68RS0002-01-2023-001033-59
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Тамбов 15 сентября 2023 года
Ленинский районный суд г.Тамбова в составе:
судьи Воронцовой Е.С.,
при секретаре судебного заседания Шинкиной О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1198/2023 по административному иску ФИО4 к администрации г.Тамбова Тамбовской области о признании незаконным в части постановления от 09.11.2021 № 5335,
У С Т А Н О В И Л:
02.10.2018 между ФИО4 и МКУ «Долговой центр» заключен договор социального найма жилого помещения в домах муниципального жилищного фонда № 195/18/С, в соответствии с которым ФИО4 предоставлено жилое помещение, состоящее из трех комнат, общей площадью 52 кв.м., по адресу: ***, ***, ***. Совместно с нанимателем в жилое помещение вселен член семьи нанимателя – ФИО1, *** года рождения, (сын ФИО4).
Дополнительным соглашением к договору социального найма от 09.08.2021 в указанное жилое помещение также вселен ФИО2, *** года рождения, (сын ФИО4).
Решением Октябрьского районного суда г.Тамбова от 30.08.2021, вступившим в законную силу 05.10.2021, ФИО4 лишена родительских прав в отношении несовершеннолетнего ФИО1
Постановлением администрации г.Тамбова Тамбовской области от 09.11.2021 № 5335 определено поместить малолетнего ФИО1 под надзор в ТОГБУ «Центр поддержки семьи и помощи детям ФИО10ФИО6» (п.1).
Пунктами 3 и 4 данного постановления определено осуществлять контроль за использованием и сохранностью кв. *********.
ФИО4 обратилась с административным иском в суд, в котором просит с учетом уточнений признать незаконными указанные пункты постановления.
В обоснование своих требований ФИО4 указала, что с 2015 года ФИО1 не проживает в кв. ******. Данным жилым помещением ФИО1 не пользуется и в нем не нуждается. Ребенок желает воспитываться в семье своего отца. Фактически в спорном помещении проживают сама ФИО4, ее супруг ФИО3 и сын ФИО2 Вселение ФИО1 в это помещение противоречит его законным интересам и нарушает положения п.п. 1 и 3 ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», которыми не допускается проживание ребенка с родителями, лишенными в отношении него родительских прав, а также в помещении общей площадью менее учетной нормы (при вселении ФИО1 в кв. 25 на одного человека будет приходиться 13 кв.м. (52 кв.м.: 4).
ФИО4 обращает внимание, что не проводилось обследование условий спорного жилого помещения, не устанавливалось количество людей, проживающих в квартире, и другие обстоятельства, имеющие существенное значение в рассматриваемом вопросе.
Таким образом, нарушена процедура закрепления и сохранения жилого помещения за ФИО1, что свидетельствует о незаконности постановления от 09.11.2021 № 5335.
Оспариваемое постановление нарушает права ФИО4, поскольку она не имеет возможности воспользоваться правом приватизации квартиры и распорядиться с ней по своему усмотрению.
Также это постановление нарушает права самого ФИО1, так как он до сих пор не поставлен на учет по обеспечению жилым помещением.
О том, что за ФИО1 постановлением от 09.11.2021 № 5335 закреплено спорное помещение ФИО4 стало известно в октябре-ноябре 2022 года.
В судебном заседании ФИО4 и ее представитель по ордеру ФИО5 требования административного иска поддержали. Полагали, что оспариваемое помещение определяет право ФИО1 на *********. Обращали внимание, что между административным истцом, ее супругом и несовершеннолетним ФИО1 сложились неприязненные отношения, в связи с чем их совместное проживание невозможно. ФИО1 никогда не пользовался указанным помещением, фактически всегда проживал по иному адресу совместно со своим отцом. Кроме того, по семейному законодательству законные супруги С-вы должны проживать и проживают совместно, поэтому закрепив постановлением № 5335 право ФИО1 на указанное жилое помещение администрация г.Тамбова проигнорировала требования о соблюдении учетной нормы на человека. Таким образом, оспариваемое постановление принято с нарушением положений ч. 4 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ.
