ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-11/20 от 23.01.2020 Тамбовского гарнизонного военного суда (Тамбовская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 января 2020 года город Тамбов

Тамбовский гарнизонный военный суд в составе:

председательствующего – Тишкова А.Н.,

при секретаре судебного заседания – Коротиной О.А.,

с участием административного истца – ФИО2,

представителя заинтересованного лица – командира войсковой части - ФИО3,

представителя административного ответчика – начальника федерального казённого учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Тамбовской, Липецкой и Рязанской областям» - ФИО4, в помещении военного суда, в судебном заседании, рассмотрев административное дело № 2а-11/2020 по административному исковому заявлению военнослужащего, проходящего военную службу в войсковой части , гвардии майора ФИО2 о признании незаконными действий начальника федерального казённого учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Тамбовской, Липецкой и Рязанской областям», связанных с несогласованием проекта приказа командира войсковой части по выплате ему денежной компенсации вместо дополнительных суток отдыха за участие в мероприятиях, которые проводятся без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО2 в своём административном исковом заявлении в военный суд указал, что он проходит военную службу в войсковой части , где занимает воинскую должность <данные изъяты>. В период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ он находился в служебной командировке в составе Объединённой группы войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации (далее – ОГВ (С)) и принимал непосредственное участие в проведении контртеррористических операций, которые, по его мнению, являются боевыми действиями и отнесены к мероприятиям, которые проводились без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени. В сентябре 2019 года ФИО2 обратился с рапортом к командиру войсковой части , после чего последний представил в федеральное казённое учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Тамбовской, Липецкой и Рязанской областям» (далее – Управление) проект своего приказа, которым административному истцу была установлена к выплате денежная компенсация вместо предоставления дополнительных суток отдыха за привлечение его к участию в мероприятиях, которые проводились без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени. Однако, ДД.ММ.ГГГГ ведущий бухгалтер финансового расчётного пункта (далее – ФРП ) Управления ФИО1 отказала в согласовании проекта данного приказа.

Полагая нарушенным своё право на получение соответствующей денежной компенсации, ФИО2 просит военный суд:

- признать незаконными действия ведущего бухгалтера ФРП Управления ФИО1.А., связанные с несогласованием проекта приказа командира войсковой части о выплате ему денежной компенсации вместо предоставления дополнительных суток отдыха за участие в мероприятиях, которые проводятся без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени;

- обязать ведущего бухгалтера ФРП Управления ФИО1 согласовать проект приказа командира войсковой части о выплате ему денежной компенсации вместо предоставления дополнительных суток отдыха за участие в мероприятиях, которые проводятся без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени;

- взыскать с ведущего бухгалтера ФРП Управления ФИО1 в его пользу судебные расходы в размере 300 рублей.

Надлежаще уведомленные о месте и времени судебного заседания административные ответчики – начальник Управления ФИО6, ведущий бухгалтер ФРП Управления ФИО1. и заинтересованное лицо – командир войсковой части ФИО5, в военный суд не прибыли.

При этом в своём возражении от 13 января 2020 года административный ответчик – ведущий бухгалтер ФРП Управления ФИО1 просила отказать в удовлетворении требований административного искового заявления ФИО2 в полном объёме.

В ходе судебного разбирательства административный истец ФИО2 уточнил требования своего искового заявления и просил военный суд:

- признать незаконными действия начальника Управления, связанные с несогласованием проекта приказа командира войсковой части о выплате ему денежной компенсации вместо предоставления дополнительных суток отдыха за участие в мероприятиях, которые проводятся без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени;

- обязать начальника Управления согласовать проект приказа командира войсковой части о выплате ему денежной компенсации вместо предоставления дополнительных суток отдыха за участие в мероприятиях, которые проводятся без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени;

- взыскать с Управления в его пользу судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины в размере 300 рублей.

