиться повышения уровня и качества жизни маломобильных граждан, их социальной адаптации и возможно более полной их интеграции в жизнь общества.
В судебном заседании установлено, что, несмотря на наличие на территории муниципального образования Тихорецкий район социально-значимых объектов, недоступных для маломобильных групп граждан администрацией поселения в 2017-2018 гг., программа и (или) подпрограмма в указанной сфере не принята, денежные средства на мероприятия по повышению уровня доступности объектов и услуг для инвалидов не выделены.
Указанные нарушения послужили основанием для внесения межрайонным прокурором главе поселения представления об их устранении, по результатам рассмотрения которых нарушения признаны обоснованными, виновные должностные лица привлечены к дисциплинарной ответственности.
Вместе с тем, на момент рассмотрения иска ответчиком не принято никаких мер к финансированию мероприятий, направленных на обеспечение беспрепятственного доступа маломобильных групп граждан к объектам социальной инфраструктуры, что не способствует целям действующего законодательства о защите социальных и иных прав и законных интересов инвалидов в Российской Федерации, нарушает законные права и интересы неопределенного круга лиц.
При установленных обстоятельствах исковые требования прокурора, направленные на защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
Р Е Ш И Л :
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Тихорецкий район, выразившееся в непринятии программы и (или) подпрограммы с выделением денежных средств на финансирование мероприятий по повышению уровня доступности объектов социальной инфраструктуры для маломобильных групп граждан.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы, представления через Тихорецкий городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 26 октября 2018 года.
С У Д Ь Я :