68RS0002-01-2023-001033-59
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Тамбов 15 сентября 2023 года
Ленинский районный суд г.Тамбова в составе:
судьи Воронцовой Е.С.,
при секретаре судебного заседания Шинкиной О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1198/2023 по административному иску Стрекаловой Серафимы Валерьевны к администрации г.Тамбова Тамбовской области о признании незаконным в части постановления от 09.11.2021 № 5335,
У С Т А Н О В И Л:
02.10.2018 между Стрекаловой С.В. и МКУ «Долговой центр» заключен договор социального найма жилого помещения в домах муниципального жилищного фонда № 195/18/С, в соответствии с которым Стрекаловой С.В. предоставлено жилое помещение, состоящее из трех комнат, общей площадью 52 кв.м., по адресу: ***, ***, ***. Совместно с нанимателем в жилое помещение вселен член семьи нанимателя – ФИО1, *** года рождения, (сын Стрекаловой С.В.).
Дополнительным соглашением к договору социального найма от 09.08.2021 в указанное жилое помещение также вселен ФИО2, *** года рождения, (сын Стрекаловой С.В.).
Решением Октябрьского районного суда г.Тамбова от 30.08.2021, вступившим в законную силу 05.10.2021, Стрекалова С.В. лишена родительских прав в отношении несовершеннолетнего ФИО1
Постановлением администрации г.Тамбова Тамбовской области от 09.11.2021 № 5335 определено поместить малолетнего ФИО1 под надзор в ТОГБУ «Центр поддержки семьи и помощи детям ФИО10ФИО6» (п.1).
Пунктами 3 и 4 данного постановления определено осуществлять контроль за использованием и сохранностью кв. *********.
Стрекалова С.В. обратилась с административным иском в суд, в котором просит с учетом уточнений признать незаконными указанные пункты постановления.
В обоснование своих требований Стрекалова С.В. указала, что с 2015 года ФИО1 не проживает в кв. ******. Данным жилым помещением ФИО1 не пользуется и в нем не нуждается. Ребенок желает воспитываться в семье своего отца. Фактически в спорном помещении проживают сама Стрекалова С.В., ее супруг ФИО3 и сын ФИО2 Вселение ФИО1 в это помещение противоречит его законным интересам и нарушает положения п.п. 1 и 3 ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», которыми не допускается проживание ребенка с родителями, лишенными в отношении него родительских прав, а также в помещении общей площадью менее учетной нормы (при вселении ФИО1 в кв. 25 на одного человека будет приходиться 13 кв.м. (52 кв.м.: 4).
Стрекалова С.В. обращает внимание, что не проводилось обследование условий спорного жилого помещения, не устанавливалось количество людей, проживающих в квартире, и другие обстоятельства, имеющие существенное значение в рассматриваемом вопросе.
Таким образом, нарушена процедура закрепления и сохранения жилого помещения за ФИО1, что свидетельствует о незаконности постановления от 09.11.2021 № 5335.
Оспариваемое постановление нарушает права Стрекаловой С.В., поскольку она не имеет возможности воспользоваться правом приватизации квартиры и распорядиться с ней по своему усмотрению.
Также это постановление нарушает права самого ФИО1, так как он до сих пор не поставлен на учет по обеспечению жилым помещением.
О том, что за ФИО1 постановлением от 09.11.2021 № 5335 закреплено спорное помещение Стрекаловой С.В. стало известно в октябре-ноябре 2022 года.
В судебном заседании Стрекалова С.В. и ее представитель по ордеру Лудков В.А. требования административного иска поддержали. Полагали, что оспариваемое помещение определяет право ФИО1 на *********. Обращали внимание, что между административным истцом, ее супругом и несовершеннолетним ФИО1 сложились неприязненные отношения, в связи с чем их совместное проживание невозможно. ФИО1 никогда не пользовался указанным помещением, фактически всегда проживал по иному адресу совместно со своим отцом. Кроме того, по семейному законодательству законные супруги Стрекаловы должны проживать и проживают совместно, поэтому закрепив постановлением № 5335 право ФИО1 на указанное жилое помещение администрация г.Тамбова проигнорировала требования о соблюдении учетной нормы на человека. Таким образом, оспариваемое постановление принято с нарушением положений ч. 4 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ.