На удовлетворении именно этих исковых требований в полном объёме ФИО2 настаивал и пояснил следующее. В период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ он находился в командировке в населённом пункте <адрес> в составе ОГВ (С). В <периоды>, он принимал непосредственное участие в проведении контртеррористических операций на территориях <данные изъяты>. При убытии его группы на боевые задачи <данные изъяты>, какого-либо чётко установленного распорядка дня у них не было. Действовали они по обстановке. Именно такие его действия и задачи, которые он выполнял, и являются, с его точки зрения, мероприятиями, проводящимися без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени. Следовательно, не желая получать дополнительные сутки отдыха за участие в соответствующих мероприятиях, он имеет право на денежную компенсацию взамен них.

Представитель заинтересованного лица – командира войсковой части ФИО3 в судебном заседании поддержал требования искового заявления ФИО2, полагал, что они подлежат удовлетворению в полном объёме и показал следующее. Данный военнослужащий, действительно, был направлен в служебную командировку в ОГВ (С) и в период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ лично принимал участие в боевых действиях, что подтверждается имеющимися в материалах административного дела выписками из соответствующих приказов руководителя оперативной группы от Вооружённых Сил Российской Федерации – заместителя Командующего ОГВ (С) (далее – Оперативная группа) о непосредственном участии ФИО2 в контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона. По прибытии административного истца из служебной командировки, командиром войсковой части в Управление был направлен для согласования проект приказа о выплате ФИО2 денежной компенсации вместо дополнительных суток отдыха, однако данный проект приказа не был согласован должностными лицами Управления.

Представитель административного ответчика – начальника Управления –ФИО4 в суде требования административного истца не признал, просил отказать в их удовлетворении в полном объёме, пояснив при этом следующее. Документы, представленные командиром войсковой части в Управление для согласования проекта приказа о выплате ФИО2 спорной денежной компенсации не соответствуют требованиям приказа Министра обороны Российской Федерации от 14 февраля 2010 года № 80 «О порядке и условиях выплаты военнослужащим Вооружённых Сил Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, денежной компенсации вместо предоставления дополнительных суток отдыха» и приказа Министра обороны Российской Федерации от 10 ноября 1998 года № 492 «Об утверждении Перечня мероприятий, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени военнослужащих». В частности, по его мнению, выписки из приказов руководителя Оперативной группы не содержат обязательного указания на то, что административный истец привлекался к исполнению обязанностей военной службы без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени. Он считает, что данные приказы также должны обязательно содержать указание на необходимость привлечения административного истца к таким мероприятиям, и периоды его привлечения к участию в таких мероприятиях.

Выслушав административного истца, представителя административного ответчика, представителя заинтересованного лица и исследовав доказательства, представленные сторонами, военный суд исходит из следующего.

Как усматривается из п. 3 ст. 11 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», боевое дежурство (боевая служба), учения, походы кораблей и другие мероприятия, перечень которых определяется Министром обороны Российской Федерации (руководителем иного федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба), проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени. Дополнительные сутки отдыха, компенсирующего военнослужащим участие в указанных мероприятиях, в счёт основного и дополнительных отпусков не засчитываются и предоставляются в порядке и на условиях, которые определяются Положением о порядке прохождения военной службы. Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, участвующим в мероприятиях, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, по их просьбе, вместо предоставления дополнительных суток отдыха может выплачиваться денежная компенсация в размере денежного содержания за каждые положенные дополнительные сутки отдыха. Порядок и условия выплаты денежной компенсации устанавливаются руководителем федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 10 ноября 1998 года № 492 утверждён «Перечень мероприятий, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени военнослужащих», к числу которых также отнесено выполнение боевых и (или) специальных задач, определённых законодательными и (или) иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Пунктом 2 данного приказа определено осуществлять привлечение военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени на основании приказов соответствующих воинских должностных лиц с обязательным указанием в них необходимости проведения мероприятий без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени.

Как следует из пункта параграфа выписки из приказа командира войсковой части (по строевой части) от ДД.ММ.ГГГГ, майор ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ убыл в ОГВ (С) (<адрес>) для выполнения специальных заданий и в связи со служебной необходимостью привлечён к исполнению обязанностей военной службы без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени.

Согласно параграфа выписки из приказа Командующего ОГВ (С) (по строевой части) от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ майор ФИО2 прибыл в служебную командировку в Объединённый пункт управления Командующего ОГВ (С) согласно расчёту комплектования на воинскую должность старшего офицера разведывательного отделения Оперативной группы.

Как видно из параграфа выписки из приказа Командующего ОГВ (С) (по строевой части) от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ майор ФИО2 убыл согласно расчёту комплектования из служебной командировки из Объединённого пункта управления Командующего ОГВ (С).

В соответствии с пунктом параграфа выписки из приказа командира войсковой части (по строевой части) от ДД.ММ.ГГГГ, гвардии майор ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ прибыл из ОГВ (С) (н.п. Ханкала) с выполнения специальных заданий.

Выписками из приказов руководителя Оперативной группы от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ № 24, утверждёнными руководителями контртеррористическими операциями, подтверждается, что ФИО2 на основании боевых распоряжений от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, а также боевых приказов от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, принимал непосредственное участие в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Как видно из сообщений от ДД.ММ.ГГГГ исх. , от ДД.ММ.ГГГГ исх. , , поступивших в военный суд от руководителя Оперативной группы, ФИО2 в период проведения контртеррористических операций в составе ОГВ (С) выполнял боевые задачи без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени в ходе специальных мероприятий, которые проводились на основании боевых распоряжений руководителя контртеррористической операции – <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ и боевых приказов руководителя контртеррористической операции – <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, учитывая, что ФИО2 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании приказов руководителя Оперативной группы, утверждённых руководителями контртеррористических операций участвовал в мероприятиях, которые в связи с необходимостью проводились без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, военный суд приходит к выводу о том, что за данный период времени административный истец имеет право на дополнительные сутки отдыха и на выплату, в случае неиспользования таких суток, денежной компенсации.

Согласно п. 2 приказа Министра обороны Российской Федерации от 14 февраля 2010 года № 80 «О порядке и условиях выплаты военнослужащим Вооружённых Сил Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, денежной компенсации вместо предоставления дополнительных суток отдыха», выплата военнослужащим компенсации производится за счёт и в пределах бюджетных средств, выделенных на денежное довольствие военнослужащих, и отражается в расчётно-платёжной (платёжной) ведомости в отдельной графе одновременно с выплатой денежного довольствия за месяц, следующий за месяцем окончания мероприятий, на основании: - приказов должностных лиц от командира соединения (ему равного) и выше о привлечении военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени с указанием в них необходимости и периода проведения мероприятий; - приказов командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп о привлечении военнослужащих к выполнению задач на территории, где введено чрезвычайное положение, либо в местности, которая отнесена в соответствии с законодательством Российской Федерации к зоне вооружённого конфликта, с указанием периодов (времени) фактического выполнения военнослужащими задач в указанных условиях; - приказов командиров воинских частей (руководителей организаций) о выплате военнослужащим денежной компенсации с указанием количества дополнительных суток отдыха, за которые выплачивается денежная компенсация, и её суммы, издаваемых на основании рапортов военнослужащих.

В соответствии с п. 14 Приложения № 1 к «Правилам согласования сотрудниками управлений (отделов) финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по субъектам Российской Федерации и их структурных подразделений проектов приказов (по строевой части) командиров воинских частей Вооружённых Сил Российской Федерации» (далее – Правила), утверждённым 30 декабря 2014 года Статс-секретарём – заместителем Министра обороны Российской Федерации и 15 января 2015 года заместителем Министра обороны Российской Федерации, проекты приказов соответствующих командиров (начальников) о выплате денежной компенсации вместо предоставления дополнительных суток отдыха за привлечение военнослужащего к исполнению обязанностей военной службы без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени подлежат обязательному согласованию в вышеназванных управлениях (отделах) финансового обеспечения.

Пунктами 1.3, 4.1 Правил определено, что согласование проекта приказа производится уполномоченным сотрудником в управлениях (отделах) финансового обеспечения с целью проверки соответствия данного проекта приказа требованиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации, и наличия прилагаемых к проекту приказа документов, являющихся основанием для принятия решения об установлении военнослужащим компенсации. Вместе с тем подлежит проверке период времени, за который производится компенсация и правильность её расчёта.

Из пункта параграфа проекта приказа временно исполняющего обязанности командира войсковой части о выплате ФИО2 денежной компенсации вместо предоставления дополнительных суток отдыха за привлечение к мероприятиям, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени усматривается, что основанием для подготовки данного проекта приказа, наряду с рапортом ФИО2, послужили выписки из приказов командира войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, а также выписки из приказов руководителя Оперативной группы от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ.

Исследованием листа согласования проекта приказа командира войсковой части установлено, что он был согласован временно исполняющим обязанности начальника отделения кадров войсковой части ДД.ММ.ГГГГ, однако ведущим бухгалтером ФРП ДД.ММ.ГГГГ было принято решение о невозможности предоставления ФИО2 денежной выплаты, о чём свидетельствуют имеющиеся в листе согласования запись «данная выплата не предоставляется», штамп о наличии разногласий и подпись соответствующего должностного лица.

Между тем, согласно листу разногласий от ДД.ММ.ГГГГ по согласованию проекта приказа командира войсковой части (реестр от ДД.ММ.ГГГГ), пункт параграфа проекта данного приказа в отношении ФИО2 не был согласован в связи с тем, что мероприятие «участие в проведении контртеррористической операции» не поименовано в Федеральном законе «О статусе военнослужащих» и в «Перечне мероприятий, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени военнослужащих».

Таким образом, учитывая, что факт привлечения ФИО2 к исполнению обязанностей военной службы без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени подтверждается приказами руководителя Оперативной группы от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, отказ должностных лиц Управления в согласовании проекта приказа командира войсковой части по выплате ФИО2 спорной денежной компенсации является незаконным.

При наличии таких обстоятельств военный суд приходит к выводу о необходимости возложить на начальника Управления обязанность рассмотреть вопрос о согласовании проекта приказа командира войсковой части по выплате ФИО2 денежной компенсации вместо дополнительных суток отдыха за участие в мероприятиях, которые проводятся без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени.

Доводы представителя административного ответчика – начальника Управления – ФИО4 об обратном военный суд отклоняет по указанным выше мотивам.

Вместе с тем, требование административного искового заявления ФИО2 о согласовании начальником Управления проекта приказа командира войсковой части по выплате ему денежной компенсации вместо дополнительных суток отдыха за участие в мероприятиях, которые проводятся без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, по мнению военного суда, является преждевременным и не подлежит удовлетворению.

Согласно чека-ордера от ДД.ММ.ГГГГ, представленного административным истцом на оплату судебных расходов, им уплачена государственная пошлина в размере 300 рублей за подачу административного искового заявления в суд.

Частью 1 ст. 103 КАС РФ установлено, что судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

В соответствии с ч. 1 ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы.

Таким образом, военный суд считает, что поскольку основная часть требований административного истца по решению суда удовлетворена, то понесённые им судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины подлежат возмещению в размере 300 рублей и взысканию соответственно с Управления.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, военный суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление ФИО2 – удовлетворить частично.

Признать незаконными действия начальника федерального казённого учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Тамбовской, Липецкой и Рязанской областям», связанные с несогласованием проекта приказа командира войсковой части по выплате ФИО2 денежной компенсации вместо дополнительных суток отдыха за участие в мероприятиях, которые проводятся без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени.

Обязать начальника федерального казённого учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Тамбовской, Липецкой и Рязанской областям» рассмотреть вопрос о согласовании проекта приказа командира войсковой части по выплате ФИО2 денежной компенсации вместо дополнительных суток отдыха за участие в мероприятиях, которые проводятся без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени.

Взыскать с федерального казённого учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Тамбовской, Липецкой и Рязанской областям» в пользу ФИО2, уплаченную им государственную пошлину за подачу искового заявления в суд в размере 300 (триста) рублей.

В удовлетворении требований ФИО2 о согласовании начальником федерального казённого учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Тамбовской, Липецкой и Рязанской областям» проекта приказа командира войсковой части по выплате ему денежной компенсации вместо дополнительных суток отдыха за участие в мероприятиях, которые проводятся без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени – отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба во 2-й Западный окружной военный суд через Тамбовский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий А.Н. Тишков