ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-119/19 от 15.04.2019 Черлакского районного суда (Омская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

р.п.Черлак 15 апреля 2019 г.

Дело № 2а-119/2019

55RS0038-01-2019-000133-45

Резолютивная часть решения оглашена 15.04.2019 г.

Мотивированное решение суда изготовлено 20.04.2019 г.

Черлакский районный суд Омской области в составе

Председательствующего судьи Околелова Ю.Л.

При секретаре Жарковой Т.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2, ФИО3 к Администрации Черлакского городского поселения Черлакского муниципального района Омской области, о признании незаконным действий и возложении обязанности выполнить гарантийное обязательство № 02-16/297/2 от 07.05.2018 г. в части подписания соглашения с Министерством строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области о предоставлении субсидии,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1, ФИО2, ФИО3 обратились в суд с указанным иском, к Администрации Черлакского городского поселения Черлакского муниципального района Омской области, в котором просят признать незаконными действия административного ответчика и возложить обязанность выполнить гарантийное обязательство № 02-16/297/2 от 07.05.2018 г. в части подписания соглашения с Министерством строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области о предоставлении субсидии.

В обоснование иска указано, что они являются собственниками жилых помещений, расположенных в жилом массиве Затон р.п.Черлак Черлакского района Омской области. Министерством природных ресурсов и экологии Омской области установлены границы зон затопления жилого массива Затон. Филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской области сведения о границах зон затопления, подтопления жилого массива Затон р.п.Черлак Черлакского района Омской области 11.05.2017 г. внесены в ЕГРН. Государственной программой Омской области «Создание условий для обеспечения граждан доступным и комфортным жильем и жилищно-коммунальными услугами в Омской области» предусмотрено предоставление социальных выплат гражданам на строительство (приобретение) жилья в целях переселения с территорий, признанных в установленном порядке зонами затопления, подтопления. Распоряжением главы Черлакского городского поселения от 06.06.2018 г. № 141-р истцы включены в список граждан на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого дома в целях переселения с территорий, признанных в установленном порядке зонами затопления, подтопления, находящихся на территории Черлакского городского поселения Черлакского муниципального районеа Омской области. Администрация Черлакского городского поселения принимала участие в отборе муниципальных образований Омской области для предоставления местным бюджетам субсидий из областного бюджета в 2018 г. на реализацию указанного мероприятия, по результатам которого признана прошедшей отбор. Правительством Омской области в 2018 году Черлакскому городскому поселению Черлакского муниципального района Омской области выделена субсидия в размере 60 000 000 рублей. Администрацией городского поселения представлено гарантийное обязательство № 02-16/297/2 от 07.05.2018 г. согласно которому администрация обязалась заключить соглашение по форме разработанной Министерством строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области. Разработанный Минстроем проект соглашения о предоставлении администрации Черлакского городского поселения субсидии из областного бюджета, администрацией не подписан, хотя одним из условий предоставления указанной субсидии является подписание муниципальным образованием соглашения по разработанной Минстроем форме. В связи с этим, учитывая окончание финансового года Правительством Омской области средства областного бюджета в размере 60 000 000 рублей, выделенные на реализацию мероприятия, выведены в нераспределенный остаток. Жилой массив Затон р.п.Черлак признан в установленном порядке зоной затопления, жилые помещения признаны непригодными для проживания и подлежащими сносу до 01.01.2019 г. Действия Администрации Черлакского городского поселения, связанные с нарушением гарантийного обязательства данного Минстрою в части не подписания соглашения о предоставлении субсидии являются незаконными, создают препятствия к осуществлению прав истцов на получение социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в целях переселения с территорий, признанных установленном порядке зонами затопления (подтопления).

Административный истец ФИО1 в судебном заседании заявленные административные исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям и доводам, изложенным в заявлении.

Административный истец ФИО2 в судебном заседании заявленные административные исковые требования поддержал в полном объеме, по основаниям и доводам, изложенным в заявлении.

Административный истец ФИО3 в судебном заседании заявленные административные исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям и доводам, изложенным в заявлении.

В судебном заседании представитель административных истцов ФИО4, действующая на основании доверенности, заявленные требования так же поддержала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении и пояснила, что одним из условий предоставления субсидии муниципальным образованиям Омской области является наличие гарантийного обязательства по заключению соглашения с Минстроем Омской области по разработанной ими форме. Администрация Черлакского городского поселения участвовала в отборе, прошла отбор, участвовала в конкурсе, дала гарантийное обязательство, в соответствии с которым обязалась заключить соглашение с Минстроем Омской области о предоставлении субсидии по разработанной форме. Однако данное соглашение не было заключено, администрация уклоняется от подписания соглашения, что является незаконным, создает препятствия для истцов в осуществлении их права на получение социальной субсидии. Ранее истцы обращались с аналогичным иском в Центральный районный суд г.Омска, где рассматривалась законность действий Минстроя.

