ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1199/20 от 19.11.2020 Кунашакского районного суда (Челябинская область)

Дело № 2а-1199/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«19» ноября 2020 года

Кунашакский районный суд Челябинской области в составе председательствующего Нуретдиновой Н.Г.

при секретаре Шафиковой М.Ф.

с участием прокурора Кунашакской районной прокуратуры Фахрутдинова Р.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Кунашак административное дело по административному иску прокурора Кунашакского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Урукульского сельского поселения о признании незаконным бездействия, обязании размесить на официальном сайте сведения

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Кунашакского района обратился в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Урукульского сельского поселения о признании незаконным бездействия, выразившееся в непринятии мер, направленных на исполнение требований, предусмотренных п. 7 ст. 7 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции», ч. 6 ст. 52 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 13 Федерального закона от 09.02.2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» по размещению на официальном сайте администрации Урукульского сельского поселения информации о деятельности органа местного самоуправления, обязании в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разместить на официальном сайте администрации сельского поселения по электронному адресу: http:urukul.ru, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета (за 1, 2 кварталы 2020 года), сведения о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления с указанием фактических затрат на их денежное содержание (за 1, 2 кварталы 2020 года), тексты официальных выступлений и заявлений руководителей органа местного самоуправления, информацию о работе органа местного самоуправления с обращениями граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления (обзоры обращений и результаты их рассмотрения) за 2019 год; в подразделе «Порядок поступления на службу» раздела «Вакансии» официального сайта администрации сельского поселения разместить сведения о порядке поступления граждан на муниципальную службу и квалификационные требования для замещения должностей муниципальной службы соответствующие положениям ч.3 ст.16 Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», п. 3 ст. 6 Закона Челябинской области от 30.05.2007 №144-ЗО «О регулировании муниципальной службы в Челябинской области».

В обоснование иска указано, что прокуратурой Кунашакского района проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции, о бюджетной системе, о муниципальной службе в Российской Федерации, а также законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в администрации Урукульского сельского поселения Кунашакского муниципального района. У администрации Урукульского сельского поселения Кунашакского района имеется официальный сайт по электронному адресу: http:urukul.ru. При проверке информации, размещенной на указанном официальном сайте, установлено, что должностными лицами администрации Урукульского сельского поселения на указанном сайте ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета (за 1, 2 кварталы 2020 года), сведения о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления с указанием фактических затрат на их денежное содержание (за 1, 2 кварталы 2020 года), тексты официальных выступлений и заявлений руководителей органа местного самоуправления, информация о работе органа местного самоуправления с обращениями граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления (обзоры обращений и результаты их рассмотрения) за 2019 год не размещены. Помимо этого, в разделе «Вакансии» имеется подраздел «Порядок поступления на службу», в котором размещены сведения о том, что при поступлении на муниципальную службу гражданин представляет, в том числе трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор (контракт) заключается впервые, что не в полной мере соответствует требованиям п. 4 ч.3 ст. 16 Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»; при этом отсутствуют сведения о необходимости предоставления документа, подтверждающего регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета, за исключением случаев, когда трудовой договор (контракт) заключается впервые. Кроме этого, квалификационные требования для замещения должностей муниципальной службы, размещенные в указанном подразделе, не соответствуют требованиям, предусмотренным п. 3 ст. 6 Закона Челябинской области от 30.05.2007 №144-ЗО «О регулировании муниципальной службы в Челябинской области». Отсутствие на официальном сайте органа местного самоуправления в сети «Интернет» вышеуказанной информации, а также размещение недостоверной информации ограничивает доступ граждан и юридических лиц (неопределенного круга лиц) на ознакомление со сведениями о деятельности администрации сельского поселения, об исполнении бюджета муниципального образования, нарушает принцип прозрачности (открытости) бюджетной системы Российской Федерации, противоречит основным направлением деятельности по повышению эффективности противодействия коррупции - в части обеспечения доступа граждан к информации о деятельности органов местного самоуправления.

В судебном заседании прокурор Фахрутдинов Р.В. поддержал исковое заявление по тем же основаниям.

Представитель административного ответчика администрации Урукульского сельского поселения Искакова З.А. с исковыми требованиями согласна, пояснила, что принимаются меры по размещению информации на сайте администрации.

Выслушав прокурора, пояснения представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.

Противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на основных принципах, перечисленных в ст. 3 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", в число которых входят, в частности, принципы публичности и открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

В соответствии со ст. 28 БК РФ бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, прозрачности (открытости) и достоверности бюджета.

Принцип прозрачности (открытости) означает обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований (ст. 36 БК РФ).

Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", регулирующий отношения, связанные с обеспечением доступа пользователей информацией, в том числе граждан, организаций и общественных объединений, к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления (п. 3 ст. 1 и ч. 1 ст. 2), закрепляет основные принципы обеспечения доступа к такой информации, относя к ним, в частности, ее открытость и доступность, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (п. 1 ст. 4).

Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" основными принципами обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления являются открытость и доступность информации о деятельности органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом.

Одним из способов обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления согласно ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" является размещение органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети "Интернет".

Частью 1 ст. 10 Федерального закона от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" предусмотрено, что органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть "Интернет", в которой создают официальный сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. В случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети "Интернет", указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района.

Статьей 13 Федерального закона от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" установлен перечень необходимой информации о деятельности органов местного самоуправления, размещаемой в сети "Интернет", в том числе, статистическая информация о деятельности органа местного самоуправления, сведения об использовании государственным органом, его территориальными органами, органом местного самоуправления, подведомственными организациями выделяемых бюджетных средств.

