ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-11/19 от 10.01.2019 Засвияжского районного суда г. Ульяновска (Ульяновская область)

№ 2а-11/2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Ульяновск 10 января 2019 года

Засвияжский районный суд г. Ульяновска в составе:

председательствующего судьи Лисовой Н.А.,

при секретаре Герасимове А.В.,

с участием представителя административного истца - федерального казенного учреждения «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения УМВД России по Ульяновской области» -ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению федерального казенного учреждения «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения УМВД России по Ульяновской области» к судебному приставу-исполнителю ОСП №2 по Засвияжскому району г. Ульяновска УФССП России по Ульяновской области ФИО2, УФССП России по Ульяновской области об освобождении от исполнительного сбора,

У С Т А Н О В И Л :

ФКУ «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения УМВД России по Ульяновской области» обратилось в суд с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю ОСП №2 по Засвияжскому району г. Ульяновска УФССП России по Ульяновской области ФИО2, УФССП России по Ульяновской области об освобождении от исполнительного сбора.

Административное исковое заявление мотивировано тем, что 22.08.2018г. на основании исполнительного листа № от ДД.ММ.ГГГГ, выданным Засвияжским районным судом г.Ульяновска, постановлением от 22.08.2018г. возбуждено исполнительное производство об обязании ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Ульяновской области» об обязании разработать и применить систему управления безопасностью в установленном законодательством РФ порядке на разъездной теплоход «РМ-302» в навигацию 2018 года.

06.10.2018 года судебным приставом - исполнителем ОСП № 2 по Засвияжскому району города Ульяновска УФССП России по Ульяновской области вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в сумме 50 000 руб.

В ходе проведения мероприятий, направленных на добровольное исполнение решения суда, в части разработки и применения системы управления безопасностью в установленном законодательством РФ порядке на разъездной теплоход «РМ -302» в навигацию 2018 года, ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Ульяновской области» принято решение о списании указанного водного транспорта в связи с нецелесообразностью его содержания, при условии отсутствия потребности в данном разъездном теплоходе других управлений МВД РФ.

Согласно Устава ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Ульяновской области», утвержденного приказом МВД РФ от 30 марта 2012 года № 277, Учреждение является некоммерческой организацией, созданной в организационно-правовой форме казенного учреждения, являющегося государственным учреждением, входящим в состав органов внутренних дел Российской Федерации и находящимся в подчинении Управления Министерства внутренних дел по Ульяновской области. Собственником имущества, находящегося на праве оперативного управления у Учреждения является Российская Федерация в лице МВД России. Учреждение не имеет законных оснований принятия единоличного решения в отношении списания недвижимого имущества, что значительно отсрочивает возможность добровольного исполнения решения суда.

Учреждением приняты все зависящие от него меры по исполнению решения суда в короткие сроки. Так, Учреждением направлены запросы в ГУ МВД России по Самарской области, ГУ МВД России по Саратовской области, ГУ МВД России по Республике Татарстан с информацией о готовности передачи разъездного теплохода РМ-302 на баланс вышеуказанных ГУ МВД. Однако, в полученных ответах Учреждение проинформировано об отсутствии потребности принимать на баланс для использования разъездной теплоход РМ-302.

В дальнейшем Учреждением сформирован с учетом требований нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих списание федерального недвижимого имущества, а именно: постановления Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 года № 834, совместного приказа Министерства экономического развития Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации от 10 марта 2011 года № 96/30н, приказа Министерства внутренних дел Российской Федерации от 18 октября 2012 года № 954 и указания Министерства внутренних дел Российской Федерации от 10 марта 2015 года № 1/1577 и направлен в ДТ МВД РФ для согласования вопроса списания объекта федерального недвижимого имущества (разъездного теплохода РМ-302).

Учреждение не эксплуатирует разъездной теплоход РМ- 302, так как не имеет на это правовых оснований в соответствии с вынесенным решением Засвияжского районного суда города Ульяновска, о чем 02 сентября 2018 года судебным приставом исполнителем вынесено постановление и, исполнительное производство в части решения суда о запрете эксплуатации разъездного теплохода РМ-302 прекращено. Из этого следует, что неисполнение решения Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 21.02.2018г. в части разработки и применения системы управления безопасностью в установленном законодательством РФ порядке на разъездной теплоход РМ-302 в навигацию 2018 года, в срок, установленный для добровольного исполнения, не влечет за собой общественно опасных последствий.

