КОПИЯ
Решение
именем Российской Федерации
28 января 2022 г. г. Наро-Фоминск
Наро-Фоминский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего Дерепко С.С., при секретаре судебного заседания Бирулиной Н.П., с участием административного истца Кима А.В., представителей административных ответчиков ФИО1 и ФИО2, а также представителя заинтересованного лица ФИО6, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело № 2а-11/2022 по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части 31134 майора ФИО3 об оспаривании действий начальника Филиала № Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по <адрес> и <адрес>» (далее – Филиал №), связанных с отказом в согласовании проекта приказа командира войсковой части 23626 о выплате денежной компенсации вместо предоставления дополнительных суток отдыха,
установил:
Ким обратился в военный суд с административным исковым заявлением, оспорив действия начальника Филиала №, связанные с отказом в согласовании проекта приказа командира воинской части о выплате денежной компенсации вместо 474 дополнительных суток отдыха за привлечение к исполнению обязанностей военной службы без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени в период нахождения в служебной командировке с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в составе воинского контингента миротворческих сил Российской Федерации в Приднестровском регионе Республики Молдова (далее - ВК МС РФ в ПР РМ). Обосновывая заявленные требования, Ким указал, что в обозначенный период он участвовал в миротворческой операции по поддержанию международного мира и безопасности, в связи с чем на основании приказов уполномоченного должностного лица ежедневно выполнял соответствующие задачи в должности начальника связи-начальника отделения связи штаба ВК МС РФ в ПР РМ и привлекался согласно п. 14 Перечня, утвержденного приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, к исполнению обязанностей военной службы без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени. По окончании командировки ему были выданы выписки из названных приказов и справки, подтверждающие право на предоставление 474 дополнительных суток отдыха, которые он по прибытию к постоянному месту службы в войсковую часть 31134 предъявил командованию вместе с рапортом и иными сопутствующими сведениями для выплаты денежной компенсации вместо предоставления дополнительных суток отдыха. После положительного решения командира полка по данному обращению необходимые документы поступили в Филиал №, где уполномоченный сотрудник, оформив лист разногласий, отказал в согласовании проекта приказа по мотиву неполноты представленных сведений. При таких обстоятельствах, считая оспариваемые действия незаконными, а свои права нарушенными, Ким потребовал их восстановления в судебном порядке путем возложения на начальника Филиала № обязанностей по согласованию проекта приказа командира войсковой части 23626 о выплате денежной компенсации вместо предоставления дополнительных суток отдыха в количестве 474 суток за исполнение обязанностей военной службы без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за время нахождения в служебной командировке в ВК МС РФ в ПР РМ, представленного ДД.ММ.ГГГГ вместе с подтверждающими документами из войсковой части 31134.
В судебном заседании административный истец настаивал на удовлетворении своего заявления, а в объяснениях дополнительно указал, что, вопреки мнению финансистов военного ведомства, представленных им и командованием документов было вполне достаточно для согласования соответствующего проекта приказа. При этом мероприятия в рамках операции по поддержанию международного мира и безопасности в Приднестровском регионе Республики Молдова, как это установило уполномоченное должностное лицо, проводились непрерывно и постоянно, независимо от дня недели и времени суток. Его участие в миротворческой деятельности соответствует требованиям п. 14 соответствующего Перечня, поэтому привлечение к исполнению обязанностей военной службы без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени в течение всего указанного в приказах времени, совпадающего с периодом командировки, гарантирует ему право на выплату оспариваемой компенсации за 474 дня неиспользованных выходных. Относительно характера и объема выполняемых задач Ким пояснил, что принимал участие в конкретных мероприятиях миротворческой деятельности, однако ввиду большого количества личного состава и масштабов решаемых вопросов они не нашли своего отражения в приказах старшего военного начальника группировки. В обоснование причин пропуска срока обращения с административным иском в суд Ким указал, что узнав о нарушении прав ДД.ММ.ГГГГ, он первоначально подавал заявление 24 сентября того же года, которое вследствие допущенного нарушения – его неподписания было возвращено; повторно он обратился в суд с административным иском уже ДД.ММ.ГГГГ, так как до этого времени дважды направлялся в длительные командировки, в том числе за пределы Российской Федерации.
