Дело №2а-119/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Нововоронеж Воронежской области 18 марта 2016 года
Нововоронежский городской суд Воронежской области в составе председательствующего судьи Фроловой И.И. при секретаре Быковской Н.В. с участием
представителя административного истца администрации городского округа город Нововоронеж Воронежской области ФИО4, действующего на основании доверенности от 21.01.2016г., выданной на срок 1 год,
административного ответчика и представителя заинтересованного лица УФССП России по Воронежской области ФИО1, действующей на основании доверенностей от 12.01.2016г., 17.03.2016г., выданных на срок по 31.12.2016г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Нововоронежского городского суда Воронежской области гражданское дело по административному исковому заявлению администрации городского округа город Нововоронеж Воронежской области об оспаривании действий судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Воронежской области ФИО1,
УСТАНОВИЛ:
Представитель администрации городского округа город Нововоронеж Воронежской области обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным и отменить постановление судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Воронежской области ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ. о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству №.
Требования мотивированы тем, что указанным постановлением взыскан исполнительский сбор в сумме 43 038,46 руб. Постановление получено ДД.ММ.ГГГГ. Согласно определениям Нововоронежского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ. и ДД.ММ.ГГГГ. по делу № с администрации городского округа город Нововоронеж в пользу ФИО2 подлежит взысканию индексация несвоевременно выплаченной суммы 614 835,21 руб. за счет средств, финансируемых из федерального бюджета РФ на строительство и приобретение жилья гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС. На основании определения суда от ДД.ММ.ГГГГ. выдан исполнительный лист серии <данные изъяты>№ от ДД.ММ.ГГГГ. Судебным приставом-исполнителем межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Воронежской области исполнительное производство принято к исполнению ДД.ММ.ГГГГ. с присвоением нового регистрационного № Требованием судебного пристава от ДД.ММ.ГГГГ. администрации городского округа город Нововоронеж предписано в срок до ДД.ММ.ГГГГ. исполнить требование исполнительного документа. В установленный срок требование не исполнено по не зависящим от администрации обстоятельствам и при отсутствии ее вины, так как средства на выплату индексации из федерального бюджета не выделялись.
В судебном заседании представитель административного истца поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель административного ответчика не признал исковые требования, представив письменные возражения, согласно которым исполнительное производство принято к исполнению ДД.ММ.ГГГГ. межрайонным отделом судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Воронежской области в соответствии с постановлением главного судебного пристава Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ. №. Исполнительский сбор судебными приставами-исполнителями Нововоронежского ГОСП не взыскивался длительное время.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, оценив их с точки зрения относимости, допустимости, достоверности, а в совокупности – достаточности, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Ч.1 ст.12 Федерального закона от 21.07.1997г. №118-ФЗ «О судебных приставах» предусмотрено, что в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель, в том числе принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
В силу ст.360 КАС РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
Согласно ч.3 ст.219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Как предусмотрено ст.6 Федерального Закона от 02.10.2007г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Ч.12 ст.30 Федерального Закона «Об исполнительном производстве» установлен срок для добровольного исполнения - пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Согласно ч.1 ст.105 Федерального закона в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Ст.112 указанного Федерального закона предусмотрено, что:
исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (ч.1);
исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (ч.2);
исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (ч.3);
должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (ч.6);
суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (ч.7).
Судом установлено, что в соответствии с решением <суд> от ДД.ММ.ГГГГ. на администрацию г.Нововоронеж была возложена обязанность предоставить ФИО3 благоустроенное жилое помещение в г.Нововоронеж в дополнение к имеющемуся жилому помещению и с учетом его размером не менее 9 кв.м на каждого члена семьи на момент предоставления с учетом права на дополнительную жилую площадь в виде отдельной комнаты.
Определением <суд> от ДД.ММ.ГГГГ. изменен способ и порядок исполнения указанного решения, с администрации г.Нововоронеж в пользу ФИО3 взыскано 750 000 руб. – средняя рыночная стоимость двухкомнатной квартиры.
Определением <суд> от ДД.ММ.ГГГГ. указанное определение оставлено в силе. Резолютивная часть определения дополнена указанием о взыскании с администрации г.Нововоронеж в пользу ФИО3 750 000 руб. за счет средств, финансируемых из федерального бюджета на строительство жилья гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на <данные изъяты>
Из определения Нововоронежского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ. следует, что 750 000 руб. перечислены ФИО3ДД.ММ.ГГГГ. Названным определением с администрации городского округа – город Нововоронеж в пользу ФИО3 взыскана индексация несвоевременно выплаченной суммы по определению Нововоронежского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ. за период с ноября 2004г. по январь 2010г. в сумме 614 835,21 руб. за счет средств, выделяемых на строительство и приобретение жилья гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС.
Определением <суд> от ДД.ММ.ГГГГ. разъяснено определение суда от ДД.ММ.ГГГГ. в части взыскания с администрации городского округа – город Нововоронеж в пользу ФИО3 индексации несвоевременно выплаченной суммы по определению <суд> от ДД.ММ.ГГГГ. за период с ноября ДД.ММ.ГГГГ. по январь ДД.ММ.ГГГГ в сумме 614 835,21 руб. за счет средств, финансируемых из федерального бюджета РФ на строительство и приобретение жилья гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на <данные изъяты>.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Нововоронежского ГОСП ФИО8. от ДД.ММ.ГГГГ. было возбуждено исполнительное производство о взыскании с администрации городского округа – город Нововоронеж суммы 614 835,21 руб.
Постановлением руководителя УФССП России по <адрес> – главным судебным приставом <адрес>ФИО5 от 22.07.2015г. исполнительное производство передано в межрайонный отдел судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по <адрес>.
