ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-119/2022КОПИ от 24.03.2022 Очерского районного суда (Пермский край)

Дело № 2а-119/2022 КОПИЯ

УИД № 59RS0032-01-2022-000149-69

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Очерский районный суд Пермского края в составе

председательствующего Константиновой О.Г.,

при секретаре судебного заседания Носковой Н.Ф.,

с участием прокурора Бартова И.Н.,

представителя административного ответчика администрации Очерского городского округа Бояршиновой А.Н.,

заинтересованного лица Алексеевой Е.В.,

рассмотрев 24 марта 2022 года в открытом судебном заседании в г. Очер Пермского края административное дело а-119/2022 по административному исковому заявлению прокурора Очерского района Пермского края в интересах Алексеевой Елены Васильевны, несовершеннолетнего ФИО2 к администрации Очерского городского округа о признании незаконным бездействия администрации Очерского городского округа, о предоставлении маневренного жилого помещения,

установил:

прокурор Очерского района Пермского края, в силу положений ч.1 ст.39 КАС РФ, обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах Алексеевой Е.В. и несовершеннолетнего ФИО2 к администрации Очерского городского округа о признании незаконным бездействия администрации Очерского городского округа, выраженное в отсутствии предоставления им жилого помещения маневренного фонда, пригодного для проживания, в связи с чем просит обязать администрацию Очерского городского округа в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу предоставить Алексеевой Е.В. и ее несовершеннолетнему сыну жилое помещение маневренного фонда на территории г.Очер Пермского края, из расчета не менее чем шесть квадратных метров жилой площади на одного человека, пригодное для проживания, отвечающее требованиям пожарной безопасности, санитарно-гигиеническим, экологическим и иным требованиям.

Требования мотивированы тем, что в прокуратуру Очерского района обратилась Алексеева Е.В., в связи с тем, что ранее ей и членам ее семьи в данном многоквартирном доме было предоставлено жилое помещение - <адрес>, маневренного фонда. В настоящее время многоквартирный дом является аварийным и подлежащим сносу; просила оказать помощь в получении другого жилого помещения. Администрация Очерского городского округа не определяет сроки расселения аварийного дома по адресу: <адрес>, поэтому не конкретизированы сроки предоставления иного жилого помещения Алексеевой Е.В. Собственником жилого помещения, в котором проживает Алексеева Е.В., является администрация Очерского городского округа, соответственно администрация обязана расселить данное жилое помещение. В обязанности администрации входит обеспечение Алексеевой Е.В. и членов её семьи жилым помещением маневренного фонда.

Прокурор Бартов И.Н. в судебном заседании на исковых требованиях настаивал по доводам, изложенным в административном исковом заявлении, указав, что семье Алексеевой Е.В. с декабря 2021г. до настоящего времени не предоставлено другое жилье в замен аварийного, что говорит о бездействии Администрации.

Представитель ответчика администрации Очерского городского округа Пермского края Бояршинова А.Н. с административными исковыми требованиями не согласилась, указав, что факт бездействия Администрации не доказан, поскольку Алексеева Е.В. обратилась к ним с заявлением о предоставлении другого жилья лишь 21.02.2022, которое было рассмотрено и 10.03.2022 направлен ответ о возможности предоставления ей жилого помещения по адресу: <адрес>1, кроме того постановлением главы Администрации Очерского городского округа определены сроки расселения из аварийного жилья, а также подготовлены документы для участия в программе переселения граждан из аварийного жилья.

Заинтересованное лицо Алексеева Е.В. в судебном заседании пояснила, что у неё на иждивении находится ФИО7, который является инвалидом и нуждается в постоянном уходе, ему необходима своя комната. В настоящее время они проживают в аварийной жилье, на переезд в <адрес> она не согласна, поскольку это далеко от работы и колледжа, а также маленькая площадь квартиры.

Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В силу положений ст. 16 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к компетенции органов местного самоуправления относится обеспечение проживающих в муниципальном, городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

В соответствии с ч.4 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. В многоквартирного доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания.

Согласно ч.2 ст. 19 ЖК РФ муниципальный жилищный фонд представляет собой совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.

В силу пп.1, 9 ст. 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится учет муниципального жилищного фонда и осуществление контроля над его использованием и сохранностью. Кроме того, к компетенции органов местного самоуправления относится определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.

На основании п.3 ч.1, ч.2 ст.92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, жилые помещения маневренного фонда. В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

В соответствии со ст. 95 ЖК РФ жилые помещения маневренного фонда предназначены для временного проживания: граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма; граждан, утративших жилые помещения в результате обращения взыскания на эти жилые помещения, которые были приобретены за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилого помещения, и заложены в обеспечение возврата кредита или целевого займа, если на момент обращения взыскания такие жилые помещения являются для них единственными; граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств; граждан, у которых жилые помещения стали непригодными для проживания в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; иных граждан в случаях, предусмотренных законодательством.

В статье 106 ЖК РФ закреплено, что жилые помещения маневренного фонда предоставляются из расчета не менее чем шесть квадратных метров жилой площади на одного человека.

Судом установлено, что постановлением администрации Очерского городского округа -П-1887 от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный дом по адресу: <адрес> был признан аварийным и подлежащим сносу (л.д.18-19, 37-39).

На основании постановления администрации Очерского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО8, Алексеевой Е.В., ФИО9, ФИО2 предоставлена <адрес>, общей площадью 42,5 кв.м., отнесенная к помещениям маневренного фонда, расположенная по адресу: <адрес> (л.д.29).

