ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-119/18 от 18.01.2018 Шуйского городского суда (Ивановская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 января 2018 года город Шуя Ивановской области

Шуйский городской суд Ивановской области

в составе председательствующего судьи Казаркиной И.Ф.,

при секретаре Катураевой Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Ивановской области к Удумяну А.Г. о взыскании пени по страховым взносам,

У С Т А Н О В И Л:

Межрайонная ИФНС России № 3 по Ивановской области обратилась в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением к Удумяну А.Г., в котором просит взыскать с административного ответчика:

- пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии за 2014 год в размере 1505,29 руб. за период с 28 января 2015 года по 31 декабря 2016 года;

- пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии за 2015 год в размере 2170,95 руб. за период с 04 февраля 2016 года по 31 декабря 2016 года;

- пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии за 2016 год в размере 479,17 руб. за период с 06 августа 2016 года по 31 декабря 2016 года;

- пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2014 год в размере 478,85 руб. за период с 28 января 2015 года по 31 декабря 2016 года;

- пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2015 год в размере 425,84 руб. за период с 04 февраля 2016 года по 31 декабря 2016 года;

- пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2016 год в размере 93,99 руб. за период с 06 августа 2016 года по 31 декабря 2016 года, в общей сумме 5154,09 руб.

Исковые требования мотивированы следующим.

В соответствии с ФЗ от 03 июля 2016 года № 243-ФЗ и от 03 июля 2016 года № 250-ФЗ с 01 июля 2017 года функции по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование отнесены к полномочиям Федеральной налоговой службы России и ее территориальных налоговых органов.

Административный ответчик, имея статус индивидуального предпринимателя с 13 мая 2014 года по 28 июня 2016 года, что подтверждается выпиской из ЕГРИП, являлся плательщиком страховых взносов.

Управление ПФ РФ в г.о. Шуе и Шуйском муниципальном районе обращалось к мировому судье с заявлением о взыскании страховых взносов и пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии и страховым взносам на обязательно медицинское страхование за 2016 год. Судебным приказом от 19 декабря 2016 года взысканы недоимка и пени за 2016 год по состоянию на 05 августа 2016 года. Недоимка и соответствующие пени за 2015 год взыскивались на основании постановления о взыскании за счет имущества № 047S04160004064 от 12 апреля 2016 года (на основании требования от 03 февраля 2016 года), за 2014 год – на основании постановления о взыскании за счет имущества № 04701490002249 от 22 мая 2015 года (на основании требования от 27 января 2015 года).

В связи с тем, что недоимка уплачена частично, административному ответчику направлено требование № 047S01170010706 от 09 января 2017 года, № 047S01170000468 от 18 января 2017 года об уплате пени по страховым взносам в общей сумме 5154,09 руб., которые также остались без исполнения.

Кроме того, административный истец просит суд восстановить ему срок на обращение в суд с настоящим административным иском, мотивируя требования тем, что на основании вышеприведенного закона отделения Пенсионного фонда РФ и Фонда социального страхования России направляют в налоговые органы сведения о задолженности, предпринятых мерах по ее взысканию, материалы для судебного взыскания задолженности по страховым взносам с физических лиц, а также иную информацию. В ряде случаев направленная информация является неполной и противоречивой. В целях соблюдения баланса публичных и частных интересов и недопущения неправомерного взыскания требуется проведение определенных мероприятий. Данные мероприятия требуют проведения работы по обработке списков плательщиков страховых взносов, сверке задолженности, выявлению должников, определению стадии взыскания задолженности. В результате в ряде случаев срок на судебное взыскание задолженности по страховым взносам с физических лиц в порядке гл. 48 НК РФ оказывается пропущенным. Так, шестимесячный срок на судебное взыскание задолженности по пене с административного ответчика согласно требованию от 09 января 2017 года истек 01 октября 2017 года. Между тем, материалы для взыскания задолженности поступили в налоговые органы только 12 октября 2017 года. представитель административного истца полагает, что срок пропущен по уважительной причине.