Просит суд освободить ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Ульяновской области» от взыскания исполнительского сбора в сумме 50 000 руб.

Определением суда в качестве ответчика привлечено УФССП России по Ульяновской области.

Представитель административного истца ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Ульяновской области» - ФИО1, действующая на основании доверенности, в судебном заседании административные исковые требования поддержала, привела доводы, аналогичными изложенным в иске.

Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещался.

Административный ответчик, судебный пристав исполнитель ОСП №2 по Засвияжскому району г.Ульяновска УФССП России по Ульяновской области ФИО2 в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещался, дело просит рассмотреть в отсутствие. Представил отзыв на административное исковое заявление, в котором указывает, что постановление от 06.11.2018 о взыскании исполнительского сбора соответствует требованиям ч. 2 ст. 14 ФЗ № 229 «Об исполнительном производстве» вынесено в связи с неисполнением должником требований исполнительного документа в 5 дневный срок с момента получения постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Факт получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо отказа от его получения, за исключением случаев, указанных в ч. 13 ст. 30 Закона об исполнительном производстве (согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 43206823280635 постановление о возбуждении исполнительного производства получено должником-организацией 30.08.2018 г., срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа истек 07.09.2018; требования исполнительного документа должником не исполнены; должником не представлены доказательства того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы, т.е. чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

ФКУ «ЦхиСО УМВД России по Ульяновской области» надлежащим образом извещенное о возбуждении исполнительного производства, а также о 5-ти дневном сроке для добровольного исполнения, не исполнил требования исполнительного документа, в установленный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа. В связи с чем, полагает, что постановление о взыскании исполнительского сбора от 06.11.2018 года вынесено законно и обосновано. Должником не представлены доказательства того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы, т.е. чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы настоящего административного дела, исполнительное производство -ИП (копия), суд приходит к следующему.

Вступившие в законную силу акты федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, согласно частям 1 и 2 статьи 6 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", обязательны для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Согласно ст.ст. 14, 62 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

В статье 1 КАС РФ приведен перечень категорий дел, которые суды общей юрисдикции рассматривают в порядке, предусмотренном настоящим кодексом. Согласно данной статье по правилам административного судопроизводства рассмотрению и разрешению подлежат не только административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций (часть 2), но также и другие административные дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, которые по своей природе являются административными делами (часть 3).

В силу ч. 11 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

Статьей ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» (в ред. до Федерального закона от 28.12.2013 № 441-ФЗ) предусмотрено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее пятисот рублей с должника-гражданина и пяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина устанавливается в размере пятисот рублей, с должника-организации - пяти тысяч рублей.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, решением Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 21.02.2018г. административные исковые требования Ульяновского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к федеральному казенному учреждению «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ульяновской области» удовлетворены частично. Указанным решением суд обязал федеральное казенное учреждение «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ульяновской области» разработать и применить систему управления безопасностью в установленном законодательством Российской Федерации порядке на разъездной теплоход «РМ-302» в навигацию 2018 года; запретил федеральному казенному учреждению «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ульяновской области» осуществлять эксплуатацию разъездного теплохода «РМ-302» до устранения нарушений федерального законодательства, угрожающих безопасности на внутреннем водном транспорте, то есть до получения судового свидетельства об управлении безопасностью в ФАУ «Российский Речной Регистр».

Апелляционном определением Ульяновского областного суда от 17.07.2018г. решение Засвияжского районного суда от 21.02.2018г. отменено в части взыскания с федерального казенного учреждения «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ульяновской области» государственной пошлины, в остальной части решение суда оставлено без изменения.

На основании вступившего в законную силу решения суда Приволжской транспортной прокуратуре выдан исполнительный документ, который был предъявлен в ОСП №2 по Засвияжскому району г.Ульяновска УФССП России по Ульяновской области для принудительного исполнения.

В соответствии с частями 1, 5, 6, 16 статьи 30 указанного Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство без заявления взыскателя в случаях, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, а также когда суд, другой орган или должностное лицо в соответствии с федеральным законом направляют исполнительный документ судебному приставу-исполнителю.

Основанием для возбуждения исполнительного производства также является вынесенное в процессе принудительного исполнения исполнительного документа постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа.

После окончания основного исполнительного производства судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство по вынесенным и неисполненным постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа.

22.08.2018г. судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства -ИП в отношении ФКУ «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения УМВД РФ по Ульяновской области». Как следует из п.п. 2.3 постановления о возбуждении исполнительного производства, должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления, а также разъяснено, что в случае неисполнения исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор.