Представитель административного ответчика Администрации Черлакского городского поселения Черлакского муниципального района Омской области ФИО5, действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования не признала и показала, что действительно Администрация Черлакского городского поселения участвовала в отборе, прошла указанный отбор, на реализацию программы были выделены 60 миллионов рублей, но соглашение так и не было подписано с Минстроем, ввиду того что в форме соглашения представленной Минстроем были предусмотрены штрафные санкции за невыполнение какого-либо показателя, в размере 5% от предоставляемой суммы, поэтому Администрация Черлакского городского поселения вынуждена была направить в Минстрой протокол разногласия по этим вопросам. В последствии поскольку соглашение так и не было подписано сторонами, соответственно выделенные на реализацию программы деньги были выведены в нераспределенный остаток. В новом году будет проводиться новый отбор и будут выделены другие денежные средства. На сегодняшний день невозможно подписать соглашение которое имело место в 2018 году. Просит в удовлетворении заявленных требований отказать.

Представитель заинтересованного лица Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области в судебном заседании отсутствовал, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Представитель Минстроя Омской области ФИО6, действующая на основании доверенности направила в суд отзыв, согласно которого, на территории Омской области действует государственная программа Омской области «Создание условий для обеспечения граждан доступным и комфортным жильем и жилищно-коммунальными услугами в Омской области, утвержденная постановлением Правительства Омской области от 16.10.2013 г. № 264-п. В рамках которой осуществляется предоставление субсидий муниципальным образованиям Омской области на софинансирование мероприятия по предоставлению гражданам социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в целях переселения с территорий признанных в установленном порядке зонами затопления, подтопления. Администрация Черлакского городского поселения Черлакского муниципального района Омской области принимала участие в отборе для предоставления местным бюджетам субсидий из областного бюджета в 2018 году на реализацию мероприятия, по результатам которого признана прошедшей отбор. Администрации Черлакского городского поселения распределена субсидия на мероприятие в размере 60 000 000 рублей. Администрацией Черлакского городского поселения предоставлено гарантийное письмо от 07.05.2018 г. № 02-16/297/2, согласно которому администрация обязалась заключить соглашение по разработанной Минстроем Омской области форме в целях перечисления денежных средств. Минстроем Омской области было разработано соглашение о предоставлении субсидии и передано Администрации Черлакского городского поселения, которая отказалась подписывать указанное соглашение, направив в Минстрой Омской области протокол разногласий от 23.07.2018 г. Разделом подпрограммы предусмотрены штрафные санкции к муниципальным обьразованиям Омской области за недостижение показателей результативности предоставления субсидии. В связи с неподписанием соглашения по разработанной Минстроем форме, средства областного бюджета выделенные на реализацию мероприятия в 2018 году были выведены в нераспределенный остаток в связи с окончанием финансового года, и по окончании 2018 года возвращены в доход областного бюджета. Правовых оснований для заключения соглашения в 2019 году по результатам отбора муниципальных образований Омской области проведенного в 2018 году не имеется.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу п.2 ч.2 ст.227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Удовлетворение требований, рассматриваемых в порядке главы 22 КАС РФ, возможно лишь при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконности действий (бездействия) должностного лица (незаконности принятого им или органом решения) и реального нарушения при этом прав заявителя.

Согласно ч.1 ст.139 БК РФ, местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации могут предоставляться межбюджетные трансферты в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

Как было установлено в настоящем судебном заседании а так же установлено решением Центрального районного суда г.Омска от 18.02.2019 г., по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2, ФИО3 к Министерству строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области, о признании незаконными действий, постановлением Правительства Омской области от 16.10.2013 N 264-п было утверждена государственная программа Омской области "Создание условий для обеспечения граждан доступным и комфортным жильем и жилищно-коммунальными услугами в Омской области". В разделе 10 приложения № 6 к государственной программе Омской области "Создание условий для обеспечения граждан доступным и комфортным жильем и жилищно-коммунальными услугами в Омской области", которая, в свою очередь, является приложением к постановлению Правительства Омской области от 16 октября 2013 г. N 264-п определено, что перечисление субсидий в доходы местных бюджетов осуществляется на основании соглашения о предоставлении субсидий, заключаемого по разработанной Минстроем Омской области форме. Судом установлено и сторонами по делу не оспаривается, что административные истцы являются собственниками объектов недвижимости, расположенных в границах зоны затопления жилого массива Затон р.п.Черлак Черлакского района Омской области. 25.04.2018 г. распоряжением Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области № 114-рп было принято решение об отборе муниципальных образований Омской области для предоставления местным бюджетам субсидий из областного бюджета, определенных в 2018 году Минстрою на реализацию мероприятия «Предоставление гражданам социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в целях переселения с территорий, признанных в установленном порядке зонами затопления, подтопления» программы «Развитие арендного и некоммерчекого жилищного фонда» государственной программы Омской области «Создание услвоий для обеспечения граждан доступным и комфортным жильем и жилищно-коммунальными услугами в Омской области». В данном отборе принимала участие в том числе Администрация Черлакского городского поселения Черлакского муниципального района Омской области. Администрация Черлакского городского поселения предоставила в Минстрой Омской области гарантийное письмо от 07.05.2018 г. № 02-16/297/2, в котором орган местного самоуправления обязался заключить соглашение между Минстроем Омской области и Черлакским городским поселением о предоставлении субсидий, по разработанной Минстроем форме. Из материалов дела следует, что по результатам отбора Администрации Черлакского городского поселения была распределения субсидия на мероприятие в размере 60 миллионов рублей в соответствии с постановлением Правительства Омской области от 01.03.2018 г. № 55-п. Административные истцы были включены в список граждан на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого дома (помещения) в целях переселения с территорий, признанных в установленном порядке зонами затопления. После распределения субсидий муниципальному образованию в соответствии с приведенными выше нормами закона надлежало заключить соглашение с Минстроем Омской области по разработанной Минстроем форме. Правомочие по разработке формы соглашения предусмотренно указанным выше разделом 10 приложения № 6 к государственной программе Омской области "Создание условий для обеспечения граждан доступным и комфортным жильем и жилищно-коммунальными услугами в Омской области", согласно постановления Правительства Омской области от 16 октября 2013 г. N 264-п, которое является действующим нормативно-правовым актом.

