Дело № 2а-11/2019
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 января 2019 года г. Болгар, РТ
Спасский районный суд Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Ф.Г. Батыршина,
при секретаре А.В. Корчагиной,
с участием помощника прокурора Спасского района РТ С.С. Игошина,
представителя административного ответчика Л.В. Репьёвой,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общественной организации <адрес> Республики Татарстан "Народное дело" к территориальной избирательной комиссии <адрес> Республики Татарстан об отмене решения от ДД.ММ.ГГГГ№,
у с т а н о в и л:
первоначально общественная организация <адрес> Республики Татарстан "Народное дело" обратилась в суд с административным исковым заявлением к территориальной избирательной комиссии <адрес> Республики Татарстан об отмене решения от ДД.ММ.ГГГГ№, к Республиканскому общественному движению "Татарстан - новый век (Яна гасыр)", Татарстанскому региональному отделению ВПП "Единая Россия" о признании действий при сдаче документов незаконными, указывая, что решением № ТИК <адрес> РТ от ДД.ММ.ГГГГ сформированы участковые избирательные комиссии № Спасского муниципального района РТ. Считает данное решение незаконным и необоснованным. При назначении членов участковых избирательных комиссий <адрес> РТ ТИК <адрес> РТ совершенно не учла положения Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ", а также постановление Центризбиркома РФ "О методических рекомендациях Центризбиркома РФ о порядке формирования территориальных избирательных комиссий, муниципальных, окружных и участковых избирательных комиссий". ДД.ММ.ГГГГ общественная организация <адрес> РТ "Народное дело" просила ТИК <адрес> РТ при назначении новых составов участковых избирательных комиссий учесть, что данная организация в своём составе имеет 2 депутатов представительных органов власти Спасского муниципального района РТ (И.<адрес> - депутат муниципального образования "<адрес> РТ", А.Н. Марянин - депутат муниципального образования "Трёхозёрское сельское поселение <адрес> РТ"). Согласно пункту 5 статьи 27 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" общественная организация "Народное дело" наряду с Единой Россией, КПРФ, Справедливой Россией и ЛДПР имеет преимущественное право на представительство их кандидатур в новые составы УИК, поскольку имеют своих депутатов в представительных органах власти Российской Федерации, Республики Татарстан и <адрес> РТ. В отличие от вышеуказанных субъектов внесения кандидатур, данным преимущественным правом не обладают Коммунистическая партия "Коммунисты России" и РОД "Татарстан - новый век", поскольку их представителей нет ни в Государственной Думе РФ, ни в Госсовете РТ, ни в представительных органах <адрес> РТ. Более того, секретарём ТРО ВПП "Единая Россия" и председателем Высшего Совета РОД "Татарстан - новый век" является одно лицо - Ф.Х. Мухаметшин, что делает невозможным подачу списков от каждого из этих субъектов внесения отдельно. Однако ТИК <адрес> РТ не учла положений вышеуказанных нормативных актов, не назначив в члены УИК <адрес> РТ ни одного представителя общественной организации "Народное дело", имеющих высшее образование и опыт работы членами участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса, что согласно указанному выше постановлению Центризбиркома РФ даёт преимущественное право при назначении членами УИК <адрес> РТ. Тем самым нарушено право представителей общественной организации быть членами УИК <адрес> РТ, а также право организации контролировать ход выборов, имея своих представителей в УИК. В тоже время ТИК <адрес> РТ назначила большое количество членов УИК с правом решающего голоса представителей других субъектов выдвижения, не имеющих высшего образования и опыта работы членами комиссий с правом решающего голоса. Более того, Р.<адрес> назначен председателем УИК №. Жалоба о признании незаконным решения № ТИК <адрес> РТ направлена в Центризбирком РТ. Она до сих пор не рассмотрена, пришёл только ответ. Просила отменить решение ТИК <адрес> РТ от ДД.ММ.ГГГГ№, признать незаконными действия РОД "Татарстан - новый век (Яна гасыр)" и ТРО ВПП "Единая Россия" при сдаче документов для формирования новых составов УИК <адрес> РТ, обязать ТИК <адрес> РТ ввести в составы УИК <адрес> РТ всех представителей общественной организации "Народное дело".