Требованием заместителя начальника отдела – заместителем старшего судебного пристава межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по <адрес>ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ администрации городского округа город Нововоронеж предписано в срок до ДД.ММ.ГГГГ. исполнить решение суда. Требование получено администрацией городского округа город Нововоронеж ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.13).
В связи с неисполнением решения суда судебным приставом-исполнителем межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Воронежской области ФИО1 по исполнительному производству № от ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление от ДД.ММ.ГГГГ. о взыскании с администрации городского округа город Нововоронеж исполнительского сбора в размере 7% от подлежащей взысканию суммы, что составляет 43 038,46 руб. Постановление утверждено начальником отдела – старшим судебным приставом ФИО7, получено администрацией городского округа город Нововоронеж ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.11-12).
Таким образом, ввиду того, что исполнительный документ администрацией городского округа – город Нововоронеж в установленный срок исполнен не был, судебным приставом-исполнителем правомерно было вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора.
По смыслу ст.112 Федерального Закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Должник может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора в случае, если докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, не зависящих от воли, заботы и контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения возложенной исполнительным документом обязанности. Освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Как следует из административного искового заявления, объяснений представителя административного истца в судебном заседании, доводы административного истца сводились к несогласию со взысканием исполнительского сбора ввиду отсутствия вины администрации городского округа город Нововоронеж в неисполнении решения суда и наличии оснований для освобождения от взыскания исполнительского сбора.
В соответствии со ст.5 Закона РФ от 15.05.1991г. N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» предусмотренные настоящим Законом возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Порядок финансирования расходных обязательств Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации.
Административный истец принимал меры к исполнению решения суда. Так, на обращение администрации городского округа - город Нововоронеж Минрегион России письмом от ДД.ММ.ГГГГ. сообщил, что действующее законодательство не предусматривает выделения средств федерального бюджета для обеспечения жильем участников ликвидации последствий аварий на ЧАЭС, кроме средств, предусмотренных на реализацию подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 – 2015 годы путем предоставления государственных жилищных сертификатов. Иной порядок противоречил бы закону РФ №1244, бюджетному законодательству и условиям подпрограммы. В соответствии со ст.1069 ГК РФ убытки администрации в этом случае подлежат возмещению за счет казны РФ.
Администрация городского округа город Нововоронеж письмом от ДД.ММ.ГГГГ. обращалась в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ с просьбой разъяснить порядок получения средств из федерального бюджета на исполнение судебного акта. Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ письмом от ДД.ММ.ГГГГ разъяснило, что формой жилищного обеспечения участников ликвидации последствий аварии на ЧАЭС является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 – 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ №1050 от 17.12.2010г. Согласно Федеральному закону от 01.12.2014г. №384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов» финансирование предусмотрено только на реализацию указанной подпрограммы, финансирование иных мероприятий по обеспечению участников ликвидации последствий аварии на ЧАЭС не предусмотрено. Иной порядок обеспечения жильем граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на <данные изъяты>, а также иные источники финансирования соответствующих мероприятий действующим законодательством не предусмотрены. Также подпрограммой не предусмотрено финансовое обеспечение реализации судебных решений Нововоронежского городского суда.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ. администрация городского округа город Нововоронеж сообщила межрайонному отделу судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Воронежской области о невозможности исполнения решения суда в связи с отсутствием финансирования из федерального бюджета.
Согласно положениям ч.2 ст.83 Бюджетного кодекса РФ выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.
В силу ст.185 Бюджетного кодекса РФ проект закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и проект закона субъекта Российской Федерации о бюджете территориального государственного внебюджетного фонда вносится в сроки, установленные законом субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 ноября текущего года, проект решения о местном бюджете в сроки, установленные муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования, но не позднее 15 ноября текущего года.
В соответствии с ч.1 ст.239 Бюджетного кодекса РФ иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации представляет собой правовой режим, при котором обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта, за исключением случаев, установленных статьями 93.3, 93.4, 93.6, 142.2, 142.3, 166.1, 218, 242 и 242.6 настоящего Кодекса.
Принимая во внимание нормы Бюджетного кодекса о сроках, порядке формировании местного бюджета, то, что отсутствует финансирование из федерального бюджета РФ на строительство и приобретение жилья гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС, а также то, что административным истцом представлены доказательства совершения действий, направленных на исполнение решения суда, суд приходит к выводу об отсутствии у администрации городского округа город Нововоронеж реальной возможности исполнить решение суда за счет средств местного бюджета в установленный судебным приставом срок.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что администрация городского округа город Нововоронеж принимала меры для исполнения исполнительного документа в установленный срок. Неисполнение требований исполнительного документа в установленный срок вызвано объективными причинами, не зависящими от воли должника, что свидетельствует об отсутствии вины администрации городского округа город Нововоронеж и наличия оснований для освобождения ее от взыскания исполнительского сбора.
При установленных обстоятельствах, суд считает, что администрация городского округа город Нововоронеж имеет право на освобождение от взыскания исполнительского сбора.
При принятии решения суд исходит из того, что в соответствии с:
ч.1 ст.59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела;
ч.1 ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом;
ч.1 – ч.3 ст.84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
Руководствуясь ст.227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении административного искового заявления администрации городского округа город Нововоронеж Воронежской области о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Воронежской области ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ. о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству №
Освободить администрацию городского округа город Нововоронеж Воронежской области от уплаты исполнительского сбора в сумме 43 038,46 руб., подлежащего взысканию по постановлению судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по <адрес>ФИО1 от 25.02.2016г. о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству №
Апелляционные жалоба на решение суда может быть подана в Воронежский областной суд через Нововоронежский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья И.И.Фролова
В соответствии со ст.177 КАС РФ мотивированное решение составлено 22.03.2016г.