ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-11/2022 от 18.04.2022 Рубцовского городского суда (Алтайский край)

Дело № 2а-11/2022

22RS0011-02-2021-001236-41

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Рубцовск 18 апреля 2022 года

Рубцовский городской суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Максимец Е.А.,

при секретаре Гулидовой А.В.,

рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению Центрального банка Российской Федерации (Банк России) в лице Отделения по Алтайскому краю Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации (Отделение Барнаул) к кредитному потребительскому кооперативу «ИНВЕСТОР» и Хлыстунову А.В., Хлыстунову С.В., Еремину А.А., Ляпкину А.В., Попову Н.М., Никулину В.А., Марченко Н.К., Фролову В.В., Ляпкиной Н.А., Голубевой Т.Я., Ошарову А.П., Мухину А.В., Жабиной А.С., Пономаревой М.В., Пономаревой А.А. о ликвидации юридического лица и возложении на учредителей кооператива обязанности по осуществлению ликвидации кооператива,

УСТАНОВИЛ:

Центральный банк Российской Федерации (Банк России) в лице Отделения по Алтайскому краю Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации (Отделение Барнаул) обратился в суд к кредитному потребительскому кооперативу «ИНВЕСТОР» (далее по тексту - КПК «ИНВЕСТОР») и Хлыстунову А.В., Хлыстунову С.В., Еремину А.А., Ляпкину А.В., Попову Н.М., Никулину В.А., Марченко Н.К., Фролову В.В., Ляпкиной Н.А., Голубевой Т.Я., Ошарову А.П., Мухину А.В., Жабиной А.С., Пономаревой М.В., Пономаревой А.А. с административными иском о ликвидации юридического лица, в котором административный истец просит принять решение о ликвидации кредитного потребительского кооператива «ИНВЕСТОР» возложить на Хлыстунова А.В,, Хлыстунова С.В,, Еремина А.А., Ляпкина А.В., Попова Н.М., Никулина В.А., Марченко Н.К., Фролова В.В., Ляпкину Н.А., Голубеву Т.Я,, Ошарова А.П., Мухина А.В., Жабину А.С., Пономареву М.В., Пономареву А.А. обязанность по осуществлению ликвидации кредитного потребительского кооператива в шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.

В обоснование заявленных требований административный истец ссылается на то, что в силу закона является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за некредитными финансовыми организациями и (или) сфере их деятельности в соответствии с федеральными законами. К некредитным финансовым организациям относятся, в том числе, кредитные потребительские кооперативы.

Частью 1 статьи 5 Федерального закона от 18 июля 2009 года № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» установлено, что регулирование отношений в сфере кредитной кооперации осуществляется Банком России.

КПК «ИНВЕСТОР» является кредитным потребительским кооперативом, основным видом деятельности которого согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц (далее по тексту - ЕГРЮЛ) является «Деятельность по предоставлению потребительского кредита». Сведения о КПК «ИНВЕСТОР» включены Банком России в государственный реестр кредитных потребительских кооперативов, в силу чего КПК «ИНВЕСТОР» относится к числу субъектов, в отношении которых Банк России осуществляет регулирование, контроль и надзор.

КПК «ИНВЕСТОР» как кредитный потребительский кооператив обязан исполнять требования Закона о кредитной кооперации.

Согласно части 1 статьи 35 Закона о кредитной кооперации кредитные кооперативы, за исключением кредитных кооперативов второго уровня, вступают в саморегулируемую организацию в сфере финансового рынка, объединяющую кредитные кооперативы, в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 223-ФЗ "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка" и принятыми в соответствии с ним нормативными актами Банка России, в течение девяноста дней, следующих за днем наступления одного из следующих событий:

1) получение некоммерческой организацией статуса саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы, при отсутствии до указанного дня саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы (для кредитных кооперативов, созданных на день получения некоммерческой организацией статуса саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы);

2) прекращение своего членства в саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы (при наличии саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы);

3) создание кредитного кооператива (при наличии саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы).

Единый реестр саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, государственный реестр кредитных потребительских кооперативов размещены на официальном сайте Банка России (www.cbr.ru) - далее по тексту - сайт Банка России).

Согласно данным государственного реестра кредитных потребительских кооперативов (разделы «Финансовые рынки/Надзор за участниками финансовых рынков/Микрофинансирование/Субъекты микрофинансирования» сайта Банка России), КПК «ИНВЕСТОР» исключен из числа членов саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы - Ассоциации «Саморегулируемая организация кредитных потребительских кооперативов «Кооперативные финансы» 20 августа 2020 года. Предельный срок для исполнения требований части 1 статьи 35 Закона о кредитной кооперации о вступлении в саморегулируемую организацию – 18 ноября 2020 года.

На основании мониторинга государственного реестра кредитных потребительских кооперативов, единого реестра саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка (разделы «Финансовые рынки/Надзор за участниками финансовых рынков/Саморегулируемые организации» сайта Банка России), официальных сайтов в сети Интернет саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, объединяющих кредитные кооперативы, установлено, что КПК «ИНВЕСТОР» по состоянию на 31 декабря 2020 года не является членом ни одной из саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы, о чем Центральным Банком России 31 декабря 2020 года составлен акт № ВН-6-16-2-1/44164, что свидетельствует о нарушении КПК «ИНВЕСТОР» требований части 1 статьи 35 Закона о кредитной кооперации, части 1 статьи 8 Федерального закона № 223-ФЗ, устанавливающих, что членство финансовой организации в саморегулируемой организации, вид которой соответствует виду деятельности, осуществляемому такой финансовой организацией, является обязательным в случае наличия саморегулируемой организации соответствующего вида.

