ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1198/2021 от 01.02.2022 Ипатовского районного суда (Ставропольский край)

Дело №2а-83/2022 (2а-1198/2021)

26RS0015-01-2021-002383-24

РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

01 февраля 2022 года г. Ипатово

Ипатовский районный суд Ставропольского края в составе судьи Деевой И.И., при ведении протокола судебного заседания секретарем Анжеровской К.В.,

с участием старшего помощника прокурора Ипатовского района Тенищевой Л.Е., представителя администрации ИГО СК Савченко А.В. по доверенности от 11.01.2022,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело № 2а-83/22 по административному иску прокурора Ипатовского района Ставропольского края Мануйлова А.И. к администрации Ипатовского городского округа Ставропольского края, Управлению по работе с территориями администрации Ипатовского городского округа Ставропольского края о признании незаконным бездействия в части непринятия мер по ликвидации несанкционированной свалки отходов, расположенной на территории г. Ипатово Ставропольского края, обязании ликвидировать несанкционированную свалку,

установил:

прокурор Ипатовского района Ставропольского края Мануйлов А.И. в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к администрации Ипатовского городского округа Ставропольского края Управлению по работе с территориями администрации Ипатовского городского округа Ставропольского края о признании незаконным бездействия административных ответчиков в части непринятия мер по ликвидации несанкционированной свалки отходов, расположенной на участке местности вдоль улицы Западная от пересечения с улицей Голубовского и пересечения с улицей Ленина в г. Ипатово Ставропольского края; обязании административных ответчиков в срок не позднее трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать указанную несанкционированную свалку отходов.

В обоснование доводов указывает, что Прокуратурой района проведена проверка доводов обращения Семеновой Л.А., в ходе которой выявлены нарушения требований земельного и природоохранного законодательства.

Проверкой установлено, что на территории Ипатовского городского округа Ставропольского края на участке местности вдоль ул. Западная от пересечения с ул. Голубовского и пересечения с ул. Ленина г. Ипатово, размещены твердые коммунальные отходы, отходы производства и потребления, а именно: строительные отходы, битый шифер, битый кирпич, асфальтобетон и т.д.

Свое требование прокурор мотивирует тем, что непринятие административным ответчиком мер по ликвидации несанкционированной свалки отходов, расположенной на вышеуказанной территории, нарушает конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, защиту ее от негативного воздействия и на обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности, создает угрозу ухудшения состояния окружающей среды в результате наступления чрезвычайных ситуаций природного характера вследствие загрязнения почв.

Однако, в результате проведенной прокуратурой района проверки установлено, что управлением по работе с территориями администрации Ипатовского городского округа, администрацией Ипатовского городского округа вопреки вышеуказанным требованиям федерального законодательства какая-либо самостоятельная инициативная работа, направленная на выявление рассматриваемого факта несанкционированного размещения отходов на территории района не велась, своевременный и надлежащий сбор и вывоз отходов, размещенных на вышеуказанной территории, не организован, не приняты меры к ликвидации несанкционированной свалки отходов, в том числе путем установления лиц, разместивших отходы, привлечения их к установленной законом ответственности, что свидетельствует о неисполнении полномочий, определённых Законами № 131-ФЗ, № 7-ФЗ, 89-ФЗ и 52-ФЗ, что может привести к нарушению гарантированных статьей 42 Конституции Российской Федерации прав граждан на благоприятную окружающую среду.

Таким образом, управлением по работе с территориями администрации Ипатовского городского округа, администрацией Ипатовского городского округа не исполнены требования, определённые Законами № 131-ФЗ, № 7-ФЗ, 89-ФЗ и 52-ФЗ, допущено бездействие, выразившееся в непринятии мер к ликвидации вышеуказанной несанкционированной свалки отходов.

В судебном заседании прокурор Тенищева Л.Е. поддержала административный иск, просил его удовлетворить, не возражала против продления срок для устранения указанных нарушений до 01.09.2022.

Представитель администрации округа Савченко А.В. частично признала иск, возражала против удовлетворения исковых требований в части признания незаконным бездействия органа местного самоуправления по основаниям, изложенным в возражениях, которые приобщены к материалам дела, поддержала доводы возражений, представленных административным ответчиком – управления по работе с территориями АИГО СК Кочиной В.И., не возражала продлить срок для устранения выявленных нарушений до 01.09.2022.

В судебное заседание, будучи надлежащим образом извещенная о дате, времени и месте его проведения, представитель управления Кочина В.И., не явилась, причин уважительности своей неявки суду не представила. Письменные возражения, направленные в адрес суда до начала судебного заседания, приобщены к материалам дела.

Суд считает возможным, в соответствие со ст.150 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.

Выслушав пояснения сторон, исследовав представленные в дело доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В силу с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации вопросы природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Статья 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ (далее – Закон № 7-ФЗ) устанавливает, что охрана окружающей среды представляет собой деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

В силу статьи 3 указанного Федерального закона хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, возмещение вреда окружающей среде, запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды.

Соблюдение природоохранного законодательства является обязательным для всех субъектов, осуществляющих хозяйственную деятельность на территории Российской Федерации, независимо от формы собственности.

Факт расположения несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов, расположенной на участке местности вдоль улицы Западная от пересечения с улицей Голубовского и пересечения с улицей Ленина в г. Ипатово Ставропольского края, подтвержден представленными фотоматериалами, приобщенными к рапорту старшего помощника прокурора Ипатовского района Тенищевой Д.Е. и стороной ответчиков не оспаривался.

Учитывая, что указанная свалка твердых коммунальных отходов, является несанкционированной, сбор и хранение отходов не соответствует санитарным правилам и иным нормативным актам, ее расположение вблизи населенного пункта ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга лиц и создает опасность причинения вреда окружающей среде, в связи с чем подлежит ликвидации.

