ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1199/2022 от 05.05.2022 Ленинскогого районного суда г. Иванова (Ивановская область)

Дело №2а-1199/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

5 мая 2022 г. г. Иваново

Ленинский районный суд города Иванова в составе председательствующего судьи Уенковой О.Г., при ведении протокола секретарем Гусейновой Л.В.,

с участием представителя административного истца помощника прокурора Боброва Алексея Сергеевича,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ленинского районного суда города Иваново материалы дела

по административному иску заместителя прокурора Ивановского гарнизона, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о признании информации запрещенной к распространению в Российской Федерации,

установил:

заместитель военного прокурора Ивановского гарнизона, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском о признании информации размещенной на Интернет-сайте, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Административный иск мотивирован тем, что военной прокуратурой ивановского гарнизона проведен мониторинг сети «Интернет».

В ходе проведенной проверки в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» выявлены страницы с электронными адресами: для свободного доступа неограниченного круга лиц на сайтах с URL - адресом: <адрес> на которых размещена информация раскрывающая потери личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации в период проведения специальной операции, имена, анкетные данные погибших, их персональные данные, а также указанные интернет-ресурсы занимаются сбором сведений раскрывающих потери личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации в период проведения специальной операции.

В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации «О государственной тайне» государственная тайна - защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

К перечню сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 г. №1203 отнесены сведения, раскрывающие потери личного состава в военное время, в мирное время в период проведения специальных операций.

В соответствии со ст. 26 Закона Российской Федерации «О государственной тайне» должностные лица и граждане, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о государственной тайне, несут уголовную, административную, гражданско-правовую или дисциплинарную ответственность в соответствии с действующим законодательством. Защита прав и законных интересов граждан, органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций в сфере действия настоящего Закона осуществляется в судебном или ином порядке, предусмотренном настоящим Законом.

Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, если эти сведения стали достоянием других лиц (ст. 283 Уголовного кодекса РФ), Получение сведений, составляющих государственную тайну, путем похищения, обмана, шантажа, принуждения, угрозы применения насилия либо иным незаконным способом (ст. 283.1 Уголовного кодекса РФ), а также передача, собирание, похищение или хранение в целях передачи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, а также передача или собирание по заданию иностранной разведки или лица, действующего в ее интересах, иных сведений для использования их против безопасности Российской Федерации, то есть шпионаж (ст. 276 Уголовного кодекса РФ) являются уголовно наказуемыми преступлениями.

Кроме того, за использование средств массовой информации, а также информационно-телекоммуникационных сетей для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну (ч. 7 ст. 13.15 КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность.

В соответствии с положениями Федерального закона от 27 июля 2006 г., №152-ФЗ «О персональных данных» конфиденциальность персональных данных означает, что операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом. Операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Статьей 13.11 КоАП Российской Федерации предусмотрена ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области персональных данных, ст 137 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена ответственность за незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющего его личную и семейную тайну, без его согласия.

В этой связи законом предусмотрен запрет на распространение информации, содержащей персональные данные граждан, сведений раскрывающих потери личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации в период проведения специальной операции, имена, анкетные данные погибших.

Вход на указанную страницу является свободным для неограниченного круга пользователей, ограничение на передачу, копирование и распространение информации отсутствует.

С учетом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», информация, размещенная на странице по электронному адресу: <адрес> нарушает законные права и интересы неопределенного круга лиц и подлежит запрету к распространению на территории Российской Федерации.

Признание информации, размещенной на указанной странице, запрещенной к распространению, позволит внести ее в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» в соответствии со ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

На основании изложенного, руководствуясь ст. 39 КАС РФ, ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», административный истец просит признать информацию, размещённую в информационно коммуникационной сети Интернет на сайтах с сетевым адресом: <адрес>, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Представитель заинтересованного лица Управления Роскомнадзора по Ивановской извещенный о дате, времени и месте судебного заседания в порядке, установленном Главой 9 КАС Российской Федерации, в судебное заседание не явился, с заявлениями, ходатайствами не обращался.

В судебном заседании административного истца – помощник военного прокурора Ивановского гарнизона Бобров А.С. исковые требования поддержал в полном объеме просила признать информацию, размещенную на сайте: <адрес>, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Суд, выслушав объяснения представителя административного истца помощника военного прокурора Ивановского гарнизона Боброва А.С., исследовав материалы дела, находит административный иск обоснованным и подлежащим удовлетворению, в силу следующего.

В соответствии со статьей 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Судом установлено, что военной прокуратурой Ивановского гарнизона проведен мониторинг сети «Интернет».