На основании пункта 8.2 части 2, пункта 6 части 3 статьи 5 Закона о кредитной организации Банк России дает кредитным кооперативам предписания, обязательные для исполнения, а также запрашивает у них документы, необходимые для решения вопросов, находящихся в компетенции Банка России. Предписания и запросы Банка России направляются посредством почтовой, факсимильной связи либо посредством вручения адресату или в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, в порядке, установленном Банком России. При направлении предписаний и запросов Банка России в форме электронных документов данные предписания и запросы считаются полученными по истечении одного рабочего дня со дня их направления адресату в порядке, установленном Банком России, при условии, что Банк России получил подтверждение получения указанных предписаний и запросов в установленном им порядке.

Указанный порядок установлен Указанием Банка России от 03.11.2017 № 4600-У «О порядке взаимодействия Банка России с кредитными организациями, некредитными финансовыми организациями и другими участниками информационного обмена при использовании ими информационных ресурсов Банка России, в том числе личного кабинета» (далее - Указание № 4600-У), согласно которому взаимодействие Банка России с некредитными финансовыми организациями осуществляется посредством использования информационных ресурсов, размещенных на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в том числе путем предоставления этим лицам доступа к личному кабинету.

Пунктом 4.1 Указания № 4600-У установлено, что Банк России направляет участнику информационного обмена электронные документы (информацию), в том числе требования (предписания) Банка России, запросы Банка России и ответы на запросы участника информационного обмена путем размещения в личном кабинете.

Электронный документ Банка России считается полученным поднадзорной организацией и другим участником информационного обмена, получившим доступ к личному кабинету в соответствии с Указанием № 4600-У, по истечении 24 часов с момента размещения электронного документа в личном кабинете.

В случае, если момент получения участником информационного обмена электронного документа Банка России выпадает на нерабочий день, то электронный документ Банка России считается полученным до 18 часов 00 минут по московскому времени первого рабочего дня, следующего за нерабочим днем.

В адрес КПК «ИНВЕСТОР» Банком России через личный кабинет направлены предписания банка России об устранении нарушений законодательства Российской Федерации:

- от 29.07.2020 №Т6-16/20248 в связи с нарушением требований подпункта 1.13 пункта 1 Указания банка России от 28.12.2015 №3916-У «О числовых значениях и порядке расчета финансовых нормативов кредитных потребительских кооперативов» в части несоблюдения на 31.05.2020 порядка расчета финансового норматива соотношения активов кредитного кооператива, включающего в себя денежные средства, средства, размещенные в государственные и муниципальные ценные бумаги, задолженность по сумме основного долга, образовавшуюся в связи с предоставлением займов кредитным кооперативам, и общего размера денежных средств, привлеченных кредитным кооперативом (ФН7);

- от 10.11.2020 №Т6-16/31351 в связи с нарушением требований пункта 6 части 3 статьи 5 Федерального закона №190-ФЗ в части непредставления документов (информации) в соответствии с запросом Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации от 15.09.2020 №Т6-16/25245.

Вышеуказанные предписания банка России Кооперативом не исполнены.

По факту невыполнения КПК «ИНВЕСТОР» указанных предписаний Банка России Банком России Сибирским главным управлением Центрального банка Российской Федерации составлен акт от 31.12.2020 № ВН-6-16-2-1/44163 о неисполнении запросов Банка России, что свидетельствует о допущении КПК «ИНВЕСТОР» предписаний об устранении нарушений законодательства Российской Федерации.

При этом, в адрес КПК «ИНВЕСТОР» банком России через личный кабинет участника информационного обмена направлялись письма от 01.09.2020 №Т6-16/23657, от 07.12.2020 №Т6-16/3458 – уведомления о неисполнении предписаний Банка России.

Таким образом, КПК «ИНВЕСТОР» не выполнены предписания банка России, что является нарушением требований пункта 8.2 части 2, пункта 6 части 3 статьи 5 Закона о кредитной кооперации.

В соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 5 Закона о кредитной кооперации Банк России вправе обратиться в суд с исковым заявлением о ликвидации кредитного потребительского кооператива в случаях, предусмотренных Законом о кредитной кооперации.

Как следует из пункта 9 части 3 статьи 5 Закона о кредитной кооперации, в отношении кредитных кооперативов Банк России вправе обращаться в суд с заявлением о ликвидации кредитного кооператива в случаях:

а) неисполнения кредитным кооперативом предписания об устранении
выявленных нарушений в установленный Банком России срок;

б) осуществления кредитным кооперативом деятельности,
запрещенной Законом о кредитной кооперации;

в) неоднократного нарушения кредитным кооперативом Закона о
кредитной кооперации, других федеральных законов, нормативных
правовых актов Российской Федерации и нормативных актов Банка России;

г) нарушения установленного Федеральным законом от 13 июля 2015
года № 223-ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового
рынка» требования об обязательном членстве в саморегулируемой
организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные
кооперативы;

д) неоднократного нарушения в течение одного года кредитным кооперативом требований, предусмотренных статьей 6, статьей 7 (за исключением пункта 3), статьями 7.3 и 7.5 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", и (или) неоднократного нарушения в течение одного года требований нормативных актов Банка России, изданных в соответствии с указанным Федеральным законом;

Подпунктами 2, 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что юридическое лицо ликвидируется по решению суда: - по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией; - по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

Согласно пункту 4 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 13.08.2004 № 84 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации» по основаниям, указанным в пункте 21 статьи 61 ГК РФ, может быть ликвидировано лишь действующее юридическое лицо.