Определением судьи Спасского районного суда Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ общественной организации <адрес> Республики Татарстан "Народное дело" в принятии административного искового заявления в части административных исковых требований к Республиканскому общественному движению "Татарстан - новый век (Яна гасыр)", Татарстанскому региональному отделению ВПП "Единая Россия" о признании действий при сдаче документов незаконными отказано.
Административный истец - общественная организация <адрес> Республики Татарстан "Народное дело", надлежащим образом извещённая о времени и месте судебного заседания, своего представителя в суд не направила, причин его неявки не сообщила, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляла.
О надлежащем извещении административного истца свидетельствует телефонограмма. Кроме того, сведения о времени и месте судебного заседания размещены на сайте суда.
В соответствии с частями 6, 7, 8, 9 статьи 45 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами. Недобросовестное заявление неосновательного административного иска, противодействие, в том числе систематическое, лиц, участвующих в деле, правильному и своевременному рассмотрению и разрешению административного дела, а также злоупотребление процессуальными правами в иных формах влечет за собой наступление для этих лиц последствий, предусмотренных данным Кодексом. Лица, участвующие в деле, несут процессуальные обязанности, предусмотренные этим же Кодексом, а также обязанности, возложенные на них судом в соответствии с данным Кодексом. Неисполнение процессуальных обязанностей лицами, участвующими в деле, влечет за собой наступление для этих лиц последствий, предусмотренных этим же Кодексом.
По смыслу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения дела по существу.
Согласно части 3 статьи 243 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации о времени и месте рассмотрения административного дела о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации суд извещает лиц, участвующих в деле, и прокурора. Неявка в суд лиц, которые участвуют в административном деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания и присутствие которых не было признано судом обязательным, а также неявка надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания прокурора не является препятствием для рассмотрения и разрешения указанного административного дела.
В соответствии с частью 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны до начала судебного заседания известить суд о невозможности явки в судебное заседание и причинах неявки. Если указанные лица не сообщили суду о причинах своей неявки в судебное заседание в установленный срок, такие причины считаются неуважительными и не могут служить основанием для вывода о нарушении процессуальных прав этих лиц.
Административный истец об отложении дела не просил и документы об уважительной причине неявки не представил, его присутствие в судебном заседании не было признано обязательным.
Неявка в судебное заседание административного истца не препятствует рассмотрению дела, и суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель административного ответчика - территориальной избирательной комиссии <адрес> Республики Татарстан (далее ТИК <адрес> РТ) - Л.В. Репьёва административные исковые требования общественной организации <адрес> Республики Татарстан "Народное дело" не признала, просила в их удовлетворении отказать. В возражениях на административный иск указала, что административным истцом пропущен предусмотренный статьёй 240 КАС РФ срок исковой давности для подачи административного искового заявления, что является основанием для отказа в удовлетворении заявления. Кроме того, полагает обжалуемое решение законным и обоснованным, принятым в соответствии с действующим законодательством. В связи с истечением срока полномочий участковых избирательных комиссий, действующих на территории <адрес> Республики Татарстан, решением ТИК <адрес> РТ от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждены перечень и количественный состав участковых избирательных комиссий, подлежащих формированию на территории <адрес> Республики Татарстан, установлен срок приёма предложений по кандидатурам членов участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса - 30 дней, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Сообщение о приёме предложений по кандидатурам членов участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса опубликовано в газетах "Новая жизнь" и "Яна Тормыш". От общественной организации "Народное дело" ДД.ММ.ГГГГ в адрес ТИК <адрес> РТ поступили решение собрания общественной организации от ДД.ММ.ГГГГ о предложении кандидатур для назначения в составы участковых комиссий с приложением списка в количестве 41 кандидатуры в составы 41 комиссии, а также копия Устава общественной организации "Народное дело". Документы были направлены в адрес ТИК заказным письмом ДД.ММ.