ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-11/2021 от 20.01.2021 Новочеркасского гарнизонного военного суда (Ростовская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Новочеркасский гарнизонный военный суд в составе:

председательствующего Сивенкова С.В., при помощнике судьи – Лапееве А.М., с участием представителя административного истца – командира войсковой части (звание) ФИО1, представителя административных ответчиков – Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Воздушно-космическим силам) (далее Межрегиональное управление) и его начальника – ФИО2, административного ответчика – заместителя начальника 4 отдела (проверок) Межрегионального управления – ФИО3 (далее – руководитель контрольной группы), рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-11/2021 по административному исковому заявлению командира войсковой части , поданного в интересах указанной воинской части, об оспаривании решения начальника Межрегионального управления о внесении в акт проверки (от 27 июля 2020 г.) контрольных мероприятий по отдельным вопросам финансовой и хозяйственной деятельности этой воинской части сведений о необходимости внесения в книгу учета недостач воинской части ущерба, причиненного в результате невзимания платы за взлеты и посадки воздушных судов сторонних организаций,

УСТАНОВИЛ:

Командир войсковой части обратился в военный суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным п. 6.2. Акта контрольных мероприятий по отдельным вопросам финансовой и хозяйственной деятельности войсковой части от 27 июля 2020 г. №229/ВКС/2020/8дсп (далее - Акт), в части указания в нем сведений о необходимости внесения в книгу учета недостач воинской части ущерба, причиненного в результате невзимания платы за взлеты и посадки воздушных судов сторонних организаций в размере 2125 516 руб. 51 коп., и исключить из данного Акта эти указания.

В обоснование иска командир в заявлении указал, что в период с 17 марта по 19 апреля 2020 года контрольной группой Межрегионального управления в войсковой части было проведено выездное контрольное мероприятие отдельных вопросов финансово-экономической и хозяйственной деятельности, охватившее период с 1 января 2017 года по 31 декабря 2019 года, по результатам которой был составлен Акт. В соответствии с разделом 6 Акта осуществлялась проверка организации оказания услуг по аэродромному, наземному, аэронавигационному обеспечению воздушных судов, используемых в интересах сторонних организаций при взлетах (посадках) на аэродроме «Миллерово», в ходе которой был установлен факт недополученной платы за аэропортовые сборы, наземное и аэронавигационное обслуживание воздушных судов на аэродроме «Миллерово» по взлетам (посадкам) воздушных судов сторонних организаций на сумму 2125 516 руб. 51 коп. При этом командира войсковой части в срок до 1 ноября 2020 года обязали принять решение по причиненному государству ущербу, отразить его в книге учета недостач воинской части и организовать возмещение (списание) по ущербу, причиненному в результате невзимания платы за взлеты (посадки), стоянки самолетов и другие виды услуг, обслуживания на указанную сумму. Между тем, как отмечает истец, войсковая часть юридическим лицом не является, собственного лицевого счета не имеет, состоит на финансовом обеспечении в ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Южному военному округу», являясь лишь получателем бюджетных средств, поэтому не может взимать плату за взлеты-посадки, стоянки самолетов и другие виды услуг, обслуживания. В обязанности командира воинской части входит только направление руководителям организаций актов формы «С» на подтверждение оказанных услуг на аэродроме «Миллерово», что было выполнено в полном объеме. Денежные средства, поступающие за оплату взлетов-посадок, не проходят по учету воинской части, поэтому в книге учета недостач воинской части данный ущерб не подлежит отражению. В этой связи, как полагает истец, п. 6.2. Акта, в части указания в нем сведений о необходимости внесения в книгу учета недостач воинской части ущерба, причиненного в результате невзимания платы за взлеты-посадки воздушных судов сторонних организаций, является незаконным, а утверждение о необходимости внесения в книгу учета недостач воинской части указанного ущерба, в размере 2125 516 руб. 51 коп., отраженное в выводах и предложениях Акта, подлежит исключению из него.

Представитель административного истца ФИО1 требования искового заявления поддержал и просил его удовлетворить в полном объеме, при этом обратил внимание суда на тот факт, что контрольной группой Межрегионального управления необоснованно проверена деятельность воинской части по взиманию платы за взлеты-посадки воздушных судов в январе-марте 2020 году, что не было предусмотрено планом проверки.