Представители административных ответчиков ФИО1 и ФИО2, каждый в отдельности, просили отказать в удовлетворении административного иска в силу его необоснованности, а в объяснениях указали, что их доверитель не является надлежащим ответчиком, так как самолично оспариваемых действий не совершал, тем более, что отказ в согласовании проекта приказа был адресован командованию войсковой части 31134, о потому напрямую права заявителя не нарушает. Кроме того, своевременное устранение кадровым органом воинской части выявленных в проекте приказа и представленных документах несоответствий требованиям закона позволяло оперативно исключить возникшие разногласия, однако действий по исправлению замечаний уполномоченный командир не предпринял. Одновременно с этим по существу административного иска представители заявили, что причиной несогласования проекта приказа явилось то, что в представленных в финансовый орган документах: не указана информация о периодах (времени) фактического выполнения Кимом задач в условиях вооруженного конфликта с обязательным указанием в них необходимости, которые в соответствии с нормами международного права являются миротворческой операцией; отсутствуют приказы с указанием периодов фактического привлечения Кима к мероприятиям, проводившимся без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени (за каждое конкретное мероприятие). При таких обстоятельствах, сославшись на нормы закона, регулирующие спорные правоотношения, ФИО1 и ФИО2 настаивали на законности и обоснованности оспариваемых действий.
Представитель заинтересованного лица – командира войсковой части 31134 Островская требования административного истца поддержала и заявила, что, по мнению командования, все условия для выплаты Киму оспариваемой компенсации соблюдены. Также Островская подтвердила, что заявитель обращался к командованию полка с рапортом и документами об установлении причитающейся выплаты, а после поступления в Филиал № соответствующих материалов и отказа в согласовании проекта приказа он ДД.ММ.ГГГГ был ознакомлен с этим результатом.
Заслушав явившихся участников судопроизводства, а также изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Так, статьей 219 КАС РФ установлено, что административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов. Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено данным кодексом. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Приведенные законоположения закрепляют обязанность суда при решении вопроса о пропуске срока обращения в суд в порядке гл. 22 КАС РФ выяснять причины такого пропуска.
В соответствии с частями 8 и 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела в порядке гл. 22 КАС РФ суд выясняет обстоятельства, указанные в ч.ч. 9 и 10 данной статьи, в полном объеме, в том числе как соблюдение истцом сроков обращения в суд, так и нарушение его прав, свобод и законных интересов, соответствие оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, наличие полномочий и оснований для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) и соблюдение порядка принятия такого решения, совершения действия (бездействия).
Задачами административного судопроизводства являются защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений (п.п. 2 и 4 ст. 3 КАС РФ).
Из объяснений административного истца, представителя войсковой части 31134 и исследованных судом сопроводительных документов установлено, что о нарушенном праве в результате оспариваемых действий заявителю стало известно не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно отметке на почтовом отправлении административный иск был сдан заявителем в организацию почтовой связи для отправки в суд 10 ноября того же года.
На основании приказов командира войсковой части 31134 от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№ и от ДД.ММ.ГГГГ№ Ким откомандировывался для участия в учениях: с 22 июля по ДД.ММ.ГГГГ – в <адрес> Республики Беларусь, а с 16 по ДД.ММ.ГГГГ – в <адрес>, то есть в указанные периоды находился на значительном удалении от своего места жительства и места нахождения суда.
Таким образом, в целях реализации права заявителя на судебную защиту причины пропуска им срока подачи административного искового заявления следует признать уважительными, восстановить пропущенный процессуальный срок и для проверки законности оспариваемых действий разрешить данное административное дело по существу.
В соответствии со статьями 1 и 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность; дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе об оспаривании действий должностных лиц, рассматриваются и разрешаются судами по правилам административного судопроизводства.
По смыслу статей 38 и 124 КАС РФ под административным ответчиком понимается лицо, к которому предъявлено требование по спору, возникающему из административных или иных публичных правоотношений, либо в отношении которого административный истец, осуществляющий контрольные или иные публичные функции, обратился в суд. К числу административных ответчиков могут быть отнесены должностные лица, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями. При этом административное исковое заявление может содержать требования о признании незаконным полностью или в части совершенного административным ответчиком действия, а также об обязанности административного ответчика совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца.
Правилами согласования сотрудниками управлений (отделов) финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по субъектам Российской Федерации и их структурных подразделений проектов приказов (по строевой части) командиров воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденными высшими должностными лицами Министерства обороны Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, определено, что право проверки оснований для производства отдельной выплаты военнослужащему, а также правоустанавливающих документов с целью согласования путем визирования проекта приказа либо его возвращения без реализации в случае выявления несоответствий требованиям закона предоставлено уполномоченному сотруднику территориального финансового органа; ответственность за соблюдение требований этих правил в указанной части возложена на руководителя названного органа.
