Дело № 2а-11/2022
22RS0№-28
решение в окончательной форме изготовлено 01.02.2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 января 2022 года город Алейск
Алейский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Брендиной Н.В.,
при секретаре Мордовиной Р.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Алейского межрайонного прокурора в интересах неопределённого круга лиц к администрации Кашинского сельсовета Алейского района, администрации Алейского района Алтайского края о признании бездействия незаконным и возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Алейский межрайонный прокурор обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц (с учетом уточненного административного искового заявления) к администрации Кашинского сельсовета Алейского района Алтайского края, администрации Алейского района Алтайского края. В обоснование своих требований указал, что Алейской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения на территории Кашинского сельсовета Алейского района Алтайского края. В ходе проверки установлено, что вблизи МКОУ «Кабаковская СОШ», расположенное по адресу: <...>, отсутствует светофор типа Т.7, пешеходное ограждение, искусственная дорожная неровность, вблизи МБДОУ «Кашинский детский сад», расположенное по адресу: <...>, отсутствует светофор типа Т.7, искусственная дорожная неровность. В связи с выявленными нарушениями в адрес главы Кашинского сельсовета Алейского района Алтайского края внесено представление 20.08.2021. По результатам рассмотрения представления органом местного самоуправления надлежащих мер по созданию условия для безопасного дорожного движения на участке улицы, расположенной около образовательного учреждения не принято. Бездействие Администрации Кашинского сельсовета Алейского района Алтайского края нарушает требования федерального законодательства Российской Федерации, тем самым подвергая опасности личную безопасность и сохранность жизни и здоровья несовершеннолетних и иных участников дорожного движения. Административный истец просит признать незаконным бездействие администрации Кашинского сельсовета Алейского района Алтайского края, выразившееся в непринятии действенных мер по установке светофора типа Т.7, пешеходного ограждения, искусственной дорожной неровности вблизи МКОУ «Кабаковска СОШ», расположенной по адресу: ул.Кабаковская, 2Б, с.Кабакова, Алейский район, Алтайский край; по установке светофора типа Т.7, искусственной дорожной неровности вблизи МБДОУ «Кашинский детский сад», расположенного по адресу: ул.Октябрьская, 54, с.Кашино, Алейский район, Алтайский край. Обязать администрацию Алейского района Алтайского края в срок до 1 июня 2022 года установить вблизи МКОУ «Кабаковская СОШ», расположенной по адресу: ул.Кабаковская, 2Б, с.Кабаково, Алейский район, Алтайский край, светофор типа Т.7, пешеходное ограждение, искусственную дорожную, вблизи МБДОУ «Кашинский детский сад», расположенного по адресу: ул.Октябрьская, 54, с.Кашино, Алейский район, Алтайский край, светофор типа Т.7, искусственную дорожную, согласно требованиям ГОСТа Р 52289-2019 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств».
В судебном заседании представитель административного истца помощник Алейского межрайонного прокурора Коргун Д.А. поддержала уточненные административные исковые требования (от 27.12.2021) по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Административные ответчики администрация Кашинского сельсовета Алейского района Алтайского края, администрация Алейского района Алтайского края, представитель администрации Алейского района Алтайского края ФИО1, заинтересованное лицо ОГИБДД МО МВД России «Алейский» в судебном заседании отсутствовали, о слушании дела извещены надлежащим образом, административные ответчики администрация Кашинского сельсовета Алейского района Алтайского края, администрация Алейского района Алтайского края ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствии их представителей.
В письменных пояснениях администрация Кашинского сельсовета Алейского района Алтайского края указала, что в соответствии с соглашением о передаче части полномочий в области дорожной деятельности в бюджет Кашинского сельсовета Алейского района Алтайского края поступило 489350 руб. В настоящее время администрацией Алейского района Алтайского края согласовано с ОГИБДД МО МВД «Алейский» план-график по обустройству пешеходных переходов в соответствии с новыми национальными стандартами в 2021-2024 г.г. по Алейскому району, согласно которому в 2021 году планируется в с.Кабаково Алейского района Алтайского края по ул.Центральная, 26, выполнить устройство искусственных неровностей и в 2023 году выполнить установку светофора типа Т.7, устройство ограждения и устройство освещения; в с.Кашино Алейского района Алтайского края по ул.Октябрьская, 54, в 2022 году выполнить установку светофора типа Т.7, устройство ограждения, устройство освещения, устройство искусственных неровностей.