Административный ответчик ФИО3, представитель административных ответчиков ФИО2, каждый в отдельности, требования искового заявления не признали, пояснив при этом, что согласно Перечню и правилам формирования тарифов и сборов за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства транспорта РФ от 17 июля 2012 г. №241, аэронавигационные и аэропортовые сборы, тарифы за наземное обслуживание устанавливаются и взимаются за обслуживание в аэропортах, воздушном пространстве Российской Федерации и над открытым морем, где ответственность за организацию воздушного движения возложена на Российскую Федерацию международными договорами Российской Федерации. Следовательно, при обеспечении услуг, связанных с аэропортовым обслуживанием воздушных судов, в случае если аэродром находится в ведении Министерства обороны РФ, определена обязанность осуществлять оплату услуг, связанных с аэропортовым обслуживанием воздушных судов, авиационной безопасностью, временной стоянкой на аэродромах Министерства обороны РФ, в том числе на аэродроме «Миллерово». Однако, аэронавигационные и аэропортовые сборы, тарифы за наземное обслуживание воздушных судов, используемых для выполнения перевозок в интересах сторонних организаций, старшим авиационным начальником аэродрома – командиром войсковой части не устанавливались и его приказом не утверждались, акты выполненных работ по аэродромному и наземному обслуживанию воздушных судов сторонней организации формы «С» не оформлялись, оплата компенсации расходов за аэропортовое обслуживание воздушных судов на аэродроме «Миллерово» не осуществлялась. В период проведения контрольного мероприятия, на основании приказа командира войсковой части от 3 апреля 2020 г. № 393 «О порядке определения стоимости аэродромного, наземного, аэронавигационного обеспечения воздушных судов, используемых для выполнения перевозок в интересах сторонних организаций на аэродроме «Миллерово», определены размеры платы (сборов и тарифов) за оказание услуг по обслуживанию воздушных судов сторонних организаций на 2020 г. На основании приказа командира войсковой части от 3 апреля 2020 г. №392 «О порядке определения стоимости аэродромного, наземного, аэронавигационного обеспечения воздушных судов, используемых для выполнения перевозок в интересах сторонних организаций на аэродроме «Миллерово» определены размеры платы (сборов и тарифов) за оказание услуг по обслуживанию воздушных судов сторонних организаций за 2017, 2018, 2019 годы. Сумма недополученных средств за невзимание платы за взлеты-посадки, аэропортовые сборы, наземное, техническое, метеорологическое и аэронавигационное обслуживание на аэродроме «Миллерово» со сторонних организаций составила 2 125516 руб. 51 коп., в том числе: ФГБУ «Специальный летный отряд «Россия» (далее СЛО «Россия») - 1 996432 руб. 20 коп., ООО «АП Газпром авиа» - 114567 руб., ПАО «Роствертол-авиа» - 13245 руб. 20 коп., ООО «Симавиа» - 1272 руб. 11 коп. В ходе проведения Межрегиональным управлением выездного контрольного мероприятия установлены нарушения, повлекшие неполучение средств, а именно: невзимание платы за взлет-посадки, стоянки самолетов и другие виды услуг обслуживания в размере 2 125516 руб. 51 коп., что в соответствии с Классификатором основных нарушений и недостатков, выявляемых в процессе осуществления в Вооруженных Силах Российской Федерации внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, а также ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации от 3октября 2015 г. № 590, является реальным ущербом. Согласно требованиям пункта 51 Регламента организации и осуществления ведомственного финансового контроля в Вооруженных Силах РФ, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 17 февраля 2017 г. №100дсп (далее Регламент), сумма ущерба в размере 2 125516 руб. 51 коп. подлежит постановке на бюджетный учет – внесению в книгу учета недостач войсковой части .

Заслушав доводы сторон, исследовав представленные доказательства, суд находит административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

На основании приказов начальника Межрегионального управления от 5 марта 2020 г. №47 и от 17 апреля 2020 г. № 71, с 16 марта по 19 апреля 2020 года было назначено и проведено контрольное мероприятие отдельных вопросов финансово-экономической и хозяйственной деятельности войсковой части за период с 1 января 2017 года по 31 декабря 2019 года.