КПК «ИНВЕСТОР» является действующим юридическим лицом, что подтверждается сведениями из ЕГРЮЛ и единого федерального реестра юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности (Федресурса), письмом Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №12 по Алтайскому краю от 23.12.2020 и может быть ликвидирован по основаниям, указанным в подпунктах 2-3 пункта 3 статьи 61 ГК РФ.

В соответствии с пунктом 5 статьи 61 ГК РФ решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.

Согласно данным ЕГРЮЛ, учредителями КПК «ИНВЕСТОР» являются: Хлыстунов А.В., Хлыстунов С.В,, Еремин А.А., Ляпкин А.В., Попов Н.М., Никулин В.А., Марченко Н.К., Фролов В.В,, Ляпкина Н.А., Голубева Т.Я,, Ошаров А.П., Мухин А.В., Жабина А.С., Пономарева М.В,, Пономарева А.А..

В связи с тем, что имеются установленные подпунктами «в», «г» пункта 9 части 3 статьи 5 Закона о кредитной кооперации основания, выразившиеся в неоднократном нарушении КПК «ИНВЕСТОР» Закона о кредитной кооперации, а также в нарушении установленного Федеральным законом № 223-ФЗ требования об обязательном членстве в саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы, Банк России имеет право на обращение в суд с заявлением о ликвидации кредитного потребительского кооператива.

Нарушение КПК «ИНВЕСТОР» требований части 1 статьи 35 Закона о кредитной кооперации №190-ФЗ, части 1 статьи 8 Федерального закона № 223-ФЗ, выразившиеся в неисполнении предписаний банка России, на протяжении длительного периода времени делает невозможным эффективное осуществление надзора за деятельностью КПК «ИНВЕСТОР», что, в целом, препятствует реализации Банком России возложенных на него функций по контролю и надзору за деятельностью некредитных финансовых организаций и, в частности, кредитных потребительских кооперативов, а также создает реальную угрозу нарушения прав третьих лиц - потребителей финансовых услуг. Допущенные нарушения в существенной мере способствуют реализации на базе кооператива недобросовестных практик и создает реальную угрозу нарушения прав и законных интересов граждан (участников, пайщиков – потребителей финансовых услуг), то есть носят грубый характер. Грубый характер нарушений обусловлен также невозможностью их устранения (недопущения впредь в условиях продолжения Кооперативом своей деятельности, без его ликвидации), поскольку вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют о невозможности либо отсутствии у Кооператива намерений вести деятельность в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Нарушение Кооперативом требований пункта 8.2 части 2, пункта 6 части 3 статьи 5 Федерального закона №190-ФЗ, выразившееся в неисполнении предписаний Банка России, является неоднократным в пределах 2020 года.

При этом, Кооператив реально осуществляет деятельность на рынке финансовых услуг, что подтверждается проведением банком России мероприятия визуального контроля (акт от 29.09.2020 ), в ходе которого установлено, что по адресу места нахождения Кооператива в офисе осуществляется работа с клиентами, получена информация о готовности Кооператива принимать денежные средства.

Согласно пункту 1 части 3 статьи 1 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации (далее - КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном КАС РФ, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, а также о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра.

Подпунктом 1 пункта 3 статьи 50 ГК РФ установлено, что в организационно-правовых формах потребительских кооперативов, к которым относятся, в том числе жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные потребительские кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, могут создаваться юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о кредитной кооперации кредитный кооператив является некоммерческой организацией. Согласно пункту 2 статьи 123.1 ГК РФ некоммерческие корпоративные организации создаются в организационно-правовых формах потребительских кооперативов.

Таким образом, системное толкование указанных норм свидетельствует об отнесении дел о ликвидации кредитных потребительских кооперативов к подведомственности судов общей юрисдикции и рассмотрении их в порядке, предусмотренном КАС РФ.

Определением от *** производство по делу в части административных исковых требований к Попову Н.М., Никулину В.А., Еремину А.А., Хлыстунову С.В. прекращено .

Представитель административного истца - Центрального банка Российской Федерации в лице Отделения по Алтайскому краю Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации (Отделение Барнаул), будучи своевременно уведомленным о времени и месте рассмотрения административного дела, что подтверждается сведениями с официального сайта Почты России, в судебное заседание не явился, письменно обратился в суд с заявлением о рассмотрении дела в отсутствие представителя Банка в связи с территориальной отдаленностью суда.

Административные ответчики Хлыстунов А.В., Ляпкин А.В., Никулин В.А., Марченко Н.К., Фролов В.В., Голубева Т.Я., Ошаров А.П., Мухин А.В., Жабина А.С., будучи своевременно уведомленными о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли.

Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц в соответствии с ч.2 ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В судебном заседании представитель административных ответчиков Ошарова А.П., Марченко Н.К., Ляпкиной Н.А. - Латкина Е.В., административный ответчик Ляпкина Н.А., против удовлетворения административных исковых требований возражали, указывая о выходе из членов кооператива.