Представитель ФИО5 обращал внимание, что в материалы дела не представлены акты обследования кв. ******, которые по постановлению администрации Тамбовской области от 03.03.2020 № 158 должны предшествовать принятию постановления № 5335. В этой связи оспариваемое постановление незаконно по процедурным основаниям.
Представитель администрации г.Тамбова Тамбовской области по доверенности ФИО7 просила в удовлетворении административного иска отказать, поскольку оспариваемое постановление принято администрацией г.Тамбова Тамбовской области в рамках требований ч. 2 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ, Закона Тамбовской области от 27.12.2007 № 334-З «О наделении администраций городских округов, муниципальных районов Тамбовской области государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан», постановления администрации Тамбовской области от 03.03.2020 № 158.
Заинтересованные лица ФИО4, представители управления социальной работы, опеки и попечительства администрации г.Тамбова Тамбовской области, комитета образования администрации г.Тамбова Тамбовской области, управления жилищной политики администрации г.Тамбова Тамбовской области, МКУ «Дирекция жилищных услуг», ТОГБУ «Центр поддержки семьи и помощи детям им. Г.В. Чичерина», Уполномоченного по правам ребенка в Тамбовской области, прокуратуры Ленинского района г.Тамбова в судебное заседание не явились, извещены о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Федеральным закономот 21.12.1996 № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрены общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жильем лиц данной категории.
В силуч. 2 ст. 8Федерального закона № 159-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, обязаны осуществлять контроль за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также осуществлять контроль за распоряжением ими.
Такой порядок в Тамбовской области определен постановлением администрации Тамбовской области от 03.03.2020 № 158 «Об утверждении Порядка осуществления контроля за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также контроля за распоряжением ими» (далее – Порядок).
В силу п.п. 1.2, 1.3 Порядка контроль за использованием и сохранностью жилых помещений детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей (далее дети – сироты), а также распоряжением ими осуществляется администрациями городских округов, муниципальных районов области, наделенными государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан (далее по тексту - органы опеки и попечительства) по месту нахождения жилых помещений.
Контроль за использованием и сохранностью жилых помещений детей-сирот и распоряжением ими осуществляется до достижения детьми-сиротами возраста 18 лет или приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Согласно п. 2.1 Порядка контроль за использованием и сохранностью жилых помещений детей-сирот и распоряжением ими осуществляется с целью создания условий для возвращения детей-сирот в указанные жилые помещения и возможности проживания в них, а также для защиты имущественных и жилищных прав детей-сирот, в том числе для:
установления (признания) права собственности детей-сирот на жилые помещения либо права пользования жилыми помещениями, сохранения за детьми-сиротами права собственности на жилые помещения и (или) права пользования жилыми помещениями;
обеспечения соответствия жилых помещений детей-сирот санитарным и техническим нормам и правилам, иным требованиям действующего законодательства, своевременного проведения мероприятий по ремонту указанных жилых помещений;
предотвращения совершения в отношении жилых помещений детей-сирот сделок без разрешения органа опеки и попечительства;
обеспечения соблюдения прав и законных интересов детей-сирот при предоставлении во владение и (или) в пользование жилых помещений детей-сирот опекунами, попечителями, приемными родителями, патронатными воспитателями, руководителями организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, (далее - законные представители) с выгодой для них, в том числе посредством предоставления жилого помещения на условиях договора найма жилого помещения или передаче указанных жилых помещений в доверительное управление;
обеспечения своевременного и полного внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, перерасчета оплаты за коммунальные услуги в соответствии с п. 11 ч. 2 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации;
освобождения ранее занимаемых детьми-сиротами жилых помещений, их обмену, выделению доли жилого помещения для детей-сирот в случае, если их возвращение в ранее занимаемые ими жилые помещения невозможно;
защиты жилищных прав детей-сирот в случае, если их проживание в занимаемых жилых помещениях признано невозможным в порядке, установленном действующим законодательством;
обеспечения мер по устранению нарушений, выявленных при осуществлении контроля за использованием и сохранностью жилых помещений детей-сирот, в том числе по защите прав и законных интересов детей-сирот в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в судебном порядке.
