ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-119/2016 от 17.02.2016 Ермаковского районного суда (Красноярский край)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 февраля 2016 года с. Ермаковское

Ермаковский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего – судьи Векшановой Н.А.,

при секретаре – Сорокулиной О.Е.,

с участием представителя истца помощника прокурора ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к <адрес> о признании бездействия незаконным, о возложении обязанности разработать и утвердить генеральный план поселения,

установил:

<адрес> обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Ивановского сельсовета <адрес> о признании бездействия незаконным, о возложении обязанности разработать и утвердить генеральный план поселения. Требования мотивирует тем, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления законодательства в сфере градостроительной деятельности. Проверкой установлено, что в настоящее время администрацией Ивановского сельсовета не подготовлен и не направлен на утверждение в представительный орган поселения проект генерального плана муниципального образования.

Значительная часть документов территориального планирования муниципальных образований района разработаны в период 1968-1986 годов. Генеральные планы сельских поселений на территории района разрабатывались и корректировались в 80-х годах прошлого века. На данный момент генеральные планы поселений в новых социально-экономических условиях не отвечают современным требованиям. Документы территориального планирования являются важнейшим элементом при разработке краевых и местных инвестиционных программ, формирования перечня инвестиционных проектов, финансируемых из краевого и местного бюджетов, схем и проектов развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, территориальных комплексных схем природопользования, защиты территорий от чрезвычайных ситуаций. При этом на сегодняшний день большинство ранее разработанных документов утратили свою актуальность.

В соответствии с ч. ч. 1.2,1.3 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» отсутствие территориального планирования, генерального плана поселения приводит к тому, что не допускается проведение ряда мероприятий по разрешению вопросов, связанных с градостроительным законодательством.

Данные обстоятельства указывают на ненадлежащее исполнение обязанностей должностных лиц по осуществлению полномочий и нормативного правого регулирования законодательства при разработке и утверждению генерального плана муниципального образования, что нарушает интересы государства и права граждан.

Со ссылкой на нормы действующего законодательства прокурор просит признать незаконным бездействие ответчика по разработке проекта генерального плана поселения, в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; возложить на ответчика обязанность разработать и внести на утверждение представительного органа муниципального образования Ивановский сельсовет <адрес> проект генерального плана поселения, в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности в течение года со дня вступления решения суда в законную силу.

Определением суда по делу от ДД.ММ.ГГГГ по ходатайству административного истца произведена замена административного ответчика – администрации Ивановского сельсовета на надлежащего – администрацию <адрес>. Администрация Ивановского сельсовета привлечена к участию в деле в качестве заинтересованного лица.

В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора <адрес>ФИО2 исковые требования поддержала на указанных в заявлении основаниях.

Административный ответчик администрация <адрес> в судебное заседание представителя не направил. О дне и времени рассмотрения дела был извещен надлежащий образом. Заявление об отложении судебного заседания от административного ответчика не поступало.

Представитель заинтересованных лиц: администрации Ивановского сельсовета и представительного органа Ивановский сельсовет в судебное заседание не прибыл. О времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Неявка административного ответчика и заинтересованных лиц не препятствует рассмотрению дела.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 28 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

На основании ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии со ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

В силу положений п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Анализ приведенных положений закона свидетельствует о том, что нарушение прав и свобод неопределенного круга лиц, в интересах которого прокурором заявлен административный иск, и необходимость в их восстановлении является обязательным основанием для удовлетворения административного искового заявления о признании незаконными действий (бездействий) и решений органа местного самоуправления.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 8 Градостроительного кодекс Российской Федерации (далее - ГрК РФ) к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся: подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений.

В соответствии с ч. 1,5 ст. 9 ГрК РФ, территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Подготовка документов территориального планирования осуществляется на основании стратегий (программ) развития отдельных отраслей экономики, приоритетных национальных проектов, межгосударственных программ, программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципальных образований (при их наличии) с учетом программ, принятых в установленном порядке и реализуемых за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, решений органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных главных распорядителей средств соответствующих бюджетов, предусматривающих создание объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, инвестиционных программ субъектов естественных монополий, организаций коммунального комплекса и сведений, содержащихся в федеральной государственной информационной системе территориального планирования.

Согласно п. 2 ч.1 ст. 18 ГрК РФ, генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования,

В соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение схем территориального планирования поселений относится к вопросам местного значения муниципального района.