Представитель Лудков В.А. обращал внимание, что в материалы дела не представлены акты обследования кв. ******, которые по постановлению администрации Тамбовской области от 03.03.2020 № 158 должны предшествовать принятию постановления № 5335. В этой связи оспариваемое постановление незаконно по процедурным основаниям.
Представитель администрации г.Тамбова Тамбовской области по доверенности Петрова О.Е. просила в удовлетворении административного иска отказать, поскольку оспариваемое постановление принято администрацией г.Тамбова Тамбовской области в рамках требований ч. 2 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ, Закона Тамбовской области от 27.12.2007 № 334-З «О наделении администраций городских округов, муниципальных районов Тамбовской области государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан», постановления администрации Тамбовской области от 03.03.2020 № 158.
Заинтересованные лица Стрекалов С.В., представители управления социальной работы, опеки и попечительства администрации г.Тамбова Тамбовской области, комитета образования администрации г.Тамбова Тамбовской области, управления жилищной политики администрации г.Тамбова Тамбовской области, МКУ «Дирекция жилищных услуг», ТОГБУ «Центр поддержки семьи и помощи детям им. Г.В. Чичерина», Уполномоченного по правам ребенка в Тамбовской области, прокуратуры Ленинского района г.Тамбова в судебное заседание не явились, извещены о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Федеральным закономот 21.12.1996 № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрены общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жильем лиц данной категории.
В силуч. 2 ст. 8Федерального закона № 159-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, обязаны осуществлять контроль за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также осуществлять контроль за распоряжением ими.
Такой порядок в Тамбовской области определен постановлением администрации Тамбовской области от 03.03.2020 № 158 «Об утверждении Порядка осуществления контроля за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также контроля за распоряжением ими» (далее – Порядок).
В силу п.п. 1.2, 1.3 Порядка контроль за использованием и сохранностью жилых помещений детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей (далее дети – сироты), а также распоряжением ими осуществляется администрациями городских округов, муниципальных районов области, наделенными государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан (далее по тексту - органы опеки и попечительства) по месту нахождения жилых помещений.
Контроль за использованием и сохранностью жилых помещений детей-сирот и распоряжением ими осуществляется до достижения детьми-сиротами возраста 18 лет или приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Согласно п. 2.1 Порядка контроль за использованием и сохранностью жилых помещений детей-сирот и распоряжением ими осуществляется с целью создания условий для возвращения детей-сирот в указанные жилые помещения и возможности проживания в них, а также для защиты имущественных и жилищных прав детей-сирот, в том числе для:
установления (признания) права собственности детей-сирот на жилые помещения либо права пользования жилыми помещениями, сохранения за детьми-сиротами права собственности на жилые помещения и (или) права пользования жилыми помещениями;
обеспечения соответствия жилых помещений детей-сирот санитарным и техническим нормам и правилам, иным требованиям действующего законодательства, своевременного проведения мероприятий по ремонту указанных жилых помещений;
предотвращения совершения в отношении жилых помещений детей-сирот сделок без разрешения органа опеки и попечительства;
обеспечения соблюдения прав и законных интересов детей-сирот при предоставлении во владение и (или) в пользование жилых помещений детей-сирот опекунами, попечителями, приемными родителями, патронатными воспитателями, руководителями организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, (далее - законные представители) с выгодой для них, в том числе посредством предоставления жилого помещения на условиях договора найма жилого помещения или передаче указанных жилых помещений в доверительное управление;
обеспечения своевременного и полного внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, перерасчета оплаты за коммунальные услуги в соответствии с п. 11 ч. 2 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации;
освобождения ранее занимаемых детьми-сиротами жилых помещений, их обмену, выделению доли жилого помещения для детей-сирот в случае, если их возвращение в ранее занимаемые ими жилые помещения невозможно;
защиты жилищных прав детей-сирот в случае, если их проживание в занимаемых жилых помещениях признано невозможным в порядке, установленном действующим законодательством;
обеспечения мер по устранению нарушений, выявленных при осуществлении контроля за использованием и сохранностью жилых помещений детей-сирот, в том числе по защите прав и законных интересов детей-сирот в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в судебном порядке.