В письменных пояснениях администрация Алейского района Алтайского края указала, что считает администрацию Кашинского сельсовета Алейского района Алтайского края ненадлежащим ответчиком, доказательством принятия администрацией Кашинского сельсовета Алейского района Алтайского края полномочий в сфере дорожной деятельности является соглашение о передаче полномочий, копия которого представлена суду.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещённых о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.
Выслушав представителя административного истца, исследовав представленные письменные материалы, суд пришёл к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, а также соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
В силу пункта 1 статьи 24 указанного Федерального закона права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В части 3 указанной статьи закреплено, что к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов (часть 4 той же статьи).
Частью 4 статьи 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Решением Собрания депутатов Алейского района Алтайского края № 51 от 29.10.2020 принято решение «О передаче органам местного самоуправления сельских поселений Алейского района осуществления части полномочий в области дорожной деятельности» № 37-РСД от 29.10.2020.
На основании данного решения 28.12.2020 между администрацией Алейского района Алтайского края и администрацией Кашинского сельсовета Алейского района Алтайского края на срок с 01.01.2021 по 31.12.2021 было подписано соглашение «О передаче органам местного самоуправления Кашинского сельсовета Алейского района Алтайского края осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения», а именно: о передачи полномочий по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление очистки от снежных заносов в зимний период, текущий ремонт и содержание дорог местного значения в границах населенных пунктах, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Для исполнения передаваемых полномочий из бюджета района бюджету поселения предоставляются межбюджетные трансферты.
Согласно отчету о передаче целевых средств в разрезе трансфертов на дату 31.12.2021 год на дорожную деятельность Кашинскому сельсовету Алейского района Алтайского края было утверждено 535500 рублей, исполнено 489350 рублей, остаток составил 46150 рублей.
Таким образом, представленными материалами дела подтверждено, что полномочия по осуществлению дорожной деятельности в границах сельского поселения Кашинского сельсовет Алейского района Алтайского края на период с 01.01.2021 по 31.12.2021 возложены на администрацию Кашинского сельсовета Алейского района Алтайского края за счет средств межбюджетных трансфертов, выделяемых на эти цели.
Под дорожной деятельностью согласно пункту 6 статьи 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Исходя из положений пункта 4 статьи 6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения, при этом полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения (статья 17 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации»).
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Алейской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения требований федерального законодательства о безопасности дорожного движения на территории муниципального образования Кашинский сельсовет Алейского района Алтайского края.
Установлено, что в нарушении ГОСТа Р 52289-2019, а также плана организации дорожного движения вблизи МКОУ «Кабаковская СОШ», расположенное по адресу: <...>, отсутствует светофор типа Т.7, который применяется для обозначения пешеходного перехода, расположенного на участке дороги, проходящей вдоль территории детских учреждений, пешеходное ограждение, искусственная дорожная неровность, вблизи МБДОУ «Кашинский детский сад», расположенное по адресу: <...>, отсутствует светофор типа Т.7, искусственная дорожная неровность.
20.08.2021 Алейским межрайонным прокурором в целях устранения выявленных нарушений законодательства в сфере безопасности дорожного движения в адрес главы Кашинского сельсовета Алейского района Алтайского края внесено представление.
По результатам рассмотрения представления органом местного самоуправления надлежащих мер по созданию условий для безопасного дорожного движения на участке улицы, расположенной около образовательного учреждения не принято, указано на отсутствие денежных средств.