Административные ответчики Пономарева А.А., Пономарева М.В. в судебном заседании против удовлетворения административных исковых требований возражали, указывая на то, что они членами кооператива никогда не являлись.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 262 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о ликвидации некоммерческой организации может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанной организации.

В соответствии с положениями статьи 1 Федерального закона от 18 июля 2009 года № 190-ФЗ «О кредитной кооперации», указанный Федеральный закон определяет правовые, экономические и организационные основы создания и деятельности кредитных потребительских кооперативов различных видов и уровней, союзов (ассоциаций) и иных объединений кредитных потребительских кооперативов.

При этом в силу указанного Федерального закона (статья 1), кредитный потребительский кооператив есть добровольное объединение физических и (или) юридических лиц на основе членства и по территориальному, профессиональному и (или) иному принципу в целях удовлетворения финансовых потребностей членов кредитного кооператива (пайщиков).

В соответствии со статьей 3 указанного Федерального закона, кредитный кооператив является некоммерческой организацией, деятельность которого состоит в организации финансовой взаимопомощи членов кредитного кооператива (пайщиков) посредством: 1) объединения паенакоплений (паев) и привлечения денежных средств членов кредитного кооператива (пайщиков) и иных денежных средств в порядке, определенном настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и уставом кредитного кооператива; 2) размещения указанных в пункте 1 настоящей части денежных средств путем предоставления займов членам кредитного кооператива (пайщикам) для удовлетворения их финансовых потребностей.

Правовыми основами создания и деятельности кредитных кооперативов являются Гражданский кодекс Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации и нормативные акты Центрального банка Российской Федерации (далее - Банк России), регулирующие отношения с участием кредитных кооперативов (статья 2 Федерального закона «О кредитной кооперации»).

Как следует из материалов дела, а так же установлено вступившим *** в законную силу решением Рубцовского городского суда от *** по делу по иску Ошарова А.П., Марченко Н.К., Ляпкиной Н.А. к Кредитному потребительскому кооперативу «Инвестор» об исключении из реестра членов кредитного потребительского кооператива, об исключении сведений из единого государственного реестра юридических лиц, *** в Едином государственном реестре юридических лиц Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Алтайскому краю в Едином государственном реестре юридических лиц зарегистрирован Кредитный потребительский кооператив граждан «Инвестор», сокращенное наименование КПКГ «Инвестор», учредителями которого, в том числе, указаны Хлыстунов А.В., Хлыстунов С.В., Еремин А.А., Ляпкин А.В., Попов Н.М., Никулин В.А., Марченко Н.К., Фролов В.В., Ляпкина Н.А., Ошаров А.П., Мухин А.В.

Из представленных в материалы дела доказательств усматривается, что для государственной регистрации при создании КПКГ «Инвестор» в Межрайонную ИФНС № 12 по Алтайскому краю представлены: заявление Хлыстунова А.В. о государственной регистрации юридического лица при создании – КПКГ «Инвестор», удостоверенное нотариусом ***, протокол от *** общего собрания учредителей КПКГ «Инвестор», квитанция об оплате государственной пошлины, Устав КПКГ «Инвестор».

Согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности КПК «ИНВЕСТОР» является «Деятельность по предоставлению потребительского кредита», код ОКВЭД 64.92.1., указанные выше административные ответчики являются учредителями кооператива.

При обращении в регистрирующий орган заявление и приложенные к нему документы соответствовали требованиям статьи 12 Федерального закона от 08 августа 2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", заявление подано и подписано лицом, которое наделено полномочиями на его подписание и подачу протоколом от *** общего собрания учредителей КПКГ «Инвестор».

*** в регистрирующий орган Хлыстуновым А.В. представлено заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, удостоверенное нотариусом ***, протокол от *** общего собрания учредителей КПКГ «Инвестор», Устав КПКГ «Инвестор» в новой редакции. Из представленных документов установлено, что из состава учредителей КПКГ «Инвестор» был исключен Д.Г., принята в состав учредителей КПКГ «Инвестор» Жабина А.С.

*** в ЕГРЮЛ внесены записи об изменении наименования ответчика КПК «Инвестор», юридическом адресе.

В соответствие с положениями статьи 76.1 Федерального закона от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» лица, осуществляющие деятельность в качестве кредитных потребительских кооперативов признаются некредитными финансовыми организациями в соответствии с настоящим Федеральным законом, при этом Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за некредитными финансовыми организациями и (или) сфере их деятельности в соответствии с федеральными законами.

При этом в силу пункта 9.1 статьи 4, статей 76.1, 76.5 Федерального закона от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций в соответствии с федеральными законами, является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за некредитными финансовыми организациями и (или) сфере их деятельности в соответствии с федеральными законами, проводит проверки деятельности некредитных финансовых организаций, направляет некредитным финансовым организациям обязательные для исполнения предписания, а также применяет к некредитным финансовым организациям предусмотренные федеральными законами иные меры, устанавливает обязательные для некредитных финансовых организаций сроки и порядок составления и представления отчетности, а также другой информации, предусмотренной федеральными законами.