Указанное постановление о возбуждении исполнительного производства ФКУ «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения УМВД РФ по Ульяновской области» получено 30.08.2018г., что подтверждается отчетом об отслеживании отправления. Срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа истек 07.09.2018г.

01.10.2018г. в адрес ОСП №2 по Засвияжскому району г.Ульяновска УФССП России по Ульяновской области от должника поступила информация, в которой руководитель должника-организации сообщает, что учреждением не будет разработана и применена система управления безопасностью на разъездной теплоход «РМ-302» по причине подготовки документов на списание Учреждением указанного теплохода. ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Ульяновской области» направлено письмо в Департамент Тыла МВД России о нецелесообразности содержания теплохода «РМ-302», а также содержащее запрос на списание вышеуказанного водного транспорта в целях экономии бюджетных средств.

04.10.2018г. ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Ульяновской области» в Засвияжский районный суд г.Ульяновска было подано заявление об отсрочке исполнения решения суда от 21.02.2018г. Определением Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 23.10.2018г. в удовлетворении заявления ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Ульяновской области» об отсрочке исполнения решения суда от 21.02.018г. было отказано.

30.10.2018г. СПИ ОСП №2 по Засвияжскому району г.Ульяновса УФССП России по Ульяновской области от представителя ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Ульяновской области» ФИО3 отобрано объяснение, согласно которому представитель указывает на то, что у ФКУ «ЦХиСО» отсутствует возможность исполнения по разработки и применения системы управления безопасностью, в связи с принятием решения о списании разъездного теплохода «РМ-302», в связи с нецелесообразностью его содержания.

По исполнительному производству -ИП судебным приставом-исполнителем 06.11.2018г. вынесено постановление о взыскании с ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Ульяновской области» исполнительского сбора в размере 50 000 руб. Постановлением от 06.11.2018г. установлен новый срок исполнения требований исполнительного документа до 25.12.2018г.

По результатам рассмотрения обращения по списанию объекта недвижимого имущества, Департаментом по материально-техническому и медицинскому обеспечению МВД России подготовлен ответ, в котором сообщается, что в настоящее время списание федерального недвижимого имущества регламентируется постановлением Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 № 834 «Об особенностях списания федерального имущества», совместным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации от 10.03.2011 № 96/30н, приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 18.10.2012 №954 «О списании федерального недвижимого имущества, закрепленного за органом внутренних дел РФ», а также указанием МВД России от 10.03.2015 , которым утвержден порядок представления документов для согласования решения о списании федерального имущества, закрепленного в праве хозяйственного ведения или оперативного управления. В представленных УМВД РФ по Ульяновской области на рассмотрение материалах отсутствуют документы, предусмотренные п.п.5.2. п.5 перечня документов, формируемых постоянно действующими комиссиями территориальных органов МВД России, утвержденного приказом МВД России .

Согласно сопроводительного письма за от 12.12.2018г. УМВД России по Ульяновской области в адрес Департамента по материально-техническому и медицинскому обеспечению МВД России, был направлен пакет документов, с учетом требований нормативных правовых актов РФ, для согласования вопроса списания объекта федерального недвижимого имущества (плавательного средства) закрепленного на праве оперативного управления за ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Ульяновской области».

По состоянию на 10.01.2019г. (дату вынесения решения) исполнительное производство -ИП не окончено, решение суда не исполнено.

В соответствии с ч. 1 ст. 105 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (ч. 1 ст. 112 названного Закона).

В силу части 2 статьи 112 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

При этом должник вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (часть 6 статьи 112 названного Закона). С учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств суд вправе отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 данной статьи (часть 7).

Согласно Методическим рекомендациям о порядке взыскания исполнительского сбора, утвержденным ФССП России 7 июня 2014 года, уведомление должника о возбуждении в отношении него исполнительного производства является основным доказательством наличия его вины в неисполнении требований исполнительного документа, в том числе в добровольном порядке, и основанием для применения штрафной санкции - взыскания исполнительского сбора (пункт 2.4.1).

Таким образом, для принятия решения о вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора судебный пристав-исполнитель устанавливает наличие следующих обстоятельств:

- истечение срока, установленного должнику для добровольного исполнения требований исполнительного документа;

- документальное подтверждение факта получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо отказа от его получения, за исключением случаев, указанных в части 13 статьи 30 Закона;

- требования исполнительного документа должником не исполнены;

- должником не представлены доказательства того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы, т.е. чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Указанные обстоятельства не нашли свое подтверждение в собранных по делу доказательствах и свидетельствуют о законности оспариваемого постановления.