В акте проверки исполнения законодательства о безопасности дорожного движения на территории муниципального образования Кашинского сельсовета Алейского района Алтайского края от 23.08.2021 зафиксировано, что вблизи МКОУ «Кабаковская СОШ», расположенное по адресу: <...>, отсутствует светофор типа Т.7, который применяется для обозначения пешеходного перехода, расположенного на участке дороги, проходящей вдоль территории детских учреждений, пешеходное ограждение, искусственная дорожная неровность, вблизи МБДОУ «Кашинский детский сад», расположенное по адресу: <...>, отсутствует светофор типа Т.7, искусственная дорожная неровность.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 ноября 2017 года № 2438-р (в редакции распоряжения № 3678-р от 30 декабря 2020 года) в перечень документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации, включен ГОСТ Р 52289-2019 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», ГОСТ Р 52605-2006 «Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения».
Приказом Росстандарта от 20.12.2019 № 1425-ст был утвержден и введен в действие стандарт «ГОСТ Р 52289-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», который устанавливает правила применения технических средств организации дорожного движения: дорожных знаков, дорожной разметки, дорожных светофоров, а также боковых дорожных ограждений и направляющих устройств на автомобильных дорогах общего пользования, улицах и дорогах городов и сельских поселений.
В соответствии с ГОСТ Р 52289-2019 светофор дорожный - светосигнальное устройство, применяемое для регулирования очередности пропуска транспортных средств и пешеходов (пункт 3.12).
Светофоры Т.7 любых вариантов конструкции применяют для обозначения нерегулируемых перекрестков и пешеходных переходов в случаях, если:
- интенсивность движения транспортных средств и пешеходов составляет не менее половины от ее значений для условий 1 и 2 по 7.2.1;
- не обеспечена видимость для остановки транспортного средства, движущегося со скоростью, разрешенной на участке дороги перед перекрестком или пешеходным переходом;
- пешеходный переход расположен на участке дороги, проходящем вдоль территории детских учреждений;
- по техническим обоснованиям невозможно применение светофорного регулирования с применением вызывной фазы для движения пешеходов на пешеходном переходе (пункт 7.3.8).
Дорожное ограждение - устройство, предназначенное для обеспечения движения транспорта с наименьшими рисками столкновений и съездов с дорог, предотвращения переезда через разделительную полосу, столкновения со встречным транспортным средством, наезда на массивные препятствия и сооружения, расположенные на обочине в полосе отвода дороги, на разделительной полосе, снижения риска возможности падения пешеходов с дороги или мостового сооружения, а также для упорядочения движения пешеходов и предотвращения выхода животных на проезжую часть (пункт 3.14).
Согласно пункту 8.1.29 ГОСТ Р 52289-2019 ограничивающие пешеходные ограждения применяют:
а) перильные или сетчатые на разделительных полосах шириной не менее 1 м между основной проезжей частью и местным проездом - напротив остановок маршрутных транспортных средств с пешеходными переходами в разных уровнях с проезжей частью в пределах длины остановочной площадки, на протяжении не менее 20 м в каждую сторону за ее пределами, при отсутствии на разделительной полосе удерживающих ограждений для автомобилей;
б) перильные на газонах шириной 1 м и менее, отделяющих проезжую часть от тротуара (при отсутствии сплошной посадки кустарника по ГОСТ Р 52766), или тротуарах - на протяжении не менее 50 м в каждую сторону:
1) от всех регулируемых наземных пешеходных переходов;
2) нерегулируемых наземных пешеходных переходов, расположенных на участках дорог или улиц:
- проходящих вдоль детских учреждений;
- местах концентрации ДТП, связанных с наездом на пешехода;
- где интенсивность пешеходного движения превышает 1000 чел./ч на одну полосу тротуара при разрешенной остановке или стоянке транспортных средств и 750 чел./ч - при запрещенной остановке или стоянке.
Протяженность ограничивающих пешеходных ограждений допускается уменьшать до начала остановочной площадки, если в пределах 50 м находятся остановки маршрутных транспортных средств, и прерывать эти ограждения на ширину въездов (выездов) на прилегающие территории.