При этом судом установлено и сторонами не оспаривалось, что отходы размещены непосредственно на почву, в отсутствие специально оборудованного сооружения. При этом объект размещения отходов на указанной территории в эксплуатацию не вводился, в государственный реестр объектов размещения отходов не внесен.

В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Пунктом 2 ст. 7 Закона № 7-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.

Согласно п. 4 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирование экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Положения данных законов следует применять с учетом положений Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ), который определяет, в том числе, круг полномочий органов местного самоуправления в Российской Федерации.

В соответствии с п.п. 11, 24 ст. 16 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального, городского округа; участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных образований.

Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2019 № 258-О в связи с вступлением в силу Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ положения статьи 16 Закона № 131-ФЗ в части вопросов местного значения городского округа в сфере обращения с отходами претерпели изменения и по объему полномочий включают участие органов местного самоуправления в организации деятельности по очистке территории от твердых коммунальных отходов.

Данное законоположение действует во взаимосвязи с нормами законодательства в области охраны окружающей среды, а именно положениями Федерального закона от 24.07.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», согласно которым территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями (пункт 1 статьи 13), а также Закона № 7-ФЗ, относящего к полномочиям органов местного самоуправления (городского округа) в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, организацию мероприятий по ее охране в границах городского округа (статья 7).

Таким образом, названное правовое регулирование не предполагает освобождения органов местного самоуправления от участия в реализации публичных полномочий по очистке территории муниципального образования от твердых коммунальных отходов.

Закрепление указанной обязанности предполагает необходимость реализации органами местного самоуправления ряда задач публично-властного характера по налаживанию устойчивой и согласованно функционирующей системы мер, призванных обеспечивать своевременное и бесперебойное оказание услуг по приему и перемещению бытовых и промышленных отходов, а также позволяющих производить их утилизацию и переработку.

Согласно п.п. 15, 27 ст. 13 Устава Ипатовского городского округа Ставропольского края, утвержденного решением Думы Ипатовского городского округа Ставропольского края от 24.10.2017 № 28, к вопросам местного значения Ипатовского городского округа относится, в том числе организация мероприятий по охране окружающей среды в границах Ипатовского городского округа; участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

В соответствии с п.п. 1,4 ст. 1 Положения об Управлении по работе с территориями администрации Ипатовского городского округа, утвержденного решением Думы Ипатовского городского округа от 12.12.2017 № 78 Управление входит в структуру и является отраслевым (функциональным) органом администрации Ипатовского городского округа, осуществляющим указанные в настоящем Положении функции на территории населенных пунктов Ипатовского городского округа.

Согласно п. 10 ч. 1 ст. 2 Положения об Управлении основными задачами последнего являются, в том числе участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Частью 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель, в том числе от загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

Согласно п. 7.8 «ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» (введен Постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 № 607-ст) собственник отходов - это юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.

В примечании к данному пункту указано, что если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

С учетом приведенных норм закона суд считает, что администрация Ипатовского городского округа и Управление по работе с территориями администрации Ипатовского городского округа обязаны принять меры к ликвидации несанкционированной свалки, однако до настоящего времени данных мер не приняли.

Разрешая заявление управления по работе с территориями администрации Ипатовского ГО СК, суд, обсудив заслуживающие внимания доводы, на которые ссылается заявитель, в том числе сроки заключения, в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) и исполнения муниципального контракта, приходит к выводу о том, что имеются основания для их частичного удовлетворения.

Доказательства относительно обстоятельств, объективно затрудняющих исполнение судебного акта, администрацией представлены и в материалах дела имеются, они действительно связаны с факторами невозможности исполнения решения, а не намерением уклониться от исполнения судебного акта.

Исходя из принципа разумности, суд полагает, что срок исполнения решения суда до 01.09.2022, является разумным.

Довод администрации округа о том, что самостоятельно собственными силами ликвидировать несанкционированную свалку не представляется возможным, также подлежит отклонению.

Сложность и многоступенчатость процедуры исполнения решения суда, равно как и отсутствие в бюджете муниципального образования соответствующих денежных средств для реализации указанных выше полномочий, не освобождает административного ответчика от обязанности участвовать в организации деятельности по сбору (накоплению), в том числе раздельному сбору (раздельному накоплению) транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов, возложенной на административного ответчика в силу вышеприведенных правовых норм.

При указанных обстоятельствах суд считает, что подлежат частичному удовлетворению требования административного иска о признании незаконным бездействия администрации Ипатовского городского округа и Управления в части непринятия мер по ликвидации несанкционированной свалки отходов, расположенной на участке местности вдоль улицы Западная от пересечения с улицей Голубовского и пересечения с улицей Ленина в г. Ипатово Ставропольского края; а также обязании административных ответчиков в срок до 01.09.2022 ликвидировать несанкционированную свалку твердых коммунальных отходов.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,

решил:

административный иск удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие администрации Ипатовского городского округа Ставропольского края и Управления по работе с территориями администрации Ипатовского городского округа Ставропольского края в части непринятия мер по ликвидации несанкционированной свалки отходов, расположенной на участке местности вдоль улицы Западная от пересечения с улицей Голубовского и пересечения с улицей Ленина в г. Ипатово Ставропольского края.

Обязать администрацию Ипатовского городского округа Ставропольского края и Управление по работе с территориями администрации Ипатовского городского округа Ставропольского края в срок до 01.09.2022 ликвидировать несанкционированную свалку отходов, расположенную на участке местности вдоль улицы Западная от пересечения с улицей Голубовского и пересечения с улицей Ленина в г. Ипатово Ставропольского края.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Ипатовский районный суд в течение месяца с момента его принятия в окончательном виде. Мотивированное решение принято 07.02.2022.

Судья