ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-119/2022УИД от 13.01.2022 Валдайского районного суда (Новгородская область)

Дело № 2а-119/2022 УИД: 53RS0003-01-2021-001937-62

Решение

Именем Российской Федерации

«13» января 2022 года пос. Демянск

Валдайский районный суд Новгородской области в составе:

председательствующего судьи Галактионовой Ю.П.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Никитиной О.В.,

с участием административного истца в лице помощника прокурора Демянского района Новгородской области Данилова М.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по заявлению и.о. прокурора Демянского района Новгородской области в защиту прав и интересов неопределенного круга, Российской Федерации о признании информации, размещённой в информационно-коммуникационной сети «Интернет», запрещённой к распространению на территории Российской Федерации

установил:

И.о. прокурора Демянского района Новгородской области обратился в Валдайский районный суд с административным исковым заявлением в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц и Российской Федерации о признании информации, размещённой в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайтах: http://study-doc24.com/diplom-o-srednem-spetsialnom-obrazovanii; https://msk.diplom-storee.com/diplomy/diplomy-o-srednem-obrazovanii/; https://diplomgroupp.com/diplomy/diplomy-o-srednem-obrazovanii/; https://diplms.com/kupit-diplom-srednem-professionalnom-obrazovanii/, запрещённой к распространению на территории Российской Федерации. В обоснование административного иска указано, что на названных интернет-сайтах размещена информация с предложением для неопределенного круга лиц приобрести за деньги дипломы о среднем специальном и среднем профессиональном образовании, для получения которых законодателем установлен определенный порядок, информация носит противоправный характер, а распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства.

В судебном заседании административный истец Данилов М.Р. заявление поддержал по доводам, изложенным в заявлении.

Заинтересованное лицо - Управление Роскомнадзора по Новгородской области извещено о судебном заседании, в заявлении просило о рассмотрении заявления заместителя прокурора в отсутствие представителя Управления, что в соответствии со ст.150 КАС РФ является основанием для рассмотрения заявления прокурора в отсутствие представителя заинтересованного лица.

Исследовав письменные материалы дела, выслушав административного истца, суд приходит к следующему.

Как установлено в судебном заседании прокуратурой Демянского района произведен мониторинг сети «Интернет» с целью соблюдения законодательства о защите граждан, детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, нарушение их прав. Также, прокуратурой Демянского района осуществлен мониторинг информационно-телекоммуникационной сети Интернет с целью выявления сайтов, содержащих информацию, запрещенную к распространению на территории Российской Федерации. В рамках мониторинга установлено, что пользователи информационно-телекоммуникационной сети Интернет имеют неограниченный доступ к интернет-страницам, имеющим доменные имена: http://study-doc24.com/diplom-o-srednem-spetsialnom-obrazovanii; https://msk.diplom-storee.com/diplomy/diplomy-o-srednem-obrazovanii/; https://diplomgroupp.com/diplomy/diplomy-o-srednem-obrazovanii/; https://diplms.com/kupit-diplom-srednem-professionalnom-obrazovanii/.

Вход на вышеуказанные Интернет-сайты свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием данного сайта и скопировать материалы в электронном варианте может любой Интернет-пользователь, ограничения на передачу, копирование и распространение отсутствуют.

На выявленных Интернет-сайтах размещена информация с предложением для неопределенного круга лиц приобрести за деньги дипломы о среднем специальном и среднем профессиональном образовании, для получения которых законодателем установлен определенный порядок.

Согласно статье 29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Распространение информации - это действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц.

Согласно действующему законодательству, сеть «Интернет» является информационно – телекоммуникационной сетью, а сайтом согласно действующему законодательству признается совокупность программ для электронно-вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается через сеть «Интернет» по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети «Интернет»; страница сайта в сети «Интернет»- часть сайта в сети "Интернет", доступ к которой осуществляется по указателю, состоящему из доменного имени и символов, определенных владельцем сайта в сети «Интернет».

Положениями п. 1 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ установлено, что в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Вместе с тем, ст. 9 Федерального закона № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно ст. 4 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно-наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань.

Таким образом, действующее законодательство Российской Федерации предусматривает императивный запрет на распространение информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний.

