Административное дело <№*****>а-<№*****>
Решение изготовлено в окончательной форме <ДД.ММ.ГГГГ>.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
<адрес><ДД.ММ.ГГГГ>
Кулебакский городской суд <адрес> в составе председательствующего судьи Фигина А.Е, с участием представителя административного истца Козлова Ю.Н., доверенность от <ДД.ММ.ГГГГ> по реестру за <№*****> (диплом УВ <№*****> от <ДД.ММ.ГГГГ>.), заместителя Кулебакского городского прокурора Хруновой Е.Ю, при секретаре судебного заседания Вдовиной С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административный иск Гурякова А. Е. к Территориальной избирательной комиссии муниципального образования городской округ <адрес> и Полковникову А. А. о защите избирательных прав,
У С Т А Н О В И Л:
Гуряков Е.А. обратился в суд с названным иском, указав, что постановлением территориальной избирательной комиссии городского округа <адрес> (далее – ТИК) от <ДД.ММ.ГГГГ>. <№*****> были назначены выборы депутатов представительного органа местного самоуправления. Постановлениями ТИК от <ДД.ММ.ГГГГ>. <№*****> и <№*****> от <ДД.ММ.ГГГГ>., в качестве кандидатов в депутаты представительного органа местного самоуправления по одномандатному избирательному округу <№*****> были зарегистрированы Полковников А.А. и Гуряков А.Е., соответственно. По результатам голосования от <ДД.ММ.ГГГГ>. Полковников А.А. – набрал <данные изъяты> голосов, Гуряков А.Е. – <данные изъяты> голоса. По этим данным избранным депутатом представительного органа местного самоуправления по одномандатному избирательному округу <№*****> был признан Полковников А.А., данные результаты голосования были утверждены Постановлением ТИК от <ДД.ММ.ГГГГ>. <№*****>. <ДД.ММ.ГГГГ>. в адрес Гурякова А.Е. из ТИК поступило письмо <№*****>, из которого следует, что по результатам проверки ТИК сведений представленных Полковниковым А.А. при регистрации его кандидатом в депутаты, диплом о высшем образовании ему не выдавался. В связи с чем, считает, что Полковниковым А.А. при подаче документов о регистрации его кандидатом в депутаты и при проведении агитации в период избирательной компании были сознательно сообщены сведения не соответствующие действительности о наличии у него высшего образования для того, чтобы повлиять на волеизъявление избирателей, сделать привлекательной свою кандидатуру и побудить их голосовать за себя. Считает, что в соответствии с Федеральным законом от <ДД.ММ.ГГГГ> N 67-ФЗ, после официального опубликования результатов выборов жалоба на нарушение избирательных прав граждан, имевших место в период избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов может быть отменено. Так же, указывает, что в соответствии с п.16 ст. 239 КАС РФ с иском об отмене решения избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов могут обратиться граждане зарегистрированные в установленном порядке и участвовавшие в выборах в качестве кандидата. Согласно п.3 ст. 240 КАС РФ после опубликования результатов выборов, исковое заявление об отмене решения избирательной комиссии о результатах выборов может быть подано в суд в течении 3-х месяцев со дня официального опубликования результатов выборов.
На основании чего, просит суд: отменить Постановление территориальной избирательной комиссии городского округа <адрес> от <ДД.ММ.ГГГГ>. <№*****> в части результатов голосования по одномандатному избирательному округу <№*****> по выборам депутатов Совета депутатов городского округа <адрес> и признать недействительными результаты выборов депутатов по избирательному округу <№*****> от <ДД.ММ.ГГГГ>., а так же просит взыскать в свою пользу с административных ответчиков судебные расходы.
В судебное заседание административный истец не явился извещен надлежаще.
Его представитель Козлов Ю.Н., в судебном заседании полностью поддержал заявленные Гуряковым А.Е. требования и просил их удовлетворить. Кроме этого указывает, что нарушения недостоверные сведения представленные Полковниковым А.А. о своём образовании повлияли на выбор избирателей и в связи с этим не позволяют выявить действительную волю избирателей.
Представитель административного ответчика территориальной избирательной комиссии городского округа <адрес> в судебное заседание не явился извещен надлежаще, предоставил отзыв на иск в соответствии с которым считают, что требования Гурякова А.Е. обоснованы и подлежат удовлетворению.
Административный ответчик Полковников А.А. в судебное заседание не явился извещен надлежаще. Ранее предоставил возражения на иск, в соответствии с которым считает, что требования Гурякова А.Е. не подлежат удовлетворению, так как, по его мнению, при проведении им своей избирательной компании не было незаконных способов и средств ведения избирательной компании, агитация велась честно и открыто. Так же указывает, что при подсчете голосов в помещениях участковых избирательных комиссии присутствовали наблюдатели от кандидата Гурякова А.Е., и каких-либо замечаний с их стороны не было.