ГГГГ из почтового отделения <адрес>. В нарушение установленного порядка общественной организацией "Народное дело" не были представлены письменные согласия всех предлагаемых кандидатур на назначение в состав участковых избирательных комиссий и в резерв составов, а также документы, перечень которых установлен в приложении № Методических рекомендаций (копия паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина Российской Федерации, содержащего сведения о гражданстве и месте жительства лица, кандидатура которого предложена в состав избирательной комиссии; копия документа (трудовой книжки либо справки с основного места работы), подтверждающего сведения об основном месте работы или службы, о занимаемой должности, а при отсутствии основного места работы или службы - копия документа, подтверждающего сведения о роде занятий). В установленные сроки в ТИК <адрес> РТ поступили предложения от Местного отделения политической партии "Единая Россия", политической партии ТРО КПРФ, регионального отделения политической партии "ЛДПР", регионального отделения политической партии "Справедливая Россия", регионального отделения политической партии "Коммунисты России", Республиканского общественного движения "Татарстан - Новый век", от собраний избирателей по месту работы и жительства. Представленные предложения по кандидатурам содержали все предусмотренные Методическими рекомендациями документы, включая письменные согласия каждой кандидатуры на включение в состав участковой избирательной комиссии. В силу Закона преференциями при назначении членов участковых избирательных комиссий обладают кандидатуры, предложенные парламентскими партиями, а именно: Единая Россия, КПРФ, Справедливая Россия, ЛДПР. На заседании ТИК <адрес> РТ по вопросу формирования новых составов участковых избирательных комиссий ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с пунктом 4 статьи 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ кандидатуры, предложенные в составы комиссий от общественной организации "Народное дело", были рассмотрены наряду со всеми поступившими предложениями в присутствии представителя данной организации. Решением ТИК <адрес> РТ от ДД.ММ.ГГГГ№ в соответствии со статьями 22, 27, 29 Федерального закона, Методическими рекомендациями сформированы новые составы 41 участковой комиссии (205 человек). Из числа лиц, указанных в списке общественной организации "Народное дело", 5 кандидатур были включены в новые составы участковых избирательных комиссий, но от ТРО КПРФ, поскольку данные кандидатуры были представлены ТРО КПРФ в ТИК ранее, в установленные сроки с приложением всех необходимых документов, в том числе письменных согласий лиц на включение в состав комиссий, как кандидатур, предложенных КПРФ. Указанные в административном исковом заявлении депутаты И.<адрес>, А.Н. Марянин были выдвинуты на соответствующих выборах в 2015 году в порядке самовыдвижения, а не общественной организацией "Народное дело". Тот факт, что руководителем Татарстанского регионального отделения политической партии "Единая Россия" и Республиканского общественного движения "Татарстан - Новый век" является одно и то же лицо, не является основанием для отказа в назначении в составы участковых избирательных комиссий предложенных кандидатур. К тому же, кандидатуры в составы участковых избирательных комиссий предложены Местным отделением политической партии "Единая Россия" в Спасском муниципальном районе Республики Татарстан, а не Татарстанским региональным отделением данной партии. Каких-либо ограничений для назначения Р.<адрес> членом участковой избирательной комиссии либо председателем участковой избирательной комиссии не имелось.
Заинтересованные лица - участковые избирательные комиссии избирательных участков с № по № и с № по №, уведомлённые о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в суд не явились, причин неявки не сообщили.
Выслушав представителя административного ответчика Л.В. Репьёву, исследовав материалы дела, заслушав мнение пом. прокурора С.С. Игошина, полагавшего необходимым в удовлетворении административного иска общественной организации <адрес> Республики Татарстан "Народное дело" отказать, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 67-ФЗ) для обеспечения процесса голосования избирателей, участников референдума и подсчета голосов избирателей, участников референдума на избирательных участках, участках референдума формируются участковые комиссии. На избирательных участках, участках референдума, образованных в соответствии с пунктом 2 статьи 19 данного Федерального закона, участковые комиссии формируются территориальными комиссиями.
Число членов участковой комиссии с правом решающего голоса определяется формирующими ее территориальной комиссией либо должностным лицом в зависимости от числа избирателей, участников референдума, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного участка, участка референдума, в следующих пределах: а) до 1001 избирателя - 3-9 членов участковой комиссии; б) от 1001 до 2001 избирателя - 7-12 членов участковой комиссии; в) более 2000 избирателей - 7-16 членов участковой комиссии.
Формирование участковой комиссии осуществляется на основе предложений, указанных в пункте 2 статьи 22 Федерального закона, а также предложений представительного органа муниципального образования, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы. Количество вносимых предложений не ограничивается.