Согласно копии договора на обслуживание №, а также выпискам из приказов от ДД.ММ.ГГГГ№ и от ДД.ММ.ГГГГ№-лс Филиал № осуществляет финансово-экономическое обеспечение войсковой части 31134, а ведущий бухгалтер ФИО7 от имени и по поручению начальника этого филиала назначена выполняющей работы по проверке и согласованию проектов приказов, в том числе командира войсковой части 23626 по выплатам денежного довольствия военнослужащим войсковой части 31134.
Из существа разрешаемого административного иска усматривается, что начальником Филиала №, по мнению заявителя, созданы препятствия к осуществлению его прав на компенсационную выплату, для производства которой требуется согласование сотрудника территориального финансового органа, возглавляемого административным ответчиком; поэтому требование об обязанности совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав адресованы именно начальнику Филиала №.
Таким образом, поскольку по установленному порядку сотрудник финансового органа ФИО4 уполномочена начальником Филиала № разрешать вопросы, связанные с согласованием проектов приказов командира войсковой части 23626 о производстве военнослужащим выплат, и ответственность за соблюдение требований правил, то есть за действия подчиненной ФИО4 возложена на начальника Филиала №, то суд приходит к выводу, что административное исковое заявление подано к надлежащему должностному лицу, которое должно отвечать по заявленным требованиям, и оснований для замены административного ответчика не имеется.
Следовательно, суждения административного ответчика и его представителей об обратном суд находит ошибочными, а потому отвергает.
На основании телеграммы начальника главного штаба Сухопутных войск №ДСП/1-4 от ДД.ММ.ГГГГ, выписки из приказа командира войсковой части 31134 от ДД.ММ.ГГГГ№ и командировочного удостоверения № Ким с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а всего на 367 дней командирован в состав ВК МС РФ в ПР РМ для участия в деятельности по поддержанию международного мира и безопасности в Приднестровском регионе Республики Молдова.
Соответствующими телеграммами, а также выписками из приказов уполномоченного воинского начальника от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№ и от ДД.ММ.ГГГГ№ подтверждается, что срок названной командировки Кима последовательно продлевался до ДД.ММ.ГГГГ.
В выписках из приказов старшего военного начальника ВК МС РФ в ПР РМ от ДД.ММ.ГГГГ№-СВ, от ДД.ММ.ГГГГ№-СВ и от ДД.ММ.ГГГГ№-СВ определено, что в связи с продолжением операции по поддержанию международного мира и безопасности в Приднестровском регионе Республики Молдова, которая проводится бессрочно и до урегулирования вооруженного конфликта, в силу её непрерывности, а также круглосуточного и ежедневного характера выполняемых задач, в 2019-2021 годах, то есть с 1 января по ДД.ММ.ГГГГ, с 1 января по ДД.ММ.ГГГГ и с 1 января по ДД.ММ.ГГГГ ввиду имеющейся необходимости участие военнослужащих группировки в этой операции следует проводить без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени.
Согласно выпискам из приказов старшего военного начальника ВК МС РФ в ПР РМ от ДД.ММ.ГГГГ№ и от ДД.ММ.ГГГГ№ Ким с ДД.ММ.ГГГГ полагается прибывшим в служебную командировку, зачисленным в списки личного состава и все виды довольствия и приступившим к исполнению обязанностей начальника связи-начальника отделения связи штаба группировки, а с ДД.ММ.ГГГГ – исключенным из списков личного состава; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он же признан участвовавшим в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности.
Согласно выписке из приказа старшего военного начальника ВК МС РФ в ПР РМ от ДД.ММ.ГГГГ№-СВ Ким привлечен к участию в миротворческой деятельности по выполнению задач на территории вооруженного конфликта в составе названного контингента без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени в период с 18 по ДД.ММ.ГГГГ.