Согласно договора найма жилого помещения маневренного фонда от 28.03.2017, заключенного между Администрацией Очерского городского поселения и ФИО8, совместно с нанимателем ФИО8, в квартиру вселены члены его семьи: супруга Алексеева Е.В., 1976 г.р., падчерица ФИО9, 1995 г.р., пасынок ФИО2, 2004 г.р. (л.д.27-28).

В связи со смертью ФИО8, дополнительным соглашением от 28.08.2019 к договору найма установлено, что нанимателем квартиры определена Алексеева Е.В. (л.д. 31, 32).

Согласно п. 11 Договора найма жилого помещения маневренного фонда от 28.03.2017, заключенного с Алексеевой Е.В., в обязанности наймодателя входит передача нанимателю жилого помещения, пригодного для проживания, отвечающего требованиям пожарной безопасности, санитарно - гигиеническим, экологическим и иным требованиям (л.д.28).

В прокуратуру Очерского района обратилась Алексеева Е.В., в связи с тем, что ранее ей и членам ее семьи в данном многоквартирном доме было предоставлено жилое помещение маневренного фонда - <адрес>, просила оказать помощь в получении иного жилого помещения по причине отсутствия в их квартире индивидуального санузла, горячей воды и ванны.

Согласно п.4 постановления администрации Очерского городского округа -П-1887 от 20.12.2021, в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок до 31.12.2025 не осуществили снос многоквартирного дома в <адрес>, они подлежат отселению в порядке и по основаниям, предусмотренным ст.32 ЖК РФ в срок до 31.12.2026. Из заключения межведомственной комиссии от 17.08.2021 следует, что по результатам технического обследования дома <адрес> выявлены основания для признания его аварийным и подлежащим сносу (л.д. 37). Согласно акта обследования многоквартирного дома от 17.08.2021 следует, что несущие конструкции дома, наружные ограждающие конструкции дома, жилые помещения, а также помещения входящие в состав общего имущества не соответствуют требованиям, которым должно отвечать жилое помещение (л.д. 38-39).

Согласно выписки из ЕГРН от 09.11.2011, собственником жилого помещения по адресу: <адрес>2, площадью 42,5 кв.м., является Муниципальное образование Очерский городской округ <адрес> с 16.07.2021 (л.д.33-35).

Алексеева Е.В. либо члены ее семьи, не включены в Список общей очереди граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по состоянию на 01.01.2022 (л.д.21-26).

Несовершеннолетний ФИО2 обучается в 9 классе МБОУ «Очерская коррекционная школа-интернат», по адаптивной образовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (л.д.42). Согласно Справки МСЭ-2016 , ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеет группу инвалидности Категории «ребенок-инвалид» с 07.03.2019 (л.д.16).

Учитывая факт признания многоквартирного дома в установленном порядке авариный и подлежащим сносу, а также факт наличия опасности для проживания и жизнедеятельности людей в данном доме ввиду возможного внезапного разрушения несущих конструкций здания, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения административных исковых требований прокурора. В судебном заседании установлено, что Алексеева Е.В. не является собственником аварийного жилого помещения, в котором проживает с ребенком, в собственности иного жилья не имеет, а решение о предоставлении Алексеевой Е.В. иного жилого помещения администрацией Очерского городского округа, как собственником помещения, с момента признания дома аварийным до настоящего времени не принято.

Доводы представителя административного ответчика о том, что отсутствует факт бездействия, поскольку Алексеева Е.В. к ним обратилась лишь в феврале 2022г., срок переселения граждан еще не наступил, не могут служить основанием к отказу в удовлетворении требований прокурора, поскольку факт наличия угрозы проживания в жилом доме подтвержден материалами дела, с момента признания дома аварийным и подлежащим сносу 20.12.2021 Администрации Очерского городского округа было известно о необходимости предоставления Алексеевой Е.В. и членам её семьи иного жилья, при этом в судебном заседании установлено, что помещение, в котором проживает Алексеева Е.В., представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния, а предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Кроме того, Алексеева Е.В. не является собственником квартиры, соответственно сроки и требования, установленные постановлением администрации Очерского городского округа -П-1887 от 20.12.2021 для собственников помещений по сносу дома, на неё и членов её семьи не распространяются.

Таким образом, суд полагает, что реализация жилищных прав Алексеевой Е.В. и ее членов семьи при установленных по делу обстоятельствах, возможна лишь путем их переселения в муниципальный маневренный жилищный фонд, предназначенный для этого на территории г.Очер Пермского края, из расчета не менее чем шесть квадратных метров жилой площади на одного человека.

Руководствуясь ст. ст. 177, 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

административные исковые требования прокурора Очерского района Пермского края в интересах Алексеевой Елены Васильевны, несовершеннолетнего ФИО2 удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации Очерского городского округа Пермского края, которое выразилось в отсутствии предоставления Алексеевой Е.В. и ее несовершеннолетнему сыну жилого помещения маневренного фонда пригодного для проживания.

Обязать Администрацию Очерского городского округа Пермского края в течение одного месяца со дня вступления настоящего решения суда в законную силу предоставить Алексеевой Елене Васильевне и ее несовершеннолетнему сыну ФИО2 жилое помещение маневренного фонда на территории г. Очер Очерского городского округа Пермского края из расчета не менее чем шесть квадратных метров жилой площади на одного человека, пригодное для проживания, отвечающее требованиям пожарной безопасности, санитарно-гигиеническим, экологическим и иным требованиям.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Очерский районный суд Пермского края в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья, подпись

Копия верна. Судья: О.Г. Константинова