Представитель административного истца, извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, просило рассмотрении дела в свое отсутствие, заявленные исковые требования поддерживает в полном объеме по доводам, изложенным в иске.

Административный ответчик, извещенный о времени и месте рассмотрения административного дела в порядке гл. 9 КАС РФ по последнему известному месту жительства, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просил.

В соответствии со ст. 289 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

С учетом изложенного, учитывая, что явка сторон не признана судом обязательной, суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Изучив материалы административного дела, оценив в совокупности представленные доказательства, суд находит заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению.

1 января 2010 года вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее по тексту - Федеральный закон №212-ФЗ), который с 01 января 2017 года утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации …», но действовал в период возникновения правоотношений сторон.

Согласно части 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации, индивидуальные предприниматели, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями.

В силу статьи 18 Закона от 24.07.2009г. № 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.

В соответствии с п. 1 ст. 14 ФЗ №212-ФЗ плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 Федерального закона №212-ФЗ, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 указанной статьи.

Размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию в 2014-2015 гг. согласно ч.1.1 ст. 14 Федерального закона № 212-ФЗ. определяется:

- в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 рублей. - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного п.1 ч.2 ст. 12 Федерального закона № 212-ФЗ, увеличенное в 12 раз;

- в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей. - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного п.1 ч.2 ст. 12 Федерального закона № 212-ФЗ, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение, восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного п.1 ч. 2 ст. 12 Федерального закона № 212-ФЗ. увеличенное в 12 раз.

В соответствии с п. 1.2 ст. 14 ФЗ №212-ФЗ фиксированный размер страхового взноса по обязательному медицинскому страхованию определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, установленного пунктом 3 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз».

С 01.01.2012 г. согласно ч.2 ст.12 ФЗ №212-ФЗ применяются следующие тарифы страховых взносов для плательщиков, которые не производят выплат в пользу физических лиц: Пенсионный фонд РФ - 26 процентов; Фонд социального страхования РФ - 2,9 процента; Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 5,1 процента.

С 1 января 2014 г. минимальный размер оплаты труда установлен в размере 5554 рубля (ФЗ от 02.12.2013 г. № 336-ФЗ), в период с 1 января 2015 года – в сумме 5 965 рублей в месяц (ФЗ от 01.12.2014г. №408-ФЗ), в период с 1 января 2016 года – в сумме 6 204 рублей в месяц (ФЗ от 02.06.2016 г. № 164-ФЗ).

Согласно п. 2 ст. 16 Федерального закона № 212-ФЗ страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено частью 8 настоящей статьи. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком страховых взносов не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом».

В соответствии с ч. 2 ст. 16 Федерального закона № 212-ФЗ страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком страховых взносов не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом.

Если плательщики страховых взносов начинают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность после начала очередного расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев начиная с календарного месяца начала деятельности. За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца (ч. 3 ст. 14 Федерального закона № 212-ФЗ).

Если плательщики страховых взносов прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность после начала очередного расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя включительно (ч.4.1 ст. 14 Федерального закона № 212-ФЗ).

Согласно ч. 8 ст. 16 Федерального закона № 212-ФЗ в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения деятельности иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов таким плательщиком страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения его деятельности включительно.

Как следует из ст. 25 Федерального закона № 212-ФЗ в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными указанным Федеральным законом сроки плательщик страховых взносов должен выплатить пени. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным Федеральным законом № 212-ФЗ сроком уплаты сумм страховых взносов.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона № 212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд РФ, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Из материалов дела следует и судом установлено, чтоУдумян А.Г., имея статус индивидуального предпринимателя с 13 мая 2014 года по 28 июня 2016 года, что подтверждается выпиской из ЕГРИП, являлся плательщиком страховых взносов (л.д. 12).

Согласно статьи 18 Закона от 24.07.2009г. № 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. Оснований освобождения индивидуального предпринимателя от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, страховых взносов на обязательное медицинское страхование законодательством РФ не предусмотрено.