В соответствии с п.п. 3.1-3.11 Порядка при выявлении детей-сирот органы опеки и попечительства принимают меры по определению их прав на жилые помещения путем направления соответствующих межведомственных запросов.
Сохранению подлежат жилые помещения детей-сирот, не признанные в соответствии с жилищным законодательством непригодными для постоянного проживания.
С целью сохранения за детьми-сиротами жилых помещений органы опеки и попечительства в течение пяти рабочих со дня выявления прав детей-сирот на жилые помещения проводят обследование жилых помещений.
В течение пяти рабочих дней после дня проведения обследования жилого помещения орган опеки и попечительства оформляет акт обследования жилого помещения ребенка-сироты и принимает решение об обеспечении сохранности жилого помещения.
Копия решения об обеспечении сохранности жилого помещения не позднее трех рабочих дней со дня его принятия направляется органами опеки и попечительства в:
управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастрам картографии по Тамбовской области - с целью предупреждения совершения сделок в отношении жилых помещений детей-сирот без предварительного разрешения органа опеки и попечительства (в случае если дети-сироты являются собственниками жилых помещений);
органы местного самоуправления муниципальных образований области, осуществляющие функции и полномочия наймодателя - в целях предупреждения вселения граждан в жилые помещения детей-сирот, нарушающего их права и законные интересы, а также предотвращения обмена жилого помещения без предварительного разрешения органа опеки и попечительства (в случае если дети-сироты являются нанимателями либо членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма);
организацию, осуществляющую управление жилищным фондом, в котором находится сохраняемое жилое помещение (при наличии);
органы, уполномоченные на осуществление регистрационного учета граждан по месту жительства и (или) по месту пребывания в пределах Российской Федерации - с целью предотвращения незаконной регистрации граждан по месту жительства и (или) по месту пребывания в жилых помещениях детей-сирот;
законным представителям детей-сирот, лицам, проживающим в жилых помещениях детей-сирот, иным заинтересованным лицам - в целях необходимости поддержания надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, использования их по назначению, недопустимости распоряжения жилыми помещениями в нарушение прав и законных интересов детей-сирот, своевременного и полного внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, перерасчета платы за коммунальные услуги в соответствии с п. 11 ч. 2 ст. 155Жилищного Кодекса Российской Федерации.
Основаниями для снятия с учета сохраняемых жилых помещений детей-сирот являются следующие обстоятельства:
утрата статуса ребенка-сироты;
отчуждение жилого помещения ребенка-сироты с разрешения органа опеки и попечительства;
уничтожение жилого помещения ребенка-сироты;
признание жилого помещения ребенка-сироты непригодным для постоянного проживания;
приобретение ребенком-сиротой полной дееспособности до достижения совершеннолетия;
достижение ребенком-сиротой совершеннолетия.
Из материалов дела следует, что 02.10.2018 между Стрекаловой С.В. и МКУ «Долговой центр» заключен договор социального найма жилого помещения в домах муниципального жилищного фонда № 195/18/С, в соответствии с которым Стрекаловой С.В. предоставлено жилое помещение, состоящее из трех комнат, общей площадью 52 кв.м., по адресу: ***, ***, ***. Совместно с нанимателем в жилое помещение вселен член семьи нанимателя – ФИО1, *** года рождения, (сын Стрекаловой С.В.).
Дополнительным соглашением к договору социального найма от 09.08.2021 в указанное жилое помещение также вселен ФИО2, *** года рождения, (сын Стрекаловой С.В.).
Решением Октябрьского районного суда г.Тамбова от 30.08.2021, вступившим в законную силу 05.10.2021, Стрекалова С.В. лишена родительских прав в отношении несовершеннолетнего ФИО1
Постановлением администрации г.Тамбова Тамбовской области от 09.11.2021 № 5335 определено поместить малолетнего ФИО1 под надзор в ТОГБУ «Центр поддержки семьи и помощи детям им. ФИО6» (п.1).