Согласно ч. 7 и 8 ст. 14 Федерального закона от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" перечни информации о деятельности органов местного самоуправления утверждаются в порядке, определяемом органами местного самоуправления. При утверждении перечней информации о деятельности органов местного самоуправления определяются периодичность размещения информации в сети "Интернет", сроки ее обновления, обеспечивающие своевременность реализации и защиты пользователями информацией своих прав и законных интересов, а также иные требования к размещению указанной информации.

На основании ч. 6 ст. 52 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" проект местного бюджета, решение об утверждении местного бюджета, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических расходов на оплату их труда подлежат официальному опубликованию.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» профилактика коррупции осуществляется путем предъявления в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также проверка в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами.

В силу ст. 9 Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» для замещения должности муниципальной службы требуется соответствие квалификационным требованиям к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или работы по специальности, направлению подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, а также при наличии соответствующего решения представителя нанимателя (работодателя) - к специальности, направлению подготовки.

Квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, необходимым для замещения должностей муниципальной службы, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы. Квалификационные требования к знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются в зависимости от области и вида профессиональной служебной деятельности муниципального служащего его должностной инструкцией. Должностной инструкцией муниципального служащего могут также предусматриваться квалификационные требования к специальности, направлению подготовки.

Статьей 6 Закона Челябинской области от 30.05.2007 № 144-ЗО «О регулировании муниципальной службы в Челябинской области» предусмотрены следующие типовые квалификационные требования для замещения муниципальных должностей:

1) высших и главных должностей муниципальной службы - высшее профессиональное образование, а также стаж муниципальной службы не менее трех лет или стаж работы по специальности, направлению подготовки не менее трех лет;

2) ведущих и старших должностей муниципальной службы - среднее профессиональное образование и стаж работы по специальности, направлению подготовки не менее 5 лет или высшее профессиональное образование;

3) младших должностей муниципальной службы - среднее профессиональное образование.

Как видно из материалов дела, прокуратурой Кунашакского района в сентябре 2020 г. проведена проверка исполнения Администрацией Урукульского сельского поселения законодательства о противодействии коррупции, о бюджетной системе, о муниципальной службе в Российской Федерации, а также законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, в ходе которой установлено, что на официальном сайте администрации сельского поселения по электронному адресу: http:urukul.ru не размещены ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета (за 1, 2 кварталы 2020 года), сведения о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления с указанием фактических затрат на их денежное содержание (за 1, 2 кварталы 2020 года), тексты официальных выступлений и заявлений руководителей органа местного самоуправления, информация о работе органа местного самоуправления с обращениями граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления (обзоры обращений и результаты их рассмотрения) за 2019 год. В разделе «Вакансии» в подразделе «Порядок поступления на службу» отсутствуют сведения о необходимости предоставления документа, подтверждающего регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета, за исключением случаев, когда трудовой договор (контракт) заключается впервые, квалификационные требования для замещения должностей муниципальной службы, размещенные в указанном подразделе, не соответствуют требованиям, предусмотренным п. 3 ст. 6 Закона Челябинской области от 30.05.2007 №144- -ЗО «О регулировании муниципальной службы в Челябинской области».

По результатам проверки 29.09.2020 г. в адрес главы Урукульского сельского поселения вынесено представление об устранении нарушений законодательства.

В судебном заседании установлено, что администрацией Урукульского сельского поселения до настоящего времени указанные нарушения не устранены, информация на официальном сайте администрации Урукульского сельского поселения об исполнении бюджета муниципального образования не размещена, также раздел «Вакансия» не приведен в соответствии с требованиями указанными в представлении прокурора.

Данное обстоятельство административным ответчиком в ходе судебного разбирательства не оспаривается и доказательств устранения указанных нарушений административным ответчиком не представлено.

Бездействие администрации Урукульского сельского поседения является незаконным и нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, поскольку не исполняются принцип прозрачности бюджетной системы, а также требования о противодействии коррупции, поскольку ограничивает установленное законом право граждан на получение официальной информации о численности муниципальных служащих администрации муниципального образования

Пи указанных обстоятельствах суд считает требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно ст. 187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.

С учетом обстоятельств дела и соблюдения баланса интересов сторон информация на официальном сайте подлежит размещению в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление прокурора Кунашакского района удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Урукульского сельского поселения Кунашакского муниципального района Челябинской области, выразившееся в непринятии мер, направленных на исполнение требований, предусмотренных п. 7 ст. 7 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции», ч. 6 ст. 52 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 13 Федерального закона от 09.02.2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» по размещению на официальном сайте администрации Урукульского сельского поселения информации о деятельности органа местного самоуправления.

Обязать администрацию Урукульского сельского поселения Кунашакского муниципального района Челябинской области в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разместить на официальном сайте администрации сельского поселения по электронному адресу: http:urukul.ru, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета (за 1, 2 кварталы 2020 года), сведения о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления с указанием фактических затрат на их денежное содержание (за 1, 2 кварталы 2020 года), тексты официальных выступлений и заявлений руководителей органа местного самоуправления, информацию о работе органа местного самоуправления с обращениями граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления (обзоры обращений и результаты их рассмотрения) за 2019 год; в подразделе «Порядок поступления на службу» раздела «Вакансии» официального сайта администрации сельского поселения разместить сведения о порядке поступления граждан на муниципальную службу и квалификационные требования для замещения должностей муниципальной службы соответствующие положениям ч.3 ст.16 Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», п. 3 ст. 6 Закона Челябинской области от 30.05.2007 №144-ЗО «О регулировании муниципальной службы в Челябинской области».

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы в Кунашакский районный суд.

Председательствующий подпись Н.Г. Нуретдинова

Копия верна: судья Н.Г. Нуретдинова