На основании выписок из приказов старшего военного начальника ВК МС РФ в ПР РМ от ДД.ММ.ГГГГ№-СВ, от ДД.ММ.ГГГГ№-СВ, от ДД.ММ.ГГГГ№-СВ, от ДД.ММ.ГГГГ№-СВ, от ДД.ММ.ГГГГ№-СВ, от ДД.ММ.ГГГГ№-СВ, от ДД.ММ.ГГГГ№-СВ, от ДД.ММ.ГГГГ№-СВ, от ДД.ММ.ГГГГ№-СВ, от ДД.ММ.ГГГГ№-СВ, от ДД.ММ.ГГГГ№-СВ, от ДД.ММ.ГГГГ№-СВ, от ДД.ММ.ГГГГ№-СВ, от ДД.ММ.ГГГГ№-СВ, от ДД.ММ.ГГГГ№-СВ, от ДД.ММ.ГГГГ№-СВ, от ДД.ММ.ГГГГ№-СВ, от ДД.ММ.ГГГГ№-СВ, от ДД.ММ.ГГГГ№-СВ, от ДД.ММ.ГГГГ№-СВ, от ДД.ММ.ГГГГ№-СВ, от ДД.ММ.ГГГГ№-СВ, от ДД.ММ.ГГГГ№-СВ, от ДД.ММ.ГГГГ№-СВ и от ДД.ММ.ГГГГ№-СВ на территории вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова, соответственно, в 2019 году в следующие периоды: с 1 по 30 апреля, с 1 по 31 мая, с 1 по 30 июня, с 1 по 31 июля, с 1 по 31 августа, с 1 по 30 сентября, с 1 по 31 октября, с 1 по 30 ноября, с 1 по 31 декабря; в 2020 году в следующие периоды: с 1 по 31 января, с 1 по 29 февраля, с 1 по 31 марта, с 1 по 30 апреля, с 1 по 31 мая, с 1 по 30 июня, с 1 по 31 июля, с 1 по 31 августа, с 1 по 30 сентября, с 1 по 31 октября, с 1 по 30 ноября, с 1 по 31 декабря; в 2021 году в следующие периоды: с 1 по 31 января, с 1 по 28 февраля и с 1 по 29 марта определено:
- продолжить участие всего личного состава группировки в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности и в её рамках в проводимой операции по поддержанию международного мира и безопасности;
- во время участия в указанных мероприятиях всем военнослужащим, исходя из должностного предназначения, ежедневно выполнять задачи операции (участвовать в указанных мероприятиях): демонстрация присутствия военной силы в кризисном районе, наблюдение, размещение, проверка несения службы на совместных миротворческих постах и КПП; организация ротации личного состава на совместных постах, ведение переговоров, патрулирование, участие в разминировании, блокирование населенных пунктов, изъятие у населения оружия, задержание нарушителей порядка, пресечение массовых беспорядков;
- с учетом бессрочного, ежедневного и круглосуточного характера миротворческой операции, в связи с её непрерывностью признать необходимым проведение указанных мероприятий без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени;
- привлечь к участию в такой деятельности, а также к выполнению задач на территории, отнесенной к зоне вооруженного конфликта, без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени Кима;
- всех военнослужащих группировки, привлеченных в соответствии с упомянутыми приказами к участию в названной миротворческой деятельности, и фактически ежемесячно в ней участвовавших, считать фактически участвовавшими в деятельности по подержанию или восстановлению международного мира и безопасности (фактически участвовавшими в проводимой военной операции по поддержанию международного мира и безопасности) в Приднестровском регионе Республики Молдова; фактически выполнявшими задачи (фактически участвовавшими в мероприятиях) военной операции по поддержанию международного мира и безопасности на территории, отнесенной к зоне вооруженного конфликта; фактически участвовавшими в указанные периоды в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности (в проводимой операции по поддержанию международного мира и безопасности) без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени;
- в названные периоды военнослужащие выполняли задачи проводимой операции по поддержанию международного мира и безопасности, указанные в упомянутых приказах, ежедневно и в полном объеме, выходные дни в обозначенные выше периоды им не предоставлялись.
Из приказа старшего военного начальника ВК МС РФ в ПР РМ от ДД.ММ.ГГГГ№-СВ, а также справки № усматривается, что Ким в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ участвовал в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности на территории, отнесенной к зоне вооруженного конфликта, в составе соответствующего воинского контингента; ежедневно, в течение всего указанного периода участвовал на основании межгосударственного соглашения в миротворческой операции в Приднестровском регионе Республики Молдова, выполняя задачи в рамках этой миссии и фактически исполняя обязанности военной службы без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, всего в течение 712 суток, а значит по основному месту службы имеет право на дополнительные 474 суток отдыха, которые во время командировки ему не предоставлялись, либо вместо них – на денежную компенсацию.
