ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-119/19 от 25.06.2019 Новоспасского районного суда (Ульяновская область)

Дело № 2а-119/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 июня 2019 года р.п.Кузоватово

Новоспасский районный суд Ульяновской области в составе

председательствующего судьи Дементьевой Н.В.,

при секретаре Солтановой Н.Н.,

с участием представителя административного истца - помощника прокурора Новоспасского района Ульяновской области Мельникова Е.Н.,

административного ответчика представителя администрации «Новоспасский район» Нагаткина М.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску прокурора Новоспасского района Ульяновской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области, муниципальному бюджетному учреждению «Юг-Сервис» о признании незаконным бездействия по непринятию мер по противодействию терроризму, возложении обязанности разработать паспорта безопасности котельных, расположенных в <адрес>,

у с т а н о в и л

прокурор Новоспасского района Ульяновской области обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области, муниципальному бюджетному учреждению «Юг-Сервис» о признании незаконным бездействия по непринятию мер по противодействию терроризму, возложении обязанности разработать паспорта безопасности котельных.

Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой Новоспасского района Ульяновской области проведена проверка соблюдения администрацией МО «Новоспасский район» и МБУ «Юг-Сервис» законодательства в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса.

В ходе проверки установлено, что котельные, расположенные в <адрес>, состоят в перечне объектов топливно-энергетического комплекса, находящихся на территории Ульяновской области.

В соответствии с ч. 1,2 ст. 8 Федерального закона от 21.07.2011 № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» субъекты топливно-энергетического комплекса составляют паспорта безопасности объектов топливно-энергетического комплекса на основании результатов категорирования данных объектов, в зависимости от степени их потенциальной опасности, а также на основании оценки достаточности инженерно-технических мероприятий, мероприятий по физической защите и охране объектов при террористических угрозах.

Паспорт безопасности котельных, расположенных в <адрес>, как объектов топливно-энергетического комплекса МБУ «Юг-Сервис» не разрабатывался и не утверждался.

По факту выявленных нарушений в деятельности администрации МО «Новоспасский район» по исполнению требований законодательства об антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, 31.05.2018 года в адрес главы администрации МО «Новоспасский район» прокуратурой района было внесено представление.

В ходе настоящей проверки установлено, что МБУ «Юг-Сервис» получено свидетельство о регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов о присвоении котельным 3 класса опасности.

Однако до настоящего времени в МБУ «Юг-Сервис» не сформирована комиссия по категорированию объектов, предусмотренная п. 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 № 459 «Об утверждении положения об исходных данных для проведения категорирования объекта топливно-энергетического комплекса, порядке его проведения и критериях категорирования», то есть, налицо бездействие со стороны МБУ «Юг-Сервис», и администрации МО «Новоспасский район, как собственника объектов ТЭК, выразившееся в непринятии мер по противодействию терроризму, по разработке паспорта безопасности котельных, расположенных в <адрес>, как объектов топливно-энергетического комплекса, что влечет за собой нарушение требований действующего законодательства.

Указанные нарушения свидетельствуют о недолжном и формальном подходе ответственных должностных лиц к исполнению своих должностных обязанностей и отсутствии должного контроля со стороны руководства.

Использование вышеуказанных котельных без проведения мероприятий по их категорированию и паспортизации снижает антитеррористическую защищенность теплоисточников, а также может повлечь пагубные последствия в виде прекращения обеспечения топливом населения.

В силу приведенных норм исполнение требований нормативно-правовых актов о противодействии терроризму на объектах топливно-энергетического комплекса является обязанностью ответчиков. Выполнение этой обязанности направлено на обеспечение безопасности неопределенного круга лиц, пользующихся данными объектами.

На основании изложенного прокурор Новоспасского района просил признать незаконным бездействие администрации МО «Новоспасский район» Ульяновской области и МБУ «Юг-Сервис» по непринятию мер по противодействию терроризму, обязать администрацию МО «Новоспасский район» Ульяновской области и МБУ «Юг-Сервис» разработать паспорта безопасности котельных, расположенных в <адрес> до (дата).

Помощник прокурора Новоспасского района Ульяновской области Мельников Е.Н. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, приведя в обоснование доводов обстоятельства, изложенные в административном исковом заявлении.

Представитель ответчика МБУ «Юг-Сервис» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель ответчика администрации МО «Новоспасский район» Ульяновской области Нагаткин М.Ю. в судебном заседании заявленные требования не признал в полном объеме, пояснив о том, что администрация МО «Новоспасский район» Ульяновской области является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку здания вышеуказанных котельных переданы в оперативное управление МБУ «Юг-Сервис». При этом, МБУ «Юг-Сервис» является бюджетным учреждением, которое самостоятельно отвечает по своим обязательствам. В связи с чем, просил суд отказать в удовлетворении заявленных требований к администрации МО «Новоспасский район» Ульяновской области.

Представитель заинтересованного лица – комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации МО «Новоспасский район» Ульяновской области в судебное заседание не явился, о судебном заседании был извещен надлежащим образом, и.о. председателя комитета Блохина Е.М. представила заявление № 83 от 29.05.2019 о рассмотрении дела без участия представителя комитета.