В соответствии с ФЗ от 03 июля 2016 года № 243-ФЗ и от 03 июля 2016 года № 250-ФЗ с 01 июля 2017 года функции по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование отнесены к полномочиям Федеральной налоговой службы России и ее территориальных налоговых органов.

Из материалов дела видно, что ранее Управление ПФ РФ в г.о. Шуе и Шуйском муниципальном районе обращалось к мировому судье с заявлением о взыскании страховых взносов и пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии и страховым взносам на обязательно медицинское страхование за 2016 год.

Судебным приказом от 19 декабря 2016 года взысканы недоимка по взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии за период с 01 января 2016 года по 28 июня 2016 года в размере 9570,70 руб., пени, начисленные на сумму недоимки по взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии за период с 13 июля 2016 года по 05 августа 2016 года в сумме 80,39 руб.; недоимка по взносам на обязательное медицинское страхование за период с 01 января 2016 года по 28 июня 2016 года в размере 1877,33 руб., пени, начисленные на сумму недоимки по взносам на обязательное медицинское страхование за период с 13 июля 2016 года по 05 августа 2016 года в размере 15,77 руб. (л.д. 22-23).

Недоимка и соответствующие пени за 2015 год взыскивались на основании постановления о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества № 047S04160004064 от 12 апреля 2016 года (на основании требования от 03 февраля 2016 года) в размере 18610,80 руб. – недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии, пени на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии – 232,01 руб.; в сумме 3650,58 руб. - недоимка по взносам на обязательное медицинское страхование, пени на недоимку по взносам на обязательное медицинское страхование в сумме 45,51 руб. (л.д. 24).

Недоимка и соответствующие пени за 2014 год взыскивались на основании постановления о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества № 04701490002249 от 22 мая 2015 года (на основании требования от 27 января 2015 года) в размере 10993,34 руб. - недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии, пени на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии – 81,63 руб.; в сумме 2156,39 руб. - недоимка по взносам на обязательное медицинское страхование, пени на недоимку по взносам на обязательное медицинское страхование в сумме 16,01 руб. (л.д. 25-26).

В связи с тем, что недоимка уплачена административным ответчиком частично, в его адрес направлены требования № 047S01170010706 от 09 января 2017 года (л.д. 13-17) (на сумму 4844,21 руб.), № 047S01170000468 от 18 января 2017 года (на сумму 329,06 руб.) (л.д.18, 21) об уплате пени по страховым взносам в общей сумме 5154,09 руб.

Срок для исполнения указанных требований установлен до 01 апреля 2017 года и до 30 января 2017 года (соответственно).

Предпринятые меры досудебного урегулирования спора результатов не принесли, что явилось основанием для обращения в суд с административным заявлением о взыскании пени на недоимку по страховым взносам.

Из представленных суду документов следует, что задолженность административного ответчика по пени на недоимку по страховым взносам составляет:

- пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии за 2014 год в размере 1505,29 руб. за период с 28 января 2015 года по 31 декабря 2016 года;

- пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии за 2015 год в размере 2170,95 руб. за период с 04 февраля 2016 года по 31 декабря 2016 года;

- пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии за 2016 год в размере 479,17 руб. за период с 06 августа 2016 года по 31 декабря 2016 года;

- пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2014 год в размере 478,85 руб. за период с 28 января 2015 года по 31 декабря 2016 года;

- пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2015 год в размере 425,84 руб. за период с 04 февраля 2016 года по 31 декабря 2016 года;

- пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2016 год в размере 93,99 руб. за период с 06 августа 2016 года по 31 декабря 2016 года, в общей сумме 5154,09 руб.

Доказательств погашения указанной задолженности суду не представлено.

Разрешая заявление административного истца о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд с настоящим административным иском, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 94 КАС РФ право на совершение процессуальных действий погашается с истечением установленного настоящим Кодексом или назначенного судом процессуального срока.

Лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, пропущенный процессуальный срок не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска (ст. 95 КАС РФ).