Ограничивающие пешеходные ограждения должны выдерживать значение горизонтальной сосредоточенной нагрузки на поручни перил 0,3 кН (в любом месте по длине поручня).
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11.12.2006 № 295-ст был утвержден и введен в действие стандарт «ГОСТ Р 52605-2006 Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения», который устанавливает общие технические требования к искусственным неровностям для принудительного ограничения скорости движения транспортных средств и правила их применения, распространяется на искусственные неровности, устраиваемые на проезжей части дорог и улиц городов и сельских поселений Российской Федерации.
В соответствии с ГОСТ Р 52605-2006 искусственная неровность – специально устроенное возвышение на проезжей части для принудительного снижения скорости движения, расположенное перпендикулярно к оси дороги (пункт 3.1).
Искусственную неровность устраивают на отдельных участках дорог для обеспечения принудительного снижения максимально допустимой скорости движения транспортных средств до 40 км/ч и менее (пункт 4.1.1). Конструкции искусственной неровности в зависимости от технологии изготовления подразделяют на монолитные и сборно-разборные (пункт 4.1.2). Длина искусственной неровности должна быть не менее ширины проезжей части. Допустимое отклонение – не более 0,2 м с каждой стороны дороги (пункт 4.1.3). Для информирования водителей участки дорог с искусственной неровностью должны быть оборудованы техническими средствами организации дорожного движения: дорожными знаками и разметкой (пункт 4.1.5).
Монолитные конструкции искусственной неровности должны быть изготовлены из асфальтобетона. В зависимости от поперечного профиля искусственную неровность подразделяют на два типа: волнообразные; трапециевидные (пункт 4.2.1). Сборно-разборная конструкция искусственной неровности может состоять из ряда однотипных геометрических совместимых основных и краевых элементов (пункт 4.3.1).
Искусственную неровность устраивают на дорогах с асфальтобетонными и цементобетонными покрытиями на участках с искусственным освещением (пункт 6.1).
Искусственную неровность устраивают за 10-15 м до наземных нерегулируемых пешеходных переходов у детских и юношеских учебно-воспитательных учреждений.
Искусственная неровность допускается устраивать на основе анализа причин аварийности на конкретных участках дорог с учетом состава и интенсивности движения и дорожных условий:
- в начале опасного участка перед детскими и юношескими учреждениями, детскими площадками, местами массового отдыха, стадионами, вокзалами, магазинами и другими объектами массовой концентрации пешеходов, на транспортно-пешеходных и пешеходно-транспортных магистральных улицах районного значения, на дорогах и улицах местного значения, на парковых дорогах и проездах;
- перед опасными участками дорог, на которых введено ограничение скорости движения до 40 км/ч и менее, установленное знаками 3.24 «Ограничение максимальной скорости», 5.3.1 «Зона с ограничением максимальной скорости», 5.21 «Жилая зона»;
- перед нерегулируемыми перекрестками с необеспеченной видимостью транспортных средств, приближающихся по пересекаемой дороге, на расстоянии от 30 до 50 м до знака 2.5 «Движение без остановки запрещено»;
- по всей зоне действия знака 1.23 «Дети» через 50 м друг от друга (пункт 6.2).
Участки дорог, на которых устроены искусственные неровности, следует оборудовать дорожными знаками и дорожной разметкой в соответствии с ГОСТ Р 52289, ГОСТ Р 52290 и ГОСТ Р 51256 (пункт 7.1).
Давая оценку установленным по делу обстоятельствам и учитывая положения закона и подзаконных нормативных правовых актов, суд приходит к выводу, что административным ответчиком администрацией Кашинского сельсовета Алейского района Алтайского края ненадлежащим образом осуществлялись полномочия по осуществлению дорожной деятельности на территории муниципального образования Кашинский сельсовет Алейского района Алтайского края, вблизи общеобразовательных учреждений МКОУ «Кабаковска СОШ», расположенной по адресу: ул.Кабаковская, 2Б, с.Кабакова, Алейский район, Алтайский край, МБДОУ «Кашинский детский сад», расположенного по адресу: ул.Октябрьская, 54, с.Кашино, Алейский район, Алтайский край в нарушение требований указанных ГОСТов отсутствуют светофоры типа Т.7, пешеходное ограждение, искусственные дорожные неровности.