Заместитель Кулебакского городского прокурора Хрунова Е.Ю. в судебном заседании предоставила заключение, в соответствии с которым считает, что в удовлетворении требований Гурякова А.Е. следует отказать, так как в ходе судебного заседании истцом не представлено каких- либо доказательств о том, что в период проведения избирательной компании и выборов депутатов г.о.<адрес> были допущены нарушения, не позволяющие выявить действительную волю избирателей.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения, суд приходит к следующим выводам.
<ДД.ММ.ГГГГ>г. в соответствии с <адрес> от <ДД.ММ.ГГГГ> N 60-З "О преобразовании муниципальных образований Кулебакского муниципального района <адрес>" были преобразованы в соответствии с федеральным законодательством муниципальные образования - городские поселения <адрес>, рабочий <адрес>, рабочий <адрес> и сельские поселения Мурзицкий сельсовет, Саваслейский сельсовет, Серебрянский сельсовет, Тепловский сельсовет Кулебакского муниципального района <адрес> путем их объединения во вновь образованное муниципальное образование городское поселение, наделив его статусом городского округа с наименованием "<адрес>".
Судом установлено, что согласно Постановления территориальной избирательной комиссии городского округа <адрес> исполняющая полномочия избирательной комиссии муниципального образования городской округ <адрес> от <ДД.ММ.ГГГГ>. за <№*****> были назначены выборы депутатов Совета депутатов городского округа <адрес> на <ДД.ММ.ГГГГ>. (л.д.48).
Так же судом установлено, и не оспаривается сторонами, что Гуряков А. Е. был зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов городского округа <адрес> по одномандатному избирательному округу <№*****>, в связи с чем ему было выдано заместителем председателя территориальной избирательной комиссии городского округа <адрес> удостоверение <№*****> от <ДД.ММ.ГГГГ>. (л.д. 18).
Кроме этого, судом установлено, что в соответствии с Постановлением территориальной избирательной комиссии городского округа <адрес>, исполняющей обязанности окружных избирательных комиссий городского округа <адрес> от <ДД.ММ.ГГГГ>. за <№*****> в <данные изъяты> минуты была произведена регистрация кандидата в депутаты Совета депутатов городского округа <адрес> по одномандатному избирательному округу <№*****>Полковникова А. А., выдвинутого местным отделением партии «Единая Россия» (л.д. 49).
В соответствии с протоколом <№*****> участковой избирательной комиссии об итогах голосования по одномандатному избирательному округу <№*****> от <ДД.ММ.ГГГГ>., на избирательном участке <№*****>, было установлено, что Гуряков А. Е. набрал в свою пользу <данные изъяты> голос, Полковников А. А. набрал <данные изъяты> голоса (л.д.50,50-оборот).
Протоколом <№*****> участковой избирательной комиссии об итогах голосования по одномандатному избирательному округу <№*****> от <ДД.ММ.ГГГГ>., на избирательном участке <№*****>, было установлено, что Гуряков А. Е. набрал в свою пользу <данные изъяты> голос, Полковников А. А. набрал <данные изъяты> голоса (л.д.51,51-оборот).
Протоколом <№*****> окружной избирательной комиссии об итогах голосования по одномандатному избирательному округу <№*****> от <ДД.ММ.ГГГГ>., было определено, что Гуряков А. Е. в общей сложности набрал в свою пользу <данные изъяты> голоса, Полковников А. А. набрал <данные изъяты> голосов, а так же было определено, что Полковников А. А. – был избран депутатом по одномандатному избирательному округу <№*****> (л.д.52,52-оборот).
Постановлением территориальной избирательной комиссии городского округа <адрес> от <ДД.ММ.ГГГГ>. <№*****> «О регистрации избранных депутатов Совета депутатов городского округа <адрес>», было поставлено зарегистрировать в <данные изъяты> минут <ДД.ММ.ГГГГ>. избранных депутатов Совета депутатов городского округа <адрес> по одномандатному избирательному округу <№*****>Полковников А. А. (л.д.45,45-оборот).
Как следует из сообщения территориальной избирательной комиссии городского округа <адрес> от <ДД.ММ.ГГГГ>. <№*****> диплом об образовании Полковникову А. А.В. политехническим институтом (в настоящее время ФГБОУ «В. государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых) на выдавался (л.д.13).