Территориальная комиссия обязана назначить не менее одной второй от общего числа членов участковой комиссии на основе поступивших предложений: а) политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания РФ; б) политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта РФ, а также политических партий, выдвинувших списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии с законом субъекта РФ, предусмотренным пунктом 17 статьи 35 данного Федерального закона; в) избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования.
Пунктом 13 статьи 21 Федерального закона N 67-ФЗ предусмотрено, что Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в пределах своей компетенции вправе издавать инструкции по вопросам единообразного применения настоящего Федерального закона, обязательные для исполнения.
В целях единообразного применения положений действующего законодательства постановлением ЦИК РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждены Методические рекомендации о порядке формирования территориальных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных и участковых избирательных комиссий (далее - Методические рекомендации).
В соответствии с п. 8.7, 8.8 Методических рекомендаций, в случае если число кандидатур, предложенных политическими партиями, избирательными объединениями, указанными в пункте 8.6 данных Методических рекомендаций, более одной второй от общего числа членов участковой избирательной комиссии, рекомендуется определять конкретные кандидатуры из числа предложенных указанными политическими партиями, избирательными объединениями для назначения в состав участковой избирательной комиссии таким образом, чтобы политические партии, избирательные объединения, указанные в пункте 8.6, были представлены в участковых избирательных комиссиях на соответствующей территории на равных основаниях.
Отбор кандидатур проводится на основании процедуры, определенной решением избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, а при его отсутствии - решением соответствующей территориальной комиссии. Процедура отбора может предусматривать рейтинговое голосование, жеребьевку, иные способы определения конкретных кандидатур для назначения в состав участковой избирательной комиссии.
Кандидатуры, предложенные в состав участковой избирательной комиссии, но не назначенные членами комиссии, зачисляются в резерв составов участковых комиссий, который формируется избирательной комиссией субъекта Российской Федерации в соответствии с Порядком формирования резерва составов участковых комиссий и назначения нового члена участковой комиссии из резерва составов участковых комиссий, установленным ЦИК РФ.
Согласно приведенным положениям процедура отбора кандидатов в члены УИК, в том числе в форме рейтингового голосования, при отсутствии по этому вопросу решения избирательной комиссии субъекта Российской Федерации устанавливается территориальной избирательной комиссией.
В соответствии с п. 1.1.5 Методических рекомендаций при формировании избирательной комиссии рекомендуется учитывать принцип преемственности в ее работе, целесообразность назначения в ее состав лиц, имеющих высшее (для участковых избирательных комиссий также среднее) профессиональное образование: юридическое, в области информационных технологий, автоматизации, обработки информации либо иное высшее профессиональное образование, опыт организации и проведения выборов, референдумов, а также участие молодежи в работе избирательных комиссий.
На основании части 1 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено данным Кодексом, административное исковое заявление о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации может быть подано в течение трех месяцев со дня, когда административному истцу стало известно или должно было стать известно о нарушении его избирательных прав или права на участие в референдуме, законодательства о выборах и референдумах
В силу части 2 статьи 78 Федерального закона N 67-ФЗ жалоба на решение, действие (бездействие) избирательной комиссии, комиссии референдума по иным (кроме заверения, регистрации, отказа в заверении, регистрации списка кандидатов, кандидата) вопросам в период избирательной кампании, кампании референдума может быть подана в соответствующую избирательную комиссию, комиссию референдума в течение 15 дней, а после завершения избирательной кампании - в течение 30 дней со дня принятия обжалуемого решения. Указанные сроки восстановлению не подлежат.
Согласно части 10 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд с административным исковым заявлением о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации без уважительных причин, а также невозможность восстановления пропущенного срока является основанием для отказа в удовлетворении указанного заявления.