На основании пункта 8 части 2 статьи 5 Федерального закона «О кредитной кооперации», Банк России, в том числе обращается в суд с заявлением о ликвидации кредитного кооператива в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 10 Федерального закона «О кредитной кооперации» кредитный кооператив может быть ликвидирован - по решению общего собрания членов кредитного кооператива (пайщиков); - по решению суда по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Согласно пункта 4 части 3 статьи 1 Федерального закона «О кредитной кооперации» кредитный кооператив второго уровня - кредитный кооператив, членами которого являются исключительно кредитные кооперативы.

В соответствии с частью 1 статьи 35 Федерального закона «О кредитной кооперации», кредитные кооперативы, за исключением кредитных кооперативов второго уровня, вступают в саморегулируемую организацию в сфере финансового рынка, объединяющую кредитные кооперативы, в порядке, предусмотренном Федеральным законом от *** N 223-ФЗ "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка" и принятыми в соответствии с ним нормативными актами Банка России, в течение девяноста дней, следующих за днем наступления одного из следующих событий:

1) получение некоммерческой организацией статуса саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы, при отсутствии до указанного дня саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы (для кредитных кооперативов, созданных на день получения некоммерческой организацией статуса саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы);

2) прекращение своего членства в саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы (при наличии саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы);

3) создание кредитного кооператива (при наличии саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы).

Как следует из материалов административного дела, 20 августа 2020 года КПК «ИНВЕСТОР» был исключен из саморегулируемой организации в сфере финансового рынка - ассоциации «Саморегулируемая организация кредитных потребительских кооперативов «Кооперативные финансы» и до настоящего времени ни в одну из саморегулируемых организаций не вступил, не являясь при этом кредитным кооперативом второго уровня, что подтверждается результатами поиска КПК «ИНВЕСТОР» с ИНН 2209039123 в списке членов саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, находящихся в Едином реестре саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, а также выпиской из государственного реестра кредитных потребительских кооперативов.

В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка», членство финансовой организации в саморегулируемой организации, вид которой соответствует виду деятельности, осуществляемому такой финансовой организацией, является обязательным в случае наличия саморегулируемой организации соответствующего вида.

В силу положений статьи 5 Федерального закона «О кредитной кооперации» одним из оснований для обращения Банка России в суд с требованием о ликвидации кредитного кооператива является нарушение установленного Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 223-ФЗ "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка" требования об обязательном членстве в саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы.

Таким образом, учитывая, что в настоящее время КПК «ИНВЕСТОР» исключен из членов саморегулируемой организации, в которой состоял до 20 августа 2020 года и в течение установленного законом срока не вступил в члены другой саморегулируемой организации, что в силу закона является обязательным требованием к кредитным потребительским кооперативам, суд находит законным требование административного истца о ликвидации КПК «ИНВЕСТОР».

Кроме того, в силу положений статьи 5 Федерального закона «О кредитной кооперации» Банк России дает кредитным кооперативам предписания, обязательные для исполнения, а также запрашивает у них документы, необходимые для решения вопросов, находящихся в компетенции Банка России. Предписания и запросы Банка России направляются посредством почтовой, факсимильной связи либо посредством вручения адресату или в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, в порядке, установленном Банком России. При направлении предписаний и запросов Банка России в форме электронных документов данные предписания и запросы считаются полученными по истечении одного рабочего дня со дня их направления адресату в порядке, установленном Банком России, при условии, что Банк России получил подтверждение получения указанных предписаний и запросов в установленном им порядке. При этом в отношении кредитных кооперативов Банк России вправе:

1) запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности кредитного кооператива у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и у иных органов государственного контроля и надзора;

2) запрашивать и получать у кредитного кооператива учредительные документы, внутренние нормативные документы и иные документы, принятые общим собранием членов кредитного кооператива (пайщиков) и иными органами кредитного кооператива;

3) запрашивать и получать у кредитного кооператива бухгалтерскую (финансовую) отчетность в порядке, установленном Банком России;

4) проводить проверки соблюдения установленных финансовых нормативов и соответствия деятельности кредитного кооператива настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам, нормативным правовым актам Российской Федерации и нормативным актам Банка России в порядке, установленном Банком России;

6) направлять кредитным кооперативам, а также их саморегулируемым организациям предписания, обязательные для исполнения, а также запрашивать у них документы, необходимые для решения вопросов, находящихся в компетенции Банка России. Предписания и запросы Банка России направляются посредством почтовой, факсимильной связи либо посредством вручения адресату или в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном Банком России. При направлении предписаний и запросов Банка России в форме электронных документов данные предписания и запросы считаются полученными по истечении одного рабочего дня со дня их направления адресату в порядке, установленном Банком России, при условии, что Банк России получил подтверждение получения указанных предписаний и запросов в установленном им порядке;

7) предписанием ввести ограничения деятельности кредитного кооператива, в том числе ограничить кредитному кооперативу полностью или частично осуществление привлечения денежных средств, прием новых членов, выдачу займов и проведение иных операций, а также требовать замены лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа, в случае:

а) неоднократного нарушения в течение одного года кредитным кооперативом требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных актов Банка России;

б) однократного неисполнения или ненадлежащего исполнения предписания Банка России, а также однократного воспрепятствования проведению проверки деятельности кредитного кооператива;

8) направлять своих представителей на общее собрание членов кредитного кооператива (пайщиков);

9) обращаться в суд с заявлением о ликвидации кредитного кооператива в случаях:

а) неисполнения кредитным кооперативом предписания об устранении выявленных нарушений в установленный Банком России срок;