Статья 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает вопросы местного значения городского и сельского поселения. К вопросам местного значения городского поселения относятся, в числе других - утверждение генеральных планов поселения (п.20 ч.1).

Ст. 2 Федерального закона от 27.05.2014 N 136-ФЗ (ред. от 03.02.2015) "О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"" внесены изменения в ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которым, к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (п.3).

Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов." (п.4)

Закон о внесении изменений вступил в силу со дня его опубликования 27 мая 2014 года. В соответствии с п. 5 ст. 4 указанного закона, до 1 января 2015 года органы местного самоуправления муниципальных районов и сельских поселений осуществляют решение вопросов местного значения муниципальных районов и поселений в соответствии с положениями части 1 статьи 14 и части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Законом Красноярского края от 15.10.2015 года № 9-3724 «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Красноярского края» решение вопросов о подготовке и утверждении документов территориального планирования поселений сельскими поселениями не предусмотрено. Закон вступил в силу с 01.01.2016 года.

Исходя из установленной указанным законом нормы, полномочия по утверждению генеральных планов сельского поселения не отнесены к вопросам сельского поселения.

С учетом изменений, внесенных в Федеральный закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", суд полагает, что утверждение генерального плана поселения относится к вопросам, входящим в компетенцию муниципального района, поэтому нормы ГрК РФ о порядке утверждения генерального плана сельского поселения, следует применять, учитывая наделение полномочиями по разработке и утверждению генерального плана поселения муниципальный район.

На основании ст. 24 ГрК РФ генеральный план поселения утверждается представительным органом местного самоуправления (ч. 1). Решение о подготовке проекта генерального плана принимается главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа (ч. 2). Подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 настоящего Кодекса и с учетом региональных и (или) местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц (ч. 3).

В силу части 6 ст. 18 ГрК РФ представительный орган местного самоуправления сельского поселения вправе принять решение об отсутствии необходимости подготовки его генерального плана и о подготовке правил землепользования и застройки при наличии следующих условий: 1) не предполагается изменение существующего использования территории этого поселения и отсутствует утвержденная программа его комплексного социально-экономического развития; 2) документами территориального планирования Российской Федерации, документами территориального планирования субъекта Российской Федерации, документами территориального планирования муниципального района не предусмотрено размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципального района на территории этого поселения.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой <адрес> проводилась проверка соблюдения органами местного самоуправления законодательства в сфере градостроительной деятельности.

Проверкой установлено, что до настоящего времени администрацией Ивановского сельсовета не подготовлен и не направлен на утверждение в представительный орган поселения проект генерального плана муниципального образования Ивановский сельсовет.

Административным ответчиком суду не представлено доказательств тому, что администрация <адрес> предпринимала меры, направленные на разработку и утверждение генерального плана Ивановского сельского поселения.

В соответствии с ч. ч. 1.2,1.3 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» отсутствие территориального планирования, генерального плана поселения приводит к тому, что не допускается проведение ряда мероприятий по разрешению вопросов, связанных с градостроительным законодательством.

Административным ответчиком не представлено суду доказательств тому, что в соответствии со ст.18 ГрК РФ, принималось решение об отсутствии необходимости подготовки генерального плана Ивановского сельского поселения.

Данные обстоятельства указывают на ненадлежащее исполнение обязанностей должностных лиц администрации <адрес> по осуществлению полномочий по разработке и утверждению генерального плана Ивановского сельского поселения, что нарушает интересы государства и права граждан, бездействие администрации суд находит незаконным.

Поскольку ответчиком не обеспечена разработка и утверждение проекта генерального плана Ивановского сельского поселения, суд приходит к выводу, что требования истца - разработать и утвердить проект генерального плана Ивановского сельского поселения, законны и обоснованны.

Учитывая характер выявленных нарушений, объективные условия его исполнения включая, временные, трудовые и финансовые затраты, с учетом требований истца о сроке выполнения возложенной обязанности, суд приходит к выводу, что разумный срок исполнения решения по настоящему делу следует установить до ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.2,175-179 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным бездействие администрации <адрес> по разработке проекта генерального плана Ивановского сельского поселения, в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности.

Обязать администрацию <адрес> разработать и утвердить проект генерального плана Ивановского сельского поселения, в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности в срок до 01 июня 2017 года.

На решение могут быть поданы жалобы и представления в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения суда в судебную коллегию по административным делам Красноярского краевого суда, через Ермаковский районный суд.

Председательствующий: Н.А. Векшанова

Мотивированное решение составлено 20 февраля 2016 года