В разделе 6 Акта от 27 июля 2020 г. №229/ВКС/2020/8дсп, составленному по итогам указанных контрольных мероприятий, отражены результаты проверки организации оказания услуг по аэродромному, наземному, аэронавигационному обеспечению воздушных судов, используемых в интересах сторонних организаций при взлетах (посадках) на аэродроме «Миллерово».

Из сообщения директора филиала «Аэронавигация Юга» ФГУП «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации», а также расчетов стоимости взлетов-посадок воздушных судов на аэродроме «Миллерово» за период с 1 января 2017 года по 31 декабря 2019 года, усматривается, что в проверяемом Межрегиональным управлением периоде аэродром «Миллерово» действительно использовался в ходе осуществления перелетов воздушными судами гражданской и государственной авиации.

В ходе контрольного мероприятия установлены факты осуществления в 2017-2019 годах на аэродроме «Миллерово» взлетов-посадок воздушных судов сторонних организаций без взимания соответствующей платы за оказанные услуги.

Согласно приказу командира войсковой части от 3 апреля 2020 г. №392 «О порядке определения стоимости аэродромного, наземного, аэронавигационного обеспечения воздушных судов, используемых для выполнения перевозок в интересах сторонних организаций на аэродроме «Миллерово», а также Приложению №3 к названному приказу, в соответствии с Инструкцией по порядку расчета стоимости аэродромного, наземного, аэронавигационного обеспечения воздушных судов, используемых для выполнения перевозок в интересах сторонних организаций на аэродромах Министерства обороны РФ, утвержденной приказом Главнокомандующего ВВС от 17 июля 2014 года №231, определены размеры платы (сборов и тарифов) за оказание услуг по обслуживанию воздушных судов сторонних организаций за 2017, 2018, 2019 годы на аэродроме «Миллерово», которые составили в совокупности 2 125516 руб. 51 коп.

Как следует из справки (приложение № 1 к акту) о выявленных нарушениях в войсковой части , в ее разделе №2 отражены нарушения принципа эффективности использования бюджетных средств, упущенная выгода (неэффективное, непроизводительное, нерациональное использование бюджетных средств) в виде невзимания платы за взлет-посадки, стоянки самолетов и другие виды услуг, обслуживания на сумму 2 125516 руб. 51 коп.

В качестве предложения по устранению выявленных нарушений в Акте указано о том, что командиру войсковой части в срок до 1 ноября 2020 года необходимо принять решение по причиненному государству ущербу, отразить его в книге учета недостач воинской части и организовать возмещение (списание) по ущербу, причиненному в результате невзимания платы за взлеты (посадки), стоянки самолетов и другие виды услуг, обслуживания на указанную сумму.

В соответствии с положениями Временной методики о порядке предоставления платных услуг по обслуживанию и обеспечению воздушных судов на аэродромах Военно-воздушных сил, утвержденной главнокомандующим Военно-воздушными силами 27 января 2003 года (далее – Временная методика), аэродромные сборы за взлет-посадку устанавливаются, в том числе за услуги по обеспечению приема и выпуска воздушных судов, включая предоставление взлетно-посадочной полосы, согласно которым после принятия решения старшим авиационным начальником на обслуживание воздушного судна, штаб авиационной части отрабатывает распоряжения частям обеспечения на выделение необходимых сил и средств, командиры частей (подразделений) и начальник служб выделяют необходимые силы и средства для обслуживания воздушного судна, ведут учет оказанных услуг и использованных при этом материальных средств и трудозатрат, а по окончании обслуживания для проведения расчетов по каждому вылетающему судну штабом авиационной части проводится оформление акта за выполненные работы (услуги) по аэродромному и наземному обслуживанию воздушных судов по форме «С», который служит основанием для начисления и взимания платы при выставлении счетов эксплуатантам воздушных судов и оформлении платежных документов.

Командиром войсковой части акты не составлялись и не подписывались, в результате чего размер неполученной в 2017-2019 годах платы за взлеты-посадки, стоянки самолетов и другие виды услуг, обслуживания на аэродроме «Миллерово» составил 2 125516 руб. 51 коп.