б) осуществления кредитным кооперативом деятельности, запрещенной настоящим Федеральным законом;

в) неоднократного нарушения кредитным кооперативом настоящего Федерального закона, других федеральных законов, нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных актов Банка России (кроме случаев, предусмотренных подпунктами "г" и "д" настоящего пункта);

г) нарушения установленного Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 223-ФЗ "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка" требования об обязательном членстве в саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы;

д) неоднократного нарушения в течение одного года кредитным кооперативом требований, предусмотренных статьей 6, статьей 7 (за исключением пункта 3), статьями 7.3 и 7.5 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", и (или) неоднократного нарушения в течение одного года требований нормативных актов Банка России, изданных в соответствии с указанным Федеральным законом;

10) осуществлять иные права, предусмотренные федеральными законами.

Указанием Банка России от 03 ноября 2017 года № 600-У «О порядке взаимодействия Банка России с кредитными организациями, некредитными финансовыми организациями и другими участниками информационного обмена при использовании ими информационных ресурсов Банка России, в том числе личного кабинета» установлено, что взаимодействие Банка России с некредитными финансовыми организациями осуществляется посредством использования информационных ресурсов, размещенных на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в том числе путем предоставления этим лицам доступа к личному кабинету.

Согласно пункту 4.1 данного Указания, Банк России направляет участнику информационного обмена электронные документы (информацию), в том числе требования (предписания) Банка России, запросы Банка России и ответы на запросы участника информационного обмена путем размещения в личном кабинете.

Как следует из материалов административного дела, в адрес КПК «ИНВЕСТОР» Банком России через личный кабинет были направлены предписания:

- от 29.07.2020 №Т6-16/20248 в связи с нарушением требований подпункта 1.13 пункта 1 Указания банка России от 28.12.2015 №3916-У «О числовых значениях и порядке расчета финансовых нормативов кредитных потребительских кооперативов» в части несоблюдения на 31.05.2020 порядка расчета финансового норматива соотношения активов кредитного кооператива, включающего в себя денежные средства, средства, размещенные в государственные и муниципальные ценные бумаги, задолженность по сумме основного долга, образовавшуюся в связи с предоставлением займов кредитным кооперативам, и общего размера денежных средств, привлеченных кредитным кооперативом (ФН7);

- от 10.11.2020 №Т6-16/31351 в связи с нарушением требований пункта 6 части 3 статьи 5 Федерального закона №190-ФЗ в части непредставления документов (информации) в соответствии с запросом Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации от 15.09.2020 №Т6-16/25245.

Вышеуказанные предписания банка России Кооперативом не исполнены.

По факту невыполнения КПК «ИНВЕСТОР» указанных предписаний Банка России Банком России Сибирским главным управлением Центрального банка Российской Федерации составлен акт от 31.12.2020 № ВН-6-16-2-1/44163 о неисполнении запросов Банка России, что свидетельствует о допущении КПК «ИНВЕСТОР» предписаний об устранении нарушений законодательства Российской Федерации.

При этом, в адрес КПК «ИНВЕСТОР» банком России через личный кабинет участника информационного обмена направлялись письма от 01.09.2020 №Т6-16/23657, от 07.12.2020 №Т6-16/3458 – уведомления о неисполнении предписаний Банка России.

В пункте 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года N 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, являющихся юридическими лицами» разъяснено о том, что судам следует проверять причины, по которым объединение граждан не устранило выявленные нарушения законодательства. В частности, предприняло ли такое объединение граждан все возможные действия для устранения названных нарушений, имели ли место объективные обстоятельства, препятствовавшие их устранению, устранены ли выявленные нарушения до принятия судебного решения.

В судебном заседание не установлено, что административным ответчиком были предприняты исчерпывающие меры для соблюдения законодательства, регулирующего порядок сдачи обязательной отчетности, как и не установлены какие-либо объективные причины, по которым административный ответчик не мог устранить выявленные нарушения в установленный в предписаниях Банка срок, также суду не представлены доказательства того, что выявленные нарушения административным ответчиком устранены до судебного заседания. Административным ответчиком доказательств объективной невозможности устранить указанные нарушения законодательства суду не представлено.

Таким образом, учитывая, что КПК «ИНВЕСТОР» неоднократно не исполнены запросы Банка России, в том числе после дополнительного напоминания, и не исполнены запросы до настоящего времени, КПК «ИНВЕСТОР» не вступило в члены какой-либо саморегулируемой организации, что препятствует надлежащему контролю и надзору за деятельностью кооператива, и создает реальную угрозу нарушения прав третьих лиц, непосредственных потребителей финансовых услуг, требование административного истца подлежит удовлетворению, КПК «ИНВЕСТОР» - ликвидации.

В соответствии с частью 5 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица. Неисполнение решения суда является основанием для осуществления ликвидации юридического лица арбитражным управляющим (пункт 5 статьи 62) за счет имущества юридического лица. При недостаточности у юридического лица средств на расходы, необходимые для его ликвидации, эти расходы возлагаются на учредителей (участников) юридического лица солидарно (пункт 2 статьи 62).

Как следует из Устава КПК «ИНВЕСТОР», ликвидация кооператива и удовлетворение требований его кредиторов осуществляются в порядке, определенном федеральными законами (пункт 13.2.).