Согласно п.п. 1, 6 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Пунктом 1 статьи 15 Федерального закона № 149-ФЗ предусмотрено, что на территории Российской Федерации использование информационнотелекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

В силу п. 5 ст. 15 Федерального закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Статья 9 Федерального закона № 149-ФЗ предусматривает возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации «О государственной тайне» государственная тайна - защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

В силу положений ст. 26 Закона Российской Федерации «О государственной тайне» должностные лица и граждане, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о государственной тайне, несут уголовную, административную, гражданско-правовую или дисциплинарную ответственность в соответствии с действующим законодательством. Защита прав и законных интересов граждан, органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций в сфере действия настоящего Закона осуществляется в судебном или ином порядке, предусмотренном настоящим Законом.

На основании п. 10 Указа Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 г. N 1203 (ред. от 25.03.2021) «Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне» отнесены сведения, раскрывающие потери личного состава в военное время, в мирное время в период проведения специальных операций.

Статьей 283 Уголовного кодекса РФ предусмотрена уголовная ответственность за разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, если эти сведения стали достоянием других лиц

Статьей ст. 283.1 Уголовного кодекса РФ установлена уголовная ответственность за получение сведений, составляющих государственную тайну, путем похищения, обмана, шантажа, принуждения, угрозы применения насилия либо иным незаконным способом

В соответствии со ст. 276 Уголовного кодекса РФ установлена уголовная ответственность за передачу, собирание, похищение или хранение в целях передачи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, а также передача или собирание по заданию иностранной разведки или лица, действующего в ее интересах, иных сведений для использования их против безопасности Российской Федерации, то есть шпионаж.

Кроме того, за использование средств массовой информации, а также информационно-телекоммуникационных сетей для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну (ч. 7 ст. 13.15 КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность.

В этой связи, законом предусмотрен запрет на распространение информации, содержащей сведения раскрывающих потери личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации в период проведения специальной операции, имена, анкетные данные погибших.

В соответствии с п.1 ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г., №152-ФЗ «О персональных данных» персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

Согласно п. 1.1 ст.3 Федерального закона от 27 июля 2006 г., №152-ФЗ «О персональных данных» персональные данные, разрешенные субъектом персональных данных для распространения, - персональные данные, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен субъектом персональных данных путем дачи согласия на обработку персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

В силу ст. 7 Федерального закона от 27 июля 2006 г., №152-ФЗ «О персональных данных» операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Таким образом, исходя из системного толкования норм Федерального закона от 27 июля 2006 г., №152-ФЗ «О персональных данных» конфиденциальность персональных данных означает, что операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно ст. 13.11 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных).

В силу ст. ст. 137 УК Российской Федерации за незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации предусмотрена уголовная ответственность.

В соответствии с ч. 1 ст. 150 ГК Российской Федерации изнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Таким образом, за совершение действий, нарушающих личные неимущественные права гражданина, либо посягающих на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, в соответствии со ст. 150 ГК Российской Федерации наступает гражданско-правовая ответственность.

При указанных обстоятельствах, законом предусмотрен запрет на распространение информации, содержащей персональные данные граждан.

В ходе проверки выявлен факт размещения на интернет-сайте: <адрес> информации для неопределенного круга лиц раскрывающей потери личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации в период проведения специальной операции, имена, анкетные данные погибших, их персональные данные, а также с предложением для неопределенного круга лиц сообщения сведений раскрывающих потери личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации в период проведения специальной операции и их персональных данных.

Сведения, размещенные на данных Интернет-сайтах, вводят в заблуждение неопределенный круг лиц относительно допустимости ознакомления, распространения и сбора указанной информации, поскольку не содержат указаний на противоправность данных действий и установленную законом ответственность в случае ее совершения, побуждают неопределенный круг лиц к совершению преступлений и способствуют их совершению.

Указанная информация, размещенная на интернет-сайтах может повлечь негативные социальные, экономические и другие последствия, нарушить права неопределенного круга лиц, доступ пользователям сети «Интернет» к указанной информации противоречит положениям Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству.

За предоставление возможности доступа к информации раскрывающей потери личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации в период проведения специальной операции, имена, анкетные данные погибших, их персональные данные, а также сбор указанной информации законодателем предусмотрена административная и уголовная ответственность. Распространение указанной информации использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети «Интернет», фактически является распространением запрещенной информации.

Вместе с тем, размещенная информация находится в широком доступе.

Размещенная на сайте информация не только побуждает граждан совершать преступления, но и способствует восприятию противоправного поведения, как допустимого.

При таких обстоятельствах суд, оценив в совокупности представленные доказательства, приходит к выводу о том, что требования прокурора являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227-228, 265.5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,

решил:

административное исковое заявление заместителя прокурора Ивановского гарнизона, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Признать информацию, размещенную на сайте <адрес> в сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Решение обратить к немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано сторонами в Ивановский областной суд через Ленинский районный суд г. Иваново в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья Уенкова О.Г.

Решение в окончательной форме изготовлено 11 мая 2022 г.