В судебном заседании установлено, что на территории Спасского муниципального района Республики Татарстан образован 41 избирательный участок. В связи с истечением срока полномочий участковых избирательных комиссий с 18 апреля по ДД.ММ.ГГГГ ТИК <адрес> РТ осуществляла приём предложений по кандидатурам в новые составы участковых избирательных комиссий и резерв составов участковых избирательных комиссий. Информационное сообщение о приёме предложений по кандидатам в новые составы участковых избирательных комиссий (с указанием срока приёма предложений и перечня представляемых документов) было опубликовано ДД.ММ.ГГГГ в газете "Новая жизнь" ("Яна-Тормыш"), а также размещено на сайтах ЦИК РТ и <адрес> РТ в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". В установленный срок в ТИК <адрес> РТ поступили предложения от Местного отделения политической партии "Единая Россия", политической партии ТРО КПРФ, регионального отделения политической партии "ЛДПР", регионального отделения политической партии "Справедливая Россия", регионального отделения политической партии "Коммунисты России", Республиканского общественного движения "Татарстан - Новый век", от собраний избирателей по месту работы и жительства. Предложения по кандидатурам, направленные общественной организацией <адрес> РТ "Народное дело" через почтовое отделение заказным письмом ДД.ММ.ГГГГ, поступили в ТИК <адрес> РТ ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается журналом регистрации. Всего в ТИК <адрес> РТ поступило 452 предложения по кандидатурам в составы участковых избирательных комиссий. Административным истцом была предложена 41 кандидатура без предоставления документов, перечень которых установлен Методическими рекомендациями.
Решением ТИК <адрес> РТ от ДД.ММ.ГГГГ№ был утверждён Порядок отбора кандидатур для назначения в состав участковых избирательных комиссий.
Согласно протоколу заседания ТИК <адрес> РТ от ДД.ММ.ГГГГ№ по формированию участковых избирательных комиссий избирательных участков с № по № и с № по № и назначении их председателей на данном заседании присутствовали 7 членов ТИК с правом решающего голоса: председатель ТИК Л.В. Репьёва и члены комиссии Р.М., Гиматдинов, Е.А. Горячкина, Ю.А. Пугачева, Д.Н. Никиташин, И.М. Сагиров, А.Н. Сударев. Отсутствовал член комиссии с правом решающего голоса В.С. Растрёмин. Заседание проведено с участием приглашённых лиц - В.С. Севастьянова, Р.Х. Низамовой, Н.П. Храменковой. В ходе заседания по каждой кандидатуре проводилось открытое и последовательное рейтинговое голосование. Кандидатуры, набравшие в ходе голосования наибольшее число голосов относительно других кандидатур, избраны в составы участковых избирательных комиссий названных выше избирательных участков.
ТИК <адрес> РТ, являющаяся коллегиальным органом, вправе при обсуждении вопроса о формировании участковых комиссий учесть и оценить совокупность всех обстоятельств и требований, предъявляемых к кандидатам и представляемым ими документам, и на основе данной оценки с соблюдением требований статей 22 и 26 Федерального закона № 67-ФЗ принять большинством голосов членов комиссии соответствующее решение.
По результатам заседания ДД.ММ.ГГГГ ТИК <адрес> РТ принято решение № о формировании участковых избирательных комиссий избирательных участков с № по № и с № по № и назначении их председателей с указанием лиц, назначенных членами участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса, а также председателями данных комиссий.
Таким образом, заседание ТИК <адрес> РТ проведено в открытом режиме, гласно, кандидатуры, предложенные административным истцом в члены участковых избирательных комиссий на срок осуществления полномочий 5 лет, были рассмотрены на заседании ТИК <адрес> РТ наравне с кандидатами от других субъектов выдвижения, однако по результатам рейтингового голосования не набрали необходимого количества голосов, что, по мнению суда, не свидетельствует о нарушении избирательных прав административного истца.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что Р.Х. Низамова, являвшаяся председателем общественной организации <адрес> РТ "Народное дело", присутствовала на заседание ТИК <адрес> РТ ДД.ММ.ГГГГ, а потому достоверно знала о принятом решении. С административным исковым заявлением данная общественная организация обратилась в суд ДД.ММ.ГГГГ, т.е. с пропуском вышеуказанного процессуального срока, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административных исковых требований. Доказательств, исключающих возможность обращения с соответствующим заявлением в суд в установленный законом срок, административным истцом не представлено.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований административного истца.
Руководствуясь статьями 175-180, 243-244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
в удовлетворении административного искового заявления общественной организации <адрес> Республики Татарстан "Народное дело" к территориальной избирательной комиссии <адрес> Республики Татарстан об отмене решения от ДД.ММ.ГГГГ№ отказать.
Решение может быть обжаловано в течение 5 дней со дня его принятия в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан, через Спасский районный суд Республики Татарстан.
Председательствующий
судья Ф.Г. Батыршин
Копия верна: