ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-11/2016 от 03.02.2016 Краснодарского гарнизонного военного суда (Краснодарский край)

№ 2а-11/2016

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

3 февраля 2016 г. г. Краснодар

Краснодарский гарнизонный военный суд в составе:

председательствующего – судьи Белова С.А.

при секретаре судебного заседания Поздняковой Э.О.,

с участием административного истца Алексеева И.А., в открытом судебном заседании, в помещении военного суда, рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению матроса запаса Алексеева И.А. об оспаривании действий комиссии Южного военного округа, связанных с отказом в выдаче удостоверения ветерана боевых действий,

установил:

Алексеев обратился в военный суд с административным исковым заявлением, в котором указал, что в период с 1986 по 1988 год он проходил срочную службу в войсковых частях 36324 и 90245, где выполнял задачи боевой службы в районе Индийского океана в территориальных водах Эфиопии в условиях чрезвычайного положения, во время вооруженного конфликта, при несении боевого дежурства в составе десантной группы морской пехоты ТОФ. 8 апреля 2015 г. он обратился в отдел военного комиссариата Лабинского и Мостовского районов Краснодарского края с ходатайством перед председателем комиссии Южного военного округа по оформлению и выдаче ему удостоверения ветерана боевых действий. 2 сентября 2015 г. получил копию заключения комиссии Южного военного округа от 29 апреля 2015 г. об отказе в выдаче удостоверения ветерана боевых действий.

Пологая, что его права нарушены, Алексеев, ссылаясь на нормы действующего законодательства, просит суд признать решение комиссии Южного военного округа от 29 апреля 2015 г. незаконным, признать его участником боевых действий в Эфиопии и обязать комиссию Южного военного округа принять положительное решение о выдаче ему удостоверение ветерана боевых действий.

Алексеев в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме, при этом привел доводы, указанные в заявлении, а также пояснил, что находясь в территориальных водах Эфиопии личный состав морской пехоты (в списочную численность которого он входил) большого десантного корабля «Иван Рогов» выполнял задачи по несению караульной службы, охранению и сопровождению специальных грузов, что является выполнением боевой задачи. При этом административный истец также пояснил, что личный состав десантного корабля непосредственно в боевые контакты не вступал, хотя имел на вооружении артиллерийские установки и боевые машины пехоты.

Представитель комиссии Южного военного округа Федорова И.А., извещенная надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не прибыла, а в представленных суду возражениях указала, что в качестве подтверждения участия лица в боевых действиях могут быть использованы только документальные доказательства в виде соответствующих приказов, которые являются единственным правовым основанием для приобретения особого статуса военнослужащего как непосредственного участника боевых действий. В отсутствии же данных приказов, не смотря на то, что войсковая часть (подразделение), в которой военнослужащий проходит службу, дислоцируется на постоянной либо временной основе в зоне чрезвычайного положения или вооруженного конфликта, военнослужащим исполняться только общие обязанности, определенные Уставом Внутренней Службы, а также Положением о порядке прохождения службы. Согласно представленной архивной справке от 18 февраля 2015 г. № Алексеев в звании матрос в воинской должности стрелок зенитчик в составе десанта морской пехоты проходил военную службу по призыву в составе экипажа большого десантного корабля «Иван Рогов», который с 10 декабря 1986 г. по 30 мая 1987 г. выполнял поставленные задачи в Красном море в территориальных водах Эфиопии. Данные сведения подтверждают лишь нахождение Алексеева на территории Эфиопии при прохождении службы, а само по себе нахождение на территории, на котором объявлено чрезвычайное положение или отнесено к зоне вооруженного конфликта, не означает фактическое участие в боевых действиях, в связи с чем оснований для признания административного истца Алексеева ветераном боевых действий и выдачи ему удостоверения ветерана боевых действий не имеется.

В силу положений ст. 150 КАС РФ неявка в судебное заседание кого-либо из лиц, участвующих в деле об оспаривании решения, действий (бездействия) должностного лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления.

Административный истец Алексеев не возражал против рассмотрения дела в отсутствие административного ответчика.

Рассмотрев материалы дела, оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.

