2а-11/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 января 2018 года г. Могоча
Могочинский районный суд Забайкальского края в составе: председательствующего судьи Ивановой А.А., при секретаре судебного заседания Овчинниковой С.С., с участием прокурора Старчекова С.В., главы Тунгиро-Олекминского района – Ефанова М.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному иску Могочинской межрайонной прокуратуры, поданного в защиту неопределенного круга лиц к администрации МР «Тунгиро-Олекминский район» о признании бездействия администрации МР «Тунгиро-Олекминский район» незаконным и понуждении к совершению действий,
установил:
Прокурор обратился в суд с указанным выше иском, мотивировав его следующим.
Прокуратурой района была проведена проверка по фактам, изложенным в статье «Вода-беда» опубликованной в газете «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ
По результатам проверки был установлен факт отсутствия питьевого водоснабжения, обеспечивающего подачу населению воды надлежащего качества на территории МР «Тунгиро-Олёкминский район». Также было установлено, что администрацией района не принимаются меры для организации питьевого водоснабжения, в частности, при отсутствии соответствующего договора питьевую воду населению подвозит ООО «Коммунальник».
В целях объективного рассмотрения названного дела судом было назначено исследование воды, содержащейся в местах её забора для подвоза населению <адрес> на органолептические, физико-химические показатели, по множеству вредных для человека и распространенных в природе неорганических веществ (медь, ртуть, свинец, аммоний, фториды, нитраты и т.д.), а также микробиологический анализ.
По результатам лабораторных испытаний (протоколы №-№ от ДД.ММ.ГГГГ, гигиеническое заключение (оценка) № от ДД.ММ.ГГГГ) качество воды, отобранной в первой точке – водозабор № <адрес> не соответствует требованиям п.4.1. СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству питьевой воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников» по показателям общие калимфорные бактерии, мутности и жесткости. Качество воды, отобранной во второй точке – водозабор № <адрес> не соответствует требованиям п.4.1. СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству питьевой воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников» по показателям общие калимфорные бактерии, мутности, железо, жесткость, окисляемость перманганатная и общая минерализация. Качество воды, отобранной в третьей точке – водозабор № <адрес> не соответствует требованиям п.4.1. СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству питьевой воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников» по показателям мутности, железо, жесткость, окисляемость перманганатная, общая минерализация. Качество воды, отобранной в четвертой точке – водозабор № <адрес> не соответствует требованиям п.4.1. СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству питьевой воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников» по показателям мутности, жесткость, окисляемость перманганатная, общая минерализация.
Учитывая изложенное выше, прокурор просил суд признать незаконным бездействие администрации МР «Тунгиро-Олекминский район» по непринятию мер по организации на территории района питьевого водоснабжения, обязав администрацию МР «Тунгиро-Олекминский район» организовать водоснабжение населения муниципального района «Тунгиро-Олекминский район» питьевой водой, соответствующей требованиям СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству питьевой воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников» из водного объекта, имеющего санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасности для здоровья населения использования водного объекта в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании глава Тунгиро-Олекминского района - Ефанов М.Н. исковые требования не признал, указав, что администрация района предприняла меры для организации подачи населению Тунгиро-Олёкминского района воды. Забор воды для подачи её населению производится ООО «Коммунальник» в специально отведенных местах – водозаборах, расположенных на реках Тунгир, Севалухта и Серпуг.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 42, 58 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Согласно ст. 5 п. 2, 43 Водного кодекса РФ для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.
В силу ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
Из ст. 2 ч. 6 указанного выше Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ вытекает, что отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством.
В соответствии со ст. 14 ч. 1 п. 1, 3, 4 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», о закреплении за сельскими поселениями вопросов местного значения организация в границах сельского поселения водоснабжения населения отнесена к вопросам местного значения поселения.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
Ст. 6 указанного Закона определены полномочия органов местного самоуправления поселений по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующей территории, в которые, в числе иных, входит принятие мер по организации водоснабжения населения в случае невозможности исполнения специализированными организациями своих обязательств.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
В свою очередь в силу ст. 23 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.
В соответствии с Уставом МР «Тунгиро-Олёкминский район» орган местного самоуправления обязан выполнять требования установленные федеральным законодательством Российской Федерации.
Как установлено в судебном заседании во владении администрации Тунгиро-Олёкминского района находятся водозаборы, расположенные на реках Тунгир, Севалухта и Серпуг. Данные объекты используются для водоснабжения населения Тунгиро-Олёкминского района.
Гигиенические требования к качеству питьевой воды, правила контроля качества воды, установлены СанПиН.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» документом, удостоверяющим соответствие или несоответствие санитарным правилам факторов среды обитания, является санитарно-эпидемиологическое заключение, которое выдается федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
По результатам лабораторных испытаний: протоколы №-№ от ДД.ММ.ГГГГ, гигиеническое заключение (оценка) № от ДД.ММ.ГГГГ качество воды, отобранной в первой точке – водозабор № <адрес> не соответствует требованиям п. 4.1. СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству питьевой воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников»:
- по микробиологическим показателям - общие калимфорные бактерии (величина допустимого уровня: отсутствие в 100 мл, результат исследования – НВЧ КОЕ 0,3 в 100 мл. воды);
- по органолептическим показателям - мутности (гигиенический норматив в пределах 1,5-2,0 мг/л, результат исследования – 0,36±0,07 мг/л);
- по санитарно-химическим показателям – жесткость (гигиенический норматив в пределах 7,0-10,0 мг-экв/л, результат исследования -1,82±0,27 мг-экв/л), общая минерализация (гигиенический норматив в пределах 1000,0-1500,0 мг/л, результат исследования – 149,0±14,9 мг/л).