Пунктами 3 и 4 данного постановления определено осуществлять контроль за использованием и сохранностью кв. ******.
Оснований для признания указанных положений постановления № 5335 незаконными не имеется.
Принято данное постановление во исполнение вышеперечисленных норм Федерального закона № 159-ФЗ и Порядка, которые обязывают органы местного самоуправления принять меры по контролю за использованием и сохранностью жилого помещения, в котором проживал ребенок – сирота или ребенок, оставшийся без попечения родителей, в том числе когда этот ребенок проживал в помещении как член нанимателя по договору социального найма.
Право ФИО1 на проживание в жилом помещении, расположенное по адресу: ***, ***, *** возникло на основании договора социального найма жилого помещения в домах муниципального жилищного фонда № 195/18/С.
В силу п. 4 ст. 71 и п. 1 ст. 148 Семейного кодекса Российской Федерации за детьми – сиротами и детьми, оставшимся без попечения родителей, сохраняется право пользования жилым помещением, в том числе в случае передачи ребенка в воспитательное учреждение.
Таким образом, право на жилое помещение, расположенное по адресу: ***, ***, ***, у ФИО1 не в связи с принятием постановления № 5335, как ошибочно полагает административный истец, а в силу требований семейного законодательства и заключенного договора социального найма.
Доводы административного истца о том, что фактически ФИО1 в спорном помещении не проживал, правого значения в рассмотрении настоящего спора не имеют.
Доказательств принятия Стрекаловой С.В. мер по признанию ФИО1, утратившим право на жилое помещение (ч. 3 ст. 83 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при примененииЖилищного кодексаРоссийской Федерации») суду не представлено.
Также ошибочна позиция административного истца о незаконности оспариваемого постановления в связи с тем, что вселение ФИО1 в кв. ****** противоречит его законным интересам и нарушает положения п.п. 1 и 3 ч. 4 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ, которыми не допускается проживание ребенка с родителями, лишенными в отношении него родительских прав, а также в помещении общей площадью менее учетной нормы (при вселении ФИО1 в *** на одного человека будет приходиться 13 кв.м. (52 кв.м.: 4 (с учетом проживания супруга административного истца).
Как уже отмечено выше, постановление № 5335 принято исключительно в целях реализации контрольных публичных обязанностей органов местного самоуправления за правами несовершеннолетнего на жилое помещение.
По этим же основаниям в настоящем случае не имеет правового значения в вопросе законности постановления № 5335 реализация п.п. 3.3. и 3.4 Порядка об обследовании спорного помещения.
Контроль за сохранностью именно кв. ****** осуществлен органами местного самоуправления путем принятия оспариваемого постановления в результате межведомственных запросов при установлении жилищных прав ФИО1
Вопросы наличия перечисленных с ч. 4 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ обстоятельств, при которых проживание в ранее занимаемом ФИО1 как членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма невозможно, подлежат разрешению в рамках гражданского судопроизводства в целях определения жилищных прав несовершеннолетнего согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона, которой предусмотрено право детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на благоустроенные жилое помещение специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Порядок установления таких обстоятельств в силу ч. 5 ст.8 Федерального закона № 159-ФЗ определен постановлением администрации Тамбовской области от 28.05.2020 № 434 «Об обеспечении прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, на жилые помещения».
В соответствии с п. 2.1.1 данного Порядка законные представители детей-сирот при наличии обстоятельств, свидетельствующих о невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты, подают по месту жительства письменное заявление в органы опеки и попечительства для установления факта невозможности проживания в жилых помещениях.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного иска Стрекаловой Серафимы Валерьевны о признании незаконными п.п. 3 и 4 постановления администрации г.Тамбова Тамбовской области от 09.11.2021 № 5335 отказать.
Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.С. Воронцова
Решение в окончательной форме изготовлено 22.09.2023
Судья Е.С. Воронцова