Ходатайствуя о восстановлении срока, представитель административного истца ссылается на то, что на основании вышеприведенного закона отделения Пенсионного фонда РФ и Фонда социального страхования России направляют в налоговые органы сведения о задолженности, предпринятых мерах по ее взысканию, материалы для судебного взыскания задолженности по страховым взносам с физических лиц, а также иную информацию. В ряде случаев направленная информация является неполной и противоречивой. В целях соблюдения баланса публичных и частных интересов и недопущения неправомерного взыскания требуется проведение определенных мероприятий. Данные мероприятия требуют проведения работы по обработке списков плательщиков страховых взносов, сверке задолженности, выявлению должников, определению стадии взыскания задолженности. В результате в ряде случаев срок на судебное взыскание задолженности по страховым взносам с физических лиц в порядке гл. 48 НК РФ оказывается пропущенным. Так, шестимесячный срок на судебное взыскание задолженности по пене с административного ответчика согласно требованию от 09 января 2017 года истек 01 октября 2017 года. Между тем, материалы для взыскания задолженности поступили в налоговые органы только 12 октября 2017 года. Полагает, что срок пропущен по уважительной причине.

Из материалов дела усматривается, что сведения в отношении административного ответчика были переданы в налоговые органы 12 октября 2017 года, что подтверждается сопроводительным письмом от 10 октября 2017 года пенсионного органа и штампом о получении указанных сведений налоговыми органами (л.д. 11).

Из материалов дела следует, что в адрес административного ответчика были направлены два требования: № 047S01170010706 от 09 января 2017 года и № 047S01170000468 от 18 января 2017 года об уплате пени по страховым взносам в общей сумме 5154,09 руб.

Срок исполнения требования от 09 января 2017 года на сумму 4844,21 руб. - до 01 апреля 2017 года.

Таким образом, учитывая ст. 48 НК РФ, срок для подачи в суд настоящего административного иска по требованиям истек 01 октября 2017 года.

Настоящее административное исковое заявление поступило в суд 26 декабря 2017 года.

Анализируя представленные административным истцом доказательства, суд приходит к выводу о том, что в данном случае имеются основания к восстановлению пропущенного процессуального срока, поскольку пропуск срока для обращения в суд является незначительным, административным истцом предпринимались все меры, направленные на своевременное обращение в суд с заявлением о взыскании задолженности по пени.

Исходя из установленных судом обстоятельств, учитывая, что процессуальные сроки обращения налоговым органом в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней восстановлены, суд приходит к выводу, что заявленные требования административного истца о взыскании пени подлежат удовлетворению.

Учитывая факт удовлетворения требований истца, суд, руководствуясь ст. 114 КАС РФ взыскивает сумму государственной пошлины с ответчика согласно п.п. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ, в размере 400 рублей.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, ст. 290 КАС РФ КАС РФ,

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Ивановской области к Удумяну А.Г. о взыскании пени по страховым взносам удовлетворить.

Взыскать с Удумяна А.Г., ИНН …, задолженность по:

- пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии за 2014 год в размере 1505,29 руб. за период с 28 января 2015 года по 31 декабря 2016 года;

- пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии за 2015 год в размере 2170,95 руб. за период с 04 февраля 2016 года по 31 декабря 2016 года;

- пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии за 2016 год в размере 479,17 руб. за период с 06 августа 2016 года по 31 декабря 2016 года;

- пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2014 год в размере 478,85 руб. за период с 28 января 2015 года по 31 декабря 2016 года;

- пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2015 год в размере 425,84 руб. за период с 04 февраля 2016 года по 31 декабря 2016 года;

- пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2016 год в размере 93,99 руб. за период с 06 августа 2016 года по 31 декабря 2016 года, в общей сумме 5154,09 руб.

Взыскать с Удумяна А.Г., ИНН …, в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 400 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Шуйский городской суд Ивановской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья И.Ф. Казаркина

Решение в окончательной форме изготовлено 19 января 2018 года.