Качество воды, отобранной во второй точке – водозабор № <адрес> не соответствует требованиям п. 4.1. СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству питьевой воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников»:
- по микробиологическим показателям - общие калимфорные бактерии (величина допустимого уровня: отсутствие в 100 мл, результат исследования – НВЧ КОЕ 0,3 в 100 мл. воды);
- по органолептическим показателям - мутности (гигиенический норматив в пределах 1,5-2,0 мг/л, результат исследования – 0,56±0,11 мг/л), цветность (Cr-Co) (гигиенический норматив не более 30,0 градусов, результат исследования -36,7±7,2 градусов);
- по санитарно-химическим показателям – железо (гигиенический норматив не более 0,3 мг/л, результат исследования -0,63±0,16 мг/л), жесткость (гигиенический норматив в пределах 7,0-10,0 мг-экв/л, результат исследования -1,11±0,17 мг-экв/л), окисляемость перманганатная (гигиенический норматив в пределах 5,0-7,0 мг/л, результат исследования -7,02±2,16 мг/л), общая минерализация (гигиенический норматив в пределах 1000,0-1500,0 мг/л, результат исследования – 72,0±7,2мг/л).
Качество воды, отобранной в третьей точке – водозабор № <адрес> не соответствует требованиям п.4.1. СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству питьевой воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников»
- по органолептическим показателям - мутности (гигиенический норматив в пределах 1,5-2,0 мг/л, результат исследования – 0,65±0,13мг/л);
- по санитарно-химическим показателям – железо (гигиенический норматив не более 0,3 мг/л, результат исследования -0,79±0,20 мг/л), жесткость (гигиенический норматив в пределах 7,0-10,0 мг-экв/л, результат исследования -1,72±0,26 мг-экв/л), окисляемость перманганатная (гигиенический норматив в пределах 5,0-7,0 мг/л, результат исследования -7,5±2,26 мг/л), общая минерализация (гигиенический норматив в пределах 1000,0-1500,0 мг/л, результат исследования – 94,0±9,4мг/л).
Качество воды, отобранной в четвертой точке – водозабор № <адрес> не соответствует требованиям п.4.1. СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству питьевой воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников»
- по органолептическим показателям - мутности (гигиенический норматив в пределах 1,5-2,0 мг/л, результат исследования ‹ 0,058 мг/л);
- по санитарно-химическим показателям – жесткость (гигиенический норматив в пределах 7,0-10,0 мг-экв/л, результат исследования ‹ 0,1 мг-экв/л), окисляемость перманганатная (гигиенический норматив в пределах 5,0-7,0 мг/л, результат исследования -1,5±0,45 мг/л), общая минерализация (гигиенический норматив в пределах 1000,0-1500,0 мг/л, результат исследования – 123,0±12,3мг/л).
Таким образом, судом достоверно установлено и не опровергнуто ответчиком, что качество питьевой воды, поступающей населению <адрес> из источников водоснабжения, расположенных в <адрес><адрес>, а также <адрес> реки <адрес> не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству питьевой воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников». Указанные источники водоснабжения, расположенные на территории Тунгиро-Олёкминского района не имеют положительного санитарно-эпидемиологического заключения.
Закон под бездействием понимает неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
Из сообщения и.о. главы МР «Тунгиро-Олекминский район» - Павловой В.П. следует, что на территории муниципального района «Тунгиро-Олекминский район» путем подвоза воды населению ООО «Коммунальник».
Согласно муниципального контракта № от ДД.ММ.ГГГГ а также сообщения ООО «Коммунальник», между администрацией МР «Тунгиро-Олекминский район» и ООО «Коммунальник» договор на подвоз населению муниципального образования питьевой воды не заключался. Между указанными сторонами был заключен договор на подвоз населению воды технического назначения. ( л.д. 14-19)
При таких обстоятельствах, суд находит установленным, что административный ответчик мер по организации водоснабжения питьевой водой надлежащего качества населения Тунгиро-Олекминского района не предпринимал.
Учитывая изложенное выше, суд находит требования прокурора подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. 175, 180 КАС РФ, суд
решил:
Исковые требования удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации МР «Тунгиро-Олёкминский район» по непринятию мер по организации на территории муниципального района питьевого водоснабжения.
Обязать администрацию МР «Тунгиро-Олекминский район» организовать водоснабжение населения муниципального района «Тунгиро-Олекминский район» питьевой водой, соответствующей требованиям СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству питьевой воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников» в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Возложить обязанность на администрацию МР «Тунгиро-Олекминский район» организовать водоснабжение населения муниципального района «Тунгиро - Олекминский район» из водного объекта, имеющего санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасности для здоровья населения в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Забайкальский краевой суд через Могочинский районный суд.
Судья А.А. Иванова
Мотивированное решение изготовлено 25 января 2018 г.