Вместе с тем, в силу частей 6 - 9 статьи 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" и разъяснения их применения, данные в пунктах 74 - 76 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", в соответствии с которыми суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер; при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора; поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (часть 3 статьи 62 КАС РФ), то есть суд вправе уменьшить размер исполнительского сбора либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора; при уменьшении судом размера исполнительского сбора постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора считается измененным соответствующим образом; основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ); иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования; если такие меры не принимались, то отсутствие у должника необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора; должник не может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора, даже если требования исполнительного документа были в полном объеме исполнены им сразу после истечения срока для добровольного исполнения, однако такие действия должника с учетом объективных причин задержки исполнения могут учитываться судом при разрешении требований должника об уменьшении размера исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть; исполнительский сбор должен быть исчислен исходя из величины неисполненных (просроченных) требований на день, следующий за днем окончания срока для добровольного исполнения исполнительного документа.

Размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированного, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.

Административный истец просит суд освободить ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Ульяновской области» от взыскания исполнительного сбора в размере 50 000 руб. в полном объеме, указывая на то, что организация должник является государственным учреждением, кроме того, со стороны должника предпринимались меры по исполнению решения суда.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30 июля 2001 года № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства, имеет целью пресечение правонарушения, выразившегося в виновном уклонении должника от исполнения решения суда в период принудительного исполнения.

В связи с изложенным, взыскание исполнительского сбора должно применяться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств, размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности. В противном случае несоизмеримо большой штраф может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что в силу статей 34 (часть 1), 35 (части 1 - 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации недопустимо.

Взыскание с должника исполнительского сбора, как уже указывалось выше, производится, если исполнительный документ в установленный срок не исполнен без уважительных причин. При наличии уважительных причин должник не может быть подвергнут взысканию. Должник в соответствии с пунктом 2 статьи 401 Гражданского кодекса РФ должен доказать отсутствие своей вины, а также подтвердить, что нарушение установленных сроков для добровольного исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности; доказать нарушение своих прав, свобод и законных интересов обжалуемым постановлением о взыскании исполнительского сбора.

Законодатель установил открытый перечень оснований уменьшения размера исполнительского сбора и отнес их установление к полномочиям суда.

Размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированного, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.

Оценивая эти обстоятельства и устанавливая из них степень вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, в том числе, принимая во внимание, что взыскание исполнительского сбора как любое иное исполнительное действие имеет целью понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе, а также учитывая, что должником принимались меры исполнения исполнительного документа, суд приходит к выводу о том, что имеются основания для уменьшения размера исполнительского сбора на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве"; оснований освободить ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Ульяновской области» от уплаты исполнительского сбора не имеется, так как данных о том, что исполнение требований исполнительного документа для административного истца было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, не установлено.

При этом уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве").

Исследовав в совокупности представленные доказательства, с учетом приведенных выше норм и обстоятельства дела, степени вины и финансового положения ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Ульяновской области», а также учитывая принцип разумности и соразмерности, суд приходит к выводу об уменьшении размера исполнительского сбора, взысканного с ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Ульяновской области» постановлением судебного пристава-исполнителя от 06.11.2018 года на ? до 37 500 руб. (50 000 руб. - 50 000 руб. / 4).

Руководствуясь ст.ст. 176-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

в удовлетворении административного иска федерального казенного учреждения «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения УМВД России по Ульяновской области» к судебному приставу-исполнителю ОСП №2 по Засвияжскому району г. Ульяновска УФССП России по Ульяновской области ФИО2, УФССП России по Ульяновской области об освобождении по исполнительному производству -ИП о взыскании с федерального казенного учреждения «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения УМВД РФ по Ульяновской области» от исполнительского сбора в сумме 50 000 руб., взысканного постановлением от 06.11.2018 года, отказать.

Уменьшить размер исполнительского сбора, взысканного с федерального казенного учреждения «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения УМВД России по Ульяновской области» постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП№2 по Засвияжскому району г.Ульяновска УФССП России по Ульяновской области от 06.11.2018 года по исполнительному производству -ИП, на одну четверть, то есть до 37 500 рублей.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Засвияжский районный суд г.Ульяновска в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья Н.А. Лисова