В силу статьи 1 Федерального закона от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей есть акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно статьей 4 указанного Федерального закона, в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы.

В силу положений статьи 5 указанного Федерального закона, в едином государственном реестре юридических лиц в том числе содержатся сведения об учредителях (участниках) юридического лица.

Как следует из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, по состоянию на 20 января 2021 года учредителями КПК «ИНВЕСТОР» являются физические лица: Хлыстунов А.В., Хлыстунов С.В., Ляпкин А.В., Попов Н.М., Никулин В.А., Марченко Н.К., Фролов В.В., Ляпкина Н.А., Голубева Т.Я., Ошаров А.П., Мухин А.В., Жабина А.С., Еремин А.А., Пономарева М.В., Пономарева А.А.

Доказательств того, что иные лица в настоящее время не являются учредителями КПК «ИНВЕСТОР», административными ответчиками Хлыстуновым А.В., Ляпкиным А.В., Фроловым В.В., Голубевой Т.Я., Мухиным А.В., Жабиной А.С., Ереминым А.А., Пономаревой М.В., Пономарева А.А. не представлено.

Доказательств оспаривания сведений, внесенных в Единый государственный реестр юридических лиц об учредителях кооператива и о признании записей недействительными, не представлено, следовательно, ссылки Пономаревой М.В., Пономарева А.А. в судебном заседании, что они не являются учредителями кооператива, являются несостоятельными.

Для государственной регистрации ликвидации юридического лица необходимо прохождение процедуры ликвидации юридического лица в соответствии с требованиями статей 62-64 Гражданского кодекса Российской Федерации. В настоящее время комплекс необходимых действий, связанных с ликвидацией кооператива, не произведен, ввиду чего суд и приходит к выводу о необходимости возложения обязанности по исполнению процедуры ликвидации на учредителей КПК «ИНВЕСТОР», тем более что в силу части 2 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации именно на учредителей юридического лица солидарно возлагаются расходы, необходимые для ликвидации юридического лица при их недостаточности у последнего.

Суд не находит оснований для удовлетворения требований Банка и в части возложения обязанности по ликвидации кооператива на его учредителей Ошарова А.П., Марченко Н.К., Ляпкину Н.А. по следующим основаниям.

Согласно части 2 статьи 30 Конституции Российской Федерации никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.

Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях по вопросам реализации гражданами права на объединение неоднократно обращал внимание на добровольный характер участия в объединениях, а также на то, что содержание конституционного права граждан на объединение включает право граждан беспрепятственно выходить из объединений (постановления от 3 марта 2004 года N 5-П, от 15 декабря 2004 года N 18-П, от 9 ноября 2009 года N 16-П и от 8 апреля 2014 года N 10-П).

Право на выход из объединения вытекает из закрепленных Гражданским кодексом основных начал гражданского законодательства, в которых нашел свое выражение присущий гражданским правоотношениям принцип диспозитивности, в силу которого граждане приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе (статья 1), участвуют в гражданских отношениях на основе автономии воли и имущественной самостоятельности (статья 2), по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права (статья 9). Отмеченное означает, что осуществление права на выход из объединения в случаях, допускаемых законом, происходит посредством свободного волеизъявления управомоченного лица, не зависит от решений органов управления и действий объединения, выступающего самостоятельным субъектом гражданско-правовых отношений - юридическим лицом, которое согласно пункту 1 статьи 48 ГК Российской Федерации является организацией, имеющей обособленное имущество, отвечающей им по своим обязательствам, способной от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Гражданский кодекс Российской Федерации, определяя, что потребительские кооперативы, к числу которых относятся кредитные кооперативы (пункт 3 статьи 50), являются корпоративными юридическими лицами (корпорациями) (пункт 1 статьи 65.1), устанавливает правило, согласно которому в связи с участием в корпоративной организации ее участники приобретают корпоративные (членские) права и обязанности в отношении созданного ими юридического лица (пункт 2 статьи 65.1). Одной из обязанностей членов кредитного потребительского кооператива, в том числе участвовавших в его создании, является обязанность по осуществлению ликвидации юридического лица, установленная оспариваемой нормой. Такое правовое регулирование, возлагающее на участников (членов) корпоративного юридического лица обязанности осуществить его ликвидацию, а также солидарно нести расходы, связанные с ликвидацией юридического лица в случае недостаточности для этих целей имущества самого юридического лица, служит достижению основной цели ликвидации любого юридического лица - завершению его деятельности и удовлетворению требований кредиторов - и направлено на защиту прав и интересов всех участников гражданского оборота.

В соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2009 года N 190-ФЗ "О кредитной кооперации" кредитный потребительский кооператив - добровольное объединение физических и (или) юридических лиц на основе членства и по территориальному, профессиональному и (или) иному принципу в целях удовлетворения финансовых потребностей членов кредитного кооператива (пайщиков) (пункт 2 части 3 статьи 1); кредитный кооператив осуществляет свою деятельность на основе в том числе принципа добровольности вступления в кредитный кооператив и свободы выхода из него независимо от согласия других членов кредитного кооператива (пайщиков) (пункт 3 части 3 статьи 3); при прекращении членства в кредитном кооперативе в реестр членов кредитного кооператива (пайщиков) вносится соответствующая запись (часть 2 статьи 12); заявление о выходе из кредитного кооператива подается в письменной форме в правление кредитного кооператива; порядок выхода из кредитного кооператива определяется уставом кредитного кооператива и внутренними нормативными документами кредитного кооператива; выход из кредитного кооператива оформляется путем внесения соответствующей записи в реестр членов кредитного кооператива (пайщиков) (часть 2 статьи 14).