Несоблюдение администрацией Кашинского сельсовета Алейского района Алтайского края приведенных выше требований законодательства о безопасности дорожного движения нарушает права граждан при обеспечении безопасности дорожного движения, создает угрозу безопасности дорожного движения, угрозу причинения вреда участникам дорожного движения, круг лиц которых определить невозможно, угрозу жизни и здоровью несовершеннолетних, посещающих данные общеобразовательные учреждения.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных административных исковых требований в полном объеме.
Факт согласования администрации Алейского района Алтайского края с ОГИБДД МО МВД России «Алейский» плана-графика по обустройству пешеходных переходов с новыми национальными стандартами в 2021-2024 годах по Алейскому району согласно которым в 2021 году планируется в с.Кабаково Алейского района Алтайского края по ул.Центральная, 26, выполнить устройство искусственных неровностей и в 2023 году выполнить установку светофора типа Т.7, устройство ограждения и устройство освещения; в с.Кашино Алейского района Алтайского края по ул.Октябрьская, 54, в 2022 году выполнить установку светофора типа Т.7, устройство ограждения, устройство освещения, устройство искусственных неровностей, а также участие администрации Алейского района в муниципальной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в Алейском районе» на 2021-2025 году не свидетельствует об отсутствии обязанности у администрации Кашинского сельсовета Алейского района Алтайского края соблюдения требований законодательства о безопасности дорожного движения в период действия соглашения о передачи полномочий в области дорожной деятельности на период с 01.01.2021 по 31.12.2021. Фактически ссылаясь на отсутствие денежных средств, что следует из ответа (от 31.08.2021) на представление об устранении нарушений действующего законодательства от 20.08.2021, административный ответчик отказывается предпринимать действенные меры для устранения выявленных нарушений, тем самым допуская бездействие, влекущее угрозу жизни и здоровью несовершеннолетних, посещающих образовательное учреждение. Отсутствие финансирования или дефицит бюджета не могут быть оценены как уважительные причины, поскольку безопасность участников дорожного движения не может быть поставлена в зависимость от формирования бюджета муниципального образования, а дефицит соответствующего бюджета не должен освобождать административных ответчиков от обязанности по выполнению возложенных на них законом обязанностей.
В соответствии с ч. 9 ст. 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
Решением Собрания депутатов Алейского района Алтайского края № 48 от 27.10.2021 принято решение «О передаче органам местного самоуправления сельских поселений Алейского района осуществления части полномочий в области дорожной деятельности» № 34-РСД от 27.10.2021, согласно которому на период с 01.01.2022 по 31.12.2022 принято решение передать органам местного самоуправления Кашинского сельсовета Алейского района Алтайского края части полномочий по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление очистки от снежных заносов в зимний период, текущий ремонт и содержание дорог местного значения в границах населенных пунктах, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Утверждены проекты соглашений.
Решением Собрания депутатов Алейского района Алтайского края № 79 от 10.12.2021 принято решение «О внесении изменений в Решение Собрания депутатов Алейского района Алтайского края от 27.10.2021 № 34-РСД «О передаче органам местного самоуправления сельских поселений Алейского района осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения». Согласно данному решению № 60-РСД от 10.12.2021 пункт 2.1 Соглашений изложили в следующей редакции: «администрация района передает администрации сельсовета осуществление части полномочий по следующим вопросам: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечения безопасности дорожного движения на них, за исключением обустройства пешеходных переходов, расположенных вблизи образовательных учреждений, с учетом требований «ГОСТ Р 52589-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», а также создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление очистки от снежных заносов в зимний период, текущий ремонт и содержание дорог местного значения в границах населенных пунктах, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
С учетом принятия вышеуказанных решений, а также соглашения о передаче осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения в области дорожной деятельности органам местного самоуправления сельских поселений, протокольным определением 22 декабря 2021 года администрация Алейского района Алтайского края исключена из числа заинтересованных лиц, и привлечена к участию в деле в качестве административного соответчика.