Частью 4 ст. 7 Федерального закона № 149-ФЗ определено, что информация, размещаемая ее обладателями в сети Интернет в формате, допускающем автоматизированную обработку без предварительных изменений человеком в целях повторного ее использования, является общедоступной информацией, размещаемой в форме открытых данных.

В соответствии с п. 5 ст. 15 Федерального закона № 149-ФЗ передача
информации посредством использования информационно-
телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии
соблюдения установленных федеральными законам требований к
распространению информации и охране объектов интеллектуальной
собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и
на условиях, которые установлены федеральными законами.

Согласно ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - реестр), в который включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети Интернет, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, а также сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В соответствии с п. 1 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», утвержденных постановлением Правительства РФ от 26 октября 2012 года № 1101 (далее - Правила), Единый реестр создается в целях ограничения доступа к сайтам в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - сеть «Интернет»), содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (далее - запрещенная информация).

Полномочия по созданию, формированию и ведению Единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора в соответствии с п. 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2009 года № 228.

Часть 5 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ и п. 5 Правил определяют, что основаниями для включения в единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие запрещенную информацию, являются вступившие в законную силу решения суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Согласно ч. 3 ст. 60 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 273) лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы об образовании и (или) о квалификации, образцы которых самостоятельно устанавливаются организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

В соответствии с ч. 4 ст. 60 Федерального закона № 273 лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдаются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, документы об образовании и документы об образовании и о квалификации. Образцы таких документов об образовании, документов об образовании и о квалификации (за исключением образцов дипломов об окончании ординатуры или ассистентуры-стажировки) и приложений к ним, описание указанных документов и приложений, порядок заполнения, учета и выдачи указанных документов и их дубликатов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Образец диплома об окончании ординатуры, описание указанного диплома, порядок заполнения, учета и выдачи указанного диплома и его дубликатов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. Образец диплома об окончании ассистентуры-стажировки, описание указанного диплома, порядок заполнения, учета и выдачи указанного диплома и его дубликатов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры.

За выдачу документов об образовании и (или) о квалификации, документов об обучении и дубликатов указанных документов плата не взимается (ч. 16 ст. 60 Федерального закона № 273-ФЗ).

Незаконные приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей (статья 324 Уголовного кодекса РФ), а также подделка официального документа, освобождающая от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа (статья 327 Уголовного кодекса РФ) являются уголовно наказуемыми преступлениями.

Предоставление доступа к информации с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети Интернет, содержащей сведения о деяниях, за совершение которых законодателем предусмотрена уголовная ответственность: незаконные приобретение или сбыт официальных документов, подделка официального документа фактически является распространением запрещенной информации.

Признание информации о продаже официальных документов, в том числе дипломов и школьных аттестатов, размещенной на вышеуказанных Интернет сайтах, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, направлено на защиту конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, в том числе прав несовершеннолетних, и необходимо для включения в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

В свою очередь, вышеуказанные указатели страниц сайта в информационно-телекоммуникационной сети Интернет не включены в автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства вышеуказанная информация должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации, а доступ к сайтам, где размещены вышеуказанные информационные материалы, в соответствии с законодательством Российской Федерации должен быть закрыт.

Таким образом, поскольку нахождение информационных материалов, выложенных в сети Интернет на сайте с указанными доменными именами способствует совершению уголовно-наказуемых деяний лицами, круг которых идентифицировать невозможно, вследствие свободного доступа к указанному сайту, суд полагает, что заявленные требования и.о. прокурора должны быть удовлетворены.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

Заявление и.о. прокурора Демянского района Новгородской области в защиту прав и интересов неопределенного круга, Российской Федерации размещённой в информационно-коммуникационной сети «Интернет», запрещённой к распространению на территории Российской Федерации удовлетворить.

Признать информацию, размещенную в информационно- телекоммуникационной сети Интернет на интернет – сайте с доменными именами: http://study-doc24.com/diplom-o-srednem-spetsialnom-obrazovanii; https://msk.diplom-storee.com/diplomy/diplomy-o-srednem-obrazovanii/; https://diplomgroupp.com/diplomy/diplomy-o-srednem-obrazovanii/ информацией, распространение которой запрещено в Российской Федерации.

Настоящее решение является основанием для включения вышеуказанных доменов в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» и подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд путём подачи апелляционной жалобы через Валдайский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий подпись Ю.П. Галактионова

Мотивированное решение изготовлено «17» января 2022 года.