Только в ходе проведения контрольного мероприятия, 3 апреля 2020 года воинской частью были оформлены и командиром войсковой части подписаны со стороны исполнителя акты формы «С», подтверждающие факт оказания услуг по обслуживанию воздушных судов на аэродроме «Миллерово», и направлены руководителям организаций на подписание со стороны заказчика, а именно: ФГБУ «СЛО «Россия» от 6 апреля 2020 г. № 848, ООО АП «Газпром авиа» от 6 апреля 2020 г. № 850, ПАО «Роствертол-авиа» от 6 апреля 2020 г. № 849, ООО «Симавиа» от 6 апреля 2020 г. № 851.

Соответственно, данное обстоятельство указывает на то, что в результате невзимания платы за обслуживание указанных воздушных судов Министерством обороны Российской Федерации (являющимся уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Минобороны России организаций) не были получены доходы, которые могли бы быть получены при обычных условиях гражданского оборота, если бы право не было нарушено.

Таким образом, установленные Межрегиональным управлением нарушения, повлекшие неполучение средств (невзимание платы за взлет-посадки, стоянки самолетов и другие виды услуг обслуживания), в соответствии с Классификатором основных нарушений и недостатков, выявляемых в процессе осуществления в Вооруженных Силах Российской Федерации внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, а также ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, утвержденным приказом Министра обороны РФ от 3 октября 2015 года № 590, являются реальным ущербом.

При этом суд отмечает, что административный истец фактически не оспаривает ни сам по себе факт неполучения уполномоченным органом данных денежных средств, ни их размер.

Что касается доводов командира войсковой части относительно правового статуса войсковой части , то следует отметить, что приказами Министра обороны РФ от 7 сентября 2009 года № 935 и от 29 июля 2011 года № 1290 установлено, что все воинские части осуществляют свою деятельность, имея правовую форму федерального казенного учреждения, а при последующих организационных преобразованиях в организациях Министерства обороны Российской Федерации учитывалась необходимость войсковых частей осуществлять права и нести обязанности в гражданских правоотношениях, в результате чего на момент издания упомянутых приказов войсковая часть имела статус учреждения и обладала правами и обязанностями в соответствии с законодательством.

Возможность участия военных организаций в договорных отношениях, их выступления в суде от своего имени фактически закреплена в Руководстве по войсковому (корабельному) хозяйству, а также в Наставлении по правовой работе в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденном приказом Министра обороны РФ от 3 декабря 2015 года № 717 и других нормативных правовых актах, в связи с чем воинская часть может выступать субъектом гражданских правоотношений и иметь права и нести обязанности в соответствии с действующим законодательством.

При этом командир воинской части в соответствии со ст. 94 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 года №, а также пп. 5 и 242 Руководства по войсковому (корабельному) хозяйству обязан руководить финансовой и хозяйственной деятельностью, обеспечивая законное и экономное расходование материальных и денежных средств, осуществлять контроль качества оказания услуг и приемку оказанных услуг специализированными сторонними организациями.

В связи с тем, что войсковая часть зачислена на финансовое обеспечение в ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Южному военному округу», то нарушения в результате невзимания платы за взлеты-посадки, стоянки самолетов и другие виды услуг, обслуживания подлежат учету и устранению войсковой частью .

Кроме того, учитывая позицию Департамента финансового обеспечения Министерства обороны РФ, изложенную в письме от 29 марта 2016 года № 184/7/241, реальный ущерб государству от невзимания платы за взлеты-посадки, стоянки самолетов и другие виды услуг, обслуживания на сумму 2 125516 руб. 51 коп., также подлежит учету за войсковой частью 75391.

В силу п. 1 ст. 27 Федерального закона «О статусе военнослужащих», ст. 24 УВС ВС РФ должностные обязанности и порядок их исполнения определяются федеральными законами, общевоинскими уставами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также соответствующими руководствами, наставлениями, положениями, инструкциями или приказами командиров (начальников). Должностные обязанности устанавливают полномочия военнослужащего, а также объем выполняемых им в соответствии с занимаемой воинской должностью задач.