Содержание приведенных выше документов указывает на то, что со дня прибытия административного истца в распоряжение старшего военного начальника ВК МС РФ в ПР РМ названным должностным лицом ежемесячно издавались приказы о его привлечении к участию в мероприятиях, проводимых без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, в соответствии с которыми длительность названных мероприятий составила 712 суток, что фактически является полным периодом командировки заявителя.
Справкой № подтверждается, что Ким за период нахождения в служебной командировке с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в довольствующем органе – войсковой части 13962 денежной компенсацией вместо предоставления дополнительных суток отдыха не обеспечивался.
На основании выписки из приказа командира войсковой части 31134 от ДД.ММ.ГГГГ№ и отметок в командировочном удостоверении № Ким полагается прибывшим из служебной командировки.
Как это следует из рапорта от ДД.ММ.ГГГГ, проекта приказа и сопроводительного письма №, административный истец, обратившись к командиру войсковой части 31134, просил выплатить ему денежную компенсацию вместо предоставления 474 дополнительных суток отдыха, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ в Филиал № для согласования и последующей реализации направлены проект приказа вышестоящего командира войсковой части 23626 и правоустанавливающие документы.
На основании листа разногласий № (исх. № от ДД.ММ.ГГГГ), подписанного сотрудником Филиал № ФИО4 и уполномоченным должностным лицом войсковой части 31134, согласование упомянутого проекта приказа не представляется возможным, так как в представленных документах не приведена информация о периодах (времени) фактического выполнения Кимом задач в условиях вооруженного конфликта с обязательным указанием в них необходимости, которые в соответствии с нормами международного права являются миротворческой операцией; отсутствуют приказы с указанием периодов фактического привлечения Кима к мероприятиям, проводившимся без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени (за каждое конкретное мероприятие).
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» общая продолжительность еженедельного служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, за исключением случаев, указанных в пункте 3 данной статьи не должна превышать нормальную продолжительность еженедельного рабочего времени, установленную федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Привлечение указанных военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени в иных случаях компенсируется отдыхом соответствующей продолжительности в другие дни недели. При невозможности предоставления указанной компенсации время исполнения обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени суммируется и предоставляется военнослужащим в виде дополнительных суток отдыха, которые могут быть присоединены по желанию указанных военнослужащих к основному отпуску.
Согласно пункту 3 статьи 11 этого же Федерального закона боевое дежурство (боевая служба), учения, походы кораблей и другие мероприятия, перечень которых определяется министром обороны Российской Федерации (руководителем иного федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба), проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени. Дополнительные сутки отдыха, компенсирующего военнослужащим участие в указанных мероприятиях, в счет основного и дополнительных отпусков не засчитываются и предоставляются в порядке и на условиях, которые определяются Положением о порядке прохождения военной службы. Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, участвующим в мероприятиях, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, по их просьбе вместо предоставления дополнительных суток отдыха может выплачиваться денежная компенсация в размере денежного содержания за каждые положенные дополнительные сутки отдыха. Порядок и условия выплаты денежной компенсации устанавливаются руководителем федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
На основании Соглашения о принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова, заключенного ДД.ММ.ГГГГ между Российской Федерацией и Республикой Молдова, с целью реализации мероприятий по полному прекращению огня, а также любых вооруженных действий конфликтующих сторон учреждается Контрольная комиссия, в подчинение которой придаются созданные на добровольной основе воинские контингенты, представляющие стороны, участвующие в выполнении данного Соглашения. Размещение этих контингентов и их использование для обеспечения режима прекращения огня и безопасности в зоне конфликта осуществляется в соответствии с решениями Контрольной комиссии на основе консенсуса.
В пункте 14 Перечня мероприятий, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени военнослужащих, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, определено, что участие в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности относится к мероприятиям, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени. При этом в пункте 2 этого же приказа имеется указание заместителям Министра обороны Российской Федерации, главнокомандующим видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующим войсками военных округов, Северного флота, родами войск Вооруженных Сил Российской Федерации, руководителям центральных органов военного управления, командующим объединениями, командирам соединений и воинских частей, руководителям (начальникам) организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, военным комиссарам осуществлять привлечение военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени на основании приказов соответствующих должностных лиц с обязательным указанием в них необходимости проведения мероприятий без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени.
Согласно пункту 2 приказа Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О порядке и условиях выплаты военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, денежной компенсации вместо предоставления дополнительных суток отдыха» выплата денежной компенсации производится на основании приказов уполномоченных должностных лиц о привлечении военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени с указанием в них необходимости и периода проведения мероприятий.