Из копии военного билета следует, что Алексеев 28 мая 1988 г. на основании приказа МО СССР № 119 был уволен с военной службы и направлен для постановки на учет в Фрунзенский РВК г. Владивостока. Каких-либо отметок об участии заявителя в боевых действиях названный документ не содержит.

Согласно архивной справке ЦА МО РФ № 619 от 18 февраля 2015 г., матрос Алексеев 10 ноября 1986 г. был прикомандирован на большой десантный корабль «Иван Рогов», который совершил переход по маршруту порт Балтийск-порт Владивосток через Суэцкий канал с выполнением поставленных задач в Красном море, в территориальных водах Эфиопии с 10 декабря 1986 г. по 30 мая 1987 г.

В соответствии с заключением председателя комиссии Южного военного округа от 29 апреля 2015 г. Алексееву отказано в выдаче удостоверения ветерана боевых действий в связи с тем, что в представленных материалах отсутствуют документы, подтверждающие непосредственное участие его в боевых действиях в Эфиопии в период с декабря 1977 г. по ноябрь 1990 г.

В соответствии с п.1 ч.1 ст. 3 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах » к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.

Приложением №1 к названному Федеральному закону утвержден Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации.

В разделе III названного Перечня (в ред. Федерального закона от 2 октября 2008 г. №166-ФЗ) к числу государств и периодов ведения боевых действий отнесены в том числе боевые действия в Эфиопии с декабря 1977 года по ноябрь 1990 года.

Пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 19 декабря 2003 г. № 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий" предусмотрено, что выдачу удостоверения ветерана боевых действий единого образца осуществлять лицам, указанным в подпунктах 1-6 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", - федеральным органам исполнительной власти, направлявшим (привлекавшим) указанных лиц для выполнения задач в районах боевых действий, вооруженных конфликтов и контртеррористических операций и выполнения правительственных боевых заданий, либо федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим в настоящее время функции в установленной сфере деятельности упраздненных государственных органов, направлявших (привлекавших) указанных лиц для выполнения задач в районах боевых действий, вооруженных конфликтов и контртеррористических операций и выполнения правительственных боевых заданий.

С 16 октября 2012 г. вступил в действие Приказ Минобороны РФ от 11 августа 2012 г. № 2288 «Об утверждении порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации».

В соответствии с п. 9 Приложения к Приказу Минобороны РФ от 11 августа 2012 г. № для оформления заключения о выдаче (об отказе в выдаче) удостоверения и ведения учета ветеранов боевых действий направляется обращение. К обращению прикладываются (кроме фотографии и документа, удостоверяющего личность): выписки из приказов командиров (начальников) воинских частей, либо документы, подтверждающие полученные в связи с этим ранения, контузии или увечья, либо реализованный наградной материал, справки архивных учреждений и иных документов, подтверждающих участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей.

Таким образом, удостоверение участника боевых действий выдается при одновременном соблюдении двух обязательных условий: наличие документов, подтверждающих прохождение военной службы на территории государства и в периоды, указанные в разделе III Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан РФ, а также наличие документов, подтверждающих непосредственное участие такого лица в боевых действиях.

Как усматривается из материалов дела, в подтверждение доводов о праве на получение удостоверения ветеран боевых действий Алексеевым представлена копия архивной справки от 18 февраля 2015 г. с указанием цели командировки - выполнение служебного задания в территориальных водах Эфиопии в период с 10 декабря 1986 г. по 30 мая 1987 г.

Вместе с тем, в данном документе не содержится сведений о непосредственном участии Алексеева в боевых действиях.

При этом суд отмечает, что само по себе нахождение военнослужащего в зоне боевых действий еще не означает непосредственного участия такого военнослужащего в боевых действиях. Представленные административным истцом документы не подтверждают фактическое участие Алексеева в боевых действиях.

Поскольку административное исковое заявление не подлежит удовлетворению, в соответствии с ч. 1 ст. 103 и ч. 1 ст. 111 КАС РФ, судебные расходы по делу следует отнести на счёт административного истца.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, судрешил:

в удовлетворении заявления Алексеева И.А. об оспаривании действий комиссии Южного военного округа, связанных с порядком выдачи удостоверения ветерана боевых действий, отказать, возложив на него издержки, связанные с рассмотрением административного дела.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда через Краснодарский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий С.А. Белов