Согласно пп. 1, 3, 5, 242, 243 Руководства по войсковому (корабельному) хозяйству в Вооруженных Силах Российской Федерации войсковое (корабельное) хозяйство включает в себя материально-техническую базу, вооружение, военную и специальную технику и другие материальные ценности соединений (воинских частей), земельные участки, а также отношения, возникающие в процессе хозяйственной деятельности.

Должностные лица соединения (воинской части), осуществляющие хозяйственную деятельность, выполняют обязанности в соответствии с УВС ВС РФ. Кроме того, они обязаны: знать состояние, порядок эксплуатации (хранения) и ремонта материальных ценностей в воинских частях (подразделениях); организовывать претензионную, рекламационную и исковую работу в соединении (воинской части) по подчиненным службам.

Командир соединения (воинской части) выполняет обязанности в соответствии с п. 242 данного Руководства, и, помимо этого, он обязан: руководить планированием хозяйственной деятельности в соединении (воинской части), организовывать, контролировать и подводить итоги выполнения мероприятий; организовывать работу по предотвращению утрат, недостач материальных ценностей и привлекать виновных лиц к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу изложенного суд полагает, что требования об устранении выявленных в ходе проверки нарушений, содержащихся в Акте, обращены к командиру войсковой части правомерно, поскольку он несет ответственность за контроль финансово-экономической деятельности вверенной ему воинской части.

Помимо этого, возложение на административного истца обязанностей, вытекающих из содержания оспариваемых положений Акта, соответствует требованиям п. 51 Регламента.

По этой причине ссылку административного истца в обоснование своих доводов на то, что войсковая часть не является организацией Министерства обороны РФ, уполномоченной взимать аэронавигационные и аэропортовые сборы, тарифы на наземное обслуживание, суд считает необоснованной.

С учетом вышеизложенного, суд считает, что оснований для признания незаконным п. 6.2. Акта, в части указания в нем сведений, отраженных в выводах и предложениях Акта, о необходимости внесения в книгу учета недостач воинской части ущерба, в размере 2125 516 руб. 51 коп., причиненного в результате невзимания платы за взлеты-посадки воздушных судов сторонних организаций, и исключения этого указания из п. 6.2. Акта, не имеется.

Основанием к отмене оспариваемых положений Акта в данном случае могут являться лишь существенные нарушения в процедуре проведения контрольных мероприятий, включая превышение полномочий должностных лиц, ее проводивших и подписавших оспариваемый Акт, а также явное несоответствие выводов Акта установленным контрольной группой инспекторов фактам нарушений финансовой дисциплины сумм нарушений и причины их возникновения.

Перечисленных нарушений в процессе проведения контрольных мероприятий и составлении Акта из материалов дела не усматривается.

Доводы представителя истца о том, что контрольной группой Межрегионального управления необоснованно проверена деятельность воинской части по взиманию платы за взлеты-посадки воздушных судов в январе-марте 2020 года, что не было предусмотрено планом проверки, суд данное обстоятельство находит не относящимся к нарушениям процедуры проведения контрольного мероприятия. К тому же проверка деятельности воинской части по взиманию платы за взлеты-посадки воздушных судов в указанный период 2020 года, на правильность выводов контрольной группы не повлияла.

Оценив в судебном заседании доказательства и положения действующего законодательства, суд приходит к выводу, что оспариваемые административным истцом положения Акта прав и законных интересов административного истца не нарушают, контрольные мероприятия проведены контрольно-финансовым органом в пределах предоставленных полномочий и соответствуют требованиям закона и иных нормативных правовых актов, регулирующих данные правоотношения, в связи с чем суд признает административное исковое заявление необоснованным, и полагает необходимым в удовлетворении требований, заявленных командиром войсковой части 75391, отказать в полном объеме.

Руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, военный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления командира войсковой части , поданного в интересах указанной воинской части, об оспаривании решения начальника Межрегионального управления о внесении в акт проверки (от 27 июля 2020 г.) контрольных мероприятий по отдельным вопросам финансовой и хозяйственной деятельности этой воинской части сведений о необходимости внесения в книгу учета недостач воинской части ущерба, причиненного в результате невзимания платы за взлеты и посадки воздушных судов сторонних организаций – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Южного окружного военного суда через Новочеркасский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Председательствующий по делу С.В. Сивенков