В соответствии с указаниями Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ дсп и от ДД.ММ.ГГГГ№ дсп старший военный начальник в Приднестровском регионе Республики Молдова наделен полномочиями по изданию приказов (по строевой части) в целях оформления периодов фактического выполнения военнослужащими миротворческого контингента задач при вооруженном конфликте; их привлечения к исполнению обязанностей военной службы без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени с обязательным указанием в них необходимости и периода проведения мероприятий без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени.
Анализ приведенных правовых норм в их взаимосвязи позволяет суду прийти к выводу, что необходимость проведения мероприятий без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени с обоснованием такой необходимости в соответствующем приказе о выплате компенсации является обязательным условием выплаты денежной компенсации.
Более того, по смыслу этих норм сам по себе факт участия военнослужащего в деятельности по поддержанию международного мира и безопасности не может влечь возникновение права на предоставление дополнительных суток отдыха. Для реализации указанного права еще одним важным условием является привлечение военнослужащего в период участия в такой деятельности к исполнению служебных обязанностей без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, факт которого должен подтверждаться приказом соответствующего должностного лица с указанием в нем конкретных мероприятий, а также необходимости и периода их проведения.
Между тем имеющиеся в материалах дела выписки из приказов и справки носят лишь организационно-распорядительный характер, содержат обобщенные указания применительно ко всем военнослужащим группировки и подтверждают фактическое участие Кима в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности (фактическое участие в проводимой военной операции по поддержанию международного мира и безопасности) в Приднестровском регионе Республики Молдова, что при отсутствии указаний на конкретные мероприятия, а также необходимость и периоды их проведения еще не свидетельствует о том, что заявитель при нахождении в служебной командировке в составе ВК МС РФ в ПР РМ в качестве начальника связи-начальника отделения связи штаба привлекался к исполнению служебных обязанностей без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени.
Таким образом, факт участия Кима в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности в отсутствие сведений о его привлечении в период указанных мероприятий к исполнению служебных обязанностей без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, подтвержденных приказами соответствующего должностного лица с указанием в них необходимости и периода проведения этих мероприятий, а также фактического привлечения заявителя к конкретным мероприятиям с указанием времени, не порождает у него возникновение права на дополнительный отдых.
Следовательно, участие административного истца в указанной деятельности не является безусловным основанием для выплаты денежной компенсации вместо предоставления дополнительных суток отдыха по основаниям, установленным Федеральным законом «О статусе военнослужащих».
Поскольку исследованные судом документы ранее являлись предметом проверки в Филиале №, то несогласование сотрудником этого финансового органа проекта приказа о производстве денежной компенсации по мотиву неполноты поступившей информации полностью соответствует требованиям закона, а потому права административного истца не нарушает.
При таких обстоятельствах доводы Кима о том, что имеющихся документов было достаточно для согласования соответствующего проекта приказа, суд находит ошибочным и несостоятельными по приведенным выше основаниям.
В части 2 статьи 227 КАС РФ установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании действий должностного лица, наделенного публичными полномочиями, судом при наличии на то оснований принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых действий незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению, либо об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Таким образом, выяснив при рассмотрении административного дела, что требования актов, устанавливающие полномочия начальника Филиала № на совершение оспариваемых действий соблюдены, суд по результатам соответствующей проверки приходит к убеждению, что оформленный в листе разногласий № отказ в согласовании подготовленного командиром войсковой части 31134 проекта приказа командира войсковой части 23626 о выплате Киму денежной компенсации вместо предоставления 474 дополнительных суток отдыха за период исполнения обязанностей военной службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ во время нахождения в служебной командировке в ВК МС РФ в ПР РМ (исх. №№ от ДД.ММ.ГГГГ) является законным, обоснованным и не нарушающим права заявителя.
Прежде всего поэтому суд полагает возможным административные исковые требования Кима оставить без удовлетворения.
При разрешении вопроса о судебных расходах, состоящих из уплаченной административным истцом государственной пошлины, суд с учетом итогов рассмотрения дела и положений ст. 111 КАС РФ отказывает заявителю в их возмещении.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 и 227 КАС РФ, военный суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления ФИО3 отказать.
В возмещении судебных расходов в сумме 300 рублей Киму А.В. отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во 2-й Западный окружной военный суд через Наро-Фоминский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
«Подпись»