В соответствии с п.п. 3.1-3.11 Порядка при выявлении детей-сирот органы опеки и попечительства принимают меры по определению их прав на жилые помещения путем направления соответствующих межведомственных запросов.
Сохранению подлежат жилые помещения детей-сирот, не признанные в соответствии с жилищным законодательством непригодными для постоянного проживания.
С целью сохранения за детьми-сиротами жилых помещений органы опеки и попечительства в течение пяти рабочих со дня выявления прав детей-сирот на жилые помещения проводят обследование жилых помещений.
В течение пяти рабочих дней после дня проведения обследования жилого помещения орган опеки и попечительства оформляет акт обследования жилого помещения ребенка-сироты и принимает решение об обеспечении сохранности жилого помещения.
Копия решения об обеспечении сохранности жилого помещения не позднее трех рабочих дней со дня его принятия направляется органами опеки и попечительства в:
управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастрам картографии по Тамбовской области - с целью предупреждения совершения сделок в отношении жилых помещений детей-сирот без предварительного разрешения органа опеки и попечительства (в случае если дети-сироты являются собственниками жилых помещений);
органы местного самоуправления муниципальных образований области, осуществляющие функции и полномочия наймодателя - в целях предупреждения вселения граждан в жилые помещения детей-сирот, нарушающего их права и законные интересы, а также предотвращения обмена жилого помещения без предварительного разрешения органа опеки и попечительства (в случае если дети-сироты являются нанимателями либо членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма);
организацию, осуществляющую управление жилищным фондом, в котором находится сохраняемое жилое помещение (при наличии);
органы, уполномоченные на осуществление регистрационного учета граждан по месту жительства и (или) по месту пребывания в пределах Российской Федерации - с целью предотвращения незаконной регистрации граждан по месту жительства и (или) по месту пребывания в жилых помещениях детей-сирот;
законным представителям детей-сирот, лицам, проживающим в жилых помещениях детей-сирот, иным заинтересованным лицам - в целях необходимости поддержания надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, использования их по назначению, недопустимости распоряжения жилыми помещениями в нарушение прав и законных интересов детей-сирот, своевременного и полного внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, перерасчета платы за коммунальные услуги в соответствии с п. 11 ч. 2 ст. 155Жилищного Кодекса Российской Федерации.
Основаниями для снятия с учета сохраняемых жилых помещений детей-сирот являются следующие обстоятельства:
утрата статуса ребенка-сироты;
отчуждение жилого помещения ребенка-сироты с разрешения органа опеки и попечительства;
уничтожение жилого помещения ребенка-сироты;
признание жилого помещения ребенка-сироты непригодным для постоянного проживания;
приобретение ребенком-сиротой полной дееспособности до достижения совершеннолетия;
достижение ребенком-сиротой совершеннолетия.
Из материалов дела следует, что 02.10.2018 между ФИО4 и МКУ «Долговой центр» заключен договор социального найма жилого помещения в домах муниципального жилищного фонда № 195/18/С, в соответствии с которым ФИО4 предоставлено жилое помещение, состоящее из трех комнат, общей площадью 52 кв.м., по адресу: ***, ***, ***. Совместно с нанимателем в жилое помещение вселен член семьи нанимателя – ФИО1, *** года рождения, (сын ФИО4).
Дополнительным соглашением к договору социального найма от 09.08.2021 в указанное жилое помещение также вселен ФИО2, *** года рождения, (сын ФИО4).
Решением Октябрьского районного суда г.Тамбова от 30.08.2021, вступившим в законную силу 05.10.2021, ФИО4 лишена родительских прав в отношении несовершеннолетнего ФИО1
Постановлением администрации г.Тамбова Тамбовской области от 09.11.2021 № 5335 определено поместить малолетнего ФИО1 под надзор в ТОГБУ «Центр поддержки семьи и помощи детям им. ФИО6» (п.1).