В указанном внутреннем локальном акте организации, исходя из содержания взаимосвязанных положений Федерального закона "О кредитной кооперации", должны отражаться сведения об актуальном - т.е. с учетом, в частности, состоявшегося в соответствии с законом волеизъявления участника корпорации о выходе из корпоративной организации - персональном составе членов кредитного кооператива (глава 3 "Членство в кредитном кооперативе" Федерального закона "О кредитной кооперации").

Как следует из вступившего в законную силу решения Рубцовского городского суда Алтайского края от 09 августа 2021 года, административный ответчик Ошаров А.П. исключен из членов кооператива ***, о чем имеется запись в Реестре членов КПК «ИНВЕСТОР». Административные ответчики Марченко Н.К. и Ляпкина Н.А. *** обратились в КПК «ИНВЕСТОР» с заявлениями о выходе из членов кооператива, вышеназванным решением на КПК «ИНВЕСТОР» судом возложена обязанность внести запись в Реестр членов КПК «ИНВЕСТОР» об исключении из членов кредитного кооператива Ляпкину Н.А. и Марченко Н.К..

Согласно правовой позиции, определенной Конституционным Судом Российской Федерации в своем Определении № 2371-О от 10 ноября 2016 года, после выхода из состава членов кредитного потребительского кооператива вышедший участник, в том числе выступавший его учредителем, разрывает корпоративную связь с юридическим лицом и не может обременяться несением дополнительных обязанностей, связанных с его дальнейшей деятельностью, в частности обязанностей по осуществлению ликвидации организации и возмещению соответствующих расходов. Обратное означало бы умаление права на добровольный выход из объединения, несовместимое с положениями статьи 30 Конституции Российской Федерации. Пункт 5 статьи 61 ГК Российской Федерации, будучи общей нормой, применимой как к унитарным, так и к корпоративным юридическим лицам и, соответственно, - к учредителям унитарных и участникам (членам) корпоративных организаций, в системе действующего правового регулирования не предполагает возложения обязанности по осуществлению ликвидации корпоративного юридического лица на его учредителей, которые не являются его членами, и не препятствует осуществлению права на выход из кооператива.

Другими учредителями КПК «ИНВЕСТОР» доказательств выхода из членов кооператива суду не представлено.

Таким образом, с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, учитывая, что административные ответчики Ошаров А.П., Марченко Н.К., Ляпкина Н.А. членами КПК «ИНВЕСТОР» не являются, на них не может быть возложена обязанность по ликвидации кооператива, ввиду чего заявленные административные исковые требования Банка к указанным лицам удовлетворению не подлежат.

При установлении срока для исполнения решения суда и осуществления административными ответчиками процедуры ликвидации КПК «ИНВЕСТОР», суд учитывает, что для прохождения процедуры ликвидации кооператива необходимо длительное время, в течение которого необходимо организовать собрание учредителей, разрешить вопрос о создании ликвидационной комиссии, принять меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, уведомить кредиторов о ликвидации кооператива, провести обязательную оценку рыночной стоимости имущества кооператива, составить и утвердить промежуточный ликвидационный баланс со сведениями о составе имущества, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, выплатить денежные средства кредиторам кооператива, составить и утвердить ликвидационный баланс, произвести другие предусмотренные законом действия, что, несомненно, требует длительного времени.

Согласно статье 187 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований. Учитывая, что действующим законодательством срок для ликвидации по решению суда кредитного кооператива не определен, и устанавливается судом с учетом характера заявленных требований, суд считает возможным установить учредителям КПК «ИНВЕСТОР» шестимесячный срок для ликвидации кооператива, исчисляющийся с момента вступления решения суда в законную силу, что позволит осуществить контроль за процедурой ликвидации кооператива.

На основании изложенного и, руководствуясь статьями 175-180, 293 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Центрального банка Российской Федерации (Банк России) в лице Отделения по Алтайскому краю Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации (Отделение Барнаул) к кредитному потребительскому кооперативу «ИНВЕСТОР» и Хлыстунову А.В., Хлыстунову С.В., Еремину А.А., Ляпкину А.В., Попову Н.М., Никулину В.А., Марченко Н.К., Фролову В.В., Ляпкиной Н.А., Голубевой Т.Я., Ошарову А.П., Мухину А.В., Жабиной А.С., Пономаревой М.В., Пономаревой А.А. о ликвидации юридического лица и возложении обязанности по осуществлению ликвидации кооператива, удовлетворить частично.

Ликвидировать КРЕДИТНЫЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ КООПЕРАТИВ «ИНВЕСТОР

Возложить на учредителей КПК «ИНВЕСТОР» Хлыстунова А.В,, Ляпкина А.В., Фролова В.В., Голубеву Т.Я,, Мухина А.В., Жабину А.С., Пономареву М.В., Пономареву А.А. обязанность в шестимесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу произвести все необходимые действия, связанные с ликвидацией кооператива.

Административные исковые требования в части возложения обязанности по ликвидации кооператива на Марченко Н.К., Ляпкину Н.А., Ошарова А.П., оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Рубцовский городской суд Алтайского края в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья Е.А. Максимец