Выслушав помощника прокурора Новоспасского района Мельникова Е.Н., представителя ответчика Нагаткина М.Ю., исследовав материалы административного дела, суд находит исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 21.07.2011 N 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» объекты топливно-энергетического комплекса (далее также - объекты) - объекты электроэнергетики, нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, нефтехимической, газовой, угольной, сланцевой и торфяной промышленности, а также объекты нефтепродуктообеспечения, теплоснабжения и газоснабжения.

Субъекты топливно-энергетического комплекса - физические и юридические лица, владеющие на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса.

В соответствие со ст. 8 Федерального закона от 21.07.2011 N 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» субъекты топливно-энергетического комплекса составляют паспорта безопасности объектов топливно-энергетического комплекса по форме согласно приложению к настоящему Федеральному закону.

Паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса составляется на основании результатов категорирования данного объекта в зависимости от степени его потенциальной опасности, а также на основании оценки достаточности инженерно-технических мероприятий, мероприятий по физической защите и охране объекта при террористических угрозах согласно требованиям, определенным Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 7 настоящего Федерального закона.

Из приведенных выше норм следует, что юридические лица, владеющие на праве собственности или ином законном праве объектами, в том числе теплоснабжения составляют паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса на основании результатов категорирования данного объекта, в случае если данный объект входит в перечень объектов топливно-энергетического комплекса, подлежащих категорированию, утвержденный высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации.

Судом установлено, что согласно постановлению главы администрации МО «Новоспасский район» от 27.12.2017 № 766 «О закреплении имущества за муниципальным бюджетным учреждением «Юг-Сервис» муниципального образования «Новоспасское городское поселение» на праве оперативного управления» администрацией МО «Новоспасский район» Ульяновской области за МБУ «Юг-Сервис» на праве оперативного управления закреплены здания котельных, расположенных в <адрес>

Указанное муниципальное имущество передано МБУ «Юг-Сервис» по акту приема-передачи от 01 января 2018 года.

В соответствие со свидетельством о регистрации опасных производственных объектов №А52-06168 от 10.12.2018 Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору котельные, расположенные по вышеуказанным адресам, относятся к III классу категории опасности (средняя категория).

Из перечня объектов топливно-энергетического комплекса Ульяновской области, подлежащих категорированию, который утвержден Губернатором Ульяновской области 23.05.2019г., следует, что вышеуказанные котельные входят в указанный перечень.

В судебном заседании установлено, что до настоящего времени паспорта безопасности указанных объектов топливно-энергетического комплекса не разработаны.

Вместе с тем, отсутствие паспорта безопасности объекта топливно-энергетического комплекса, ведет к существенному снижению уровня защищенности котельной и в случае совершения преступлений террористической направленности на данном объекте может повлечь значительное увеличение количества пострадавших лиц.

При таких обстоятельствах, учитывая, что ответчиками не исполняется обязанность по обеспечению безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, что нарушает права неопределенного круга граждан р.п. Новоспасское Новоспасского района Ульяновской области на безопасное функционирование, защиту интересов личности, общества и государства в сфере топливно-энергетического комплекса от актов незаконного вмешательства, суд считает необходимым осуществить защиту указанного нарушенного права и признать незаконным в отношении неопределенного круга лиц действия ответчиков, выразившиеся в бездействии по обеспечению антитеррористической защищенности объекта топливно-энергетического комплекса.

Доводы представителя администрации о том, что администрация МО «Новоспасский район» является ненадлежащим ответчиком по делу, суд находит несостоятельными, поскольку вышеуказанные объекты ТЭК находятся на балансе администрации района.

С целью восстановления установленных законом гарантий на охрану жизни и здоровья населения и недопущения актов незаконного вмешательства, для защиты гражданских прав путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, поскольку жизнь и здоровье граждан - неотъемлемые нематериальные блага, суд полагает необходимым обязать ответчиков разработать паспорта безопасности котельных, расположенных в р.п. Новоспасское Ульяновской области по адресам: пл. Макаренко, д. 1 «а» и пл. Семашко, д. 10, в соответствие с требованиями к антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, установленных Федеральным законом от 21.07.2011 N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса".

Учитывая, что для устранения выявленных нарушений необходимо время, по мнению суда запрашиваемый прокурором срок до 01.08.2019 года недостаточен для их устранения, в связи с чем, суд в соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ полагает необходимым установить срок для исполнения решения до 01.10.2019 года.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

административное исковое заявление прокурора Новоспасского района Ульяновской области в защиту интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области и муниципального бюджетного учреждения «Юг-Сервис» по непринятию мер по противодействию терроризму.

Обязать администрацию муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области и муниципальное бюджетное учреждение «Юг-Сервис» разработать паспорта безопасности котельных, расположенных в <адрес>, как объектов топливно-энергетического комплекса в срок до (дата).

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд путем подачи апелляционный жалобы через Новоспасский районный суд Ульяновской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Н.В. Дементьева