Пунктами 3 и 4 данного постановления определено осуществлять контроль за использованием и сохранностью кв. ******.
Оснований для признания указанных положений постановления № 5335 незаконными не имеется.
Принято данное постановление во исполнение вышеперечисленных норм Федерального закона № 159-ФЗ и Порядка, которые обязывают органы местного самоуправления принять меры по контролю за использованием и сохранностью жилого помещения, в котором проживал ребенок – сирота или ребенок, оставшийся без попечения родителей, в том числе когда этот ребенок проживал в помещении как член нанимателя по договору социального найма.
Право ФИО1 на проживание в жилом помещении, расположенное по адресу: ***, ***, *** возникло на основании договора социального найма жилого помещения в домах муниципального жилищного фонда № 195/18/С.
В силу п. 4 ст. 71 и п. 1 ст. 148 Семейного кодекса Российской Федерации за детьми – сиротами и детьми, оставшимся без попечения родителей, сохраняется право пользования жилым помещением, в том числе в случае передачи ребенка в воспитательное учреждение.
Таким образом, право на жилое помещение, расположенное по адресу: ***, ***, ***, у ФИО1 не в связи с принятием постановления № 5335, как ошибочно полагает административный истец, а в силу требований семейного законодательства и заключенного договора социального найма.
Доводы административного истца о том, что фактически ФИО1 в спорном помещении не проживал, правого значения в рассмотрении настоящего спора не имеют.
Доказательств принятия ФИО4 мер по признанию ФИО1, утратившим право на жилое помещение (ч. 3 ст. 83 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при примененииЖилищного кодексаРоссийской Федерации») суду не представлено.
Также ошибочна позиция административного истца о незаконности оспариваемого постановления в связи с тем, что вселение ФИО1 в кв. ****** противоречит его законным интересам и нарушает положения п.п. 1 и 3 ч. 4 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ, которыми не допускается проживание ребенка с родителями, лишенными в отношении него родительских прав, а также в помещении общей площадью менее учетной нормы (при вселении ФИО1 в *** на одного человека будет приходиться 13 кв.м. (52 кв.м.: 4 (с учетом проживания супруга административного истца).
Как уже отмечено выше, постановление № 5335 принято исключительно в целях реализации контрольных публичных обязанностей органов местного самоуправления за правами несовершеннолетнего на жилое помещение.
По этим же основаниям в настоящем случае не имеет правового значения в вопросе законности постановления № 5335 реализация п.п. 3.3. и 3.4 Порядка об обследовании спорного помещения.
Контроль за сохранностью именно кв. ****** осуществлен органами местного самоуправления путем принятия оспариваемого постановления в результате межведомственных запросов при установлении жилищных прав ФИО1
Вопросы наличия перечисленных с ч. 4 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ обстоятельств, при которых проживание в ранее занимаемом ФИО1 как членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма невозможно, подлежат разрешению в рамках гражданского судопроизводства в целях определения жилищных прав несовершеннолетнего согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона, которой предусмотрено право детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на благоустроенные жилое помещение специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Порядок установления таких обстоятельств в силу ч. 5 ст.8 Федерального закона № 159-ФЗ определен постановлением администрации Тамбовской области от 28.05.2020 № 434 «Об обеспечении прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, на жилые помещения».
В соответствии с п. 2.1.1 данного Порядка законные представители детей-сирот при наличии обстоятельств, свидетельствующих о невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты, подают по месту жительства письменное заявление в органы опеки и попечительства для установления факта невозможности проживания в жилых помещениях.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного иска ФИО4 о признании незаконными п.п. 3 и 4 постановления администрации г.Тамбова Тамбовской области от 09.11.2021 № 5335 отказать.
Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.С. Воронцова
Решение в окончательной форме изготовлено 22.09.2023
Судья Е.С. Воронцова