В соответствии с ч. 2 ст. 32 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Согласно преамбуле и ст. ст. 3, 4 Федерального закона от <ДД.ММ.ГГГГ> N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12.06.2002г. N 67-ФЗ) демократические, свободные и периодические выборы в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также референдум являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти. Государством гарантируются свободное волеизъявление граждан Российской Федерации на выборах и референдуме, защита демократических принципов и норм избирательного права и права на участие в референдуме. И данное право, являясь одним из всеобщих избирательных прав граждан, заложено в основу принципов проведения выборов в Российской Федерации.
Порядок определения результатов выборов определен в ст. 70 Федерального Закона от <ДД.ММ.ГГГГ> N 67-ФЗ, в п. 1 которой указано, что на основании первых экземпляров протоколов об итогах голосования, полученных из нижестоящих комиссий, результаты выборов, референдума путем суммирования содержащихся в этих протоколах данных определяет комиссия, наделенная этим правом законом. Члены соответствующей комиссии с правом решающего голоса определяют результаты выборов, референдума лично. О результатах выборов, референдума составляются в двух экземплярах протокол и сводная таблица, которые подписывают все присутствующие члены данной комиссии с правом решающего голоса. На основании протокола о результатах выборов, референдума комиссия принимает решение о результатах выборов, референдума.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 9 статьи 70 Федерального закона от 12.06.2002г. N 67-ФЗ соответствующая комиссия признает итоги голосования, результаты выборов, референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума недействительными в случае, если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума.
Аналогичная норма содержится в ст. <адрес> от <ДД.ММ.ГГГГ> N 108-З «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в <адрес>» (далее - <адрес> от 06.09.2007г. N 108-З).
Согласно пункту 2 статьи 77 Федерального закона от 12.06.2002г. N 67-ФЗ, содержащий перечень обстоятельств об отмене решения избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов, а именно что кандидат, признанный избранным а) израсходовал на проведение своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда средства в размере, составляющем более чем 10 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом; б) осуществлял подкуп избирателей, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей; в) при проведении агитации вышел за рамки ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 Федерального закона от <ДД.ММ.ГГГГ> N 67-ФЗ, что не позволяет выявить действительную волю избирателей; г) использовал преимущества должностного или служебного положения, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей; д) в случае признания после дня голосования незаконным отказа в регистрации кандидата, если это нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей; е) в случае установления иных нарушений законодательства Российской Федерации о выборах, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.
Аналогичная норма содержится в ч. 4 ст. <адрес> от 06.09.2007г. N 108-З.
В пункте 2.3 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации N 8-П от <ДД.ММ.ГГГГ> отмечено, что судебная защита активного избирательного права, равно как и права быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, не может осуществляться без учета того обстоятельства, что следствием пересмотра результатов выборов как состоявшегося акта прямого волеизъявления населения может быть нарушение стабильности функционирования институтов представительной демократии, дисквалификация актов реализации избирательного права. Поэтому не любые, а только существенные нарушения законодательства, допущенные при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, не позволяющие установить действительное волеизъявление избирателей, могут служить основанием для отмены итогов голосования, результатов выборов судом на соответствующей территории. Данный вывод согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от <ДД.ММ.ГГГГ> N 1-П, и имеет значение применительно к формированию конкретных юрисдикционных процедур, инициирование которых должно быть обусловлено наличием веских оснований полагать, что при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов волеизъявление избирателей было действительно искажено.
В соответствии с подпунктом "е" пункта 2 статьи 77 Федерального закона от 12.06.2002г. N 67-ФЗ суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов в случае установления иных нарушений законодательства Российской Федерации о выборах, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.
Законодательство о выборах не содержит прямого указания об обязательном представлении сведения об образовании кандидата, так как носит декларативный характер, а говорит лишь о возможности (праве) представления кандидата сведений о профессиональном образовании.
Каких- либо иных доказательств административным истцом нарушения административными ответчиками законодательства о выборах в суд не представлено.
В связи с чем, суд приходит к выводу, что в ходе судебного разбирательства не нашли подтверждения доводы административного истца о наличии фактов, свидетельствующих о наличии нарушений избирательного законодательства, не позволивших выявить действительную волю избирателей. А равно, как и характер совершенных действий административных ответчиков о том, что они побуждали избирателей, голосовать за кандидатов или против них.
На основании изложенного выше и руководствуясь статьей 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Отказать в удовлетворении административного иска Гурякова А. Е. к Территориальной избирательной комиссии муниципального образования городской округ <адрес> и Полковникову А. А. о защите избирательных прав
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца в Нижегородский областной суд через Кулебакский городской суд <адрес>.
Судья А.Е. Фигин