29.12.2021 между администрацией Алейского района Алтайского края и администрацией Кашинского сельсовета Алейского района Алтайского края подписано Соглашение о передаче органам местного самоуправления Кашинского сельсовета Алейского района Алтайского края осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения.
Согласно данному Соглашению администрация Алейского района Алтайского края передает администрации Кашинского сельсовета Алтайского края на срок с 01.01.2022 по 31.12.2022 осуществление части полномочий по вопросам: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечения безопасности дорожного движения на них, за исключением обустройства пешеходных переходов, расположенных вблизи образовательных учреждений, с учетом требований «ГОСТ Р 52589-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», а также создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление очистки от снежных заносов в зимний период, текущий ремонт и содержание дорог местного значения в границах населенных пунктах, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Для исполнения передаваемых полномочий из бюджета района бюджету поселения предоставляются межбюджетные трансферты.
Поскольку в ходе судебного разбирательства было установлено, что на период с 01.01.2022 по 31.12.2022 заключено Соглашение от 29.12.2021, которым администрация Алейского района Алтайского края передала администрации Кашинского сельсовета Алейского района Алтайского края осуществление части полномочий по вопросам дорожной деятельности, за исключением обустройства пешеходных переходов, расположенных вблизи образовательных учреждений, с учетом требований «ГОСТ Р 52289-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», то суд считает необходимым возложить обязанность по установке вблизи МКОУ «Кабаковская СОШ», расположенной по адресу: ул.Кабаковская, 2Б, с.Кабаково, Алейский район, Алтайский край, светофора типа Т.7, пешеходного ограждения, искусственной дорожной неровности, вблизи МБДОУ «Кашинский детский сад», расположенного по адресу: ул.Октябрьская, 54, с.Кашино, Алейский район, Алтайский край, светофора типа Т.7, искусственной дорожной неровности, на администрацию Алейского района Алтайского края.
С учетом фактических обстоятельств дела, того что отсутствие пешеходного ограждения, искусственной дорожной неровности и светофора типа Т.7 вблизи образовательных учреждений ставит под угрозу безопасность неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, суд полагает возможным установить срок для исполнения решения суда административному ответчику до 1 июня 2022 года.
Руководствуясь ст. 175-180, 226 - 228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административные исковые требования Алейского межрайонного прокурора Алтайского края удовлетворить.
Признать бездействие администрации Кашинского сельсовета Алейского района Алтайского края, выразившееся в непринятии действенных мер по установке светофора типа Т.7, пешеходного ограждения, искусственной дорожной неровности вблизи МКОУ «Кабаковска СОШ», расположенной по адресу: ул.Кабаковская, 2Б, с.Кабакова, Алейский район, Алтайский край; по установке светофора типа Т.7, искусственной дорожной неровности вблизи МБДОУ «Кашинский детский сад», расположенного по адресу: ул.Октябрьская, 54, с.Кашино, Алейский район, Алтайский край, незаконным.
Обязать администрацию Алейского района Алтайского края в срок до 1 июня 2022 года установить вблизи МКОУ «Кабаковская СОШ», расположенной по адресу: ул.Кабаковская, 2Б, с.Кабаково, Алейский район, Алтайский край, светофор типа Т.7, пешеходное ограждение, искусственную дорожную неровность, вблизи МБДОУ «Кашинский детский сад», расположенного по адресу: ул.Октябрьская, 54, с.Кашино, Алейский район, Алтайский край, светофор типа Т.7, искусственную дорожную неровность, согласно требованиям ГОСТа Р 52289-2019 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств».
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Алейский городской суд Алтайского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Н.В.Брендина