Настоящий спор, как установлено в судебном заседании вызван тем, что Администрация Черлакского городского поселения Черлакского муниципального района Омской области указанное выше соглашение не заключила, направив в адрес Минстроя Омской области 23.07.2018 г. протокол разногласий к соглашению о предоставлении субсидий, который подписан Минстроем Омской области не был. Административным истцам представлялась противоречивая информация о возможности получения субсидий. В дальнейшем, с целью реализации права на получение субсидии административными истцами был инициирован настоящий спор. Из вышеприведенных норм закона следует, что полномочие по разработке формы соглашения и определения его условий в рамках подпрограммы «Развитие арендного и некоммерческого фонда» в силу вышеприведенных правовых норм у Минстроя Омской области имеются.

Согласно письма Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области от 09.11.2018 г. № МСЖК-19733, денежные средства в указанной выше сумме 60 миллионов рублей, были выведены в нераспределенный остаток в связи с окончанием финансового года и отсутствием заключенного соглашения о предоставлении субсидии.

Указанным решением Центрального районного суда г.Омска от 18.02.2019 г. в удовлетворении административного искового заявления ФИО1, ФИО2, ФИО3 о признании незаконными действий Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области в рассматриваемой ситуации было отказано в полном объеме. Данное решение суда вступило в законную силу 26.03.2019 г.

Исследовав все доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения заявленных административных исковых требований.

Учитывая все обстоятельства дела, позиции сторон, принимая во внимание, что административным ответчиком Администрацией Черлакского городского поселения гарантийное обязательство № 02-16/297/2 от 07.05.2018 г. о заключении соглашения по разработанной Минстроем Омской области форме не было исполнено, в результате чего денежные средства в размере 60 000 000 рублей, выделенные на реализацию мероприятия в рамках государственной программы по предоставлению социальных выплат гражданам на строительство (приобретение) жилья в целях переселения с территорий признанных в установленном порядке зонами затопления, подтопления, были выведены в нераспределенный остаток, в связи с окончанием финансового года и отсутствием заключенного соглашения о предоставлении субсидии, чем были нарушены права административных истцов. К доводам представителя административного ответчика в части того, что им проводились все возможные действия для выполнения указанного гарантийного обязательства, суд относится критически, в связи с чем заявленные административные исковые требования о признании незаконными действий административного ответчика, по мнению суда являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Одновременно с этим, учитывая тот факт, что отбор муниципальных образований Омской области для предоставления местным бюджетам субсидий из областного бюджета проводился в 2018 году, субсидия по результатам такого отбора распределялась муниципальному образованию в 2018 году и подлежала перечислению исключительно в 2018 году на основании соглашения, от заключения которого административный истец отказался, в связи с чем субсидия, определенная в 2018 году Минстрою Омской области и распределенная Администрации Черлакского городского поселения, по окончании 2018 года возвращена в доход областного бюджета, в связи с чем правовых оснований для заключения соглашения в 2019 году по результатам отбора муниципальных образований Омской области, проведенного в 2018 году не имеется, и соответственно административные исковые требования в части возложения обязанности на административного ответчика выполнить гарантийное обязательство по подписанию соглашения с Министерством строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление ФИО1, ФИО2, ФИО3 удовлетворить частично.

Признать незаконными действия Администрации Черлакского городского поселения Черлакского муниципального района Омской области, выразившиеся в невыполнении гарантийного обязательства № 02-16/297/2 от 07.05.2018 г. о подписании соглашения с Министерством строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области о предоставлении субсидии.

В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд с подачей жалобы через Черлакский районный суд в течении месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Ю.Л.Околелов